Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "Д"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "Д"

ДАБА

ДАБА (кит.) - китайская хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения типа бязи или холста. Отбеленная или крашенная преимущественно в синий цвет, недорогая даба в прошлом пользовалась популярностью у народов Сибири.

ДАМАСТ

ДАМАСТ - плотная, малорастяжимая хлопчатобумажная или шелковая ткань жаккардового переплетения с рисунками обычно растительного характера. Вырабатывается отбеленной или светлоокрашенной. Используется для изготовления корсетных изделий ненарядного постельного белья.

ДВУБОРТНЫЙ

ДВУБОРТНЫЙ (разг.) - об изделии, имеющем смещенную бортовую застежку и по одному ряду пуговиц на обеих бортах (соответственно и петель).

ДВУЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ

ДВУЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ - ткани, выработанные сложными двуяйцевыми и двухслойными переплетениями с использованием трех-четырех и пяти систем нитей, переплетающихся между собой. В результате эти ткани имеют на лицевой и изнаночной сторонах различные рисунки из пряжи разного качества и цвета: лицевая поверхность может быть гладкокрашеной, а изнаночная - меланжевой или пестротканой в полоску, клетку, в "елочку", с применением многоцветной фасонной пряжи и т. д. Обычно это толстые пальтовые ткани, они хорошо подходят для изготовления верхней бесподкладочной одежды - пальто, курток, детских изделий.

ДЕДЕРОН

ДЕДЕРОН (нем. dederon), сокращенно DDR - Deutsch Demokratishe Republik - химическое синтетическое волокно, выработанное по принципу капронового, изготовлялось в ГДР.

ДЕКАТИРОВАНИЕ

ДЕКАТИРОВАНИЕ (франц. decatir - уничтожать блеск) - обработка тканей, изделий паром или горячей водой для предотвращения усадки при последующей обработке и носке и для улучшения внешнего вида. Различают мокрую и сухую Д. Мокрая Д. - это процесс обработки тканей горячей водой и паром на машине, которая называется мокрым декатиром. Такой обработке подвергают гребенные костюмные ткани и почти все тонкосуконные ткани. При этом они становятся более плотными, упругими, легче и ровнее окрашиваются. Мокрая Д. предупреждает образование заломов на ткани при ее дальнейшей обработке. Заключительная Д. - это последняя отделочная операция - процесс обработки тканей горячим паром с целью придания им малоусадочности, снятия внутренних напряжений в волокнах, закрепляя структуры и удаления излишнего блеска. Выполняется на заключительном декатире. Д. может быть выполнена и в домашних условиях.

ДЕКАТИРОВКА

ДЕКАТИРОВКА (франц. decatir - уничтожать блеск) - обработка тканей, изделий паром или горячей водой для предотвращения усадки при последующей обработке и носке и для улучшения внешнего вида. Различают мокрую и сухую Д. Мокрая Д. - это процесс обработки тканей горячей водой и паром на машине, которая называется мокрым декатиром. Такой обработке подвергают гребенные костюмные ткани и почти все тонкосуконные ткани. При этом они становятся более плотными, упругими, легче и ровнее окрашиваются. Мокрая Д. предупреждает образование заломов на ткани при ее дальнейшей обработке. Заключительная Д. - это последняя отделочная операция - процесс обработки тканей горячим паром с целью придания им малоусадочности, снятия внутренних напряжений в волокнах, закрепляя структуры и удаления излишнего блеска. Выполняется на заключительном декатире. Д. может быть выполнена и в домашних условиях.

ДЕКОЛЬТЕ

ДЕКОЛЬТЕ (франц. d'ecollete)

1. Глубокий вырез горловины в женском платье или блузке. Может быть круглым, "каре", "лодочкой", "сердечком", V-образным. В истории одежды Д. многократно появлялось и исчезало. В памятниках греч. искусства можно найти различные варианты вырезов горловины женского платья. Д. носили и в средневековье, например, в соответствии с бургундской модой, Д. открывало не только грудь, но и спину. В эпоху Возрождения в Италии на женских платьях тоже делали большой вырез на груди, а строгая испанская мода запрещала Д.

2. Верхняя часть женской груди.

ДЕКОЛЬТИРОВАННЫЙ

ДЕКОЛЬТИРОВАННЫЙ - 1. Имеющий декольте.

2. Одетый в платье с вырезом, обнажающим шею, грудь, спину; открытый.

ДЕКОР

ДЕКОР (франц. decor) - система, совокупность декоративных элементов (украшений) в архитектуре, интерьере. Д. одежды - украшение, художественное ее оформление с помощью изобразительных, в том числе и орнаментальных мотивов: вышивки, напечатанных рисунков и т. д. Д. одежды служат также набивные и вытканые узоры тканей, вывязанные рисунки на трикотаже и отделочные детали - косынки, воротники, банты, жабо и пр.

ДЕКОРАТИВНЫЕ (ОТДЕЛОЧНЫЕ) ЛЕНТЫ

ДЕКОРАТИВНЫЕ (ОТДЕЛОЧНЫЕ) ЛЕНТЫ - название группы лент, которые применяют для отделки белья, платьев и костюмов, головных уборов, для украшения причесок. Этим объясняется большое разнообразие лент по переплетению, виду отделки и применяемой пряже.

Лента "украинка" - хлопчатобумажная или с вискозными нитями, полотняного переплетения, по фону которого расположен жаккардовый или кареточный одноцветный или многоцветный узор, напоминающий по характеру украинскую вышивку. Ширина "украинки" - 30 мм.

Декоративная лента - капроновая; полотняного переплетения; гладкокрашеная, отбеленая, с ворсовым узором, полученным в электростатическом поле путем наклеивания волокон в местах узора. Ширина ленты - 35-90 мм.

Некоторые декоративные ленты вырабатывают из капроновой ткани. Края таких лент оплавляют или подшивают на краеобметочной машине. Ширина лент - 85-150 мм, длина - 87-112 см.

Лаке изготовляют из ацетатных нитей; бывает атласного переплетения; гладкокрашеная. При отделке лента подвергается лощению на горячих каландрах, в результате чего ацетатные нити слегка оплавляются, и поверхность лаке приобретает гладкость и красивый блеск. Ширина ленты 10-60 мм.

ДЕКОРАТИВНЫЙ

ДЕКОРАТИВНЫЙ - 1. Служащий для украшения.

2. Броский, эффективный, живописный.

ДЕКОРИРОВАТЬ

ДЕКОРИРОВАТЬ - украшать, придавать красивый вид; художественно оформлять изделие.

ДЕМИСЕЗОННЫЙ

ДЕМИСЕЗОННЫЙ (от франц. demi-saison - переходное время года) - предназначенный для носки весной и осенью (о верхней одежде).

