Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "В"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "В"

ВАЛАНСЬЕН

ВАЛАНСЬЕН (франц. Valenciennes) - тонкие старинные кружева особого плетения (по названию французского города Валансьен, где они изготовлялись). Подробно см. Кружево.

ВАЛЕНКИ

ВАЛЕНКИ - зимние теплые сапоги, свалянные из шерсти.

ВАЛКА

ВАЛКА (ткани) - процесс механической обработки шерстяных тканей с целью их уплотнения и создания на поверхности войлокообразного застила, частично или полностью закрывающего ткацкое переплетение. В. подвергаются все суконные ткани и некоторые гребенные. В процессе В. суконные ткани дают усадку до 20% по основе и до 40% по уткУ. Кроме того повышаются теплозащитные свойства, прочность, плотность и мягкость тканей.

ВАМП

ВАМП - стиль женской одежды с характерной сексуальностью: плотно облегающая талию и бедра, полностью открытые плечи, глубокое декольте, открытая спина, высокий боковой разрез на юбке, открывающий ногу и бедро и т. д. Такая одежда появилась в 30-е гг. XX в.

ВАРЕЖКИ

ВАРЕЖКИ - теплые, обычно вязаные, рукавицы.

ВАРЁНКА

ВАРЁНКА - хлопчатобумажная ткань (джинсовая или типа кирзы), полученная после определенной обработки ее в сжатом или скрученном виде моющими и отбеливающими препаратами. Начиная с 1987 г. изделия из "варёнки" - куртки, брюки, юбки и др. пользуются повышенным спросом и очень популярны среди молодежи.

ВАРНАВКА

ВАРНАВКА - так называли в Тверской губернии искусную вышивальщицу.

ВАТА

ВАТА (от нем. Watte) - пушистая масса волокон, прочесанных и слегка спрессованных. По способу получения различают вату естественную - шерстяную, шелковую, пуховую, хлопковую, льняную, пеньковую, сосновую, асбестовую и искусственную - целлюлозную, стеклянную, металлическую, базальтовую. Естественная вата по назначению подразделяется на одежную, мебельную, техническую (термоизоляционная, огнестойкая и др.), прокладочную, листовую клееную и медицинскую.

Одежная вата бывает хлопчатобумажная и шерстяная. Хлопчатобумажная вырабатывается из коротковолокнистого сырья: коротких волокон хлопка, хлопкового пуха и угаров хлопчатобумажного производства (коротких отходов). В зависимости от качества, состава смеси, окраски и степени засоренности вата делится на три сорта: люкс, прима, швейная.

ВАТИЛИН

ВАТИЛИН - вид ваты, наиболее дешевой и жесткой, проклеенной с одной или двух сторон клеевой эмульсией. Используется для изготовления головных уборов.

ВАТИН

ВАТИН - трикотажное или нетканое полотно с односторонним или двусторонним начесом; используется в качестве теплозащитной прокладки в одежде. По волокнистому составу может быть хлопчатобумажным, шерстяным, полушерстяным, заменяет вату при изготовлении утепленной одежды. Различают В. трикотажный, холстопрошивной, иглопробивной и клееный.

ВАТНИК

ВАТНИК (разг.) - стеганая ватная куртка или безрукавка (жилет).

ВЕДОМСТВЕННАЯ ОДЕЖДА

ВЕДОМСТВЕННАЯ ОДЕЖДА - включает форменную одежду (обмундирование) для военнослужащих, работников морского и речного флота, железнодорожников, связистов, учащихся профессионально-технических училищ и т. п. Основные виды В. О.: шинель, пальто, китель, платье, фуражка, шапка-ушанка и т. д.

ВЕЕР

ВЕЕР - приспособление, которым обмахиваются во время жары, чтобы стало прохладнее. Изобретен в древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай и др.). Вначале В. служили листья пальм и лотоса. В дальнейшем - плетеные деревянные, металлические основы или основы из ткани или бумаги, натянутые на раму. В Японии и Китае В. являлся важнейшей принадлежностью религиозных и придворных церемоний, частью бытового костюма. Позднее в Китае появились складные В., скрепленные у основания штифтом, а в верхней части соединенные лентой или тонкой тканью. Такой тип веера был перенесен в Европу и получил наибольшее распространение в XVII-XIX вв. Веер стал ювелирным украшением костюма. Создавались нарядные, часто высокохудожественные В. из ценных материалов (слоновой кости, перламутра, драгоценных металлов, шелка, кружев, страусовых перьев и др.); ручки украшали драгоценными камнями, чеканкой, резьбой, эмалью. Материал и характер украшений менялись в соответствии с эпохой, стилем и модой.

ВЕЛКРО

ВЕЛКРО (разг. "репейник", "липучка") - см. Текстильная застёжка.

ВЕЛЬВЕТ

ВЕЛЬВЕТ (от англ. velvet - бархат) - плотная ворсовая хлопчатобумажная ткань с уточным ворсом, вырабатываемая из сравнительно тонкой пряжи. В. имеет на лицевой стороне ворсовые рубчики, идущие вдоль нитей основы. Различают вельвет-корд, имеющий широкую ворсовую полоску и вельвет-рубчик, который выпускается с узкой ворсовой полоской. В. бывает однотонным или с набивным рисунком в виде клеток, полос и т. п. Из В. шьют костюмы, зимние платья, куртки, пальто и др. Эти ворсовые В. имеют эффективный внешний вид, приятен на ощупь, обладает хорошей износостойкостью. В. сложен в обработке при пошиве изделий: при раскрое необходимо следить за тем, чтобы ворс на всех деталях был направлен снизу вверх; чтобы ткань не прорубить швейной иглой (при распарывании в местах проколов и прорубов высыпается ворс). Влажно-тепловую обработку на производстве следует проводить на кардоленте, дома - на металлической сетке. При стирке изделия из В. не рекомендуется выкручивать, т. к. образуются не исчезающие замины. Разновидности В. - вельвет-корд, вельвет-рубчик.

