Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛУ"-"КЮР")
КЛУБНЫЙ СТИЛЬ - см. Стиль клубный. |
КЛУМПЯЙ - в западных районах Литвы - то же, что Кломпы. |
КЛЮШИ - франц. - во второй половине 14 в. во Франции высокий язык в обуви. |
КМЕНТ - более грубая ткань, чем батист, такого же вида и применения. Упоминается в Ветхом Завете. |
КОВБОЙКА - клетчатая рубашка, первоначально мужская, в настоящее время, в основном, женская: с длинными рукавами, погончиками на плечах, карманами, на кокетке. Удобная для повседневной носки, она практически не выходит из обихода, особенно в молодежной среде. Хорошо сочетается и с брюками. и с юбкой. |
КОВЕРКОТ (англ.) - плотная ткань саржевого переплетения с характерными мелкими точками на темном фоне. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, штапельный и бумажный коверкот. Идет на шитье весенне-летних пальто, костюмов. |
КОЖА - искусство выделки кожи было известно еще в древние времена. В Древней Греции из нее изготавливали обувь. Уже в 8 в. до н.э. из нее иногда делали перчатки, но в основном кожа шла на меха для перевозки масел и вина. Места стыка кожаных полотен склеивали смолой и дегтем, а концы связывали петлями. Для сохранения специфического вкуса в Греции до сих пор «смолят» вина. Из кожи делались воздуходувные меха, сумки, ремни, стремена, седла, упряжь для лошадей, запряженных в колесницу и т.п. В 18 в. из кожи делали как обувь, так и головные уборы, штаны (см., например, Лосины). С течением времени кожа использовалась все шире; первые автомобилисты и авиаторы были в коже с головы до ног С 70-х гг. 20 в. кожа становится обычным материалом для выходной мужской и женской одежды. |
КОЖУХ - старинная русская одежда, известная со времен Киевской Руси род кафтана, подбитого мехом и украшенного жемчугом и кружевом. Носили его поверх зипуна. На Украине кожухами называли тулуп из овчины, по покрою напоминающий свиту. |
КОЗЛИК - шкурка козлят подсосного возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Меховая шкурка имеет тонкий остевой волос, мягкий, глянцевитый, довольно низкий, с муаровым рисунком или гладкий. Идет на изготовление пальто, жакетов, на воротники, детские пальто, шапки. |
КОЗЫРЬ - высокий стоячий щегольской воротник, закрывавший весь затылок. Его делали из атласа и бархата, украшали золотом и серебром. От него происходит выражение «ходить козырем», т.е. щеголем. Приделывался к кафтану (особенно в 17 в.), к охабню. |
КОЙЛЕК - Койлек (казах.), Койнек (туркм.), Кюйляк (тат.), Куйлак и Куйнак (узб.) традиционное женское платье-рубаха длиной по щиколотку у народов Средней Азии и Поволжья. |
КОЙНЕК - см. Койлек |
КОЙФ (англ.) - в конце 15 - начале 16 вв. полотняный чепчик, который надевали под гейбл. |
КОК (франц., букв. «петух») - в 30-е гг. 19 в. во Франции прическа, в которой короткие, завитые в локоны волосы приподнимали надо лбом как гребень петуха. Эта прическа дополнялась бакенбардами. |
КОКАРДА - франц. - металлический значок установленного образца на форменной фуражке. Первоначально французская кокарда - кружок из стянутой в центре трехцветной ленты. |
КОКЕТКА - франц. - верхняя отрезная часть лифа на мужской и женской одежде. |
КОКИЛЬЕ - франц. - сильно расклешенная сборка, обычно делается из тонких тканей. Используется для отделки платьев, блузок и пр., может располагаться в виде воротника. |
КОКЛЮШКИ - длинные деревянные катушки, с намотанными нитками, с помощью которых кружевница плетет кружево. |
КОКОШНИК - старинный русский женский головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом, стеклярусом, лентами, аппликациями из парчи и бархата. Кокошник имел матерчатое дно, спереди и по бокам украшался поднизями и рясной. |
КОЛБА - в начале 16 в. в Германии мужская прическа: волосы довольно короткие, прямые, концы пышные. |
КОЛЕНКОР - франц. - легкая жесткая гладкокрашенная или отбеленная хлопчатобумажная ткань, лощеная, полотняного переплетения. Исходным материалом служит суровый миткаль. Используется как подкладочная и прокладочная ткань при шитье одежды, в переплетном деле. |
КОЛЕР (лат.) - цвет, окраска. |
КОЛЕТ (франц. < лат.) - в 16 в. в Испании короткая узкая мужская куртка, подбитая ватой и застегнутая на пуговицы, со стоячим воротником, верхняя одежда в виде короткого мундира, обычно из белого сукна, в некоторых европейских армиях; широкий отложной воротник в средневековой одежде. |
