Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КИР")


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КИР")

КАБЛУК

КАБЛУК (тюрк.) - твердая наружная деталь низа обуви для подъема пяточной части стопы на определенную высоту. Высота каблука определяется фасоном колодки и составляет, мм: низкий - 5, 10, 15, 20 и 25, средний - 30 и 40, высокий - 50 и 60, особо высокий - более 60 мм; бывает формованный, клиновидный, наборный.

Археологические раскопки свидетельствуют, что долгое время обувь делали без каблука. В пяточной части она изнашивалась очень быстро. Для повышения износостойкости под пяточную часть подошвы примерно в XII в. начали подкладывать кусочки кожи, увеличивающие толщину подошвы и тем самым время ее износа. Эта деталь, состоявшая из нескольких слоев кожи, на Руси называлась подпяток, подборы, а затем К. Примерно в XVI-XVII вв. на Руси стали использовать подковки. Позже наборный (подборы) К. прикрепляли к стельке и подошве деревянными или металлическими гвоздями.

В Европе в XVII в. вошла в моду обувь длиной до щиколоток и с каблуком. Красные каблуки были в то время привилегией придворных дам и господ, военные носили большие сапоги на каблуках, сапоги воронкообразно оттопыривались на уровне икр. В период Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) мужчины начали носить сапоги с высокими К. Женские ботинки и туфли с высокими К. ввела в моду маркиза де Помпадур, которая была очень маленького роста. Одним из отличительных признаков сословной принадлежности стала служить тогда высота каблуков: чем знатнее дама, тем выше были каблуки ее туфель. Простые люди носили обувь только на низких каблуках.

Начиная с XVIII в., дамские туфли на высоких каблуках стали частью женской одежды. С тех пор каблук стал диктовать моду в обуви. Время от времени изменялись его форма и профиль. Так в XVII в. носили изогнутый "французский" каблук в XVIII в. - столбикообразный, позже вошли в моду "лодочки" на тонком каблуке с выгнутой пяточной частью, затем полуботинки на каблуках - мольерки. В 1938 г. появились пляжные сандалии из дерева на толстой подошве и столбикообразных каблуках. В 40-х гг. стали популярными танкетки - обувь с толстыми подметками, постепенно переходящими в высокий каблук. В 70-е гг. появился высокий толстый каблук и толстая подошва - платформа. Неоднократно входили в моду очень тонкие и высокие каблуки "шпильки".

КАЁМКА

КАЁМКА - кромка, край, полоса по краю, то же Кайма.

КАЁМОЧКА

КАЁМОЧКА - кромка, край, полоса по краю, то же Кайма.

КАЗАК

КАЗАК (франц. casque) - верхняя мужская одежда XVII в., распространенная во Франции; род плаща. При помощи многочисленных застежек его можно было превращать в одежду с длинными широкими рукавами или в короткий плащ, или, пристегнув спинку к боковой части рукава, оставить спереди разрезы для свободного движения рук. Проймы рукавов обшивали эполетами, горловину - узкой стойкой. К. украшали пуговицами (до 150 штук). Короткий К. был верхней одеждой мушкетеров. Голубой цвет с серебряными крестами и галунами имели королевские мушкетеры, красный с белым - мушкетеры кардинала Ришелье.

КАЗАКИН

КАЗАКИН (франц. casaquin) - верхняя распашная кофточка с баской в женском костюме в XVIII в. во Франции; верхняя русская распашная одежда XIX - начала XX вв., род укороченного кафтана, с широкой баской, с мелкими сборками у талии сзади и невысоким стоячим воротником; застегивался на крючки. В некоторых местностях России и Украины К. в различных вариантах был принадлежностью мужской и женской одежды. Обычно его шили из сукна, воротник и рукава отделывали тесьмой или галуном.

КАЗЕИН

КАЗЕИН (от лат. caseus - сыр) - сложный белок, образующийся из белка молока при его свертывании под действием расщепляющих ферментов или кислот; применяется в промышленности для производства волокон, клея, лаков и др.

КАЗЕИНОВОЕ ВОЛОКНО

КАЗЕИНОВОЕ ВОЛОКНО - искусственное белковое волокно животного происхождения (из белка молока). По некоторым свойствам К. В. близко к натуральной шерсти, на ощупь мягкое, теплое. Однако прочность его невелика и значительно снижается в мокром состоянии. Термостойкость К. В. небольшая, они боятся горячей, особенно подщелоченной воды. Производство К. В. ограничено, что связано как с их низкими механическими свойствами и с тем, что сырьем для их изготовления, являются ценные пищевые продукты.