ВЕЛЬВЕТИН

ВЕЛЬВЕТИН - см. Вельветон.

ВЕЛЬВЕТ-КОРД

ВЕЛЬВЕТ-КОРД - вельвет, выработанный из крученой кардной пряжи в основе и однониточной в утке. Некоторые артикулы В.-К. вырабатываются в основе из крученой гребенной пряжи. Выпускается несколько артикулов хлопко-лавсановых В.-К., используемых для брюк. Для В.-К. характерен ворс, расположенный по длине ткани округлыми полосами шириной 3-5 мм; высота ворса до 1, 5 мм. Поверхностная плотность 218-325 г/м2. Помимо обыкновенного В.-К. выпускают фасонный с широким фасонным (рисунчатым) рубчиком. В.-К. в обработке сложен. При раскрое надо следить, чтобы ворс во всех деталях был направлен снизу вверх. Ткань сильно прорубается. При стирке ее не рекомендуется выкручивать, т. к. образуются сильные замины, которые невозможно разгладить.

ВЕЛЬВЕТОН

ВЕЛЬВЕТОН - то же, что вельветин; гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань одежной группы. Вырабатывается из крученой кардной пряжи по основе и однониточной пряжи по утку, с густым, высоким начесом за счет уточных нитей. Ткань имеет повышенную плотность и относится к тяжелым тканям. Используется для изготовления курток и детских спортивных костюмов. При раскрое В. необходимо следить за тем, чтобы ворс во всех деталях имел одно направление. Необходимо также учитывать осыпаемость и прорубаемость тканей. Как и все ворсовые ткани В. при стирке не следует выкручивать, т. к. образуются замины, которые трудно затем разгладить.

ВЕЛЬВЕТ-РУБЧИК

ВЕЛЬВЕТ-РУБЧИК - вельвет, выработанный из крученой в основе и однониточной в утке гребенной пряжи. В.-Р. имеет на лицевой поверхности мелкие рельефные полоски с более коротким ворсом (высота ворса 0, 8-0, 9 мм). Бывает гладкокрашеный и с печатным рисунком. Обработка при пошиве затруднена. Поверхностная плотность 242-274 г/м2.

ВЕЛЮР

ВЕЛЮР (франц. velours - бархат от лат. villosus - волосатый, мохнатый)

1. Чистошерстяная ворсованная ткань из пряжи суконного прядения с низким очень густым и мягким ворсом. Одна из самых ценных велюровых тканей драп-велюр, для изготовления которого используют лучшие сорта мериносовой шерсти. Из В. шьют верхнюю одежду, головные уборы.

2. Кожа хромового дубления (хромовая замша), выработанная из плотных мелких шкур рогатого скота или свиней с поврежденной лицевой поверхностью и отделанная со стороны бахтармы под бархат. Используют В. преимущественно для изготовления некоторых видов верхней одежды и обуви. Синтетический В. (искусственная замша) внешне имитирует натуральный В.

3. Фетр с коротким, густым и мягким ворсом.

ВЕНГЕРКА

ВЕНГЕРКА - старинная куртка с нашитыми поперечными шнурамипо образцу формы венгерских гусар.

ВЕНЕЦ

ВЕНЕЦ - торжественный символический головной убор.

1. То же, что венок. С незапамятных времен головное украшение из сплетенных веток, цветов, а также головная повязка - отличительный убор царей (впоследствии корона). В. в древности украшали только статуи и др. изображения богов, позже их стали носить жрецы и их окружение на священных церемониях, затем В. надевали в торжественных случаях пирующие, торжествующие победу, врачующиеся и т. д. В зависимости от назначения В. были брачные (из цветов померанца), погребальные (кипарисовые и еловые), почетные (миртовые, возлагались на встречаемого с почестями полководца), триумфальные (лавровые, позже золотые, возлагались на триумфатора) и др. Брачные В. появились на Руси с введением христианства. Их изготавливали из металла, украшали дорогими камнями, жемчугом, тафтой, атласом, церковными символами, надписями и др.

2. Драгоценный головной убор.

3. Корона - символ царской власти.

4. Девичье головное украшение, появившееся в Европе в XIV в., символ целомудрия. Эти В. делали из живых, бумажных или восковых цветов, литые и резные, а также из жемчуга и драгоценных камней. В России их изготовляли из металлической пластины со сквозными прорезями в виде узоров, с зубчиками вверху, украшали "уборами" - рясами, поднизью, накосниками.

5. Монашеский головной убор в виде повязки.

ВЕНЗЕЛЬ

ВЕНЗЕЛЬ (от польск. wazel - узел) - начальные буквы имени и фамилии, обычно переплетенные и образующие узор. Вышивается как украшение на платье, нательном или постельном белье, носовых платках и т. д.

ВЕНОК

ВЕНОК - см. Венец.

ВЕРЕТЕНО

ВЕРЕТЕНО - 1. Ручное прядильное приспособление в виде деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посередине; используется для получения пряжи из волокон. В. появилось в странах Древнего Востока.

2. Основной орган ровничных, прядильных и крутильных машин текстильного производства; служит для скручивания и наматывания продукта прядения или кручения (ровницы, пряжи, корда и др.) на катушку, шпулю, бобину, патрон. Машины с веретенами начали применять во второй половине XVIII в. Различают веретена для натуральных (хлопок, шерсть, лен) и для химических волокон.

ВЕРЕТИЩЕ

ВЕРЕТИЩЕ (устар.) - название грубой ткани (холст, рогожка) и изделий, сшитых из нее.