ДЕНДИ

ДЕНДИ (англ. dandy)

1. Щеголь, франт (первоначально изысканно и модно одетый светский человек).

2. Стиль одежды, для которого характерны разнообразные жилеты, изысканные костюмы, шитые по последней моде, лорнеты, трости и т. п.

ДЕНИМ

ДЕНИМ (франц. denim) - плотная, прочная хлопчатобумажная саржа, первоначально светло-голубого цвета, производство которой было налажено во франц. г. Ним. Тогда эта ткань называлась "серж-де-ним" (отсюда пошло название классической джинсовой ткани "деним", "блю-деним"). В 1850 г. американский торговец Леви Страус, основатель известной сегодня фирмы, закупил деним цвета индиго для изготовления рабочих брюк, имитировавшие ковбойские. Отсюда берет начало мода на джинсы.

ДЕНЬЕ

ДЕНЬЕ (франц. denier) - устаревшая мера линейной плотности волокон, нитей (пряжи), равная массе нити длиной 9 км; в настоящее время заменена тексом.

ДЕРМАНТИН

ДЕРМАНТИН (от греч. derma - кожа) - вид искусственной кожи из ткани с нитроцеллюлозным покрытием (пленкой); употребляется в основном для обивки мебели, переплетов книг и т. д.

ДЕТАЛЬ ОДЕЖДЫ, ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

ДЕТАЛЬ ОДЕЖДЫ, ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ - часть изделия, цельная или составная (например, рукав, полочка, воротник и др.).

ДЕФЕКТ

ДЕФЕКТ (лат. defectus) - изъян, недостаток, порок (см. Дефекты текстильных материалов; Дефекты волокон).

ДЕФЕКТНОЕ ПОЛОТНО

ДЕФЕКТНОЕ ПОЛОТНО - технологический термин, полотно материала, использование которого в настиле ограничено из-за наличия значительных дефектов.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ВОЛОКОН

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ВОЛОКОН - комочки волокон различных размеров, характера и степени уплотненности, возникающие в процессе переработки волокон на текстильных предприятиях вследствие неисправности оборудования или нарушения технологических процессов. К ним относятся:

жгутики - плотно спутанные пучки волокон;

пластинки незрелых волокон - сильно уплотненные скопления незрелых волокон в виде пластинок с блестящей или матовой поверхностью;

сорные примеси - дробленные частицы листьев, стеблей, створок коробочек хлопчатника, а также неорганические примеси в виде песка, земли;

узелки - мелкие скопления спутанных между собой волокон с отходящими в разные стороны концами;

шишки - уплотненные комочки спутанных коротких волокон;

костра - мелкие древесины стебля льна;

подстрижка - шерсть повторной стрижки овец, содержащая волокна короче 25 мм. Такие волокна закатываются, уплотняются и образуют "мушки".

В химических волокнах в отличие от натуральных сорные примеси отсутствуют, но встречаются такие дефекты, как:

склейка - группа волокон, прочно склеены по всей длине или на отдельных участках и не разделяющихся без обрыва;

грубые волокна - волокна с линейной плотностью, превышающей номинальную более чем в три раза - для волокон, используемых в шерстяной, шелковой и льняной промышленности и более чем в пять раз - для волокон, используемых в хлопчатобумажной промышленности;

роговидные волокна (колючки) - стекловидные жесткие образования различной величины и формы, мушки;

непрорезанные волокна - волокна с длиной, превышающей в 2 раза и более номинальную;

разнооттеночность - масса волокон с разными оттенками по цвету.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) НЕТКАНЫХ ПОЛОТЕН

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) НЕТКАНЫХ ПОЛОТЕН - дефекты внешнего вида нетканых полотен, которые как в тканях и трикотаже, могут быть следующие: заломы, участки с недостаточным прочесом и ворсом, перекос полотна или рисунка, неровная ширина, полосатость, засоренность, мешковатость, разнооттеночность, а также утолщения прошивных нитей, обрыв прошивных нитей, масляные пятна, дыры, участки с отсутствием ворса и др.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) НИТЕЙ И ПРЯЖИ

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) НИТЕЙ И ПРЯЖИ - дефекты, которые возникают при переработке сырья плохого качества, его недостаточной очисткой от различных примесей, неналаженного оборудования, а также при небрежности работающих. К таким дефектам относятся:

сорная пряжа - результат недостаточной очистки сырья от различных примесей при трепании, чесании и прядении;

переслежины и пересечки - чередующиеся толстые и тонкие участки в пряже. Возникают вследствие неправильной работы вытяжного прибора ровничной или прядильной машины. В ткани после крашения этот эффект вызывает полосатость и неровноту окраски;

шишки - короткие местные утолщения пряжи, образованные прикрученным к пряже пухом;

непропрядки - утолщения, малоскрученные участки нити;

петли и сукрутины - образуются при намотке пряжи вследствие очень большой крутки или слабого натяжения;

замасленные и загрязненные нити - пряжа, испачканная смазочным маслом или грязными руками.

К дефектам искусственных нитей и волокон относятся:

неравномерный и недостаточный блеск - получается при формовании волокон из несозревшей вискозы, при наличии в ванне излишков свободной кислоты, при плохой отмывке кислоты, при неполном удалении серы;

разнооттеночность - возникает в результате неоднородности целлюлозы, сильного загрязнения вискозы;

жесткость - получается при формовании волокон из несозревшей или перезревшей вискозы, а также при неполном восстановлении целлюлозы в ванне;

ворсистость - представляет собой большое количество оборванных и торчащих элементарных волокон нити и объясняющаяся недостаточной вязкостью вискозы;

курчавость - волокнистость нити с изломом на коротких участках, появляющаяся в результате вибрации центрифуги или смещения в ней направляющей воронки.

Дефекты пряжи и нитей, попадая в ткань, трикотажное или нетканое полотно, обуславливают возникновение дефектов этих материалов.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ОДЕЖДЫ

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ОДЕЖДЫ - дефекты внешнего вида одежды; возникают на разных этапах ее изготовления и соответственно называются: дефекты моделирования, конструктивные и технологические дефекты.

Дефекты моделирования возникают на самом первом этапе изготовления одежды, когда может быть допущен ряд ошибок, влияющих на эстетические показатели изделия и на срок его службы. Эти дефекты условно можно разделить на две группы:

1-я группа - дефекты, связанные с неправильным композиционным решением модели, нарушающим целостность композиции и снижающим художественную ценность модели;

2-я группа - дефекты, связанные с неправильным выбором материалов для конкретной модели, т. е. без учета свойств текстильных материалов, а также дефекты, связанные с неправильным подбором пакета материалов (верха, подкладки, прокладочных и отделочных материалов, фурнитуры).

