Энциклопедия моды
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАКЕРО

ВАКЕРО (исп.) - в 16 в. в Испании закрытый лиф женского платья на жестком каркасе, с ложными рукавами или без рукавов.

ВАМПУМ

ВАМПУМ - бусы из раковин у индейцев Северной Америки, употребляются как залог, как меновая единица, а также в религиозных обрядах. Комбинации цветных раковин использовались в качестве предметного письма. Аксессуар современной молодежной моды.

ВАМС

ВАМС (нем.) - в 16 в. в Германии мужская одежда, подобная пурпуэну. Вамс спереди был сильно открыт и позволял видеть заложенный в мелкую складку ворот рубашки. Был частью костюма ландскнехтов.

ВАТИН

ВАТИН - вязаное полотно с односторонним или двусторонним начесом. выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например, трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.

ВАФЛИ

ВАФЛИ - ткань, заложенная вручную в виде вафель. Используется для отделки белья, блузок, платьев и т.п.

ВЕЕР

ВЕЕР - слово произошло от глагола «веять» - дуть, обдавать потоком воздуха. Родина веера - Восток, где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства. В Японии в давние времена веер служил символом военной власти и употреблялся генералами при командовании (на таком веере было изображено серебряное восходящее солнце). Бронза, слоновая кость, сандаловое дерево, перламутр, черепаха, серебро и золото служили материалом для японских вееров. Но самыми ценными считались веера из белой пеньковой бумаги с живописью.

В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в. В Испании делают вентароллу в Италии - веера круглой формы и веера, украшенные перьями, - они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи. Вообще в Италии изготавливались веера различной формы: в виде древесного листа, украшенного цветами; складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок - веер, поэтому она была названа «покровительницей вееров». В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции, достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др. С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи. В период Директории в моду входят веера-лилипуты, небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах, а к началу 20 в. исчезает совсем. Последний гвоздь в крышку футляра для веера забил немецкий журнал: «...Нет ничего вреднее для здоровья, чем овевание разгоряченного тела, приводящее к головным болям, жару и смертельному исходу». Дамы решили сохранять свое здоровье - и веер, практически, исчез.

ВЕЛЛИНГТОНЫ

ВЕЛЛИНГТОНЫ (англ.) - высокие кожаные сапоги для верховой езды спереди прикрывают колено (такие сапоги носил герцог Веллингтон, 1769-1852) резиновые сапоги с голенищем ниже колена; сапожки чуть выше щиколотки, на деваются под брюки.

ВЕЛОСИПЕДКИ

ВЕЛОСИПЕДКИ - современная спортивная одежда: укороченные брюки длиной до колена или слегка за колено, из удобного мягкого материала (например трикотажа), могут украшаться широким поясом, шнуровкой по бокам и т.п.

ВЕЛЬВЕТ

ВЕЛЬВЕТ (англ.) - прочная хлопчатобумажная ткань с густым, стойким к истиранию ворсом на лицевой стороне. Используется для шитья мужских курток для декоративных целей и пр.

Вельвет-корд - имеет широкие (около 5 мм) рубчики и высокий ворс.

Вельвет-рубчик - имеет узкие (2-3 мм) рубчики и низкий ворс.

Вельвет фасонный - имеет рисунок, состоящий из комбинации гладкой и ворсованной поверхности.

ВЕЛЬВЕТОН

ВЕЛЬВЕТОН (англ.) - плотная тяжелая хлопчатобумажная ткань с густым приподнятым начесанным ворсом на лицевой стороне. Используется для изготовления спортивных костюмов и т.п.

ВЕЛЮР

ВЕЛЮР - франц. - кожа хромового дубления со снятым лицевым слоем по внешнему виду напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс, что позволяет ее использовать в обувной промышленности и в кожаной галантерее ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким коротким ворсом, - идет на изготовление мужских и женских пальто и т.п.

Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка.

Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко подстриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.

ВЕНЕЦ

ВЕНЕЦ - в 10-13 вв. головной убор русской девушки: обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Иногда украшался, как кокошник, поднизями и ряснами.