ВЕРИГА

ВЕРИГА - 1. Железные или медные цепи, оковы, которые носили на теле под верхней одеждой религиозные фанатики с целью самоистязания. Вес В. достигал иногда тридцати фунтов.

2. Металлический обруч, носимый на шее, руках как орудие самоистязания.

ВЕРИГИ

ВЕРИГИ - 1. Железные или медные цепи, оковы, которые носили на теле под верхней одеждой религиозные фанатики с целью самоистязания. Вес В. достигал иногда тридцати фунтов.

2. Металлический обруч, носимый на шее, руках как орудие самоистязания.

ВЕРХНИЦА

ВЕРХНИЦА (устар.) - название верхней одежды; одежда, надеваемая поверх другой.

ВЕРХОШОВ

ВЕРХОШОВ - разновидность шва в вышивке; глухой односторонний свободный шов, односторонняя гладь, не зависит от структуры ткани. Выполняется по предварительно нанесенному на ткань рисунку плотными стежками, целиком покрывавшими нужные места узора по лицевой стороне. На изнанке образуются мелкие стежки по контуру рисунка. Сочетается с тамбуром по контуру и косой стёжкой.

ВЕРШОК

ВЕРШОК - русская мера длины, равная 4, 4 см, применявшаяся до введения метрической системы. Этой мерой пользовались при раскрое деталей одежды.

ВЕТОШЬ

ВЕТОШЬ - 1. Ветхая, изношенная одежда; тряпье.

2. устар. название ткани с редкой основой.

ВИГОНЬ

ВИГОНЬ (франц. vigogne)

1. То же викунья - животное рода лам, семейства верблюдовых, тело которого покрыто высоко ценящейся шерстью; обитает в высокогорных районах Анд; в результате истребления численность резко сократилась.

2. Шерсть этого животного.

3. Пряжа из смеси шерстяных очесов и хлопка или хлопчатобумажных отходов (угаров), а также ткань из этой пряжи.

ВИЗАЖИСТ

ВИЗАЖИСТ (от франц. visage - лицо) - делающий лицо; художник-гример, создающий определенный образ с помощью косметических средств.

ВИЗИТКА

ВИЗИТКА (от франц. visite - посещение) - однобортный сюртук, отрезной по линии талии, с округлыми бортами (первоначально предназначенный для официальных визитов). Появился во Франции в начале XIX в.

ВИНОЛ

ВИНОЛ - название синтетического волокна, входящего в группу поливинилспиртовых волокон; сырьем для его выработки служит винилацетат, получаемый из ацетилена и уксусной кислоты. В. выпускается в виде комплексных нитей и штапельного волокна. Основным преимуществом виноловых волокон перед другими синтетическими волокнами является их повышенная гигроскопичность, приближающаяся к гигроскопичности хлопка, что позволяет использовать В. как для верхних изделий, так и для белья. Волокна обладают высокой прочностью (в мокром состоянии она снижается на 15-20%), стойкостью к истиранию, достаточной хемостойкостью и термостойкостью. Волокно В. относится к самым дешевым из всех других синтетических волокон. Используется также для выработки ковров, одеял, различных технических изделий, канатов.

ВИСКОЗА

ВИСКОЗА (от лат. viscousus - вязкий, клейкий) - концентрированный раствор ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе едкого натра. В. применяют для получения вискозных волокон и пленок (целлофана), искусственной кожи (кирзы) и др. Основное сырье - древесная целлюлоза. В некоторых случаях в В. добавляют различные вещества, например, матирующие агенты (для устранения стеклянного блеска в готовом волокне), красители (для равномерной и устойчивой окраски готовых изделий), модификаторы и т. д.

ВИСКОЗНЫЕ ВОЛОКНА И НИТИ

ВИСКОЗНЫЕ ВОЛОКНА И НИТИ - химические искусственные волокна и нити. Сырьем для их производства является древесная (еловая) целлюлоза, предварительно обработанная разбавленным раствором едкого натра.

Для получения волокон жгут нитей разрезают на части (штапельки) определенной длины или надрывают на штапели-рующих машинах. В процессе последующего вытягивания отдельные участки надорванных в жгуте нитей разделяются на волокна и при скручивании образуют пряжу. Для В. В. и Н. характерны хорошие показатели гигроскопичности, светостойкости, удовлетворительные показатели теплостойкости и разрывной нагрузки (прочность равна около 20 сН/текс). В. В. используют при выработке тканей и трикотажных полотен. К модификациям В. В. относятся поли-нозное волокно, вискозное высокомодульное (ВВМ), сиблон, мтилон и др.

ВИССОН

ВИССОН (от греч. busson - тонкий лён) - дорогая белая или пурпурная льняная или хлопчатобумажная ткань, употреблявшаяся для изготовления одежды в Египте, Греции, Риме и др.

ВИЦМУНДИР

ВИЦМУНДИР (лат. vice - вместо, наподобие + mundus - убор, наряд) - форменный сюртук гражданских чиновников в дореволюционной России.

ВЛАГОПРОВОДНОСТЬ

ВЛАГОПРОВОДНОСТЬ - характеристика гигроскопических свойств текстильных материалов, определяется количеством влаги, проходящей через образец за определенное время при разности парциальных давлений водяного пара по обеим сторонам образца. Принято оценивать суммарную В. материалов одежды, которая позволяет более объективно оценить гигиенические свойства одежды и ее назначение.

ВЛАЖНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ

ВЛАЖНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ - важнейшая характеристика гигроскопических свойств. Относится к классу физических свойств и определяет гигиенические свойства одежды и обуви и их назначение. При оценке гигроскопических свойств материалов чаще всего пользуются характеристикой их фактической В. - показателем процентного содержания влаги в материале при фактической влажности воздуха. Фактическая В. зависит от волокнистого состава, структуры нитей, строения материала.

ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА (ВТО) ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА (ВТО) ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ - обработка деталей или изделия в целом с помощью специального оборудования (пресса, утюга) с использованием влаги, тепла и давления. Цели ВТО - придать форму деталям одежды, зафиксировать швы, придать изделию товарный вид. Операциями ВТО являются разутюживание, заутюживание и приутюживание швов, сутюживание и оттягивание деталей, прессование и отпаривание швейного изделия.

ВЛАСЯНИЦА

ВЛАСЯНИЦА - грубая одежда из волос какого-н. животного. В. носили на голом теле отшельники, монахи в знак смирения.

ВМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ

ВМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ - технологический термин, обозначающий временное ниточное соединение деталей по овальному контуру (например, вметывание рукава в пройму).

ВНИВЛОН

ВНИВЛОН (иначе СВМ-сверхвысокомодульный) - специальные термостойкие высокопрочные синтетические волокна (нити), разработанные в России (СССР), получаемые из полигетероарилена - ароматического полимера, обладающие хорошей термостабильностью и светостойкостью, при температуре +400 °С сохраняющие половину исходной прочности, не плавящиеся и не воспламеняющиеся при контакте с огнем. По многим свойствам имеют сходство с аримидом и американским волокном кевлар. Из нитей В. вырабатывают ткани для спецодежды (в частности, для бронежилетов), спецобмундирования, швейные нитки, корд. Волокна используются для армирования конструкционных материалов; кислородный индекс КИ = 30...32.

ВНИИВЛОН

ВНИИВЛОН (иначе СВМ-сверхвысокомодульный) - специальные термостойкие высокопрочные синтетические волокна (нити), разработанные в России (СССР), получаемые из полигетероарилена - ароматического полимера, обладающие хорошей термостабильностью и светостойкостью, при температуре +400 °С сохраняющие половину исходной прочности, не плавящиеся и не воспламеняющиеся при контакте с огнем. По многим свойствам имеют сходство с аримидом и американским волокном кевлар. Из нитей В. вырабатывают ткани для спецодежды (в частности, для бронежилетов), спецобмундирования, швейные нитки, корд. Волокна используются для армирования конструкционных материалов; кислородный индекс КИ = 30...32.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ - сопротивление материалов пропусканию через них воды. В. может характеризоваться наименьшим давлением, при котором вода начинает проникать через материал. Степень В. зависит от плотности ткани, вида волокна, переплетения (более плотное и жесткое скрепление нитей и лучшую В. дает полотняное переплетение), характера отделки, специальных пропиток. Плотная увалка шерстяных тканей, наличие запрессованного ворса значительно повышают В. На плащевые ткани наносят специальные синтетические гидрофобные пропитки, которые защищают их от намокания и препятствуют проникновению воды через ткань.

ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ

ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ - способность материалов пропускать воду при определенном давлении. Для некоторых технических тканей показатель В. имеет важное значение (например, для фильтровальных тканей). Однако для большинства бытовых материалов (брезентов, палаточных и плащевых тканей, кожи и т. д.) имеет значение обратная характеристика водонепроницаемость (см. Водоупорность).

ВОДОУПОРНОСТЬ

ВОДОУПОРНОСТЬ - сопротивление материалов пропусканию через них воды. В. может характеризоваться наименьшим давлением, при котором вода начинает проникать через материал. Степень В. зависит от плотности ткани, вида волокна, переплетения (более плотное и жесткое скрепление нитей и лучшую В. дает полотняное переплетение), характера отделки, специальных пропиток. Плотная увалка шерстяных тканей, наличие запрессованного ворса значительно повышают В. На плащевые ткани наносят специальные синтетические гидрофобные пропитки, которые защищают их от намокания и препятствуют проникновению воды через ткань.

ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМОСТЬ

ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМОСТЬ - важнейшая характеристика гигиеничности материалов для одежды. В. имеет значение для регулирования газового состава, влажности и температуры подо-дежного пространства. В. в значительной мере определяет области использования различных текстильных материалов. Например, ткани для летней одежды, особенно из химических волокон, имеющие низкую гигроскопичность, должны обладать более высокой В. по сравнению с материалами, используемыми для изготовления демисезонных и зимних изделий. Для зимней одежды требуются ткани с малой В.

В. текстильных материалов зависит от пористости, количества и величины открытых пор, толщины тканей и других факторов. Для трикотажных полотен характерна большая В., т. к. петельное строение трикотажа создает большее количество сквозных пор. Но трикотажные полотна, ткани с начесом и холстопрошивные нетканые полотна, где сквозные поры не велики или практически отсутствуют, обладают незначительной В., которая зависит от толщины и общей пористости этих материалов.

ВОЗДУШНАЯ ПЕТЛЯ

ВОЗДУШНАЯ ПЕТЛЯ - 1. В вышивке сквозной шов, один из видов строчки. Шов заполняет ячейки сетки легким прозрачным кружевом. Выполняется перевивом отдельных клеток сетки перевити четырьмя воздушными петлями из протянутых наискось нитей, которые образуют узор в виде паутинки. Сочетается с различными вышивальными строчками, швами.

2. Прием вязания.

ВОЙЛОК

ВОЙЛОК - плотный нетканый материал, изготовленный из шерсти путем валяния.

ВОЛАН

ВОЛАН (франц. volant от voler - летать), разновидность оборки; отделочная отлетная деталь в одежде, выполненная в виде широкой полосы материала, соединенной с изделием по краю одной продольной стороной, конструкция которой обеспечивает образование волнообразного свободного края. В. широко используются в женской и детской одежде - в отделке платьев, блузок, юбок и др.

ВОЛНИТ

ВОЛНИТ - комбинированная объемная нить, относится к разновидности текстурированных нитей.

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках; распространено в Вологодской области. Отличается четким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор В. К., выступает в виде выплетенной тесьмы (вилюшки) на фоне тонкой ажурной решетки. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический, составленный из сквозных кругов, шестигранников, квадратов, создающих крупные узоры - "мороз", "снежок", "елочка" и т. д., отражающие природу северного края. В. К. известно в начала XIX в. как в России, так и за рубежом.

ВОЛОКНА И НИТИ

ВОЛОКНА И НИТИ - основные структурные элементы всех текстильных материалов (пряжи, тканей, трикотажа, нетканых полотен, лент, кружев и т. д.). Одиночные волокна, которые без разрушения не делятся в продольном направлении, называются элементарными волокнами (хлопок, шерсть). Волокна, состоящие из продольно скрепленных элементарных волокон, называются техническими, или комплексными (лен, пенька и др.). Элементарные волокна большой длины (десятки и сотни метров) называются элементарными нитями. Комплексные нити состоят из продольно скрепленных элементарных нитей, скрученных или склеенных между собой. Короткие отрезки искусственных или синтетических нитей длиной 35-150 мм называют штапельными волокнами. По степени зрелости некоторые растительные волокна (например, хлопковые) делятся на зрелые, незрелые и предельно зрелые (перезрелые).

В основу классификации Т. В. и нитей положено их происхождение и химический состав. По происхождению или способу получения все Т. В. делятся на натуральные и химические. Химические волокна в свою очередь делятся на искусственные и синтетические.

ВОЛОКНО

ВОЛОКНО - протяженное гибкое и прочное тело (нить) с очень малыми поперечными размерами (микрон), ограниченной длины (мм), пригодное для изготовления пряжи, ниток, текстильных изделий.

ВОЛОС

ВОЛОС - роговое нитевидное образование, растущее на коже человека, млекопитающих, составляющее характерный волосяной покров. Основная функция - защита органов от воздействия внешней среды. В. животных (овец, коз и пр.) используют для получения текстильных изделий (пряжи, тканей, войлока и др., см. Шерсть, Шерстяная ткань).

ВОЛОСЫ ЧЕЛОВЕКА

ВОЛОСЫ ЧЕЛОВЕКА - В. головы, усов, бороды, кроме защитных свойств имеют еще и эстетическое значение: наряду с одеждой они являются одним из компонентов, создающих внешний облик человека, его индивидуальный стиль. Причесанные, ухоженные и уложенные в определенном порядке В. подчеркивают красоту лица и фигуры, или скрывают их недостатки. Поэтому стрижка, укладка В., прически издавна были предметом пристального внимания и заботы, являясь составной частью костюма (см. Причёска).

ВОЛЬТА

ВОЛЬТА - тонкая, легкая, полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, на ощупь шелковистая. Вырабатывается из тонкой гребенной пряжи, приближается по фактуре к батисту. Выпускается главным образом с пестрыми набивными рисунками или окрашенная в светлые и яркие цвета, реже - отбеленная и пестротканая; предназначается для летних женских платьев или белья. Поверхностная плотность 60 г/мp2.

ВОРОТНИК

ВОРОТНИК - деталь одежды, которой оформляется вырез горловины. Как элемент костюма воротник появился довольно поздно. Произведения искусства свидетельствуют, что ни у древних греков, ни у древних римлян воротников не было. Только в XIII в. появляется узкая полоска, оформляющая вырез горловины, которая со временем превращается в воротник-стойку. Постепенно стойка увеличивается, видоизменяется, и в отдельные периоды эта деталь одежды становится основой композиции всего костюма. Так мода XVI-XVII вв. характеризовалась тем, что вся шея была закрыта огромным белым воротником "фреза" из гофрированной ткани, украшавшим как мужской, так и женский костюмы. Затем появился стоячий воротник, закрепленный на каркасе, кружевной воротник "медичи". Его в свою очередь сменил большой отложной "мушкетерский" воротник тоже белого цвета. Делали его целиком из кружев или очень тонкого полотна, а затем обшивали кружевом. Воротник полностью закрывал плечи.

На Руси бояре и князья издавна носили оплечье, или бармы, имевшие вид небольшой пелерины, богато украшенной жемчужным шитьем и драгоценными камнями, кроме того, носили высокие стоячие воротники - козыри из бархата и парчи, расшитые золотом, серебром, жемчугом.

Современные воротники могут быть самых разнообразных фасонов и делятся на виды в зависимости от конструктивного решения застежки и элементов конструкции, создающих форму и фасон самого воротника: высоты стойки, характера линии ее перегиба, степени прилегания воротника к шее, ширины отлета воротника, конфигурации его края, оформления концов и др. Могут быть втачными и цельнокроенные, с прокладкой и без прокладки, с кружевом и оборкой, с кантом и бейкой, драпированными, завязывающимися бантом или галстуком, переходящим в капюшон и т. д. Кроме того, воротники могут быть съемными, они служат декоративным дополнением костюма, изготавливаются из различных материалов: бархата, меха, кожи, атласа, кружев и т. д. в тон основному изделию или по контрасту с ним.

ВОРОТНИК-ГОЛЬФ

ВОРОТНИК-ГОЛЬФ - высокий воротник, плотно облегающий шею, деталь трикотажных или шитых изделий, например, платья, свитера.

ВОРОТОК

ВОРОТОК - часть шкуры животного, расположенная между чепраком и головной частью, а передний участок шкуры, отделяемый от чепрака вместе с передними лапами и головной частью называется воротковой частью.

ВОРС

ВОРС - короткий пушистый слой одиночных волокон на поверхности некоторых тканей, трикотажных и нетканых полотен.