КАЙМА

КАЙМА - цветная полоса, обрамляющая края ткани или какого-л. предмета, например, шали, низа платья и пр.

КАЙМОВЫЕ РИСУНКИ

КАЙМОВЫЕ РИСУНКИ - узоры каймы для платьевых тканей; вырабатывают с непрерывной орнаментальной полосой вдоль одной или обеих кромок. Мотивы для фона и каймы, являющейся главным акцентом в рисунке, выбирают по принципу рисунков-компаньонов; это могут быть геометрические, растительные мотивы или их сочетания. Кайма как декоративный акцент обычно четко выделяется в ткани. При разработке К. Р. учитывается место каймы в костюме, которое может быть различным - по низу юбки или блузки, по диагонали, проходящей через все платье, в верхней части платья, на рукавах и т. д.

КАЙНОЛ

КАЙНОЛ (Kynol) - торговое название термостойкого синтетического фенолоформальдегидного волокна (США); не горит, не плавится, КИ=36, устойчиво к действию концентрированных кислот, органических растворителей, разбавленных щелочей и азотной кислоты. Рекомендуется для изделий бытового назначения, защитной и специальной одежды, а также некоторых видов военного обмундирования.

КАЛАЗИРИС

КАЛАЗИРИС (егип.-греч. kalasizis) - национальная одежда женщин, а затем и мужчин, в Древнем Египте. К. имел простую форму и представлял собой рубашку, сшитую из двух прямоугольных полотнищ, с двумя или одной широкими лямками. Такую одежду носили члены семьи фараонов и рабыни. Различие социального положения заключалось не в покрое а в качестве ткани: знать носила К. из тонких тканей, крестьянки и рабыни - из грубых.

КАЛАНДР

КАЛАНДР (франц. calandre) - пресс с горизонтально расположенными валами (от 2 до 20) штук), между которыми пропускают ткань или бумагу для увеличения их плотности, повышения гладкости, придания лоска или глянца, нанесения тиснением рисунка или узора.

КАЛАНДРИРОВАНИЕ

КАЛАНДРИРОВАНИЕ - обработка тканей на каландре. В текстильном производстве путем К. разглаживают и уплотняют хлопчатобумажные, льняные и др. ткани, придают им блеск, наносят тисненый рисунок.

КАЛЕНКОР

КАЛЕНКОР - см. Коленкор.

КАЛЬСОНЫ

КАЛЬСОНЫ (франц. kalecons) - нательное мужское белье и для мальчиков; длинные нижние штаны; исподники.

КАМВОЛЬНОЕ ПРЯДЕНИЕ

КАМВОЛЬНОЕ ПРЯДЕНИЕ (от нем. Kammowoll - чесаная шерсть) - устар. название гребенного прядения шерсти.

КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ

КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ - тонкие шерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного прядения.

КАМВОЛЬНЫЙ

КАМВОЛЬНЫЙ - 1. Обработанный на гребнечесальной машине;

2. Занятый выработкой тонких шерстяных тканей (К. комбинат).

КАМЕЯ

КАМЕЯ (итал. cammeo) - резной камень с выпуклым изображением. К. известны с IV в. до н. э. Обычно их режут из драгоценных или полудрагоценных многослойных камней (фон - одного цвета, изображение - другого). Используются как драгоценные украшения в виде броши, перстня и др.

КАМЗОЛ

КАМЗОЛ (франц. camisole) - мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов; надевали под кафтан. Появился во Франции в первой половине XVII в.; позже получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западно-европейского костюма среди дворян). К. шили из сукна, шелка, бархата, украшали вышивкой, галунами, пуговицами. В национальном костюме башкир, татар и казахов К. называлась мужская и женская безрукавная одежда, выкроенная в талию.

КАМИЛАВКА

КАМИЛАВКА (от греч. kamylos - верблюд)

1. Первоначально восточная шапка из верблюжей шерсти. Позже так назывался головной убор православного духовенства - бархатная шапочка без полей в виде шляпной тульи (наглавник), которую носили под клобуком. Право ношения К. из фиолетового бархата русское духовенство получило при Павле I. