Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "Г"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "Г"

ГАБАРДИН

ГАБАРДИН (франц. gabardine) - классическая упругая шерстяная ткань, выработанная диагоналевым переплетением из крученой пряжи. На лицевой поверхности ткани мелкие плотно лежащие выпуклые рубчики, идущие снизу вверх слева направо. Выпускаются чистошерстяные и полушерстяные Г. Поверхностная плотность тканей 290-440 г/м2. Г. жестки, сыпучи, прорубаются иглой, трудно поддаются формованию при влажно-тепловой обработке. Используются для изготовления пальто, костюмов, офицерского обмундирования.

ГАВРОШ

ГАВРОШ - женская стрижка, модная в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. Характерна тем, что волосы фронтально-теменной, макушечной и височно-боковых зон стригут коротко, а в нижней части затылка их оставляют длинными, и они могут спускаться на шею и плечи.

ГАЗ

ГАЗ (франц. gaze), то же, что флёр, - общее название большой группы, легких, прозрачных тканей из шелка или тонко скрученного хлопка, из которых шьют косынки, шарфы, платья, используют для отделки шляп (как вуаль).

ГАЗЫРИ

ГАЗЫРИ - металлические или деревянные гнезда для патронов, нашитые на черкеску на уровне груди.

ГАЛАНТЕРЕЯ

ГАЛАНТЕРЕЯ (франц. galanterie) - общее торговое название разного рода предметов туалета и личного обихода (перчатки, галстуки, пуговицы, кружева, расчески и т. д.).

ГАЛИФЕ

ГАЛИФЕ - франц. - брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся кверху. Названы по имени франц. кавалерийского генерала Галиффе. Раньше эти брюки носили в основном военные, теперь носят и женщины.

ГАЛОШИ

ГАЛОШИ (франц. galoches) - резиновая обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок, валенок для предохранения их от сырости.

ГАЛСТУК

ГАЛСТУК (от нем. Halstuch - шейный платок) - декоративный предмет одежды, дополнение к ней; имеет вид широкой ленты, завязываемой узлом под воротником со свободно выпущенными концами. Вначале это был шейный платок, которым закрывали шею, чтобы не простудиться. Начиная с XVII в. галстук стал модным и неприменным дополнением к мужской одежде. В эпоху Французской революции буржуа носили широкие платки из белой материи; француз, революционеры в знак протеста против знати носили черные галстуки. Очень сложным был способ завязывания галстука, появилось даже несколько учебников по искусству завязывания галстуков. Галстук в том виде, к которому мы привыкли и который остается неотъемлемой частью современного мужского костюма, появился в начале XX в. Галстуки делают широкими или узкими, длинными или короткими, из ткани, трикотажа, кожи, разнообразных расцветок, носят завязывая узлом или бантом, под воротником сорочки, блузки.

ГАЛСТУК-БАБОЧКА

ГАЛСТУК-БАБОЧКА - дополнение к мужскому торжественному костюму, иногда используется в спортивной женской и мужской одежде, а также в униформе некоторых категорий служащих (барменов, официантов и др.). Покрой Г.-Б. его форма и расцветка зависят от формы воротника и цвета одежды, ее низкой или высокой застежки и меняется вместе с изменением моды.

ГАЛСТУК-РЕГАТ

ГАЛСТУК-РЕГАТ - готовый узел фабричного изготовления, имеет резиновую тесьму с застежкой сзади под воротником рубашки или блузки.

ГАЛУН

ГАЛУН (франц. galon)

1. Золотая или серебряная металлизированная тесьма или плотная лента, нашиваемая на ведомственную одежду.

2. Нашивка из этой тесьмы.

ГАМАШИ

ГАМАШИ (франц. gamache) - то же, что гетры - вязаные или сшитые из плотной толстой ткани теплые чулки без ступней, надевающиеся поверх обуви и доходящие до колена. В XVII-XVIII вв. их носили во Франции с короткими кюлотами. В XVIII в. Г. были принадлежностью солдатского обмундирования; застегивались сбоку на пуговицы. Сегодняшняя мода предлагает вязанные Г., украшенные орнаментом, они пользуются большой популярностью у молодежи.

