Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "А"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "А"

АБАКА

АБАКА (исп. abaka) - многолетнее тропическое растение высотой до 5 метров. Культивируется в основном на Филиппинах и в Индонезии для получения волокон. В торговой практике волокно, полученное из растения, называется манильская пенька. Техническое волокно А. имеет длину 1-5 мм, а элементарное - 2-12 мм при поперечном сечении 10-45 мкм. Идет на изготовление морских канатов.

АБИ

АБИ (франц. habit - одежда) - французское название верхней мужской одежды с узкими полочками. Модная одежда придворных XVIII в. Шили А. из бархата, борта украшали изящной вышивкой золотом, серебром, цветным шелком.

АБРОВЫЕ ТКАНИ

АБРОВЫЕ ТКАНИ - ткани с рисунком, полученным путем окрашивания или печатания нитей основы в один или несколько цветов перед процессом ткачества.

АБСТРАКТНЫЙ РИСУНОК

АБСТРАКТНЫЙ РИСУНОК (от лат. abstractio - отвлечение) - рисунок, составленный с помощью отвлеченных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия и т. д.). Этот термин часто употребляют для характеристики печатных рисунков на тканях.

АБСУРД

АБСУРД (от лат. absurdus - нелепый) - бессмыслица, нелепость. В одежде нелепый наряд. Понятие "Мода абсурда" возникло в 60-е гг. XX в. Начало течению моды положили хиппи и продолжили панки.

АВАНГАРД

АВАНГАРД (франц. avant - впереди, gard - стража) - название одежды, которая "впереди моды", ультрамодная.

АВАНГАРДИСТЫ В ОДЕЖДЕ, В МОДЕ

АВАНГАРДИСТЫ В ОДЕЖДЕ, В МОДЕ (усл.) новаторы, люди, ищущие новые средства выражения своей индивидуальности. А. пытаются одеться и выглядеть не так, как др. Их стремление к новизне выражается в том, что они идут на шаг впереди моды в выборе своей одежды, прически, макияжа, обуви.

АГАВА

АГАВА (греч. agave - удивительный) - травянистое тропическое растение с жесткими крупными листьями, которые используют для получения волокон, идущих на изготовление в основном грубых тканей.

АГРАФ

АГРАФ (франц. agrafe - застежка, крючок) - нарядная пряжка или застежка, служит для украшения костюмов, шляп, причесок. В античное время застежку в виде крючка, закрепленного за кольцо, называли фибулой.

АЖУР

АЖУР (франц. a jour - (букв.) на свет)

1. Прозрачная кружевная ткань, вязанье, плетенье, вышивка в виде сквозного рисунка.

2. Тонкая, особо тщательная, искусно выполненная работа.

АЖУРНАЯ ВЫШИВКА

АЖУРНАЯ ВЫШИВКА - прозрачная вышивка со сквозным узором, разновидность народной вышивки, которая издавна использовалась для украшения женских и мужских рубах, головных уборов, фартуков и других предметов одежды и бытовых изделий (скатертей, полотенец и т. д.). Вышивка основана на простых и сложных мережках (см. Мережка) с использованием цветных продержек и швов в разных сочетаниях. В зависимости от назначения вышиваемой вещи используют геометрический или растительный орнамент, однотонный или многоцветный.

В современном женском или детском платье из хлопчатобумажных, льняных, шелковых тканей гладких тонов применяют белую или цветную ажурную вышивку разного характера: мережки, гипюры, строчку, прорезную гладь и т. д.

АЖУРНАЯ ТКАНЬ

АЖУРНАЯ ТКАНЬ - прозрачная или полупрозрачная ткань, вырабатывается путем сложного перевивочного (ажурного) переплетения нитей. Образуется из двух систем нитей основы - стоевой и ажурной (перевивочной) и одной системы нитей уткА. Стоевые нити служат грунтом, по которому прокладывают ажурные нити. Ажурные ткани разнообразны по фактуре, узорам и т. д.

АЖУРНЫЙ ТРИКОТАЖ

АЖУРНЫЙ ТРИКОТАЖ - полупрозрачное трикотажное полотно, которое получают путем переноса в определенном заданном порядке отдельных петель на петли соседних петельных столбиков. В результате на полотне образуются отверстия, создающие разнообразные ажурные рисунки.

АЗЯМ

АЗЯМ (озям) - старинная, верхняя одежда крестьян, имеющая вид долгополого кафтана без сборок. Шили из домотканого сукна.

АКИБА

АКИБА - шкуры каспийских и байкальских тюленей серо-зеленой окраски с желтоватым оттенком, с рисунком из крупных кольцеобразных, темных посередине пятен, окруженных светлой каймой. Используют для изготовления предметов одежды и головных уборов.