КОЛОБИУМ (лат.) - в 8-5 вв. до н.э. в Древнем Риме неширокая туника с короткими рукавами, подпоясанная. |
КОЛПАК - конусообразный головной убор, в частности - старинный головной убор некоторых народов Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к 13 в. Шили колпаки из войлока, из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Верх украшали кисточкой. Клинья по бокам сшивали не до конца что по зволяло поднимать или опускать поля. Колпаки знати были с высокой тульей подшитые черным бархатом, у бедных - отороченные сатином. Колпак фригийский - головной убор конической формы, обычно красного цвета, верх загибался вперед. В античное время его носили фригийцы такие же колпаки были на вольноотпущенниках в Древнем Риме, позднее подобные шапки стали надевать в тюрьмах на бунтарей - этот головной убор стал как бы символом свободы. Именно поэтому во время Французской революции 1789-1794 гг. он был выбран бедняками-санкюлотами в качестве нового, символического, головного убора. Именно этот колпак надела Марианна, ставшая символом Французской республики, на праздновании трехлетия революции, и именно в нем она изображается и поныне на плакатах, открытках, монетах, почтовых марках и т.п. |
КОЛПАК ФРИГИЙСКИЙ - головной убор конической формы, обычно красного цвета, верх загибался вперед. В античное время его носили фригийцы такие же колпаки были на вольноотпущенниках в Древнем Риме, позднее подобные шапки стали надевать в тюрьмах на бунтарей - этот головной убор стал как бы символом свободы. Именно поэтому во время Французской революции 1789-1794 гг. он был выбран бедняками-санкюлотами в качестве нового, символического, головного убора. Именно этот колпак надела Марианна, ставшая символом Французской республики, на праздновании трехлетия революции, и именно в нем она изображается и поныне на плакатах, открытках, монетах, почтовых марках и т.п. |
КОЛПОС (греч.) - с 8 по 2 вв. до н.э. своеобразный напуск на талии, который образовывался при подпоясывании хитона (в женской одежде); часть хитона, спущенная над талией в виде буфа. |
КОЛТЫ - в 15 в. на Руси височные кольца, прикрепленные к женскому головному убору. |
КОЛЬЕ - франц. - ожерелье с драгоценными украшениями, подвесками. |
КОМБИДРЕСС (англ.) - в современной моде комбине, состоящее из топа и трусиков. Элемент женской моды. |
КОМБИНАЦИЯ (лат.) - женская сорочка. |
КОМБИНЕЗОН - франц. - название вошло в современный язык для обозначения спецодежды, а впервые возникло в 70-х гг. 19 в., когда появилось белье состоящее из рубашки и панталон. Вместо этого белья модницы стали носить комбинезон - костюм, в котором верхняя часть одежды соединена с нижней. |
КОМИЛЬФО - франц. - букв. «как следует», то есть соответствующий светским правилам поведения. |
КОНАС (ассир.-греч.) - плащ, являвшийся знаком царского достоинства, окрашивался пурпуром, украшался вышивкой и золотыми пластинками. |
КОНСТРУКТИВНЫЙ СТИЛЬ - см. Стиль конструктивный. |
КОНСТЫ - франц. - в 13-15 вв. украшенные зубцами концы шаперона. |
КОНТУШ - франц. - в 18 в. широкое длинное, неотрезное в талии платье, спадающее на спине широкими складками, которые назывались «складками Ватто». Оно имело ряд разновидностей: могло быть распашным, реже накладным скреплялось на груди с помощью лент. |
КОНФЕДЕРАТКА (польск.) - польская национальная шапочка с четырехугольным верхом. |
КОР-А-БАЛЕЙН - франц. - в 17 в. корсет на косточках с металлическими пластинами, или металлический, обшитый плюшем. Его надевали поверх рубашки. |
КОРАЛЛ - морской полип, живущий в теплых морях; он выделяет известковую массу красного цвета и некоторых других оттенков. Используется для украшений, в старину из кораллов делали четки. |
КОРД - крученая нить из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон для производства шнуров, тканей; ткань из такой нити. |
КОР-ДЕ-КОТТ - франц. - в 17 в. лиф с длинными, широкими вверху рукавами, форма которых была образована с помощью ивовых прутьев. |
КОРДЕЛЬЕР - франц. - украшение 16 в.: длинная цепь, которую носили на поясе, чаще всего золотая. |
КОРДЕРОЙЗ (англ.) - брюки или бриджи из вельвета в рубчик. |
КОРЗНО - старинная русская одежда, заимствованная из Византии: небольшой, прямоугольной или округлой формы плащ, напоминающий античную хламиду, накидывался на левое плечо, а на правом застегивался пряжкой. Одежда знати. |