ГАРДЕРОБ

ГАРДЕРОБ (франц. garde-robe - букв. смотреть за платьем)

1. Подобранная по каким-либо признакам совокупность одежды, обуви, эксессуаров для всех необходимых случаев жизни одного человека или группы людей.

2. Шкаф для одежды.

3. Помещение в общественном здании, предназначенное для хранения верхней одежды.

ГАРИБАЛЬДИЙКА

ГАРИБАЛЬДИЙКА - название рубашки красного цвета с маленьким отложным воротником и длинными рукавами на манжетах, которую носили в середине XIX в. сторонники народного героя Италии генерала Дж. Гарибальди.

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia) - согласованность, стройность в сочетании чего-либо в одежде, например, цветовых тонов. Г. цветовая, или гармоническое сочетание цветов - это согласованное сочетание всех цветов, входящих в орнаментальную композицию. Имеет существенное значение в художественном оформлении тканей и текстильных изделий и строится по определенным закономерностям: 1) цветовое решение композиции должно соответствовать ее образному решению и назначению; 2) линейный и пятновый ритм цвета, его соотношения с фоном и др. цветами, участвующими в композиции, должны быть согласованы с соседними цветами и помогать восприятию композиции в целом, т. е. цвета в композиции не должны "спорить" друг с другом.

ГАРНИТУР

ГАРНИТУР (франц. garniture) - комплект, набор предметов, служащих одной цели (например, набор белья украшений и др., см. также Комплект).

ГАРСОН

ГАРСОН (франц. - букв. мальчик) - женская стрижка "под мальчика". Была особенно модной с 1915 по 1918 г. Концы волос подвивались внутрь.

ГАРУС

ГАРУС (польск. harus)

1. Разновидность мягких шерстяных или хлопчатобумажных ниток, первоначально предназначавшихся только для вышивания, сейчас их широко используют и для вязания. Нитки, как правило, толстые, с небольшой круткой, белые, черные, цветные.

2. Натуральный толстый крученый шелк для вышивания, отделочных строчек на верхней одежде, для обметывания петель на пальто и т. д.

3. Хлопчатобумажная ткань, на ощупь похожая на шерстяную.

ГАШНИК

ГАШНИК - 1. Так назывался в прошлом в некоторых областях России поясок, шнурок, продергиваемый в верхнюю часть штанов для их подвязывания и закрепления на талии.

2. Название верхнего края штанов, относится к тому же времени.

ГЕММА

ГЕММА (лат. gemma) - резной камень с изображением, выпуклым (камея) или углубленным (инталия); в древности Г. служили печатями, знаками собственности, амулетами, украшениями костюма.

ГЕННИН

ГЕННИН (франц. hennin) - высокий (до 70 см) конусообразный головной убор эпохи средневековья. Каркас Э. делали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, обтягивали шелком или другой дорогой тканью, а сверху накрывали легкой прозрачной вуалью. Вуаль спускалась со стороны спины иногда так низко, что ее необходимо было подбирать. Часто вуаль закрывада и лицо. Э. распространился в большинстве европейских стран, где царил готический стиль, и был частью парадного костюма знатных женщин.

ГЕРАЛЬДИКА

ГЕРАЛЬДИКА (франц. heraldique от лат. heraldus - глашатай) - составление, истолкование и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфические исторические источники. Играет важную роль при определении происхождения исторических памятников, снабженных гербом. Помогает установлению подлинности, принадлежности, авторства, места производства и датировки предметов быта, предметов одежды, произведений искусства, содействует определению ценности имущества, выяснению культурных связей и др. Возникла в средневековье из обычая оглашать перед началом турнира изображение и девиз герба рыцаря в доказательство его права на участие в состязании. С образованием сословных монархий Г. принимает государственный характер: право пожалования и утверждение гербов становится исключительно привилегией королей. При королевских дворах учреждаются специальные ведомства по Г. В России Г. была заимствована из Европы во второй половине XVII в. и сразу приобрела государственное значение. Первые сочинения носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Теория Г. строго регламентировала геральдические знаки (цвет, фигура) на гербах, форму и составные части герба (щит, шлем, корона, нашлемник, девиз и пр.), их расположение.