АКСАМИТ

АКСАМИТ (греч. hex - шесть + mitos - нити - шестиниточный) - старинная дорогая и нарядная ткань ручного производства, затканная по шелковому фону золоченой или серебряной нитью, разновидность узорного бархата или парчи. Преобладающим для аксамита был "звериный" орнамент: стилизованные грифоны, львы, орлы и пр., расположенные обычно в круглых медальонах (см. Медальон); тона - красный и фиолетовый. Аксамит упоминается в 1164 г., когда греческий император прислал "дары многи Ростиславу, аксамиты и паволоки". Аксамит был в ходу только в высшей феодальной среде. В "Слове о полку Игореве" среди отбитого у половцев имущества названы "злато и паволоки и дорогыя аксамиты".

АКСЕЛЬБАНТ

АКСЕЛЬБАНТ (нем. achsel - плечо, band - лента, тесьма) - плетеный шнур из золотых, серебряных или цветных ниток с металлическими наконечниками. Используется как украшение военного обмундирования, обычно пристегивается к правому плечу. В дореволюционной русской армии был принадлежностью формы генералов, офицеров Генерального штаба и адъютантов всех родов войск и жандармерии. В настоящее время аксельбант носят в некоторых иностранных армиях. С 1972 г. в Советских Вооруженных Силах, а затем и в Российских установлено ношение А. для личного состава рот почетного караула и сводного оркестра Московского гарнизона.

АКСЕССУАРЫ

АКСЕССУАРЫ (франц. accessoire - побочный, дополнительный) - дополнения к костюму, придающие ему законченный вид. К аксессуарам относятся шарф, платок, головной убор, перчатки, сумка, галстук, кошелек, пояс и т. д. (Эти предметы в торговле называют галантерейным товаром). Модные аксессуары так же как силуэт костюма, его цвет, характеризуют стиль одежды данной эпохи. Многие аксессуары, являющиеся теперь с практической точки зрения необходимой частью одежды современного человека, когда-то были дорогостоящими и обязательными для ношения, без них не появлялись в обществе. Каждая эпоха создавала собственные дополнения к костюму, например, в XII-XVII вв. ручное зеркало являлось обязательной принадлежностью дамы: его носили на шее, на золотых цепочках или у пояса, вставляли в веер и т. д.

АКЦЕНТ

АКЦЕНТ (лат. accentus) - выделение какого-либо элемента одежды за счет конструктивных особенностей (большой воротник, узкая талия и др.), цвета (соседство контрастных цветов и др.), использования фурнитуры и т. д. Акцент в одежде меняются в связи с изменениями моды.

АЛИЗАРИН

АЛИЗАРИН (франц. alizarine) - синтетический краситель (преимущественно красный, фиолетовый, коричневый). В старину ализарин добывали из корней марены. Сейчас применяется редко, в основном при протравном печатании рисунков на хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканях. Алюминиевый лак на основе ализарина (краплак) используют для приготовления художественных красок и в полиграфии.

АЛОНЖЕВЫЙ ПАРИК

АЛОНЖЕВЫЙ ПАРИК (от франц. allonge - удлиненный) - парик, который носили как часть костюма при дворе Людовика XVI. Прическа представляла собой массу локонов, спускавшихся на грудь и плечи. В театральном обиходе А. П. называют "мольером". Французский комедиограф Ж.-Б. Мольер, следуя придворной моде, носил такой парик. А. П. был в моде в России XVIII в.

АЛТАБАС

АЛТАБАС - тяжелая персидская парча, которую ввозили в Киевскую Русь из-за границы.

АЛЫЙ

АЛЫЙ - светло-красный цвет.

АЛЬМА

АЛЬМА - прикладная хлопчатобумажная тесьма, шириной 15-20 мм, полученная двухпрядным плетением из суровой крученой пряжи. Может быть отбеленной и гладкокрашенной. Используется для завязок на белье, заделки швов, шнуровки корсетов.

АЛЬМАВИВА

АЛЬМАВИВА - широкий мужской плащ, был в моде в первой четверти XIX в. Назван по имени одного из действующих лиц комедии Бомарше, графа Альмавивы.

АЛЬПАК

АЛЬПАК - прикладная шелковая тесьма (обычно вискозная) шириной 9-15 мм, выработанная из отбеленной крученой пряжи двухпрядным плетением. Используется для обшивки краев изделий, заделки швов, а также в качестве завязок для белья и т. д.

АЛЬПАКА

АЛЬПАКА - шерсть домашних животных (род лам, семейство верблюдовых, разводят в высокогорной зоне Перу и Боливии). Шерсть используют для получения тканей грубых структур.