Конструкционные дефекты возникают в результате ошибок конструирования. Сложность конструирования заключается как в незакономерной кривизне поверхности фигуры человека, так и в большой подвижности контуров ткани при выкраивании, что создает значительные трудности для достижения хорошей посадки одежды. Кроме того, на качество посадки одежды влияют разная усадочность тканей, составляющих пакет изделия, технологические искажения и др. Конструктивные дефекты можно разделить на шесть групп:

1-я группа - горизонтальные складки и морщины (на деталях спинки, полочки, рукавов, юбок, брюк). Причиной является недостаточная ширина детали в горизонтальном направлении или излишняя длина детали в продольном направлении;

2-я группа - вертикальные складки. Причиной является недостаточная длина участка детали в вертикальном направлении или излишняя ширина детали в горизонтальном направлении.

3-я группа - наклонные складки (перекосы). Образуются вследствие недостаточных размеров детали в диагональном направлении, т. е. несоответствия контуров детали контуру покрываемого участка поверхности (несоответствие поверхностей одежды и фигуры);

4-я группа - угловые заломы на участке детали. Причиной является недостаточная выпуклость или вогнутость сформированной детали, т. е. несовпадение пространственной формы детали одежды с формой опорных поверхностей фигуры человека.

5-я группа - балансовые нарушения (нарушения равновесного положения изделия). Д. возникают в результате неправильного определения длины монтируемых деталей или перекосов при их монтаже (сборке). Балансовые нарушения приводят к нарушению равновесного положения деталей изделия и закручиванию).

6-я группа - Д. динамического несоответствия размеров деталей одежды. Проявляются в основном при движении одетого человека. Для устранения этих дефектов приходится перекраивать детали одежды.

Технологические дефекты одежды возникают в процессе ее изготовления: при выкраивании деталей, в процессе пошива, при влажно-тепловой обработке. К таким Д. относятся:

перекос детали изделия, возникающий из-за неправильной раскладки лекал или перекоса нитей ткани;

несимметричность конструктивных линий или деталей, проявляется в виде отклонения в расположении деталей изделия, при котором парные конструктивные линии или детали отличаются расположением или формой;

несоответствие направления ворса или рисунка на деталях изделия;

искривление швов проявляется в виде отклонения линий швов от установленного направления;

пропуск стежков в строчке характеризуется частичным отсутствием переплетения нитей, образующих строчку;

слабая строчка характеризуется недостаточным натяжением нитей при стачивании, притачивании или обтачивании деталей;

стянутая строчка характеризуется излишним натяжением нитей при ее образовании;

излишнее натяжение (слабина) детали наличие сборок, складок в местах соединения деталей изделия, приводящих к образованию слабины, а также отгибанию его краев и углов при излишнем натяжении;

опал детали - изменение или ослабление окраски или структуры материала детали одежды в результате нарушения режима влажно-тепловой обработки;

прохождение клея через деталь - Д. при котором клей выступает на лицевую сторону изделия при дублировании деталей;

отслоение термоклеевого прокладочного материала от основного материала детали выражается в образовании пустот и пузырей на дублированных деталях изделия после влажно-тепловой обработки;

коробление дублированных деталей - волнообразная поверхность детали в результате дублирования разноусадочных основного и прокладочного материалов;

растянутый край - Д. характеризуется удлинением края детали по сравнению с установленным размером;

искривленный край - Д. проявляется в виде отклонения от формы детали и характеризуется нарушением конфигурации края детали;

пролегание швов - резкое обозначение контуров швов на лицевой стороне швейного изделия после влажно-тепловой обработки или дублирования;

неправильная посадка изделия на фигуре или на манекене - Д., характеризуемый нарушением принятого положения деталей и швов относительно всего изделия;

ласы - излишний блеск, оставшийся на деталях изделия в результате нарушения режима влажно-тепловой обработки.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ОТДЕЛКИ ТКАНЕЙ

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ОТДЕЛКИ ТКАНЕЙ - дефекты внешнего вида отделки; возникают при нарушении технологических процессов отбеливания, крашения, печатания, ворсования и заключительной отделки. Такие пороки ухудшают внешний вид тканей. К Д. О. Т. относятся:

штрих - тонкая волнистая линия вдоль ткани, образованная поврежденным лезвием ракли;

перекос ткани - неправильное расположение уточных нитей, искажающее клетку или рисунок ткани; возникает в результате небрежного ширения ткани

морщины - результат неодинаковой усадки ткани по ширине в процессе валки суконной ткани;

нарушение кромки - оборванная или деформированная кромка (стянутая, загнутая, гофрированная).

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ПУШНО-МЕХОВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ПУШНО-МЕХОВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ - повреждения, которые возникают при нарушении технологии обработки пушно-мехового сырья. К наиболее распространенным Д. полуфабрикатов можно отнести: битость ости; вытертые места; выхваты кожевой ткани; вихры; поредение волосяного покрова на отдельных участках шкурки; кусты линьки волосяного покрова; ломины; молеедины; теклость волоса и др.

К Д., которые могут возникнуть при выделке и крашении относят: плешины; ослабление связи волос с кожевой тканью; ломкость; матовость волос; грубая, толстая или слишком тонкая и слабая кожевая ткань; складки; разрывы; дыры; прелины; сальность и др.

Удаление Д. шкурок (чинка) выполняется скорняжными методами.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ПУШНЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ПУШНЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ - эти Д. возникают при изготовлении мехового верха и при сборке изделия. К Д., возникающим при изготовлении мехового верха, относятся:

неодинаковая подборка шкурок по высоте, густоте, цвету и оттенку волосяного покрова, сортам; искривление швов; несимметричное расположение шкурок в изделии по рисунку и завитку; грубые и неразглаженные швы, пропуски, захват волоса в шов; неудаленные пороки волосяного покрова, плешины, закусы, ломины кожевой ткани, дыры, битость ости;

наличие отдельных шкурок или частей с грубой и толстой кожевой тканью, матовым, редким и низким волосяным покровом; плохо подобранные вставки и приставки, резко выделяющиеся в изделии, неправильно удаленные Д. шкурок и др.

Пороками сборки головных уборов являются: искривление швов при сшивании деталей верха (сукна и кожи) комбинированных головных уборов; пропуски в швах; смещение центральной части лицевого околыша и козырька по отношению к головке головного убора, несоответствие высоты козырька и назатыльника высоте головки; несоответствие размера утепляющей подкладки меховому верху головного убора, плохая обтяжка меховой головки; несоответствие цвета подкладки, тесьмы цвету мехового верха (например, подкладка серого или бежевого цвета в головном уборе из шкурок черного цвета) и др.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) СКОРНЯЖНЫХ РАБОТ

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) СКОРНЯЖНЫХ РАБОТ - повреждения шкурок со стороны волосяного покрова и со стороны кожевой ткани. К Д. волосяного покрова относятся: неправильное размещение шкурок на деталях скроя; отсутствие перехода признаков волосяного покрова от одной шкурки к другой; разнооттеночность деталей; загрязненность (пылью, нитками, волосом); заметные швы в местах удаленных Д. и соединений отдельных шкурок.