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - фигуры, установленные геральдикой и изображенные на частях поля герба. Делятся на главные (почетные) и второстепенные. К главным Г. Ф. относят главу, пояс, перевязь, крест и др. (В геральдике встречается около 200 разновидностей крестов). Второстепенных Г. Ф. свыше 300, из них наиболее часто встречаются: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, ромб, веретено, круг и др. На щите герба изображаются также негеральдические гербовые фигуры: лев, леопард, единорог, собака, кошка, овца, орел, ворон, петух, пчела, змея, роза, лилия, дуб, солнце, луна, звезды, облака, различные виды вооружения (меч, пушка и др.). В наши дни Г. Ф. часто встречаются в одежде в виде эмблем, аппликаций, различных нашивок на груди, карманах, рукавах, головных уборах и т. д.

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - цвета, допустимые для нанесения изображения на гербах. В старой геральдике их было шесть: это металлы - золото (желтый) и серебро (белый) и краски таких цветов как красная, синяя, зеленая, черная. Различные оттенки цветов хотя и допускались, но самостоятельными не считались. Строго соблюдались два правила: первое - ни один герб не должен иметь более двух цветов, т. к. в символике цветов в средние века пестрота считалась символом непостоянства; второе - каждый герб должен иметь или золото или серебро, а не то и другое вместе, т. е. металл не должен быть рядом с металлом. Это правило соблюдалось особенно строго. Если оно нарушалось, то гербы объявлялись ложными, рыцари с такими гербами к турниру не допускались. Позже геральдические изображения стали наносить не только металлами, но и финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь а также "мехами" - горностаевый и беличий.

Первоначально Г. Ц. имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; желтый - надежду, изобилие, свободу; черный - скромность, образованность, печаль; пурпурный - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

ГЕТРЫ

ГЕТРЫ (франц. guetres) - см. Гамаши.

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ (от греч. hugieinos - целебный, приносящий здоровье); гигиена - область знаний, направленная на сохранение здоровья человека, защиту его от неблагоприятных воздействий внешней среды (климатических условий, механических, химических загрязнений др.). Одна из основных функций одежды и обуви заключается в обеспечении теплового комфорта, который является необходимым для нормальной жизнедеятельности человека и его работоспособности. Для обеспечения теплового комфорта одежда должна соответствовать реальным условиям эксплуатации и создавать определенный устойчивый микроклимат в пододежном слое, определенную влажность и возможность вентилирования.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - свойства, связанные со способностью текстильных полотен к поглощению (впитыванию жидкостей, паров, пыли), проницаемости (возможности пропускать через себя воздух, пары, воду, тепло и др.), а также теплофизические и электрические свойства. Основными характеристиками этих свойств являются: гигроскопичность, влажность, капиллярность, водопоглощаемость, воздухопроницаемость, паропроницаемость, пылепроницаемость, пылеемкость, теплоемкость, теплостойкость, электризуемость и др. Г. С. имеют функциональное значение и обеспечивает необходимую теплоизоляцию организма человека, влияют на газовый и влажностный состав пододежного пространства и влажность кожи, определяют тепловое состояние человека.

ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - свойства, связанные со способностью поглощать из окружающей среды водяные пары и воду и отдавать их в эту среду. Важнейшими характеристиками Г. С. являются: влажность, гигроскопичность, влагоотдача, капиллярность, влагопроводность. Г. С. оказывают влияние на гигиеничность одежды, зависят от волокнистого состава, строениями отделки материалов.

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ (греч. hygros - влажный) - способность материалов поглощать влагу из окружающей среды. Относится к кдяссу физических свойств, является важнейшей характеристикой гигроскопических свойств материалов, определяет гигиеничность одежды и ее назначение. Г. особенно важна для бельевых тканей, которые должны впитывать влагу, выделяемую кожей человека, и испарять ее в окружающую среду, тем самым поддерживая тело в гигиеничном состоянии.

Наилучшей Г. обладают льняные и хлопчатобумажные ткани, а также ткани из натурального шелка и гидратцеллюлоз-ного волокна. Такие ткани используются для изготовления белья и легкого платья. Шерстяные ткани, хотя и обладают значительной Г., но влагу впитывают и испаряют медленно. Низкой Г. обладают ткани из синтетических волокон, поэтому их не рекомендуется использовать для изготовления белья.

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ ВОЛОС

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ ВОЛОС - способность поглощать влагу из воздуха (туман, пар). Волосы могут впитывать в себя влагу в количестве до одной трети своей массы. Такая Г. В. играет болвщую роль при их окраске и завивке. Используя свойство гигроскопичности, волосы применяют в приборах для определения ьлажности воздуха.

ГИМНАСТЕРКА

ГИМНАСТЕРКА (от греч. gymnastike - упражняюсь) - верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротником. Как предмет обмундирования в России появилась в 1869 г. в туркестанских батальонах, когда на белую полотняную рубаху, использовавшуюся на гимнастических занятиях, стали нашивать погоны. Эта рубаха была военной форменной одеждой до 1969 г.

ГИПЮР

ГИПЮР (франц. guipure - воздушная вышивка)

1. Разновидность вышитого кружева с четко очерченным узором.

2. Тяжелое кружевное полотно, изготовленное на вышивальных автоматах. Г. применяют для изготовления женских блузок и платьев, а также воротников, манишек, манжет, вставок.

3. Вышивка и вышивальные строчки. Г. относится к счетной строчевой вышивке, выполняется по более крупной по сравнению со строчкой-перевитью сетке со сложными разделками (сеточками, сновками, звездочками, "паучками", штопкой, ромбиками, уголками и т. д.).

ГЛАДКИЙ ДРАП

ГЛАДКИЙ ДРАП - разновидность драпа; типичный по выработке, с почти гладкой увалянной, хорошо подстриженной ворсовой поверхностью, гладкокрашеный. Используется для изготовления женских и мужских демисезонных и зимних пальто (см. Драп).

ГЛАДЬ

ГЛАДЬ - 1. Наиболее распространенный вид вышивки, по рисунку. Выполняется плотно положенными на ткань рядами ниток, образующими узор. Имеет несколько разновидностей: односторонняя гладь, "кирпичеком", бельевая (белая или выпуклая), атласная, русская, гладь "вприкреп", цветная, русская и др.

2. Главное одинарное поперечновязаное трикотажное переплетение, петли которого образованы последовательно одной нитью вдоль петельных рядов (чулочная вязка).

ГЛАДЬ ВПРИКРЕП

ГЛАДЬ ВПРИКРЕП - цветная гладь; выполняется способом прикрепления пасмы ниток или одиночной нитки по рисунку узора. Вначале строчкой обводится контур рисунка, затем берется цветная нитка или пасма ниток и выкладывается по форме узора, а в тех местах, где ее нужно повернуть в обратную сторону, она прикрепляется одним-двумя стежками ниткой того же цвета. Вышивка сочетается с другими видами глади и может применяться как отделка на всех видах изделий.

ГЛУХИЕ ШВЫ

ГЛУХИЕ ШВЫ - односторонние и двусторонние вышивальные швы, выполняются, в отличие от сквозных, по целой ткани. Делятся на счетные, построенные по счету нитей ткани и зависящие от ее структуры (используют в счетной глади, косой стежке, наборе, кресте), и свободно расположенные на ее поверхности, чаще - предварительно нанесенному рисунку (тамбур, верхошов, золотное шитье).

ГЛЯНЕЦ

ГЛЯНЕЦ (нем. Glanz) - блеск лощеной, лакированной или полированной поверхности.

ГЛЯНЦЕВАЯ ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ

ГЛЯНЦЕВАЯ ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ - то же, что лощение - заключительная отделка, которой подвергаются хлопчатобумажные ткани. Состоит в нанесении аппрета с высокой концентрацией крахмала и веществ, способствующих получению блеска (парафин, воск, стеарин), последующей сушки и пропускании через каландр лицевой стороной к горячему металлическому валу. Ткани с Г. поверхностью отличаются от др. блеском и жесткостью. Такой отделке подвергают хлопчатобумажные гладкокрашеные и набивные ткани полотняного переплетения. Г. О. не достаточно устойчива: в процессе эксплуатации одежды под воздействием трения и влажно-тепловых обработок блеск постепенно исчезает.