АЛЮНИТ

АЛЮНИТ - металлические нити, получаемые из листов алюминиевой фольги, которые с двух сторон покрывают защитной полиэтилентерефталатной пленкой или предохраняющей винилацетатной эмульсией. Защищенный от окисления полуфабрикат разрезают на полоски шириной 0, 2-0, 8 мм. Для получения др. цвета фольгу окрашивают пигментом и покрывают защитной пленкой. Прочность на разрыв нитей А. невелика. Для упрочнения их скручивают с капроновыми мононитями (то же, что люрекс).

АЛЯПОВАТЫЙ

АЛЯПОВАТЫЙ - грубо, безвкусно сделанный.

А ЛЯ РЮСС

А ЛЯ РЮСС (франц. a la russe) - стиль одежды французов) в 1817 г.: казацкие штаны, широкая (по-русски "нараспашку") грудь редингота, одежда и отделка ее из меха; так называли бороды, подстриженные как у русских казаков. Мода появилась после того, как русские войска, завершая войну с Наполеоном, в 1814 г. вошли в Париж.

АМАЗОНКА

АМАЗОНКА (греч. amazones)

1. В древнегреческой мифологии - воинственная женщина. А. жили в Малой Азии и на побережье Меотиды (Азовского моря). Согласно древним преданиям для сохранения рода они вступали в браки с мужчинами других племен, отсылая их затем на родину. В произведениях искусства А. изображали в виде прекрасных женщин-наездниц в длинных платьях;

2. Всадница, одетая в платье для верховой езды;

3. Женский костюм для верховой езды. В XVI в. он представлял собой длинное широкое женское платье, обычно шерстяное. Платье не отличалось от обычной одежды того времени. Позднее к нему стали добавлять элементы мужской одежды, например, брюки. Екатерина Медичи (1519-1589 гг.) была первой женщиной, которая носила пышно украшенные брюки. В XVII в. костюм дополнили мужским камзолом, а в XIX в. наездницы надели еще высокие сапоги и цилиндр с вуалью.

АМЕРИКАНСКАЯ ПРОЙМА

АМЕРИКАНСКАЯ ПРОЙМА - очень открытая пройма; делается в летних блузках и платьях без рукавов, когда плечи остаются открытыми примерно по линии рукавов реглан.

АМПИР

АМПИР (от франц. empire - империя) - художественный стиль в одежде, архитектуре, прикладном искусстве. Возник под влиянием французской революции 1789-1794 гг. Основная черта стиля - демократизация и упрощение. Женское платье освободили от корсета (затем он вновь вошел в моду), платье становится легким, открывает руки и шею. Упростились и мужские костюмы, стали строже. Рубашки начали шить с высокими воротниками, украшать галстуками. Главное требование к одежде - хороший покрой и элегантность. Изменились и прически. Форму женской головы подчеркивали гладко причесанными волосами, которые укладывали в сеточку, сделанную из ниток или заплетали в косы.

АМУЛЕТ

АМУЛЕТ (лат. amuletum) - какой-либо небольшой предмет, носимый на теле как средство, якобы предохраняющее от болезней, несчастья.

АМУНИЦИЯ

АМУНИЦИЯ (от франц. amunitionnez - снаряжать) - снаряжение военнослужащего, кроме оружия и одежды.

АНГЛИЙСКИЙ КОСТЮМ

АНГЛИЙСКИЙ КОСТЮМ - обобщенное понятие - деловой, строгий по форме и цвету стиль в одежде. Возник в XVIII в. в противовес французской версальской моде в мужской одежде. Французы носили шелковые кафтаны и короткие штаны-кюлоты. Англичане предложили в качестве повседневной одежды костюм для верховой езды, состоящий из суконного фрака, поверх которого надевался редингот, узких панталон и сапог с отворотами.

Под влиянием нового мужского костюма изменился и женский: в конце XIX в. они стали носить костюм, который назвали английским. Английский женский костюм состоял из прямой юбки, со складкой или без, и поставленного на подкладку жакета с воротником и лацканами. Для костюма, как женского, так и мужского, использовались спокойные, скромной расцветки ткани в полоску, клетку или гладкие. Шили такие костюмы портные, специализировавшиеся в изготовлении мужской одежды. А. К. был удобен для массового изготовления, поэтому его пошив быстро освоили первые производители готовой одежды. Интерес к А. К. усилился после первой мировой войны. Деловую женщину устраивал этот стиль, костюм придавал ей серьезность, он был практичен, т. к. годился для многих случаев жизни, хорошо выглядел на любой фигуре.

А. К. стал классикой в одежде и не выходит из моды. Его пропорции, силуэт, форма воротника и лацканов меняются в зависимости от новых веяний. В наши дни, например, жакет имеет расширенную, спрямленную линию плеч, более свободную пройму, прямой силуэт, воротник может быть любой формы или вовсе отсутствовать, карманы делают желаемой формы. Юбка облегает бедра и еще больше подчеркивает объем верхней части костюма.