Д. шкурок со стороны кожевой ткани являются: пропуски строчки, петление строчки; затяжка волоса в шов; неправильная высота шва и частота стежков; неровные линии обреза скроя или изделия по лекалу.

В процессе изготовления меховых изделий могут возникнуть такие Д. как: несовпадение продольных и поперечных швов; неоднородная подборка шкурок; неправильное размещение шкурок на деталях скроя (отсутствие плавного перехода окраски); плохая подборка вставок и подставок; заметные со стороны волосяного покрова швы, пропуски стежков в швах; затяжка волос в швы; неровная и неправильная обрезка изделия по лекалу.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ТКАНЕЙ

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ТКАНЕЙ - дефекты внешнего вида тканей выявляют путем просмотра их лицевой стороны на разбраковочном станке. Выявленные пороки делятся на два вида: местные и распространенные. Местные пороки - небольшие по размерам, расположенные на небольшом участке ткани (пятна, близны, слеты, подплетины). Пороки внешнего вида, расположенные на значительной части куска или по всему куску, называются распространенными (засоренность, разнооттеночность, полосатость, растраф).

Как местные, так и распространенные Д. Т. могут возникнуть на разных этапах производства: как при прядении, вследствие низкого качества сырья или нарушения технологических режимов (см. Дефекты нитей и пряжи), так и при ткачестве и отделке (см. Дефекты ткачества).

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ТКАЧЕСТВА

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ТКАЧЕСТВА - пороки тканей; образуются вследствие разладки ткацкого станка и машин приготовительного отдела, небрежности обслуживающего персонала и при низком качестве пряжи. Различают следующие пороки тканей, возникающие при ткачестве:

близны - продольные просветы в результате обрыва одной или двух нитей основы;

пролеты - отсутствие одной или нескольких нитей утка по всей ширине ткани или на ограниченном участке; на ткани появляется разреженная поперечная полоса;

двойник или парочки - две или более нитей основы или утка, затканные или переплетенные вместо одной и резко выделяющиеся на полотне;

неровная опалка - имеет вид ворсистых полос;

пережог - проявляется в виде темно-бурого оттенка на ткани;

ржавые пятна - возникают при соприкосновении мокрого жгута ткани с металлическими ржавыми предметами и проявляются в виде светло-оранжевых или коричневых пятен;

прощипки - разреженные просветы, образующиеся при чистке гребенных тканей, а также при выщипывании утолщенных нитей, узлов, клочков пуха и уточных слетов;

ворсовые плешины - отсутствие ворса на ограниченных участках ткани в результате неравномерного прижима поверхности ткани к ворсовальной поверхности или неисправности в работе ворсовальной машины;

неравномерная окраска - темные и светлые пятна или продольные полосы, которые образуются вследствие плохой подготовки ткани к отбеливанию и в результате нарушения режима крашения;

затек краски - изменение оттенка окрашенной поверхности, образующееся при сушке ткани в результате плохого или неравномерного ее отжима;

крап - мелкие цветные точки или пятнышки, разбросанные по окрашенному полотну ткани. Причина порока - неполное растворение красителя или выпадение его в осадок из раствора;

щелчок - небольшой окрашенный участок ткани, разделенный по вертикали на две части белой узкой полоской. Получается при попадании под раклю (деталь печатной машины) посторонних предметов (пуха, ниток или песчинок);

засечка - непропечатанное место в продольной складке, образуется, когда ткань плохо расправлена на печатной машине;

растраф - несовпадение отдельных частей многоцветного рисунка вследствие неточной наладки печатных валов;

недосеки - поперечные полосы по всей ширине ткани, возникающие из-за пониженной плотности ткани по утку;

разный уток - полоса во всю ширину ткани, отличающаяся линейной плотностью нитей;

слеты утка - утолщения по ширине ткани в виде рельефных рубцов, образовавшихся в результате сходя со шпули (початка) слабо намотанной уточной нити;

забоины - полосы с сильно уплотненными уточными нитями;

подплетины - одновременный обрыв нескольких нитей основы или утка и неправильно переплетенных на коротком участке;

поднырки - нарушение переплетения на коротких участках ткани из-за переплетения уточных нитей с нитями основы и провисания их в виде скобочек или штрихов;

сбитый рисунок - нарушение переплетения рисунка ткани в результате неправильного пробирания основы в ремизках или в глазки галев жаккардовой машины или берда;

рассечка - раздвижка нитей основы вследствие нарушения плотности зубьев берда;

нарушение целостности ткани - дефект, при котором нити основы или нити утка разрушены (пробоины, просечки, дыры);

масляные пятна - образуются при обильном смазывании ткацких и прядильных машин или при работе грязными руками.

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН

ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН - дефекты внешнего вида трикотажных полотен; возникают из-за использования недоброкачественной пряжи, разладки вязальных машин, небрежности обслуживающего персонала, а также в процессе отделки. Из-за низкого качества пряжи появляются такие пороки, как утолщения или утонения, зебристость, вработка замасляной нити и т. д. (см. Дефекты нитей и пряжи). В результате разладки машин и порчи игл появляются:

спущенные петли - при обрыве нити в петле или от поломки крючков игл;

набор петель на иглах - возникает из-за неправильного положения крючка иглы, отгиба игл от линии действия пресса и недостаточного прессования крючков игл;

сбитость рисунка - возникает на прессовом, рисунчатом, платированном и жаккардовом трикотаже в результате разладки машин, а также может возникнуть в основовязаных полотнах при нарушении раппорта сновки;

накидка, или надевка - характеризуется наличием на лицевой стороне трикотажа поперечной полосы и свободно висящих нитей на изнанке. Причиной появления этого порока является обрыв нитей и сбрасывание петель с игл во время работы машины. При накидке сброшенных петель на иглы образуются поперечные полосы, искажающие внешний вид полотна;

утонение в полотне - появляется в том случае, если при выработке трикотажа в две нити оборвется одна из них. В результате в основовязаном трикотаже образуются продольные утоненные полосы, а в поперечновязаном - поперечные утоненные полосы.

Д. Т. П. в процессах отделки аналогичны дефектам тканей: различные пятна, заломы, разнооттеночность, растраф, красильные брызги, а также перекос петельных рядов в результате неравномерного по всей ширине натяжения полотна при каландрировании, перекос петельных столбиков в результате различных растяжений.