КОРИМБОС (греч.) - классическая женская прическа в Древней Греции. так называемый «греческий узел»: длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и спускали на лоб так, чтобы между бровями и волосами лоб открывался на ширину двух пальцев. Далее волосы спускали вдоль щек, а на затылке убирали в узел, скрепляли шпильками и узкими ленточками. Часто для волос использовали сетку, или надевали стефану. |
КОРИНФЯНИН (англ. < греч.) - в Англии 18 в. - состоятельный светский человек, увлекающийся спортом, а именно боксом, фехтованием, стрельбой, верховой ездой и т.п.; в поведении и одежде следует последнему крику моды. |
КОРОНА (лат., букв. «венец, венок») - головной убор (венец) из драгоценных металлов с украшениями - символ монархической власти. Первоначально у римлян - лавровый или оливковый венок, которым венчали победителя в состязаниях, военачальника, должностных лиц. В период Римской империи венок превращается в диадему - обруч делался из золота, украшался драгоценными камнями, жемчужинами, - став символом императорской власти. При некоторых монархических режимах существовали также короны для различных групп высшего сословия - разные по величине и форме. |
КОРОСА (исп.) - соломенный плащ у галисийцев в Испании. |
КОРСАЖ - франц. - часть женского платья от шеи до талии; жесткий пояс юбки, или особая широкая тесьма (так называемая корсажная лента) для такого пояса. Корсажная вставка, пьес-д'эстома франц. - в 1620-1635 гг. во Франции съемная вышитая вставка к корсажу, которая внизу заканчивалась мысом. |
КОРСЕТ - франц. - название происходит от французского слова, обозначающего «тело». Это узкий лиф из плотной ткани, который надевали на тело с целью придать фигуре более изящный вид. Прообразом корсета может служить страфион, который носили в Древней Греции. Впервые в Европе корсет появляется в 14 в., когда идеалом красоты становится хрупкая девушка, и, стягивая грудь с помощью корсета, старались это подчеркнуть. Особую роль играл корсет в период распространения испанской моды, с середины 16 до середины 17 вв.: с его помощью старались сделать грудь плоской. Поэтому в корсет вставляли металлические, костяные или деревянные пластины или металлические обручи, превращая его в панцирь. Для достижения осиной талии к корсетам девочек приучали с детства. Современник, живший 300 лет назад при венском дворе, писал: «Едва дети выходят из колыбели, как их начинают гримировать, шнуровать, наряжать и сжимать... Все это делается для того, чтобы приучить их прямо держаться. Так принято во всем мире». Прусская принцесса Вильгельмина пишет в своих воспоминаниях, что корсет изготовленный из железных обручей, она начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нем, зато потом она имела «осиную талию». В это время мужчины тоже пользовались корсетами, чтобы иметь стройную фигуру. Только в середине 17 века, благодаря Франции, в Испании снова возвращается мода на большие декольте и корсет, украшенный кружевом, уже не сплющивает, а подчеркивает грудь. В последующие годы корсеты меняли свой вид и форму в зависимости от того женского силуэта, который был в моде в данный промежуток времени. В середине 17 века во Франции появляются корсеты с китовым усом с их помощью можно было затягивать талию до 40 см; одновременно с помощью корсажа стараются придать груди красивую полукруглую линию. В начале 19 века форма корсета снова меняется с тем, чтобы придать ему естественный контур женского тела. Теперь он представляет собой одеяние, сделанное на китовом усе, со стальными полосами в передней части, состоящее из двух стягивающихся шнурами половинок, с перехватом посредине. В конце 19 века с помощью корсета фигуре придают S-образную линию изгиба. Врачи активно выступали против корсетов, так как усиленные движения (танцы, езда на велосипеде) - при туго стянутом корсете нередко бывали причиной внезапной смерти. Тем не менее, корсет сохранился до наших дней, хотя пользуются им сейчас единицы; он представляет собой особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки, талию и зачастую живот с целью придания фигуре - как женской, так и мужской, - стройности. Кроме того, существует так называемый ортопедический корсет - из кожи, гипса, пластмассы и др. в сочетании с металлическими шинами, - который применяется при искривлениях и травмах позвоночника. |