АНГОРА

АНГОРА - см. Ангорская шерсть.

АНГОРКА

АНГОРКА - Ангора

см. Ангорская шерсть.

АНГОРСКАЯ ШЕРСТЬ

АНГОРСКАЯ ШЕРСТЬ - шерсть, известная под разными наименованиями: ангора, ангорка, могер, мохер, тифтик.

1. А. Ш., могер (или мохер) - это шерсть ангорских коз, она длинная - 25 см и более, тонкая прочная с шелковистым блеском. Натуральный цвет - чисто белый. В пряже А. Ш. чаще всего соединяют с синтетической или шерстяной нитью. В нашей стране подобную шерсть получают от оренбургских коз и вяжут из нее знаменитые оренбургские платки (см. Оренбургский платок). Из А. Ш. изготавливают высококачественные мягкие ткани, трикотажные изделия, ковры и другие изделия.

2. А. Ш., ангора - мягкая легкая пряжа, полученная из пуха ангорского кролика. Пух вычесывают в период линьки животных, или снимают с пуховых шкурок. Как правило, пух соединяют с шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой (из химических волокон) ниткой. Пряжу используют для ручного вязания.

АНИД

АНИД - один из видов полиамидных волокон. Сырьем для выработки волокна А. служит соль адипиновой кислоты и гексаметилендиамина - веществ, полученных синтезом фенола, бензола, циклогексана и других простых веществ. Соль путем поликонденсации превращается в смолу А. Формование волокон ведется из расплава полимера. Волокно А. выпускают в виде комплексных нитей, моноволокна и штапельного волокна. Используется для выработки разнообразных тканей, верхнего и бельевого трикотажа, перчаток, чулочно-носочных изделий, швейных ниток. В США такое волокно называется найлон 6.6, в Японии - ниплон.

АНИЛИН

АНИЛИН (франц. aniline от арабского an-nil - индиго) - органическое соединение, бесцветная жидкость со слабым запахом. При окислении А. образуется краситель (так называемый анилиновый черный), который используется в текстильном производстве.

АНИЛИНОВЫЕ КРАСИТЕЛИ

АНИЛИНОВЫЕ КРАСИТЕЛИ - устаревшее название органических синтетических красителей; красители, содержащие анилин.

АНИЛИНОВЫЙ ЧЕРНЫЙ

АНИЛИНОВЫЙ ЧЕРНЫЙ - краситель черного цвета. Обычно образуется непосредственно на ткани, пропитанной солянокислым анилином, при окислении бертолетовой солью, хромпиком, солями окисного железа в присутствии катализаторов при температуре +130 °C. А. Ч. окрашивают главным образом хлопок, реже шелк. Краситель стоек к кислотам, свету, атмосферным воздействиям.

АНОРАК

АНОРАК - 1. Разновидность национальной одежды народов Севера, защищающей от ветра. Напоминает широкую свободную куртку.

2. Куртка-анорак. с капюшоном, без застежки или на молнии, одевается через голову. Куртки делают из непромокаемых материалов и из махровых тканей.

3. Плащи-полупальто на утепленной подкладке (иногда съемной) с застежкой, поясом и кокеткой. Для большего утепления застежку делают двойной: кроме застежки-молнии используют кнопки или пуговицы.

АНСАМБЛЬ

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble - букв. вместе, сразу) - взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей. А. - комплект одежды, костюм, созданный по единому художественному замыслу. Обычно А. состоит из нескольких частей и включает одежду, обувь, головной убор, в том числе и прическу, украшения и др. Для А. характерна многослой-ность, обязательность одновременного ношения всех его частей.

До второй половины 50-х г. XX в. термин применялся в тех случаях, когда речь шла о гармоничном подборе одежды, обуви и дополнений, объединенных одной общей художественной целью. Позже термин А. стали употреблять, уточняя его назначение (спортивный, пляжный, торжественный, деловой, молодежный).

АНТИМИКРОБНАЯ (АНТИСЕПТИЧЕСКАЯ) ПРОПИТКА

АНТИМИКРОБНАЯ (АНТИСЕПТИЧЕСКАЯ) ПРОПИТКА - обработка медицинских и специальных текстильных материалов гексахлореном или фурагином с солями металлов. Пропитывание палаток, плащевых тканей медно-аммиачным раствором, фенолом, салициловой кислотой или солями меди придает им противогнилостные свойства. Антимикробная отделка или противогнилостная отделка необходима для предохранения от микробного разрушения одежды и текстильных материалов, эксплуатируемых в условиях повышенной температуры и влажности. Такой отделке подвергают, например, палаточные ткани, специальную одежду и т. п.

АНТИМОДА

АНТИМОДА - направление в моде, появившееся как вызов общепринятым правилам и вкусам. Начало А. положили в 60-е годы XX в. хиппи. На общем фоне одежда хиппи выглядела подчеркнуто небрежно, грубо и крикливо. Носили мини-платья и мини-балахоны, вытертые до белизны джинсы с заплатами и обтрепанными краями, пышные крестьянские и цыганские платья, майки с надписями и рисунками, сандалии и т. д. Хиппи сами шили одежду, сами красили и разрисовывали ее. Их немыслимые наряды шокировали публику. Это был вызов установившимся вкусам и канонам. Новый стиль быстро подхватила официальная мода: в Европе и Америке стали открываться магазины, торгующие одеждой хиппи. Линялые залатанные куртки и джинсы и другой "набор" хипповой одежды могли носить все, кто этого хотел.

В 70-е гг. на смену хиппи пришли панки. В переводе с английского "панк" означает "дешевка, никчемный". "Крикливость" костюмов, коротко остриженные волосы, окрашенные в ярко-розовые или оранжевые цвета или бритые головы с островками волос, вызывающий грим, цепочки и ошейники для собак на шее и на запястьях, булавки в мочках ушей, развязные манеры - всё было направлено на то, чтобы отличиться от окружающих.

В 80-е гг. в Англии появляются "моды" (от слова модерн) - представители молодежи, выражающие протест против своих предшественников. Теперь в одежде, прическах, манере поведения и т. д. нет ничего вызывающего. Молодые люди носят традиционные костюмы с брюками умеренной ширины, сорочки с галстуками, начищенные ботинки. В России и сегодня (в 90-е гг.) можно встретить любителей А. - хиппи в джинсах с обтрепанными краями, панков с нечесанными волосами, в несвежих майках с надписями на чужом языке. Как приверженцев антимоды следует назвать металлистов, одетых в черную униформу с браслетами и ошейниками в шипах, и брейкеров, которые носят узкие черные очки и черные перчатки.

АНТИПИРЕНЫ

АНТИПИРЕНЫ (греч. anti - против, pyr - огонь) - вещества, предохраняющие ткани, пластмассу и др. материалы органического происхождения от воспламенения и самовозгорания. Практически все материалы для одежды относятся к классу горючих материалов и в условиях пожара представляют большую опасность, а материалы из химических волокон и нитей (целлюлозные, полиамидные, полиэфирные и др.), кроме того, выделяют газовые смеси, вызывающие удушье и отравление человеческого организма. Придание текстильным материалам огнезащитных и огнестойких свойств производится путем их специальной обработки или введения А. (H3PO4; винилфосфонат, октабромдифенил и др.) в материал (вещество) органического происхождения. Огнезащитными свойствами должна обладать спецодежда пожарных, металлургов, сварщиков, летчиков, а также текстильные изделия, используемые в качестве декоративно-обивочных тканей и напольных покрытий в самолетостроении, судостроении, в оформлении производственных, общественных и др. зданий. Невоспламеняющиеся текстильные материалы необходимы для армии: ткани для обмундирования, походной формы, комбинезонов различных назначений, спальных мешков, палаток, камуфляжных сеток и др.

АНТИСЕПТИКИ

АНТИСЕПТИКИ (греч. anti - против + septikos - гнилостный) - антисептические средства - химические вещества, уничтожающие микробов, вызывающих заболевание человека. Наиболее активными А. являются соли серебра, меди (олеат, стеарат, сульфат и т. д.) и др. Нанесение солей металлов на ткани в определенной концентрации придает последним антимикробные свойства.

АНТИСТАТИКИ

АНТИСТАТИКИ - препараты, предназначенные для предотвращения появления электростатических зарядов на изделиях. После обработки А. устраняется прилипание одежды к телу, искрение, уменьшается притягивание пыли.

АНТРОПОМЕТРИЯ

АНТРОПОМЕТРИЯ (греч. anthropos - человек и metros - измерять) - основной прием антропологического исследования, заключающийся в измерении тела человека и его частей, а также в описании тела человека в целом и отдельных его частей в статичном (неподвижном) состоянии. Массовость антропометрических исследований позволяет оценивать и сравнивать параметры фигуры человека в зависимости от возрастных, профессиональных, половых и др. изменений. Знание строения и особенностей тела человека, его размерных характеристик необходимо для конструирования одежды массового производства. В этом случае учитываются данные динамической А.

АПАШ

АПАШ (франц. apache)

1. Разновидность конструкции стояче-отложного воротника.

2. Рубашка с открытым широким воротом. Воротник свободно лежит на плечах и груди, оставляя открытой шею. Рубашка была модной во Франции со времени первой мировой войны вплоть до 20-х гг. XX в. Считают, что ее конструкция замствована у апашей. "Апашами" называли парижских хулиганов, которые чтобы подчеркнуть свою независимость и пренебрежение к миру имущих, носили рубашки с широким свободным воротом, без галстука.