ГОГОЛЬ

ГОГОЛЬ - мужской головной убор, зимняя шапка, имеет форму усеченного конуса. Делают из каракуля, мерлушки, цигейки или другого меха.

ГОДЭ

ГОДЭ (франц. godet - морщинка, складка на ткани)

1. Клинообразная вставка в нижнюю часть прямой или расширенной юбки. Вставка может быть выкроена по косой нити или плиссирована.

2. Юбка, расклешенная от линии бедер или колена, со вставками или без них. Юбка-Г. универсальна. Обтянутая по линии бедер, расклешенная книзу, она придает фигуре стройность. Благодаря струящимся пластичным линиям швов юбка выглядит элегантно и нарядно и на работе, и на улице, и в театре. Ее можно сделать короткой и длинной - силуэт изменится (например, для торжественных случаев подойдет длинная юбка-Г., расклешенная от линии колена).

ГОЛЕНИЩЕ

ГОЛЕНИЩЕ - часть сапога, прикрывающая голень ноги.

ГОЛОВНОЙ УБОР

ГОЛОВНОЙ УБОР - предмет одежды; важнейшая часть костюма. Возникновение, изменение форм, конструкций и материалов обуславливалось климатическими и национальными особенностями регионов. В античном мире головные уборы имели преимущественно практическое значение. Исключение составляли шлемы воинов, которые наряду с защитными функциями символизировали мужественность. В средние века и позже головные уборы становятся прежде всего украшением и даже предметом роскоши. Их украшали перьями, мехом, лентами, жемчугом и алмазами. Драгоценные камни, золото, парча венчали головные уборы царствующих особ. Не менее драгоценные кружева, бархат, шелка и ленты украшали головы светских дам. Так головной убор становится выразителем индивидуальности. На Руси головные уборы крестьян, горожан и бояр различались не только формой и украшениями, но и применяемыми материалами и их качеством.

Современные мужские и женские головные уборы имеют тенденцию быть одновременно и украшением, и защитным средством. Одежда современной моды становится более практичной, многослойной, универсальной. Головные уборы соответствуют этим же требованиям. Однако, независимо от моды характерными чертами головных уборов остается практичность, удобство и разнообразие. Гигиенические требования к головным уборам характеризуются такими показателями свойств как воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, теплозащитная способность. Эти требования тесно связаны со свойствами материалов для головных уборов, как основных, так и прокладочных и подкладочных. По облеганию головные уборы должны создавать комфортные условия носки, соответствовать размерам головы, не сжимать ее, что может вызвать неприятные ощущения. Эстетические требования предусматривают соответствие направлению моды или традициям, при этом учитываются материалы, из которых изготавливают уборы, их цвет, длину ворса, меха и т. д.

Головные уборы классифицируют по принадлежности (с учетом половозрастных признаков носчиков), сезонам эксплуатации, по материалам, назначению, по способу изготовления, по способу формообразования. В зависимости от принадлежности головные уборы делятся на женские и мужские, молодежные, подростковые и детские. Они отличаются своим видом, формой, художественным оформлением. В соответствии с сезонностью - весенние, летние, осенние и зимние.

В зависимости от материала, из которого изготавливают головные уборы, их подразделяют на фетровые (для них используют шерстяные, велюровые и др. колпаки), текстильные (из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных тканей), меховые (из натурального и искусственного меха), комбинированные (из меха с замшей или с фетром, трикотажем, тканью и т. д.), из кожи (натуральной или искусственной), соломки, перьев, искусственных цветов, пряжи, ниток.

По назначению головные уборы делят на повседневные, производственные, спортивные и форменные. Повседневные головные уборы должны быть простой формы и удобными в носке. Их изготавливают из фетра, кожи, меха, пальтовой или костюмной ткани, а также из нитей, соломки, тесьмы и т. д. К повседневным зимним головным уборам относятся и нарядные головные уборы, выполненные из дорогого меха: шкурки норки, соболя, лисицы, куницы, каракуля и каракульчи и т. д. Летние головные уборы предохраняют голову от солнца и являются важным дополнением к костюму; для них используются всевозможные материалы и украшения - легкие ткани, ленты, кружева, цветы и другие.