КОСМЕТИКА - слово означает «приведение в порядок» или «искусство украшать» и происходит от греческого «космет», - так назывались рабыни, умащавшие тело и украшавшие лица своих хозяек. Колыбелью косметики считается Египет, бытовой грим был известен там еще пять тысячелетий назад. Египтяне применяли белила, обводили контур глаз зеленой углекислой медью, пользовались маслами, содержащими ладан, мирру, мускус и розовое масло. В Египте был составлен первый рецепт для окраски седых волос в черный цвет, для этого применялась кровь черных животных. Многие косметические средства обладали и целебными свойствами. Краска для век, например, в Египте применялась в качестве профилактического средства от глазных болезней. Косметика была развита у древних евреев, в Ассирии, Индии, Персии, Аравии, Южной Америке - в этих жарких странах необходимо было пользоваться средствами для смягчения кожи. Крестоносцы занесли в Европу аравийские косметические средства и способ приготовления розовой воды. Из Египта косметика проникла в Грецию, а позднее в Рим. В Древней Греции женщины пользовались белилами (из свинца), румянами (искусственная киноварь) и пудрой, которую изготавливали из ароматных цветов, стертых и порошок. Римляне значительно расширили применение косметики. Около 1 в. н.э. Плиний Старший в книге «Естественная история» описал многие косметические средства римлян: лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, мыло, окрашивающее волосы в рыжий цвет, зубной порошок из измельченного рога и пемзы. Эпоха Возрождения в Италии потребовала развития косметики. Гримирование лица было возведено в ранг искусства, а модный тогда белокурый цвет волос достигался различными способами: их красили с помощью органических и минеральных красителей, обесцвечивали на солнце, разложив на полях специальной шляпы, закрывающей лицо, использовали накладные волосы нужного цвета. Во Франции косметика получила полное признание и стала активно развиваться, особенно в 17 и 18 вв. В 1642 г. Фителье писал, что для туалета элегантной дамы требуется целая лавка косметики - различных притираний, белил румян, сулемы, квасцов, коровьего помета, уксуса, духов, миндального молока и т.п. В 18 в. пудра и румяна стали в Европе неизбежной принадлежностью туалета всех женщин, без различия их общественного положения. Однако, косметика приветствовалась не во всех странах. Так, например, в Англии и Голландии в 17 в. по религиозным причинам было запрещено применять косметические средства, подкрашивать лицо, пользоваться духами. В 1699 г. Британский парламент издал закон, запрещающий применение косметики; наказанием за его нарушение было обвинение в колдовстве и расторжение брака провинившейся особы. В 17 в. в России косметикой увлекались боярыни: сурьмили брови, наносили белила, румянились, даже красили зубы. По словам немецкого путешественника Олеария, русские женщины белились и румянились очень неискусно, накладывая на щеки столько краски, что казалось, будто их размалевали кистью. Они раскрашивали руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, чернили светлые и белили черные брови. Церковь тщетно выступала против этого. Татары, вероятно, больше всех народов, проживающих на территории России, увлекались косметикой. Они красили ресницы, брови, губы, румянились красили хной ногти и т.д. Начиная с 17 в., Франция стала законодательницей моды на косметику, и на протяжении трех столетий ею и оставалась. В настоящее время косметика - предмет внимания фармакологов, физиологов, врачей-косметологов, гримеров и каждой женщины. |
КОСМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - см. Стиль космический. |
КОСОВОРОТКА - традиционная мужская рубаха на Руси; туникообразная, с разрезом с левой стороны ворота; украшалась вышивкой. |
КОСОКЛИННЫЙ САРАФАН - см. Сарафан. |
КОСТЮМ - франц. - в широком смысле - одежда, в узком - единый ансамбль, элементы которого объединены какой-то общей чертой, как то цвет, отделка, фактура материала и пр. |