АППАРАТНАЯ ПРЯЖА

АППАРАТНАЯ ПРЯЖА (от лат. apparatus - снаряжение, оборудование) - пряжа, полученная аппаратным прядением.

АППАРАТНОЕ ПРЯДЕНИЕ

АППАРАТНОЕ ПРЯДЕНИЕ - система прядения, применяемая для изготовления толстой, пушистой слабоскрученной пряжи. А. П. в основном используется для переработки коротких волокон шерсти, хлопка, отходов прядильного производства и регенерированных (полученных из лоскута) волокон. Получаемая пряжа отличается низкими прочностными свойствами, волокна в ней расположены хаотически. А. пряжа придает изделиям хорошие теплозащитные свойства, которые особенно необходимы для зимнего ассортимента одежды.

АППЛИКАЦИЯ

АППЛИКАЦИЯ (от лат. applicatio - прикладывание)

1. Способ создания орнаментов, изображений путем вышивки, нашивания или наклеивания на основу (ткань, трикотаж, бумага и т. п.) кусочков материала (ткань, тесьма, мех, кожа, бумага и т. п.) другого цвета или фактуры. Чтобы рисунок стал выпуклым, рельефным между основой и накладным материалом кладут вату, синтепон и т. п.

2. Отделка одежды, картина, панно и т. д. А. - один из древнейших видов украшения одежды, который применяется и поныне у многих народов.

АППРЕТ

АППРЕТ (франц. appret) - вещества (крахмал, воск, эфиры целлюлозы, синтетические смолы и др.), наносимые при отделке (аппретировании) на текстильные материалы (ткань, трикотаж, реже пряжу) для придания им требуемых свойств: безусадочность, несминаемость, нужную жесткость, негорючесть, блеск, повышенную износостойкость и т. д.

АППРЕТИРОВАНИЕ

АППРЕТИРОВАНИЕ - заключительная операция отделки некоторых текстильных полотен, состоящая в пропитке их специальными составами (аппретами). После нанесения аппрета материал становится гладким, плотным, приобретает в зависимости от состава аппрета жесткость или, наоборот, мягкость.

АРАБЕСКИ

АРАБЕСКИ (франц. arabesques) - разновидность сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных растительных мотивов из листьев, цветов и т. п. Получил распространение в европейском искусстве главным образом под влиянием арабских образцов. А. отличаются многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора.

АРИМИД

АРИМИД - специальное термостойкое и огнезащитное полиамидное волокно, вырабатываемое в России. А. создан на основе пиромеллитового диангидрида и диаминодифенилового эфира. Близок по свойствам американскому волокну кевлар и французскому кермаль. Из А. вырабатывают невоспламеняющийся и не поддерживающий горение материал. Рекомендуется для использования в самолетостроении, возможно, для бронежилетов (нет информации) в качестве прокладочного материала. Кислородный индекс КИ=50. Неустойчив к действию щелочей.

АРИМИД-Т

АРИМИД-Т - специальное термостойкое и огнезащитное полиамидное волокно, вырабатываемое в России. А. создан на основе пиромеллитового диангидрида и диаминодифенилового эфира. Близок по свойствам американскому волокну кевлар и французскому кермаль. Из А. вырабатывают невоспламеняющийся и не поддерживающий горение материал. Рекомендуется для использования в самолетостроении, возможно, для бронежилетов (нет информации) в качестве прокладочного материала. Кислородный индекс КИ=50. Неустойчив к действию щелочей.

АРМИРОВАНИЕ

АРМИРОВАНИЕ (от лат. armare - укреплять, снабжать) - способ увеличения прочности материала путем введения в него арматуры (дополнительных элементов).

АРМИРОВАННАЯ НИТКА

АРМИРОВАННАЯ НИТКА (от лат. armare - укреплять) - нитка, в состав которой входит стержневая (каркасная) синтетическая нитка, обвитая или покрытая лавсановым или хлопковым волокном.

АРМЯК

АРМЯК (тюрк.)

1. Верхняя долгополая распашная одежда в виде халата из толстой грубой шерстяной ткани или сукна, употреблявшаяся в XV-XVI вв. русскими крестьянами; кафтан, неотрезной в талии с прямой спинкой, без сборок, с рукавами, вшитыми в прямую пройму. В холодное зимнее время его надевали на тулуп, поддевку или полушубок. Одежду такого покроя носили на Руси во многих губерниях, где она имела различные названия и небольшие отличия. В Саратовской губернии называлась чапан, в Олонецкой губернии - чуйка. Псковский А. имел воротник и узкие отвороты, запахивался он неглубоко. В Казанской губернии он назывался азям и отличался от псковского А. тем, что имел узкий шалевый воротник, который был покрыт др. материалом, чаще плисом. В XIX в. А. - преимущественно кучерская одежда.