ДЕФЕКТЫ ПУШНО-МЕХОВОГО СЫРЬЯ

ДЕФЕКТЫ ПУШНО-МЕХОВОГО СЫРЬЯ - это повреждения волосяного покрова шкурки и кожевой ткани. Д. снижают ценность шкурок, затрудняют их переработку, ухудшают качество меховых изделий. В зависимости от происхождения пороки принято подразделять на прижизненные, возникшие на шкурке еще при жизни животного, и посмертные, образующиеся в процессе добычи или убоя животного, при первичной обработке, хранении и транспортировании шкурок.

Прижизненные пороки возникают в результате смены волосяного покрова (линьки), заболевании животных, неправильного их содержания и ряды др. причин. К прижизненным Д. относятся:

потускнение - пониженный по сравнению с нормальным блеск волосяного покрова, характерный для перезревшего позднезимнего, ранневесеннего и весеннего волосяного покрова;

поредение волосяного покрова - появление на шкурке участков с уменьшенным по сравнению с нормальным количеством волос (редким волосяным покровом). Д. связан с началом весенней линьки;

свалянность - участки шкурок со спутанным войлокообразным волосяным покровом;

кусты линьки - участки шкурки с невылинявшим старым волосом, выступающим под новым низким волосяным покровом;

вытертое место - отсутствие волосяного покрова на отдельных участках шкурок вследствие механических воздействий;

тощесть - рыхлость, дряблость и утонение кожевой ткани шкуры из-за голодания животных, встречается на овчине и козлине;

смолистость - склеивание волосяного покрова соболей, белок и куниц смолой деревьев, по которым они лазают;

желтизна волосяного покрова - пожелтение белого волосяного покрова песцов в результате загрязнения жиром туш морских животных, которыми питается песец;

репьё - засорение шерсти овец, коз и животных семенами репейника. Вокруг репейника шерсть сваливается комком;

плешина - участок шкурки, лишенный волосяного покрова в результате заболевания животных (парша, лишай и др.);

чахлость волоса - недоразвитость волосяного покрова в результате голодания или болезни животного в период осенней линьки. Чахлость бывает и у пушных зверей, разводимых в неволе;

закусы - повреждения кожного и волосяного покрова животного при драках. На шкурках кроликов со стороны кожевой ткани закусы имеют вид пигментированных пятен и царапин от когтей и зубов. На месте закусов образуются плешины, зарастающие новым волосом, кожевая ткань имеет более темную окраску. Такой порок встречается на шкурках ондатр, нутрий, зайцев;

вихры - стержни волос, расходящиеся лучеобразно от одной точки. Встречаются у зверей, впадающих в ночную спячку (сусликов, сурков, барсуков);

закрученность вершин кроющих волос - волосяной покров с загнутыми кончиками остевых и направляющих волос, встречается только на шкурках норок клеточного содержания и образуется в результате соприкосновения их с металлом клетки;

тавро - метка, нанесенная на волосяной покров животных несмываемой краской.

Посмертные пороки подразделяют на пороки, образованные при добыче пушных зверей, пороки, вызванные неправильной первичной обработкой и пороки, возникшие от неправильного хранения и транспортирования сырья. К посмертным порокам относятся:

прострелы - отверстия в кожевой ткани, возникшие от пуль или дроби;

плешины - участки шкурок без волосяного покрова, образовавшиеся при гниении кожевого покрова долго лежавшего в ловушке зверя;

дыры - сквозные отверстия в кожевой ткани;

подрезы - линейные несквозные надрезы со стороны кожевой ткани;

разрезы и прорези - линейные отверстия кожевой ткани, без потери площади, нарушающие ее целостность. Эти Д. образуются во время съемки или обезжиривания шкурок;

разрывы - линейные отверстия кожевой ткани без потери ее площади, образовавшиеся при натяжении шкурок;

кости и хрящи в хвосте, ушах и на лапах неудаленные при съемке шкурок;

прелость кожевой ткани - Д., возникающий при действии гнилостных микроорганизмов;

теклость волос - слабая связь волос с кожевой тканью, в результате чего волосы легко выпадают. Д. возникает при неправильном консервировании сырья;

комовая сушка - шкурки, высушенные в нерасправленном виде (комок);

ороговение - жесткая ломкая кожевая ткань на отдельных участках или по всей площади в результате сушки на солнце или около печки. Ороговевшие места не поддаются обводнению и выделке;

цвелость волосяного покрова - изменение окраски волосяного покрова при длительном хранении или под воздействием солнечных лучей;

плесневелость - повреждение кожевой ткани грибком плесени при хранении сырья в сыром помещении;

ломины - глубокие трещины и надломы эпидермиса, возникающие при резких сгибах шкуры во время упаковки и транспортирования;

ДЕФЕКТЫ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ДЕФЕКТЫ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ - пороки, ухудшающие внешний вид изделий, вызывающие понижение их механической прочности, затрудняющие обработку. К ним относятся дефекты волокон, нитей, тканей, трикотажа, одежды и др.

ДЕФОРМАЦИЯ ОДЕЖДЫ

ДЕФОРМАЦИЯ ОДЕЖДЫ (от лат. deformation - искажение) - изменение размеров и форм одежды или ее деталей под действием механических сил (например, растяжения), усадки материала и др. причин.

ДЖЕМПЕР

ДЖЕМПЕР (англ. jumper) - вязаная кофта без воротника и без застежки, надеваемая через голову. В Д. иногда делают застежку только сверху, короткую, не до низу. Делают и воротники, но Д. с высоким воротником - это уже свитер. Форма выреза горловины Д. может быть любой. Современная мода предлагает Д. - туники, удлиненные, подчеркнуто-свободные, а также джемперы-блузоны, просторный объем которых собирается притачным поясом-резинкой или шнуром, продернутым в кулиску, расположенную по низу. Длина и объемы самые разнообразные.

ДЖЕРСЕ

ДЖЕРСЕ - или Джерси

(англ. jersey - от названия острова Джерси)

1. Шелковое и шерстяное трикотажное полотно.

2. Изделия из этого полотна (костюм-джерси, платье-джерси).

ДЖЕРСИ

ДЖЕРСИ (англ. jersey - от названия острова Джерси)

1. Шелковое и шерстяное трикотажное полотно.

2. Изделия из этого полотна (костюм-джерси, платье-джерси).

ДЖИНСОВАЯ МОДА

ДЖИНСОВАЯ МОДА (от англ. jeans) - мода 60-х гг. XX в., которая выразилась в создании практически всех предметов костюма (предметов одежды, головных уборов, обуви, сумок) из джинсовых тканей преимущественно синего цвета (индиго).