ВОРСОВАНИЕ

ВОРСОВАНИЕ - извлечение на поверхность ткани или трикотажа концов отдельных волокон с целью образования приподнятого (как у бобрика) или лежащего (как у байки) начеса - ворса; выполняется на ворсовальных машинах. В. повышает износостойкость и теплозащитные свойства текстильных полотен, придает им мягкость и пушистость.

ВОРСОВАЯ ТКАНЬ

ВОРСОВАЯ ТКАНЬ - ткань, поверхность которой покрыта ворсом. По структуре поверхности различают: начесанные, уточно-ворсовые, основоворсовые В. Т. Ворс начесанных тканей образуется концами волокон, извлеченными на поверхность путем ворсования (бобрик, драп, сукно, байка, фланель, бумазея и др.). Ворсовая поверхность уточно- и основоворсовых тканей создается за счет специальных нитей утка (вельвет, полубархат) или основы (бархат, плюш, махровые ткани и т. д.).

ВОССТАНОВЛЕННАЯ ШЕРСТЬ

ВОССТАНОВЛЕННАЯ ШЕРСТЬ - см. Регенерированная шерсть.

ВОШВА

ВОШВА - кусок ткани, вшиваемый как отделка или украшение в одежду, обычно другого вида, фактуры и цвета, часто украшенный драгоценным шитьем.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛЕНТЫ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛЕНТЫ - название группы лент, применяемых для мужских, детских и женских подвязок. Для мужских помочей используют эластичную ленту из хлопчатобумажной пряжи, искусственных нитей с резиновыми нитями или нитями спандекс с гладким краем. Для женских изделий вырабатывают такие же ленты жаккардовым переплетением с гладким или гофрированным краем. В. Л. могут быть гладкокрашеные и пестротканые.

ВТАЧИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ

ВТАЧИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ - стандартизированный технологический термин, обозначающий ниточное соединение деталей по овальному контуру (например, втачивание рукавов в проймы, втачивание воротника).

ВУАЛЕТКА

ВУАЛЕТКА (франц. voilette) - небольшая короткая вуаль, прикрепляемая к женской шляпе.

ВУАЛЬ

ВУАЛЬ (от франц. voile - покрывало, завеса)

1. Тонкая сетка, деталь женской шляпы. Вуаль появилась на Востоке, где женщины закрывали лицо густой сеткой, без которой не разрешалось выходить из дома, а дома нельзя было снимать в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, отсюда она проникла в Грецию. Греческая вуаль не закрывала лицо, а была деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали были также очень популярны. Как украшение к головным уборам вуали распространились в Европе в эпоху Средневековья - в период готики, когда стал модным эннэн. В XVI в. вуали исчезли, и только испанки продолжали носить черную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают женские шляпы, особенно цилиндры, которые были частью костюма. С начала XIX в. появляются вуали, сделанные из тюля, которые в современной моде остаются дополнением торжественного убора, прежде всего свадебного.

2. Тонкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Вырабатывается из гребенной пряжи повышенной крутки, очень легкая. Вуаль жестковата на ощупь, сыпуча и может раздвигаться в швах. Бывает отбеленной, гладко-крашеной и набивной; мерсеризуется. Используется главным образом для изготовления женских платьев и блузок.

ВЫКРАИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ

ВЫКРАИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ - технологический термин, обозначающий вырезание деталей по намеченным контурам посредством ножниц или раскройного оборудования.

ВЫМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ

ВЫМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ - технологический термин, обозначающий временное ниточное закрепление обтачанных краев деталей для сохранения приданной им определенной конфигурации.

ВЫРОСТОК (ТОНКИЙ)

ВЫРОСТОК (ТОНКИЙ) - плотная, упругая кожа, выработанная из шкуры теленка методом хромового дубления; имеет крупный рисунок мереи. В. несколько толще опойка.

ВЫСОКООБЪЁМНАЯ ПРЯЖА И НИТИ

ВЫСОКООБЪЁМНАЯ ПРЯЖА И НИТИ - текстурированные нити, которые вырабатывают из смеси химических штапельных волокон, имеющих усадку 20-30%, с низкоусадочным волокном. При термообработке такой пряжи в свободном состоянии высокоусадочные волокна укорачиваются, а низкоусадочные своей длины почти не меняют, но, будучи связаны с высокоусадочными силами трения, изгибаются, придавая пряже пушистый вид.

ВЫСОКОРАСТЯЖИМЫЕ НИТИ

ВЫСОКОРАСТЯЖИМЫЕ НИТИ - то же, что эластик, текстурированные нити, обладающие большой (до 400%) упругой растяжимостью, повышенным удельным объемом, спиралеобразной извитостью и пушистостью. В. Н. вырабатывают из синтетических, в основном полиамидных и полиэфирных комплексных нитей, которые закручивают (до 2500-5000 кручений/м) и подвергают тепловой обработке с последующим охлаждением, чтобы закрепить структуру нити, полученную при кручении. Термостабили-зированные нити раскручивают. После чего одиночные нити, получившие левую и правую крутки, сдваивают и подкручивают (50-100 кручений/м). В. Н. вырабатывают на машинах непрерывного действия. Используется В. Н. для изготовления чулочно-носочных и спортивных изделий, платьевых, блузочных и др. тканей. Одежда из В. Н. обладает повышенной формоустойчивостью, хорошими теплозащитными и др. свойствами. Эластичные ткани с резиновыми нитями используют для изготовления поясов, бандажей и др. корсетных изделий.

ВЫСТЁГИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ

ВЫСТЁГИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ - технологический термин, обозначающий соединение потайными или сквозными стежками двух и более деталей изделия, наложенных друг на друга, на отдельных участках или по всей поверхности деталей.