2. А. или армячина, - различного качества ткани из верблюжьей шерсти, изготовлявшиеся некоторыми тюркоязычными народами (татары, казахи), монголами и др.

3. Особая шерстяная ткань, употреблявшаяся в России до 1866 г. для изготовления мешков для артиллерийских зарядов.

АРТИКУЛ

АРТИКУЛ (от лат. articulus - часть) - тип изделия, товара, условный номер (или обозначение), который присваивается определенному текстильному материалу, изделию, отличающемуся от других аналогичных материалов хотя бы одним показателем структуры или свойств (толщиной нитей, плотностью, видом отделки, шириной, видом переплетения и др.).

АРХАИЗМЫ

АРХАИЗМЫ (от греч. archaios - древний) - слова, отдельные значения, словосочетания устаревшие и вышедшие из активного употребления. Например, названия одежды - армяк, бурнус, зипун и др., термины подпушка, слонка, штафирка, мешковина (в случае обозначения мешковины кармана). Устарели термины силки, раскеп, но из употребления пока не вышли.

АРХАЛУК

АРХАЛУК (от тюрк. арка, арха - спина, хребет) - старинная русская верхняя одежда, разновидность короткого кафтана, или полукафтана; домашний чекмень или поддевка, чаще всего несуконный (например, из нанки, подбитой мерлушкой). Носили в XVI-XIX вв.

АРХАЛУХ

АРХАЛУХ (от тюрк. арка, арха - спина, хребет) - старинная русская верхняя одежда, разновидность короткого кафтана, или полукафтана; домашний чекмень или поддевка, чаще всего несуконный (например, из нанки, подбитой мерлушкой). Носили в XVI-XIX вв.

АРХИТЕКТОНИКА

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike - строительное искусство) - общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

АРШИН

АРШИН - 1. Устаревшая мера длины, до введения метрической системы мер, применявшаяся в ряде стран (Болгария, Афганистан, Турция, Россия, Иран). При Петре I размер А. был установлен в 28 дюймов (71, 12 см) и оставался неизменным.

2. Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки. Использовалась при измерении тканей.

АСБЕСТ

АСБЕСТ (лат. asbestos - неугасимый, неразрушимый) - название, объединяющее группу тонковолокнистых минералов из класса силикатов. Огнеупорные и кислотоупорные А. волокна применяли для изготовления тканей, используемых для спецодежды. устар. название А. - горный лен.

АСИММЕТРИЯ

АСИММЕТРИЯ - отсутствие симметрии в деталях, конструкции или рисунке. А. в одежде - прием композиционного решения модели, когда части одной детали расположены по-разному или когда однотипные детали (карманы, рукава и т. д.) имеют разные размеры, форму и др. А. нередко подчеркивается контрастным сочетанием цветов или использованием материалов разных фактур.

АССОРТИМЕНТ

АССОРТИМЕНТ (франц. assortiment) - набор (подбор) или перечень товаров по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Различают производственный и торговый ассортимент.

АТЕЛЬЕ

АТЕЛЬЕ (франц. atelier) - мастерская живописца, скульптора, фотографа; мастерская по пошиву одежды, обуви или др., предприятие по оказанию бытовых услуг населению.

-------------------

"Ателье"

один из первых после Октябрьской революции русский журнал мод. Единственный номер журнала вышел в 1923 г. Он представляет интерес и в настоящее время, так как дает представление о моде того времени. В нем представляли свои работы первые художники советского костюма Н. П. Ламанова, Е. И. Прибыльская, А. А. Экстер, принимали участие известные деятели искусств - В. Кустодиев, И. Грабарь, В. Мухина, К. Петров-Водкин, А. Ахматова, К. Федин, М. Шагинян и др.

АТЕЛЬЕ МОД

АТЕЛЬЕ МОД - название первой мастерской по изготовлению одежды, появившейся в России в 1922 г., мастерская располагалась в Москве, на Петровке. Директором-организатором "Ателье мод" стала 16-летняя О. Сеничева. На торжественном открытии присутствовал А. В. Луначарский, нарком просвещения. На Всероссийской художественно-промышленной выставке изделия, которые показывало "Ателье мод", получили аттестат первой степени. Модели сразу внедряли в производство. Впервые в один из комплектов одежды для работниц московских фабрик входили брюки. Тогда эту новинку отвергли. Однако многие идеи "Ателье мод" успешно воплотились в современной практике, например, комплектность одежды, спрямленная линия плеча, длина юбок "миди".