Производственные головные уборы являются средством индивидуальной зашиты и должны предохранять человека от воздействия вредных производственных факторов, от загрязнения. Их форма и материал должны сочетаться с теми условиями, в которых трудится человек. Это уборы для шахтеров, сталеваров, пожарников, лесорубов, нефтяников и рабочих др. специальностей.

Спортивные головные уборы различают в зависимости от вида спорта: для пловцов, лыжников, конькобежцев, автогонщиков, велосипедистов и др. Их формы и материалы очень разнообразны.

Форменные головные уборы являются частью обмундирования для людей разных родов службы (солдат, офицеров, милиции, железнодорожников, стюардес и авиаторов и т. д.). Эти головные уборы бывают военные и гражданские, повседневные и парадные. Их форма, цвет и материалы зависят от родов служб и определяются соответствующими ГОСТами.

Ассортимент головных уборов. Женские головные уборы имеют разнообразную форму, изготавливаются из многочисленных материалов, эти головные уборы в значительной степени подвержены влиянию моды. Тем не менее все модели можно привести к нескольким видам: шляпы (болеро, канотье, с широкими и узкими полями), береты, капюшоны, шлемы, панамы, "фантази" (чалма, тюрбан и др.), шапки (боярка, кубанка, ушанка и др.), шапочки (типа "ток", "таблетка"), капоры, чепцы и пр., а также косынки, шали, платки и т. д.

Мужские головные уборы отличаются от женских видом, конструкцией, технологией изготовления и эстетическим оформлением. Бывают классические модели и модели современного стиля. К классическим относятся зимние головные уборы: боярка, шапка-ушанка, папаха, московская, гоголь, кубанка; осенне-весенние - шляпы, береты, кепи. К головным уборам нового направления следует отнести спортивные, олимпийские, "ленинградские" и другие.

К детским головным уборам относятся чепчики, шапочки типа капора, шлемы, береты, шапочки с полями и козырьком, панамы, раскладывающиеся панамы, жокейки, буденовки, матроски, пилотки, капитанки, спортивные шапочки, кепи, шапки-ушанки.

ГОЛЬФ

ГОЛЬФ (англ. golf) - название различных частей костюма, которые надевают во время спортивной игры гольф. Есть брюки-Г., чулки-Г., воротники-гольф.

ГОЛЬФЫ

ГОЛЬФЫ (разг.)

1. То же, что брюки-гольф.

2. То же, что чулки-гольф.

ГОРЖЕТ

ГОРЖЕТ (франц. gorgette - горло) - принадлежность женского туалета, используемая в качестве воротника, выполненная из ценного меха. Это меховая шкура с головкой, лапами и хвостом, изготовленная из неразрезанной шкурки, снятой трубкой, внутри которой делают прокладку из тонкого слоя прошивного ватина; или из плоских шкурок, распоротых по чреву, и оформленных шелковой подкладкой со стороны кожевой ткани. Г. имеют округлую форму. Головки шкурок обычно делают твердыми, из папье-маше, с зубами и глазами. На более дорогих Г. головки могут быть мягкие без зубов. Для Г. используют шкурки обыкновенной, серебристо-черной, платиновой лисицы, лисицы-сиводушки, белого и голубого песца, куницы, норки и соболя.

ГОРЖЕТКА

ГОРЖЕТКА (франц. gorgette - горло) - принадлежность женского туалета, используемая в качестве воротника, выполненная из ценного меха. Это меховая шкура с головкой, лапами и хвостом, изготовленная из неразрезанной шкурки, снятой трубкой, внутри которой делают прокладку из тонкого слоя прошивного ватина; или из плоских шкурок, распоротых по чреву, и оформленных шелковой подкладкой со стороны кожевой ткани. Г. имеют округлую форму. Головки шкурок обычно делают твердыми, из папье-маше, с зубами и глазами. На более дорогих Г. головки могут быть мягкие без зубов. Для Г. используют шкурки обыкновенной, серебристо-черной, платиновой лисицы, лисицы-сиводушки, белого и голубого песца, куницы, норки и соболя.

ГОРЛАТНАЯ ШАПКА

ГОРЛАТНАЯ ШАПКА - высокий парадный головной убор русских бояр, цилиндрической формы с бархатным или парчовым верхом. Шили Г. Ш. из горлышек пушных зверей (чернобурых лис, песцов, куниц, соболей), отсюда пошло название этого головного убора.

ГОРНОСТАЙ

ГОРНОСТАЙ - ценный пушной зверек, семейства куньих. Шкурки Г. имеют невысокий шелковистый волосяной покров белого цвета зимой и от светло- до темно-коричневого цвета летом; кончик хвоста черный в течение всего года. В средние века ношение одежды, подбитой белым мехом Г. с пришитыми черными хвостиками, было исключительным правом царствующих особ и владетельных князей. Позже мех Г. стал модным, его использовали для дамских накидок, палантинов, отделки костюмов. Как отделочный материал его применяют и в настоящее время.

ГОРНЫЙ ЛЁН

ГОРНЫЙ ЛЁН - так называли в старину на Руси асбест.

ГОРОШЕК

ГОРОШЕК - 1. Круглая крапинка, кружочек на ткани и других текстильных полотнах. Получают путем набивки или печатания. Относится к классическим расцветкам, которые всегда пользуются популярностью и спросом.

2. Вид закатанного ворса на ратине.

ГОФР

ГОФР (франц. gaufre - букв. вафля)

1. Тонкий металлический, бумажный и т. д. лист со складчатой, волнообразной поверхностью. Используется как форма при изготовлении гофрированных изделий.

2. Мелкая складка, морщинка на ткани.

ГОФРЕ

ГОФРЕ (от франц. gaufre) - устойчивые параллельные складки на тканях и деталях одежды. Г. длительное время сохраняет форму, выдерживает многократные стирки, не изменяя своей формы.

ГОФРИРОВАНИЕ

ГОФРИРОВАНИЕ (от франц. gaufrer - прессовать складки, оттискивать узор) - образование гофр с целью придания ткани какой-либо изогнутой поверхности, пространственного объема. Процесс Г. (плиссирования) осуществляется с помощью бумажных форм в службе быта, на специальных машинах в швейной промышленности. Для повышения устойчивости и закрепления складок на шерстяных, хлопчатобумажных и смешанных тканях разработаны различные химические композиции.

ГОФРИРОВАННЫЕ ТКАНИ

ГОФРИРОВАННЫЕ ТКАНИ - ткани, на которые в процессе отделки с помощью каландра наносят рельефный тисненый рисунок "гофре" в виде неглубоких многочисленных морщинок. Эффект "гофре" можно создать практически на любой ткани, в том числе капроновой и тонкой хлопчатобумажной полотняного переплетения, например, на ситце или марлевке.

ГОФРОН

ГОФРОН - см. Извитые нити.

ГРАВИРОВАНИЕ

ГРАВИРОВАНИЕ (от франц. graver - оттискивать узор) - вырезание орнамента, изображения и т. п. на поверхности твердых материалов - металла, дерева, камня, стекла. Применяется при изготовлении печатных форм для гравюр, валов печатных машин для тканей и обоев.

ГРАФФИТИ

ГРАФФИТИ (итал. graffiti - букв. нацарапанный) - древние надписи, главным образом бытового характера, рисунки на стенах зданий, сосудах и т. д. Сейчас так называют стиль в молодежной моде - майки, футболки, джинсовые куртки и др. изделия, украшенные печатными рисунками или надписями.

ГРАЦИЯ

ГРАЦИЯ (лат. gratia - изящество, прелесть)

1. Разновидность корсета, женский эластичный широкий пояс, охватывающий торс и поддерживающий грудь.

2. Изящество, особенно в позах и движениях, манере одеваться и носить одежду.

ГРЕБЁНКА

ГРЕБЁНКА - 1. Инструмент парикмахера для расчесывания волос, продолговатая пластинка с рядом зубьев с одной стороны.

2. То же, что Гребень2.

ГРЕБЁННАЯ ПРЯЖА

ГРЕБЁННАЯ ПРЯЖА - пряжа, которую вырабатывают гребенным прядением. Имеет наиболее правильную структуру: волокна, хорошо прочесанные, параллельные, равномерно распределенные по длине и поперечному сечению; образуют плотную нить, равномерную по толщине. Благодаря крутке волокна ложатся спиральными витками, уплотняются и обвивают друг друга.