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ - ткани, выработанные из двухцветной хлопчатобумажной пряжи (крашеной в основе и суровой в утке) саржевым или мелкоузорчатым переплетением, в результате чего лицевая и изнаночная стороны имеют разные оттенки. Выпускаются также ткани из суровой пряжи в основе и меланжевой в утке. Отличаются повышенной жесткостью, особенно в направлении основных нитей и обладают поверхностной плотностью 350-450 г/м2. Для придания формоустойчивости и жесткости ткани обрабатывают малосмываемыми аппретами.

Современный ассортимент Д. Т. включает в себя как хлопчатобумажные, так и полушерстяные, шелковые и полульняные ткани, вырабатываемые из хлопчатобумажной, льняной, хлопко-лавсановой, шерстонитрококапроновой, шерстолавсановискозной и вискозолавсановой пряжи. Ткани дополнительно обрабатывают для снижения усадки после замачивания.

ДЖИНСОВЫЙ СТИЛЬ

ДЖИНСОВЫЙ СТИЛЬ - использование в одежде характерных приемов моделирования: накладных карманов, кокеток, двойных декоративных строчек вдоль края деталей и швов, металлических пуговиц в виде заклепок и т. д.

ДЖИНСЫ

ДЖИНСЫ (англ. jeans) - брюки из джинсовой ткани. Их характерная особенность - обилие отделочных строчек, карманов, пуговиц, молний, заклепок, наличие эмблем фирм-изготовителей. Родоначальник Д. - американский фабрикант Леви Страус, основатель всемирно известной фирмы. В 1850 г. он завез на запад Соединенных Штатов брезент для палаток, но случилось так, что он сшил из этого материала брюки, имитировавшие ковбойские, шитые обычно из кожи. Брюки очень понравились местным жителям, стали популярными, а предприимчивый фабрикант запатентовал это открытие. Д. начали шить не только из брезента, но и из прочной хлопчатобумажной ткани деним, окрашенной в цвет индиго. Почти столетие Д. были исключительно рабочей одеждой. Новый джинсовый бум начался в начале 60-х гг. Д. поднялись в цене, возникли новые фирмы, брюки стали считать "одеждой века". Появились джинсовая мода, джинсовый стиль, потом появилась модная джинсовая ткань - "варенка" - с эффектом линялости.

ДЖУТ

ДЖУТ (англ. jute)

1. Род растений семейства липовых.

2. Волокно из этого растения получают из двух стеблеволокнистых видов Д., выращиваемых главным образом в Индии и Пакистане, в Средней Азии. Из Д. изготавливают технические, упаковочные, мебельные ткани, ковры, шпагат (подробно см. Лубяные волокна).

ДИАГОНАЛЕВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

ДИАГОНАЛЕВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - мелкоузорчатое комбинированное ткацкое переплетение, образующее на ткани рельефные полоски (рубчики) - диагонали, идущие снизу слева вверх направо аналогично саржевому переплетению, но с увеличенным углом (75 - 80°). Наклон рубчика в Д. П. зависит от плотности основы и характера переплетения (увеличение вертикального сдвига нитей). Таким переплетением вырабатывают габардины и диагонали.

ДИАГОНАЛИ

ДИАГОНАЛИ (лат. diagonalis - идущий от угла к углу) - общее название хлопчатобумажных и шерстяных тканей, выработанных диагоналевым переплетением. Эти плотные прочные ткани, гладкокрашенные или меланжевые, характеризуются высокой износостойкостью.

Шерстяные диагонали - это классические камвольные ткани, высококачественные, выработанные из крученой пряжи, имеют на лицевой поверхности мелкий двойной рубчик, идущий под углом 75-80° к нитям утка. Поверхностная плотность 360-450 г/м2. Используются шерстяные Д. для изготовления форменной одежды, реже для костюмов и пальто.

Хлопчатобумажные Д. - тяжелые плотные ткани с малоусадочной отделкой, вырабатываются из крученой кардной пряжи в основе и однониточной толстой пряжи в утке; поверхностная плотность 308 г/м . Используются для изготовления форменной одежды.

Плащевые Д. вырабатывают с применением крученой пряжи по основе; большую часть тканей изготовляют из смешанной пряжи, содержащей синтетические волдкна; некоторые из этих тканей имеют водоотталкивающую пропитку. Поверхностная плотность 176-380 г/м2. Используют плащевые диагонали для изготовления плащей, костюмов и т. д.

ДИАДЕМА

ДИАДЕМА (греч. diadema - головная повязка, венец)

1. Головная повязка древнегреческих жрецов; головной убор царей в древности и в средние века - символ царской власти. Первоначально Д. представляла собой ленту из драгоценного металла, изгибающуюся вверх посередине лба, в изгиб обычно вправляли драгоценный камень.

2. Женское головное украшение в виде небольшой незамкнутой в кольцо короны.

ДИЗАЙН

ДИЗАЙН (от англ. design - проектировать, чертить, задумать) - художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий. Задача Д. состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически целесообразными. Сказанное касается также одежды и предметов ей сопутствующих (аксессуаров, украшений и пр.).

ДИЗАЙНЕР

ДИЗАЙНЕР - художник-конструктор, специалист по дизайну. В его задачу входит предварительная разработка перспективных научно-обоснованных проектов изделий, окружающих человека, как на производстве, так и в быту, в том числе и одежды.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АНТРОПОМЕТРИЯ

ДИНАМИЧЕСКАЯ АНТРОПОМЕТРИЯ - измерение размеров человеческого тела в движении. При конструировании одежды используют не только размерные антропологические стандарты, содержащие размерные признаки фигур мужчин, женщин и детей в статике (в неподвижной позе), но и учитывают, что в процессе носки одежды человек совершает различные движения. Разработана методика определения изменений размеров тела в динамике.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

ДИНАМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ (эффект движения тела) - разница в величинах измерений динамических и статических размерных признаков фигуры человека.

ДИСПРОПОРЦИЯ

ДИСПРОПОРЦИЯ - несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропорциональности в одежде.

ДОЖДЕВИК

ДОЖДЕВИК (разг.) - легкое пальто из непромокаемого материала; плащ.

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ - свойство изделий сохранять свои утилитарные и эстетические функции до наступления предельного состояния, при котором выполнение их становится невозможным. Д. зависит от износостойкости материала и различных механических воздействий. Различают Д. носки изделия до первого ремонта и Д. изделия до полного физического или морального (социального) износа. Д. одежды и обуви, связанная с социальным износом сегодня приобретает все большее значение: вышедшие из моды изделия не выполняют своих эстетических функций, считаются изношенными, хотя их физический износ не выявлен (см. также Износ).