КОСТЮМ АНГЛИЙСКИЙ - в настоящее время так называется строгий деловой дамский костюм. Сложился к 18 в. в качестве мужского; англичане в это время носили как повседневную одежду костюм для верховой езды, а именно фрак, узкие панталоны, сапоги с отворотами и поверх фрака - редингот. Характерные черты этого костюма - строгость и простота линий покроя, мягкие и спокойные цвета. Английский костюм повлиял на становление общеевропейского мужского костюма. К 80-м гг. 19 в. строгая деловитость этой мужской одежды была подхвачена дамской модой: появились прямая юбка (может быть со складкой), жакет на подкладке, с воротником и лацканами. Шили костюм из плотных тканей спокойных оттенков, обычно в полоску или клетку. Костюм сохранился до наших дней, только шьют его зачастую из легких тканей; носят с разнообразными блузками, даже с топом. |
КОСТЮМ ЗУАВА - одежда, в основном женская, вошедшая в моду после 1831 г. и напоминающая форму зуавов (солдат легкой пехоты во французских колониальных войсках, сформированной в Алжире в 1831 г. из арабов и французов): короткий расшитый жакет, украшенный позументом, - его носили с кринолином. В 20 в. - жакет в сочетании с мешковатыми брюками типа шаровар с широким поясом-шарфом. |
КОСТЮМ ЗУТ - или стильный - костюм, популярный в среде английской молодежи в 50-е гг. 20 в.: пиджак до колен, мешковатые брюки, широкополая шляпа. |
КОСТЮМ ИТОНСКИЙ - школьная форма учащихся Итона (одной из девяти старейших престижных мужских привилегированных средних школ Англии) и некоторых других привилегированных частных школ в Англии итонский пиджак (черный, до пояса, в виде фрака без фалд), черный жилет, галстук, брюки в узкую полоску, белая рубашка, крахмальный воротничок. |
КОСТЮМ ПРЫГУНА - современный мужской и женский комбинезон в обтяжку, напоминающий по покрою костюм парашютиста. |
КОСТЮМ САФАРИ - женский или мужской хлопчатобумажный костюм состоящий из длинного жакета с короткими рукавами и накладными карманами брюк или шортов. Название происходит от сафари - охотничьей экспедиции в Африке. Кроме того, существует еще и платье «сафари». |
КОСТЮМ ТИРОЛЬСКИЙ - традиционная мужская одежда жителей Тироля, часто отождествляется с национальным костюмом Австрии: белая рубаха с отложным воротником, жилет, куртка, шляпа с пером; короткие кожаные штаны, чулки, туфли. Надевают также широкий кожаный расшитый пояс, который можно использовать вместо карманов. |
КОСТЮМ ФАУНТЛЕРОЙ - бархатный костюм для мальчика с кружевным воротником и короткими брючками. Был в моде в конце 19 в. Назван по имени героя романа Ф. Бернет (1849-1924) «Маленький лорд Фаунтлерой». |
КОСТЮМ ШОТЛАНДСКИЙ - традиционный мужской костюм, состоящий из килта, пледа и споррана. |
КОТАРДИ - франц. - в 13-15 вв. во Франции узкая верхняя мужская одежда с застежкой спереди, длиной до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими, широкими или в виде крыльев. На бедрах имел декоративный пояс. |
КОТЕЛОК - мужской головной убор, вошел в моду после 1850 г., когда цилиндр перестал быть обязательной принадлежностью одежды для выхода, - это нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой: поля узкие, ровные жесткая куполообразная тулья, обычно черного, реже серого цвета. Котелок и трость - типичные элементы официальной одежды в лондонском Сити. |
КОТИЛЬОН - франц. - первоначально нижняя юбка. В 1775 г. так стал называться танец, во время исполнения которого были видны нижние юбки. |
КОТТ - франц. - средневековая мужская и женская одежда: верхняя мужская одежда с рукавами или без них; верхняя женская одежда с длинными и узкими рукавами. |
КОТУРНЫ (греч.) - первоначально так назывались высокие закрытые сапоги из мягкой дорогой кожи, и лишь состоятельные люди могли позволить себе их носить. Около 500 г. до н.э. котурны стали делать на толстой подошве, сначала из кожи, позже из пробки. Моду на котурны ввели актеры: с их помощью, особенно играя трагедии, герои казались выше, величественней. Котурны богато украшались, высота подошвы постоянно увеличивалась. Во времена Римской империи подошвы были даже высотой в локоть. Котурны вернулись к нам в 70-х гг. 20 в под названием «платформы». |
КОТЫ - на Руси женская обувь типа полусапожек, с алой суконной оторочкой; мужская верхняя обувь, как то калоши, кенги, надеваемые поверх бахил; поршни или берестяные лапти. |
КОУТ (англ.) - в 17 в. куртка длиной до середины бедра, с рукавами до локтя, иногда с разрезами на спинке и в боковых швах. |
КОХТ - традиционная женская одежда саамов: пестрая юбка на лямках. |