ГРЕБЁННОЕ ПРЯДЕНИЕ

ГРЕБЁННОЕ ПРЯДЕНИЕ - система прядения, основной особенностью которой является прочесывание гребнями волокон, зажимаемых сначала с одного, а затем с другого конца. Г. П. вырабатывают наиболее тонкую, прочную и гладкую пряжу из относительно тонких и длинных волокон. Г. П. применяется при переработке натуральных волокон - длинноволокнистого хлопка, льна, длинной тонкой, полугрубой и грубой шерсти, а также отходов от шелководства, кокономотания и шелкокручения.

ГРЕБЕНЬ

ГРЕБЕНЬ - 1. Инструмент для расчесывания волос.

2. Предмет для украшения причесок или скрепления пучков волос и локонов. Отличается небольшим количеством редких и длинных зубьев и высокой фигурной или овальной спинкой. Гребни изготовлялись из различных материалов: рога, кости, ценных пород дерева, дорогих металлов, панцыря черепахи; их украшали дорогими камнями и резьбой. Сейчас гребни делают из металла и пластмассы.

3. Высокая деревянная стойка с зубьями, на которые при ручном прядении насаживается кудель.

ГРЕЗЕТ

ГРЕЗЕТ -

Гризет

(франц. gris - серый) - название старинной однотонной шерстяной или низкосортной шелковой ткани с цветочным тканым рисунком, обычно серого цвета.

ГРИВНА

ГРИВНА - 1. Шейное металлическое (из бронзы, железа, серебра, золота) украшение в виде обруча. Появилась в бронзовом веке, носили Г. вожди, знатные мужчины и женщины. В XII-XIV вв. Г. была на Руси женским украшением у разных слоев населения. Еще в XVI в. в Московской Руси она являлась принадлежностью свадебного наряда жениха и невесты.

2. Основная денежная единица в древней Руси, имела форму бруска; серебряный слиток весом около фунта.

ГРИЗЕТ

ГРИЗЕТ (франц. gris - серый) - название старинной однотонной шерстяной или низкосортной шелковой ткани с цветочным тканым рисунком, обычно серого цвета.

ГРИМ

ГРИМ (от итал. grimo - морщинистый; франц. grimer - подкрашивать лицо)

1. Искусство изменения лица актера при помощи специальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика соответственно исполняемой роли и театрального костюма.

2. Специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т. п., применяемые главным образом актерами.

ГРИМЁР

ГРИМЁР (от франц. grimer - подкрашивать лицо) - работник театра, специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться в соответствии с ролью и костюмом.

ГРИНСБОН

ГРИНСБОН - хлопчатобумажная ткань бельевой группы, выработанная обратным саржевым переплетением (тканый рисунок "елочка") из кардной пряжи. Ткань обладает высокой прочностью, стойкостью к истиранию и эластичностью. Используется для изготовления мужских кальсон, белья. Поверхностная плотность 165-197 г/м2.

ГРИФ

ГРИФ (франц. griffe) - см. Туше.

ГРИФОН

ГРИФОН (франц. griffon от греч. gryps) - фантастическое крылатое животное с львиным телом, орлиными крыльями и головой орла или льва. Г. часто изображали на старинных тематических вышивках, при орнаментации тканей.

ГРО

ГРО - название самых плотных франц. шелковых тканей, среди которых грогрон (грогро), гроденапль, гродетур, гродафрик и др. В названиях большей части из них упомянуто место первоначального производства: Неаполь, Тур, Африка и т. д.

ГРУБОСУКОННЫЕ ТКАНИ

ГРУБОСУКОННЫЕ ТКАНИ - шерстяные ткани, выработанные из грубой и полугрубой шерсти с содержанием остевых волокон. Г. Т. могут быть чистошерстяными и полушерстяными. На ощупь они жесткие и колючие. Выпускаются меланжевыми и гладкокрашеными и используются для ведомственной одежды.

ГУЛЬФИК

ГУЛЬФИК - деталь передней половинки брюк для обработки потайной застежки, предназначенная для петель, молнии, кнопок, текстильной застежки; так же иногда называют и потайную (скрытую) застежку спереди в плаще или пальто.

© 2000- NIV