АТЕФ

АТЕФ - головной убор египетских фараонов, зеленая травяная корона в виде обруча с двумя высокими перьями по бокам; надевали в качестве дополнения к костюму в торжественных случаях.

АТЛАС

АТЛАС (араб., букв. - гладкий)

1. Плотная шелковая, шерстяная или льняная ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применяется для пошива одежды и обуви, изготовления драпировок, обивки мебели и т. д. Атласные ткани, известные со времени средневековья, использовали преимущественно в качестве декоративных, а также для парадных церемониальных туалетов.

2. Вид простого ткацкого переплетения (см. Переплетение нитей).

АТЛАСНАЯ ГЛАДЬ

АТЛАСНАЯ ГЛАДЬ - разновидность вышивки гладь; вышивается стежками, которые кладут справа налево, заходящими один на другой. Расположение стежков должно соответствовать очертанию узора.

АТЛАСНАЯ ЛЕНТА

АТЛАСНАЯ ЛЕНТА - то же, что либерти; лента, выработанная атласным переплетением из вискозного шелка, в небольшом количестве получают полушелковую А. Л. По отделке может быть отбеленной и гладкокрашеной. Ширина ее 12-130 мм. Применяют для украшения прически (например, вплетают в косы), для отделки детского и женского платья.

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - простое ткацкое переплетение, отличительным признаком которого является преобладание основных нитей на лицевой поверхности, образующих длинные перекрытия. В раппорте должно быть не менее пяти нитей; каждая уточная нить в раппорте выходит только один раз на лицевую поверхность и затем проходит под всеми основными нитями. Переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, хорошую износостойкость, однако увеличивает осыпаемость тканей. А. П. используют при выработке атласов, ластиков, платьевых тканей и др.

АХРОМАТИЧЕСКИЙ

АХРОМАТИЧЕСКИЙ - безцветный, неокрашенный. А. цвета - от белого, светло-серого до черного.

АЦЕТАТ

АЦЕТАТ - см. Ацетаты.

АЦЕТАТНОЕ (АЦЕТИЛЦЕЛЛЮЛОЗНОЕ) ВОЛОКНО

АЦЕТАТНОЕ (АЦЕТИЛЦЕЛЛЮЛОЗНОЕ) ВОЛОКНО - один из основных видов искусственных волокон, получают из ацетилцеллюлозы. В зависимости от типа исходного сырья различают триацетатное волокно (из триацетилцеллюлозы) и диацетатное или просто ацетатное (из частично омыленной, так называемой вторичной ацетилцеллюлозы). Развитие промышленного производства А. В. и нитей обусловлено его относительной безвредностью, простотой технологического процесса и доступностью вспомогательных материалов. Триацетатные и ацетатные нити формируют из растворов исходных полимеров сухим способом. Нити и волокна термопластичны, характеризуются высокой устойчивостью к действию микроорганизмов, светостойкостью хорошими диэлектрическими свойствами. Особенностью А. В. является их способность пропускать ультрафиолетовые лучи. Используют для изготовления платьевых и рубашечных тканей, тонких трикотажных полотен. Основным недостатком изделий из ацетилцеллюлозных нитей, кроме пониженной прочности, гигроскопичности и стойкости к истиранию, является повышенная электризуемость, что затрудняет их использование; существенным недостатком ацетатных изделий является их сминаемость.

АЦЕТАТНЫЙ ШЁЛК

АЦЕТАТНЫЙ ШЁЛК - материал, выработанный из ацетилцеллюлозных волокон.

АЦЕТАТЫ

АЦЕТАТЫ - соли и эфиры уксусной кислоты, широко применяемые при изготовлении искусственных волокон, лаков, клеев, а также в парфюмерии и пищевой промышленности.

АЦЕТИЛЦЕЛЛЮЛОЗА

АЦЕТИЛЦЕЛЛЮЛОЗА - ацетаты целлюлозы - уксусные эфиры целлюлозы (клетчатки). Получают действием на целлюлозу (хлопковый пух, реже древесная облагороженная целлюлоза) уксусного ангидрида. Применяют в производстве ацетатных волокон.

АЭРОГРАФ

АЭРОГРАФ - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении ее на ткань, бумагу и пр.

АЭРОГРАФИЯ

АЭРОГРАФИЯ - способ художественной росписи материалов путем нанесения на поверхность распыленной жидкой краски. При печатании аэрографным способом на ткань и другие текстильные полотна накладывают картонный шаблон с вырезами в виде определенного рисунка. С помощью аэрографа через вырезы в шаблоне на материал наносят краситель. Меняя положение аэрографа и время обработки, получают окраску любой интенсивности. Этим способом печатания можно создавать рисунки с плавными переходами от одного тона к другому.

АЭРОН

АЭРОН - см. Петлистые нити; Текстурированные нити.

© 2000- NIV