КОШЕЛЕК - в древние времена роль кошельков играли обычные мешочки: из кожи и бархата с золотыми и серебряными украшениями - у людей знатных и состоятельных, из холста - у тех, кто попроще. До 14 в. карманов не существовало, а так как, кроме денег, могли понадобиться и другие вещи, как то ключи, мешочки были довольно больших размеров. В конце 13 в. появились так называемые сарацинские кисеты, привезенные крестоносцами с Востока. Они были украшены серебряными колокольчиками, эмалью, миниатюрными портретами. Когда в 14 в. на одежде появились карманы, увлечение кисетами пошло на убыль но взамен появились небольшие кошельки для хранения круглых монет. С появлением бумажных денег кошельки увеличились в размерах а дамы стали носить ридикюли. Лишь в середине 19 в. получил распространение кошелек, называемый сейчас бумажником. В Европе в первой половине 18 в. (после 1715 г.) пользовалась популярностью мужская прическа «кошелек» в стиле рококо: волосы завивали в локоны или гладко зачесывали назад, связывали черной лентой или прятали в черный мешочек - «кошелек»; волосы пудрили. |
КОШПА - чувашский женский нарядный головной убор: род кожаного кокошника с монетами и подвесками. |
КРАВАТ - франц. - во второй половине 17 в. во Франции мужской галстук, завязывающийся бантом и отделанный кружевом. Со временем концы галстука стали закладывать за борт камзола. |
КРАГИ (голл., букв. «воротник») - первоначально слово обозначало широкий воротник (крагены на шее). Затем так стали называть широкие отвороты у перчаток (в России известны с первой половины 19 в.) и кожаные накладные голенища на крючках, со шнуровкой (в России известны со второй половины 19 в.). Как гетры на шнуровке, были частью военной формы в некоторых армиях. |
КРАМУАЗИ - франц. - в 16 в. во Франции дорогая ткань красного цвета. Одежду из нее могли носить только принцы и принцессы. |
КРАСОТА - на северо-востоке России так назывался венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девичьей воли, который ставился на девичнике перед невестою; ленты она раздавала на память подругам, а лучшую отдавала в церковь. |
КРАШЕНИНЫ - в 10-17 вв. цветные ткани различных оттенков красного сине-голубого, иногда зеленого цветов. |
КРЕП - франц. - общее название тканей с шероховатой, волнистой поверхностью. Выпускаются ткани шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные: крепдешин (китайский креп), креп-жоржет, креп-шифон, креп-сатин, креп-лавабль и др. Раньше так называлась тонкая редкая ткань, предназначаемая для вуалей. В настоящее время ткань используется для шитья нарядных женских платьев и т. п. Кроме того, крепом называется траурная повязка из этой ткани. |
КРЕПИДЫ (греч.) - в 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции сандалии (иногда с задником), состоящие из подошвы с небольшим бортиком, с отверстиями, в которые продевали тонкие ремни; этими ремнями крест-накрест обвязывали ногу до щиколоток. |
КРЕТОН - франц. - плотная жесткая хлопчатобумажная ткань с цветным узором для обивки мебели, драпировок и т.п. |
КРИМПЛЕН - ткань из синтетического волокна, напоминающая натуральные ткани; легко стирается, не мнется. Идет на шитье верхней одежды. В России ткань пользовалась необычайной популярностью в середине 70-х гг. |
КРИНОЛИН (франц., букв. «конский волос + лен») - первоначально жесткая нижняя юбка из конского волоса, изобретенная французским предпринимателем Удино в 30-х гг. 19 в. Двадцать лет спустя название было перенесено на широкую юбку с каркасом (металлическим или из китового уса). |
КРОАТ - , Крават франц. - во второй половине 17 в. во Франции мужской галстук, завязывающийся бантом и отделанный кружевом. Со временем концы галстука стали закладывать за борт камзола. |
КРОЛИК - на меховые изделия идут наиболее ценные меховые породы кроликов: шиншилла, фландр, венский голубой, белый великан, шампань. Из кроличьего меха шьют манто, пальто, шапки, воротники. |
КРОСЕНЦА - название происходит от рус. «кросно» - крестьянский холст. Так в старину назывались домотканые рубашки. |