ВЫТАЧКА

ВЫТАЧКА - конструктивный элемент в виде стачанной на нет складки треугольной или ромбовидной формы. Служит для придания объемной формы деталям одежды из плоского материала. Например, наличие на полочках верхней В. является основной конструктивной особенностью женской и детской (для девочек) одежды: верхняя вытачка придает полочке объемную форму в области груди. Для выявления линии талии в прилегающих и полуприлегающих изделиях на полочках, а часто и на спинке, проектируют В. от линии талии.

ВЫТРАВНАЯ ПЕЧАТЬ

ВЫТРАВНАЯ ПЕЧАТЬ - один из способов получения рисунка на ткани. При В. П. на поверхность предварительно окрашенной ткани наносят в определенных местах печатные составы, которые разрушают (вытравливают) краску, благодаря чему на ткани появляется рисунок. Различают белую и цветную В. П. В первом случае в печатный состав краситель не вводится и после вытравки получается белый рисунок на окрашенном фоне, во втором - в состав печатной краски добавляется краситель, устойчивый к действию вещества, разрушающего окраску фона, и получается цветной рисунок на окрашенной ткани.

ВЫТЯГИВАНИЕ

ВЫТЯГИВАНИЕ - один из основных процессов прядения, имеющий целью утонение полуфабриката (ленты и ровницы) для получения пряжи заданной длины. Утонение достигается вследствие увеличения длины ленты и ровницы за счет сдвига волокон, из которых он и состоит. При сдвиге волокна под действием взаимного трения распрямляются и располагаются параллелизованно, что важно для получения пряжи более совершенной структуры.

ВЫХОДНАЯ ОБУВЬ

ВЫХОДНАЯ ОБУВЬ - см. Модельная обувь.

ВЫШИВАЛЬНАЯ БУМАГА

ВЫШИВАЛЬНАЯ БУМАГА - разновидность вышивальных ниток; однокруточная в четыре сложения хлопчатобумажная нитка из гребенной или кардной пряжи умеренной крутки, матовая или мерсеризованная.

ВЫШИВАЛЬНЫЕ НИТКИ

ВЫШИВАЛЬНЫЕ НИТКИ - нитки, используемые в основном для вышивания: ирис, мулине, вышивальная бумага. Ирис и мулине - высококачественные мягкие нитки, мерсеризованные, выработанные из тонкой гребенной пряжи. Вышивальная бумага - однокруточная в четыре сложения нить из гребенной или кардной пряжи умеренной крутки.

ВЫШИВАЛЬНЫЕ ШВЫ

ВЫШИВАЛЬНЫЕ ШВЫ - швы, применяемые при вышивании узора на ткани, трикотаже, коже и т. п., детали изделия. К В. Ш. относят косую стежку, крест, полукрест, мережки, набор, настил, односторонние, счетные швы, роспись, стебельчатый шов, стлань, строчку, стяг, тамбур, штопку и др.

ВЫШИВАНИЕ

ВЫШИВАНИЕ - способ украшения тканей, трикотажа, кожи, войлока и т. д., одежды цветным орнаментом и рисунком, выполненным вручную (иглой, иногда крючком) - ручное В. или на вышивальной машине - машинное В.

ВЫШИВКА

ВЫШИВКА - вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняется посредством вышивания на тканях, коже, войлоке и др. материалах шелковыми, шерстяными, льняными, хлопчатобумажными и металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, монетами и т. д. Возникновение вышивки связано с появлением в эпоху первобытной культуры стежка, шва на одежде из шкур животных. Вышивка донесла до нас орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содежания символических узоров. Простейшие из них, в виде креста, квадрата, ромба и круга, являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями.

Усовершенствование техники вышивки было обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д.

Вышивкой украшали предметы быта и одежду. Вышивка тесно связана с развитием современного ей изобразительного искусства, особенно сюжетная вышивка. Древнерусская сюжетная вышивка (шитье) на церковных облачениях, покрывалах и др. изделиях в ранних образцах (сохранились с XII в.) связана с византийской иконописной традицией и отличается богатой цветовой игрой материала (шелк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья XIV-XVII вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур, нередко усиленная контурной линией из жемчуга. Вышивка "белым по белому" появилась в XIII-XIV вв. в Англии и Германии и достигла в XV-XVI вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивки крючком). Узорная вышивка использовалась при изготовлении парадного и придворного костюмов. Особенно сложной и изысканной была вышивка в названных видах одежды в XVII-XVIII вв. В преображенном виде новые приемы выступали как органический элемент народной вышивки, которая вбирала в себя лишь то, что было созвучно ее традициям и поддавалось переработке в близком им духе.

В наши дни вышивка развивается и совершенствуется, о чем свидетельствуют высокие образцы этого искусства и то, что они являются одним из самых распространенных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.

По способу вышивания можно выделить ручную вышивку и машинную вышивку; по использованным для работы материалам и характерным вышивальным приемам различают вышивку бисером, вышивку золотом и серебром, вышивку жемчугом, "Лицевое шитье", аппликацию и др.; по видам швов и строчек - свободную, с произвольным расположением стежков по рисунку, счетную - по счету нитей ткани и стежков; ажурную вышивку (мережки, шов "насыпь", бисерный шов), цветную гладь (атласное шитье, русскую гладь, гладь с настилом, гладь вприкреп, многоцветная гладь), бриды, верхошов, воздушную петлю, гипюры, косую стежку, крест, полукрест, набор, настил, ришелье, роспись, свободный шов, стебельчатый шов, стлань, стяг, тамбур, штопку и др.