ВЕНТАРОЛЛА

ВЕНТАРОЛЛА (исп.) - испанский веер 16 в., изготавливался из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага, ручку делали из слоновой кости или редкого металла. Принадлежность туалета невесты.

ВЕРЖЕТ

ВЕРЖЕТ - франц. - мужская прическа, появившаяся во Франции в середине 18 в. Волосы надо лбом были высоко взбиты.

ВЕРТЮГАЛЬ

ВЕРТЮГАЛЬ - франц. - в 16 в. в Испании юбка на каркасе из металла или тростника, доходящая до самого пола, так как испанкам, согласно этикету, нельзя было показывать ноги. Такая юбка носила название «хранитель добродетели».

ВЕСТА

ВЕСТА - франц. - во второй половине 17 в. во Франции мужская распашная одежда с рукавами, которую надевали на рубашку под жюстокор; как и жюстокор, ее застегивали только до середины груди. В середине 18 в. весту стали делать без рукавов.

ВЕСТИДО

ВЕСТИДО (исп.) - в 16 в. женское платье с очень пышными рукавами и широкой юбкой, коротким тюником, из которого потом образовалась баска.

ВЕСТКОУТ

ВЕСТКОУТ (англ.) - в 17 в. в Англии суконный кафтан, по покрою сходный с французским жюстокором, но его силуэт значительно проще, и боковые фалды в весткоуте не топорщатся, как в жюстокоре.

ВЕСТОН

ВЕСТОН - франц. - в 18 в. укороченная веста без рукавов, со спинкой из полотна, полуприлегающей формы. В первой половине 19 в - часть охотничьего костюма, к середине столетия становится каждодневной одеждой. С брюками и жилетом образует классическую «триаду».

ВИГОНЬ

ВИГОНЬ (франц. < исп.) - пряжа из смеси хлопка с очесами из шерсти викуньи, животного рода лам семейства верблюдовых (Анды), или из смеси хлопчатобумажных отбросов; ткань из такой пряжи.

ВИЗИТКА

ВИЗИТКА (англ., франц.) - деталь английского мужского костюма для утренних и дневных приемов, некогда обязательная форма одежды на официальных приемах: однобортный сюртук с закругленными полами и широкими скругленными фалдами; к нему требовались полосатые серо-черные брюки и цилиндр. В 70 - 80-х годах 19 в. этот элегантный костюм пользовался большой популярностью не только в Англии.

ВИЛЛАЙНЕ

ВИЛЛАЙНЕ - традиционная женская наплечная накидка из шерстяной ткани в клетку у латышей.

ВИСКОЗА

ВИСКОЗА - первое искусственное волокно, завоевавшее коммерческий успех (начало 20 в.). Пользовалось популярностью в Англии, когда стал спадать спрос на креп, столь любимый состоятельными вдовами.

ВИССОН

ВИССОН - в старину драгоценная тонкая пряжа золотистого цвета.

ВИТТА

ВИТТА (лат.) - лента, которой римлянки обвивали голову. Поддерживала прическу, являлась сословным признаком - особы легкого поведения носить ее не могли.

ВИШИ

ВИШИ - франц. - миткаль, хлопчатобумажная парусина в клетку или в полоску; название двухцветного мелкого рисунка этой ткани. Используется для изготовления занавесок, скатертей, для шитья одежды в фольклорном стиле.

ВОДОЛАЗКА

ВОДОЛАЗКА - бытовое название трикотажных свитеров из тонких шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и смешанных пряж, с высоким воротником.

ВОЛАН

ВОЛАН - франц. - неширокая оборка, которая используется для отделки платьев, блузок, нижних юбок.

ВОЛЬТА

ВОЛЬТА - прозрачная, очень тонкая и легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с шелковистым блеском. Идет, в основном, на шитье легких летних женских платьев.

ВОРОТНИК

ВОРОТНИК - деталь одежды, которая - в современном понимании этого слова - отсутствовала на одежде вплоть до средних веков. Лишь в 13 в. в вырезе для головы появилась узкая полоска ткани, которая с течением времени превратилась в воротник-стойку. Воротники костюмов, платьев, пальто и др. изделий могут быть самых разнообразных фасонов.