КРУЖЕВО - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже 15-16 вв. Первое кружево шилось иглой, называлось оно «стежок в воздухе». Этим кружевом отделывались воротники фреза, на которые уходило 10-15 м. кружев. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции, в городе Алансоне, в Брюсселе. Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетенное на коклюшках. Чем сложнее узор, тоньше нитка и шире кружево, тем больше коклюшек требуется для плетения. Например, в Бельгии, случалось, кружевницы плели с помощью 600 коклюшек. В 16 в. кружево было в большой моде и поэтому многие города Франции занимались этим трудным, но выгодным делом; изготавливали брабантское, «малин», шантильи, валансьен, блонду, фламандское и др. кружево. Плелось оно из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево. К концу 16 в. в моду вошел гипюр. Для того, чтобы кружево было тонким, как правило, использовали брабантскую нить. Плели ее маленькие девочки из влажной льняной кудели, так как только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Эту нитку закупали в разных странах для изготовления кружев. В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей; ими отделывали одежды знати. В 18 в. крепостные девушки занимались плетением. Кроме русского, они плели кружева, подобные венецианскому и французским, отличить которые от настоящих было практически невозможно; впоследствии их стали называть «русский валансьен». К началу 19 в. появились кружевные промыслы - в Вологде, Ельце, Рязани, Новгороде, Туле, Вятке и др. городах. В каждом кружеве были свои приемы, по которым можно было определить, где оно было сделано. С отменой крепостного права изготовление кружев резко сократилось, со временем отличительные черты различных промыслов сгладились, стали трудноразличимы. В 1837 г. была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья. С этого времени кружева становятся обычным украшением белья и одежды, а не предметом роскоши, как раньше. Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунками, образуемыми путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, получаемыми за счет плетения нитей. Идет на изготовление нарядных блузок, платьев, используется в качестве отделки. Кружево алансон - шитое иглой кружево с правильным сетчатым фоном, чрезвычайно тонкое и дорогое. Кружево блонда - шелковое плетеное кружево, исполнялось на испанский манер: по шелковой сетке большими матовыми цветами. Шло на мантильи, головные уборы испанок. Название дано ему по его суровому цвету. Кружево брабант - ручное плетеное рельефное кружево, напоминающее гардинный тюль. Кружево брюссельское - одно из самых знаменитых кружев, тонкое, чрезвычайно изящное, шитое иглой; составлялось из фрагментов, скрепленных тонкими связками. Под названием «англетер» контрабандно ввозилось в Англию. Кружево валансьен - стало знаменитым только в 18 в. Прозрачная тонкая правильная ромбическая сетка-фон плелась одновременно с узором, так что рисунок не имел никакой рельефности. Кружево названо по французскому г. Валансьен. Кружево венецианское - шитое иглой кружево, чрезвычайно тонкое и дорогое. Кружево «малин» - тонкое ручное плетеное кружево с четким узором на сетке, напоминающей пчелиные соты. Кружево торшон - машинное кружево - имитация ручных плетеных кружев. Кружево фламандское - кружево, выполненное на тюле, отличалось необыкновенной тонкостью. В г. Бенш изготавливалось кружево на фоне сетки, напоминающей снежинки. Кружево шантильи - черное шелковое плетеное кружево, производстве которого было основано в 18 в. Екатериной де Роган. Названо по французскому г. Шантильи. |
КРУЗЕЛЕР - франц. - женский головной убор, характерный для середины 14 - середины 15 вв.: платок или чепец с многочисленными складками. |
КРУПОН - франц. - часть кожи, полученная при раскрое (крупонировании) тяжелых шкур. Применяется для изготовления кожаных изделий (подошв, ремней и др.), испытывающих большую нагрузку. |
КУАФ - франц. - в 9-14 вв. полотняный чепец, поверх которого женщины надевали головные уборы; в 12 в. также мужской головной убор, тип капюшона с пелериной и длинным хвостом, спускающимся на спину, - его носили в непогоду. |
КУАФЕР - франц. - в старину высококвалифицированный парикмахер. Название появилось в 18 в. во Франции, когда при дворе Марии-Антуанетты была учреждена Академия парикмахерского искусства. |
КУАФЮРА - франц. - в старину прическа, в основном женская. |
КУБЕЛЕК - традиционное женское распашное платье у донских казаков. |