ВЫШИВКА БИСЕРОМ

ВЫШИВКА БИСЕРОМ - вид рукоделия, известный с древнейших времен. Своего апогея увлечение бисерным рукоделием достигло в конце XVIII в. До нашего времени дошло много образцов этого искусства: панно, картины, сумки, кошельки, пояски, тесемки для шейных крестиков, кисеты и др. сувениры. Бисером вышивали пейзажи, бытовые сценки, изображения военных событий, религиозные картины, различные надписи и даже стихи. Изделия, вышитые бисером служили модными аксессуарами к дамскому, а иногда и к мужскому туалету. Известны немецкие и итальянские вышивки. Работы русских мастериц отличались сложным рисунком, когда в одной вышивке использовались до тридцати различных оттенков бисера.

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ И СЕРЕБРОМ

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ И СЕРЕБРОМ - вид вышивки, выполненной шелковыми и льняными нитями, плотно обвитыми узкой золотой или серебряной полоской (ленточкой) или нитками в виде тонкой проволочки из драгоценных металлов. Особенностью вышивки является шов в прикреп. Металлическая нитка накладывается на ткань и прикрепляется к ней мелкими стежками тонкой шелковой или льняной ниткой в цвет золота, серебра или контрастной цветной в зависимости от художественной задачи. В древней Руси эта вышивка называлась золотым шитьем. Она была предназначена для светского и культового обихода. Шитьем щедро украшали одежду, облачения священнослужителей, предметы церковной утвари и убранства интерьеров, "конюшенный" убор и др. предметы быта.

Шитье выполнялось волочеными или прядеными нитками и в виде тонкой проволочки (канитель), скрученной спиралью. В качестве фона для шитья использовали дорогой привозной бархат, шелковые ткани, кисею. Вышивку дополняли жемчугом, драгоценными камнями, самоцветами, золочеными орнаментированными пластинами, мелкими бляшками, блестками. В настоящее время лучшие традиции золотного шитья сохраняют современные мастера народных художественных промыслов Тверской, Нижегородской и др. областей России.

ВЬЮНЧИК

ВЬЮНЧИК - отделочная плетеная тесьма из вискозных нитей, шириной 6-12 мм. Представляет собой волнообразную полоску, образующуюся при изменении натяжения нитей, идущих с разных веретен. Бывает белой и цветной. Используется для отделки женских платьев, сарафанов и детской одежды, летних головных уборов.

ВЯЗАЛЬНЫЕ НИТКИ

ВЯЗАЛЬНЫЕ НИТКИ - нитки и нити, предназначенные для ручного вязания. К ним относятся хлопчатобумажные нитки (ирис, кроше, гарус), шерстяная пряжа и объемные нити из синтетических волокон. Шерстяную пряжу для вязания выпускают чистошерстяной и смешанной с химическими волокнами или полушерстяной с искусственными или синтетическими нитями. При выработе шерстяной пряжи может быть использована шерсть разных видов: мериносовая, помесная, козья ангорских пород, кроличий пух и др. Для украшения шерстяной пряжи иногда применяют металлические или металлизированные нити. Для вязания используют также объемные синтетические нити и объемную пряжу. Объемные нити могут быть из капроновых волокон (мэрон), лавсановых (мэлан), комбинированные петельные из капроновых, ацетатных нитей (акон) и др.

ВЯЗАНИЕ

ВЯЗАНИЕ - способ изготовления из ниток и пряжи предметов одежды с помощью вязальных игл, крючка и спиц. Существует машинное и ручное вязание. Археологические раскопки свидетельствуют, что 40-25 тысяч лет тому назад человек уже умел связывать и сплетать различные природные материалы - траву, листья, тростник, шкуры животных, придавая им желаемую форму и используя готовые изделия в качестве первобытной одежды. В последствии плетение и связывание перешло в ткачество и вязание. Первые вязанные изделия (носки) были найдены в Египте в коптских гробницах V в. н. э. Затем искусство вязания по-видимому было утрачено и восстановлено только в XIII в. В это время в Италии и Испании ручное вязание на двух спицах уже существовало как ремесло. В XVI в. в Европе появились первые бесшовные чулки, которые вязали по кругу на пяти спицах. Поначалу вязанием чулок занимались мужчины. В Англии, Франции, Германии были организованы цехи вязальщиков чулок. В 1589 г. английский священник Уильям Ли изобрел первый ручной плоский станок для вязаня чулок. Этот станок был назван кулирным, т. к. для образования на нем петель нить предварительно кулировалась, т. е. изгибалась в петли. Станок был оснащен специальными крючковыми иглами, закрепленными на плоском горизонтальном брусе-игольнице. С тех пор все машины с плоскими игольницами называют плоскими или плосковязальными в отличие от машин с игольницей круглой или цилиндрической формы, которые называют круглыми или кругловязальными. В 1755 г. в Англии были изобретена первая основовязальная машина, а в 1798 г. во Франции изобрели первую круглую трикотажную машину для вязания круглого трикотажного полотна. Способы вязания и получения трикотажа, его ассортимент становится все более разнообразным.

ВЯЗАНКА

ВЯЗАНКА (разг.) - вязанная вещь (свитер, джемпер и т. п.).

ВЯЗАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ВЯЗАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - изделия, связанные из ниток или пряжи крючком, спицами или на машине - джемперы, свитеры, пуловеры, жилеты, платья, и др. виды одежды или дополнения к ней - галстуки, пояса, шарфы, съемные воротники и манжеты, цветы и пр. а также чулочно-носочные изделия и текстильно-галантерейные изделия - тесьма (одежная, обувная, шляпная), шнуры, бахрома, кружево.

ВЯЗЬ

ВЯЗЬ - узор из переплетающихся, соединяющихся между собой линий в орнаменте. Широко используется в вышивке, в оформлении и украшении тканей и др. изделий.

© 2000- NIV