ДОЛЕВАЯ НИТЬ

ДОЛЕВАЯ НИТЬ - нить основы ткани, а также линия, нанесенная на лекало или выкройку детали одежды и показывающая продольное направление нити основы в детали. В существующей практике и в технических условиях на выкраивание предусматривается направление нитей основы вдоль деталей с допущенными отклонениями, не влияющими на качество и посадку изделия в готовом виде. Если предусмотренно моделью, нить основы может идти в др. направлении. Например, при выкраивании деталей по косой линии, когда необходимо получить определенный объемный эффект, нить основы может быть расположена под определенным углом к детали (детали расклешенных изделий, такие отделочные элементы как волан, оборки, жабо и т. д.). На лекалах деталей, а также на выкройках в журналах мод нить основы и ее направление обозначено стрелкой.

ДОЛЕВИК

ДОЛЕВИК - деталь швейного изделия для предохранения от растяжения разрезов, например, разреза кармана.

ДОЛОМАН

ДОЛОМАН (польск. doloman) - гусарский мундир особого покроя, расшитый шнурами.

ДОЛЬЧИКИ

ДОЛЬЧИКИ (от итал. "Dolci calze" - название фирмы) - разновидность плотных теплых колготок с жаккардовыми узорами.

ДОМАШНЯЯ ОБУВЬ

ДОМАШНЯЯ ОБУВЬ - вид бытовой обуви, мягкой, легкой, с гибкой подошвой, для отдыха дома. Особое значение имеют ее удобство и гигиеничность.

ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА

ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА - один из видов бытовой одежды; одежда для работы и отдыха в домашних условиях. Разновидностью домашней одежды является одежда для работы в саду, огороде и т. д.

ДОМ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ

ДОМ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ - центр моделирования одежды, в задачу которого входит оказание практической помощи предприятиям, изготавливающим одежду, в организации подготовки конструкторско-технологической документации. Д. М. призваны внедрять в производство научно-технические достижения и новые разработки в области изготовления одежды, изучать конъюнктуру потребительского спроса, разрабатывать модные модели одежды, создавать их коллекции, готовить выставки моделей, проводить демонстрации изделий с целью пропаганды новой моды среди населения, готовить, издавать и распространять информационный материал - журналы мод, фотокаталоги, образцы вышивок и отделок.

ДОМ МОДЫ

ДОМ МОДЫ - структурное подразделение в системе службы быта, в котором изготавливают особо модную одежду из любого вида материала по индивидуальным заказам населения. В Д. М. шьют модные, перспективные и оригинальные изделия любой сложности: вечерние и эстрадные туалеты, ансамбли, авангардную одежду, авторские работы, отличающиеся высоким художественным вкусом и исполнением и др.

ДОПУСКИ

ДОПУСКИ (допустимые отклонения) - интервал, в котором допускается отклонение числовой характеристики параметра от его номинального (расчетного) значения. Д. в одежде делятся на две группы.

Первая группа Д. устанавливает предельные отклонения от номинальных размеров деталей в готовых изделиях. Например, номинальная длина спинки мужского пиджака 80 см, допустимое отклонение ±1 см. Эти Д. в швейных изделиях бытового назначения регламентируются ГОСТ 23193-78.

Вторая группа Д. устанавливает допустимые отклонения от направления нитей основы и утка в деталях. Технические требования к раскладке лекал предусматривают расположение деталей на материале с учетом направления нитей основы и размещения лекал по длине раскладки. Обычно на лекалах наносят линии, указывающие номинальное направление нитей основы и допустимые отклонения. Этот вид Д. указывается в техническом описании модели.

ДОСПЕХИ

ДОСПЕХИ - стар. русское название защитного боевого снаряжения и вооружения воина. В начальный период существования Киевской державы, когда военные действия вела в основном пехота, боевые доспехи прикрывали различные части тела воина от ударов холодным оружием. Во второй половине X в., когда основной боевой силой стала конница, доспехи прикрывали не только тело воина, но и части туловища лошади. Доспехи изготавливали в виде металлической сетки (кольчатые доспехи) или из металлических пластин (пластинчатые доспехи). В доспехи входила кольчуга, латы, шлем, широкий металлический пояс, т. е. всё защитное снаряжение воина. Среди боевых прикрытий тела кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась с X по XVII в. С XII в. начинается постепенное утяжеление вооружения воина-всадника и пехотинца. Появляется шлем с полумаской и круговой бармицей-кольчужной сеткой, полностью закрывающей часть лица, шею и плечи. Утяжеление снаряжения не было таким значительным как в Западной Европе, оно не сделало русского ратника неповоротливым, не превратило его в мишень для степного кочевника. Русские чешуйчатые брони, появившиеся в XIII в., отличались особой эластичностью. В этом же XIII в. распространились и такие усиливающие защиту тела детали, как поножи, наколенники, нагрудные зерцальные бляхи, наручи. Наряду со шлемом традиционной сфероконической формы входит в употребление невысокое куполовидное наголовье - шишак. В конце XVII в., с развитием огнестрельного оружия, доспехи потеряли свое значение.

ДОХА

ДОХА - 1. Стар. уральское название шубы из сайгачьего меха шерстью наружу.

2. Шуба из меха, расположенного как внутрь, так и наружу.

ДРАГОЦЕННЫЕ УКРАШЕНИЯ

ДРАГОЦЕННЫЕ УКРАШЕНИЯ - украшения, выполненные из редких драгоценных камней, из дорогих мехов и тканей, вышитых золотом или серебром, с жемчугом, камнями и т. д.

ДРАНЫЙ

ДРАНЫЙ (разг.) - рваный, истрепанный, изношенный до дыр (о вещах, одежде).

ДРАП

ДРАП (франц. drap - сукно) - общее название тяжелых плотных шерстяных тканей сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Чистошерстяной и полушерстяной Д. - это двухслойные или полутораслойные добротные ткани. Отличительная особенность Д. - сильная увалка, прочная окраска (особенно к действию светопогоды), разворсованная поверхность; поверхностная плотность не менее 500 г/м2. Износостойкость драповых тканей во многом определяются устойчивостью ворсового застила: чем больше сохраняется ворсовой застил при эксплуатации, тем долговечнее изделие. Д. характеризуются высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. По характеру лицевой и изнаночной поверхностей различают Д. однолицевые и двухлицевые. У однояйцевых - тщательно отделана только лицевая сторона; у двухлицевых - обе стороны ткани. По характеру ворсовой поверхности различают гладкий драп, драп-велюр, драп-ратин, драп-кастор, драп-моль, драп-флаконэ. Д. используют для изготовления мужских и женских зимних и демисезонных пальто, полупальто и др. При раскрое тканей необходимо учитывать направление ворса: во всех деталях ворс должен иметь одно направление. При различном направлении ворса возникает разнооттеночность в готовом изделии. В процессе влажно-тепловой обработки чистошерстяных драпов возможна усадка до 3%, полушерстяных - до 4%. Влажно-тепловую обработку ратинированных и велюровых драпов рекомендуется проводить на кардоленте.