КУВР-ШЕФ - франц. - в средние века и в начале эпохи Возрождения тонкая, обычно белая вуаль на головных уборах знати. В настоящее время расхожее название любого головного убора. |
КУГЕЛЬХАУБЕ (нем.) - в 15 - начале 16 вв. в Германии большой женский головной убор на жесткой основе, состоявший из чепца и капюшона. |
КУЙЛАК - см. Койлек |
КУЙНАК - см. Койлек |
КУЙОНЫ (чешск.) - в 16 в. перчатки из собачьей кожи. |
КУКОЛЬ - капюшон, колпак, пришитый к вороту одежды. Монашеский куколь, или апостольник, - плат, которым монахи покрывают грудь и шею. |
КУКУЛУС - плащ с капюшоном у древних германцев. |
КУЛАХ - традиционный мужской войлочный колпак у народов Передней и Средней Азии. |
КУЛОН - франц. - ювелирное шейное украшение в виде одного или нескольких драгоценных камней на цепочке. |
КУЛТА - то же, что Кеп-такыя. |
КУЛЮТА - то же, что Кеп-такыя. |
КУЛЯХ - традиционный мужской войлочный колпак у народов Передней и Средней Азии. |
КУМАЧ - ткань, распространенная в Московской Руси 15-17 вв. Это простая хлопчатобумажная ткань, обычно алого, изредка синего цвета; раньше шла на сарафаны, много позже - на флаги. |
КУРТА (тадж.) - старинная туникообразная рубашка-платье у таджичек: у незамужних разрез ворота был горизонтальным, завязка (застежка) на плече; у замужних разрез вертикальный, по центру, с завязкой (застежкой, брошкой). Рукава делались прямыми и длинными, чтобы закрывались кисти рук. Так же называлась рубаха аналогичного покроя у мужчин: короче, чем женская, носилась навыпуск, с поясом. |
КУРТКА (лат.) - первоначально короткая, наглухо застегивающаяся мужская верхняя одежда. В России нечто подобное появилось в 18 в. (первая фиксация - 1792 г.). В настоящее время так называется мужская и женская верхняя одежда, фасон и длина которой меняются в зависимости от моды. Куртка а-ля Гарибальди - верхняя женская одежда, популярная около 1860 г. короткая, широкая, из бархата, кашемира, обычно красного цвета, на пуговицах, отделанная золотым позументом. Названа именем Дж. Гарибальди (1807-1882) из сочувствия к национальной борьбе в Италии. В 60-70 гг. 19 в. в Америке пытались ввести в моду эту куртку и длинные шаровары, но сей «демократический» костюм вызвал в Нью-Йорке скандал. |
КУРТУАЗНЫЙ - франц. - в Европе времен средневековья - изысканно вежливый, благородный, любезный. |
КУХЛЯНКА - традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири из оленьих шкур, с наголовником, глухого покроя, двойная - мехом внутрь и наружу; совик. |
КУЧМА - в Белоруссии вислоухая меховая шапка, малахай. |
КУШМА - традиционная верхняя одежда у индейцев Андского нагорья длинная рубаха, первоначально из тапы. |
КУЭЛЛО (исп.) - то же, что Горгера. |
КУЯК - в 10-13 вв. на Руси кожаная безрукавная рубаха с нашитыми металлическими бляхами. Одежда простых воинов. |
КЭ (франц., букв. «хвост») - в 12 в. элемент шаперона, спускающийся в виде длинного хвоста; в 18 в. мужская прическа из собственных волос или на парике волосы завязывали сзади черной лентой, иногда их завивали в длинный локон или заплетали в косичку. |
КЭМЭША - традиционная мужская и женская рубаха у молдаван и румын белая, полотняная, туникообразного покроя или на кокетке, с подмышечными ластовицами, украшена вышивкой. Женщины надевают поверх нее юбку, обычно запашную (фотэ), мужчины носят навыпуск с широким поясом. |
КЮЙЛЯК - см. Койлек |
КЮЛДЭК - традиционная женская одежда у башкир: длинное платье отрезное в талии. |
КЮЛОТ - франц. - дворянская одежда: мужские штаны длиной до колена, поверх которых носили буфоны, превратившиеся в валики у бедер. Вошли в моду во Франции в 16 в. и, видоизменяясь, дожили до 19 в. Около 1780 г граф д'Артуа, будущий король Франции Карл X (1757-1836), ввел в моду в качестве одежды для верховой езды замшевые кюлоты: четыре лакея натягивали их на него, и четыре - снимали. |
КЮЛОТЫ - франц. - дворянская одежда: мужские штаны длиной до колена, поверх которых носили буфоны, превратившиеся в валики у бедер. Вошли в моду во Франции в 16 в. и, видоизменяясь, дожили до 19 в. Около 1780 г граф д'Артуа, будущий король Франции Карл X (1757-1836), ввел в моду в качестве одежды для верховой езды замшевые кюлоты: четыре лакея натягивали их на него, и четыре - снимали. |
КЮРК - зимняя шуба из овчины у азербайджанцев. |
КЮРМО - приталенная, удлиненная безрукавка, иногда с короткими рукавами и воротником-стойкой, широко распространенная в Киргизии. |