Воротник а-ля Мария Стюарт - кружевной воротник на проволочном каркасе. Назван в честь шотландской королевы Марии Стюарт (1542-1587).

Воротник а-ля Шиллер - отложной воротник мужских спортивных рубашек 20 в., напоминающий моду времен знаменитого немецкого поэта И. Ф. Шиллера (1759-1805).

Воротник английский - из двух полукружий, стоячий, на каркасе. Появился в 16 в., пришел на смену фрезе. Иногда использовался вместе с фрезой.

Воротник-гольф - высокий мягкий воротник на женских вязаных и сшитых из ткани платьях (то же, что и «свитерный воротник»).

Воротник итонский - мужской отложной крахмальный воротник, широкий круглый отложной воротник на женском платье. Назван по г. Итону, где находится одна из девяти старейших престижных мужских средних школ Англии.

Воротник «отцеубийца», или фатермордер (нем.) - высокий, туго накрахмаленный воротник с отогнутыми концами - неудобный и мучительный. Был популярен в 1804-1825 гг., вернулся в мужскую моду в 1910-1913 гг.

Воротник «Питер Пэн» - плотно прилегающий к шее отложной воротник со скругленными концами. Вошел в моду в Англии после выхода в свет книги Дж. Барри (1904 г.) и постановки одноименной пьесы.

Воротник «поло» - высокий, при необходимости отворачивающийся воротник, плотно прилегающий к шее; деталь одежды для игры в поло (игра в мяч верхом на лошади).

Воротник саксонский - женский воротник эпохи Реформации: жесткий, плотно прилегающий к шее, отделанный золотом.

Воротник французский - округлый, стоячий, на каркасе. Появился во Франции в 16 в., пришел на смену фрезе.

Воротник шалевый - имеет закругленную форму на спине и спереди сходит на нет к первой пуговице. Может быть цельнокроенным вместе с полами или пришивным.

ВОШВА

ВОШВА - название произошло от глагола «вшивать». Так в допетровской Руси называли лоскут аксамита, бархата, тафты, в виде четырехугольника, круга и пр., вышитый золотыми, серебряными, шелковыми нитями, украшенный дробницами, унизанный жемчугом и драгоценными каменьями. Принадлежность некоторых старинных русских одежд, например, летника, рукава которого украшались вошвами.

ВРАКИ

ВРАКИ (новогр.) - один из вариантов традиционного мужского костюма в Греции: черные штаны с широким шагом до колен, и с узкими, обтягивающими ногу ниже колен штанинами; короткий черный жилет, шляпа с полями и головная повязка. См. также Фустанелла.

ВУАЛЬ

ВУАЛЬ - франц. - легкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань, хлопчатобумажная полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки; редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или капрона. Ткань идет в основном на женские платья. сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр. Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа, чадра - на Ближнем Востоке, биссус - у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С 4 в. белая вуаль - символ чистоты - обязательное украшение христианской невесты, черная - означает траур. 14-15 вв. - культ вуалей: женщины прикрепляют их на эннен, мужчины - на шляпы; их душат духами. То исчезая, то появляясь, пережив всплеск в конце 19 - начале 20 вв., когда было модно крепить их к краям шляпки, чтобы прикрыть лицо, они дожили до наших дней, сохранившись в некоторых странах как деталь одежды в нарядах женщин-мусульманок и как ткань в летних нарядах эмансипированных дам.

ВЫШИВАНИЕ

ВЫШИВАНИЕ - один из самых распространенных видов рукоделия: техника украшения изделий различного вида стежками из цветных ниток и металлических нитей. Самая большая мода на вышивку была в период бидермейера. Ни до, ни после не изготавливалось столько салфеточек, вышитых картин, сумочек, подушечек и других «вещичек», как в этот период.

ВЯЗАНИЕ

ВЯЗАНИЕ - способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное. Об истории вязания см. Чулки.

Предыдущая страница Следующая страница