ДРАП-ВЕЛЮР

ДРАП-ВЕЛЮР (бархатистый) - разновидность драпа; вырабатывают ткань из тонкой шерсти. Д.-В. имеет вспушенный ворс, который получается при одновременной работе ворсующих и контрворсующих валиков и последующей стрижке. Ворс велюра не имеет определенного направления (вертикально стоящий), не запрессован и состоит из освобожденных концов тонкой шерсти. Используют для изготовления зимних и демисезонных пальто, полупальто, головных уборов.

ДРАПИРОВАТЬ

ДРАПИРОВАТЬ (франц. draper) - собирать ткань в красивые мягкие складки, украшая что-либо; покрывать, закрывать тканью собранной в складки.

ДРАПИРОВКА

ДРАПИРОВКА - 1. Укладывание материала в свободно лежащие или падающие мягкие складки с их последующим закреплением.

2. Портьера, занавеска.

ДРАПИРУЕМОСТЬ

ДРАПИРУЕМОСТЬ - способность текстильных материалов образовывать мягкие округлые складки (фалды). Зависит от массы и гибкости материала, его структуры и природных свойств волокон отделки и упругоэластических свойств - чем жестче структура материала, тем большие усилия требуются для его изгиба, тем хуже Д. Хорошо драпируются тажелые и тонкие гибкие материалы. Д. оказывает существенное влияние на внешний вид изделий, определяя геометрическую форму модели, ее назначение и эстетические свойства.

ДРАП-КАСТОР

ДРАП-КАСТОР - гладкокрашеный толстый плотный драп из тонкой шерсти по основе и утку; вырабатывают сложным переплетением с атласным лицевым застилом. Ткань сильно уваливают, начесывают, ворс подстригают, сглаживают и запрессовывают, в результате обработки ткань приобретает приятный блеск. Для Д.-К. характерны высокая упругость, устойчивость к растяжению, повышенные износостойкость и теплозащитные свойства, темные тона. Его используют для изготовления парадных шинелей и мужских пальто.

ДРАП-МОЛЬ

ДРАП-МОЛЬ - особо мягкий двухслойный драп с легкой пушистой лицевой поверхностью, вырабатывается из тонкой шерсти, иногда с добавлением в пряжу для лицевых нитей тонкого козьего пуха. Используется, как правило, для изготовления женских пальто и головных уборов.

ДРАП-РАТИН

ДРАП-РАТИН - гладкокрашеный или меланжевый мягкий толстый драп с ворсом, уложенным в диагоналевую полоску или "ёлочку", закатанным в "горошек" или завитым спиралями. Такой характер лицевой поверхности придают ткани специальной обработкой - ратинированием: увлажненную ткань после валки и ворсования подвергают фигурной валке. Как правило используется для изготовления мужских пальто, головных уборов.

ДРАП-ФЛАКОНЭ

ДРАП-ФЛАКОНЭ - гладкокрашеный мягкий толстый ратинированный драп. Используют для изготовления зимних и демисезонных пальто.

ДРАТВА

ДРАТВА (от нем. Draht - проволока) - прочная крученая льняная нитка, служащая при ремонте обуви для крепления подошвы к заготовке. Для предохранения от влаги Д. пропитывают варом.

ДРАТВЕННАЯ НИТЬ

ДРАТВЕННАЯ НИТЬ - см. Дратва.

ДУБЛЕНИЕ

ДУБЛЕНИЕ - обработка кожи вымачиванием в специальных дубильных растворах; одна из операций выделки кожи. Продубленная кожа не изменяет свою площадь при намокании и высушивании, становится устойчивой к действию микроорганизмов.

ДУБЛЁНКА

ДУБЛЁНКА - 1. Дубленый полушубок. Обычно это короткая до колен верхняя меховая одежда из овчины.

2. (разг.) Верхняя одежда (пальто, куртка) из дубленой овчины, носится кожей наверх.

ДУБЛИРОВАНИЕ( ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ)

ДУБЛИРОВАНИЕ( ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ) - соединение по поверхности двух и более деталей посредством склеивания или сварки. Цель Д. - сохранение формы деталей одежды и придание им повышенной упругости с помощью термоклеевых прокладочных материалов.

Д. мелких деталей пальто, костюмов, плащей, курток, платьев, корсетных изделий с термоклеевыми прокладками осуществляют по всей поверхности детали или ее части (подборта, кокетки, клапаны, листочки, накладные карманы, хлястики, пояса и другие детали).

Фронтальное Д. - соединение полочек пальто, костюмов, плащей, курток с термоклеевыми прокладками по всей поверхности детали или ее части. Цель фронтального Д. - придание деталям одежды необходимой формоустойчивости. Осуществляется на прессах различных типов. Для фронтального Д. деталей применяют несколько видов термоклеевых прокладочных материалов: лавсановискозные, хлопковискозные, хлопчатобумажные ткани с точечным регулярным сополиамидным покрытием; многозональные материалы с точечным регулярным сополиамидным покрытием; хлопчатобумажные ткани с односторонним начесом (на неклеевой стороне) с точечным нерегулярным сополиамидным покрытием и др.

Виброформование - осуществляется при нагрузке многократного действия в виде вибраций на жесткой оболочке вибропресса. Разработанный новый метод обработки деталей одежды обеспечивает свободное перемещение слоев пакета при формовании с последующим закреплением полученной формы.

Прямое Д. - способ соединения верхнего воротника мужской сорочки с изнаночной стороны основного материала с прокладкой из термоклеевого прокладочного материала (с точечным регулярным покрытием) по всей поверхности деталей путем склеивания.

ДУБЛИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДУБЛИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ - см. Комплексные материалы.

ДУБЛИРОВАТЬ

ДУБЛИРОВАТЬ (франц. doubler) - делать в двух экземплярах, повторять, параллельно выполнять одинаковую работу.

ДУХИ

ДУХИ - спиртовой раствор душистых веществ, употребляемый как парфюмерное средство. Применяется для ароматизации волос, кожи, одежды.

ДУШЕГРЕЙКА

ДУШЕГРЕЙКА (устар.) - короткая верхняя распашная женская одежда. Надевалась поверх сарафана и рубахи, и как и сарафан держалась на лямках. Полочки Д. были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху имела фигурный выступ мысом верх, к которому пришивались лямки. Шили Д. из дорогих узорчатых тканей, украшали по краям декоративной каймой.

ДУШЕГРЕЯ

ДУШЕГРЕЯ (устар.) - короткая верхняя распашная женская одежда. Надевалась поверх сарафана и рубахи, и как и сарафан держалась на лямках. Полочки Д. были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху имела фигурный выступ мысом верх, к которому пришивались лямки. Шили Д. из дорогих узорчатых тканей, украшали по краям декоративной каймой.

© 2000- NIV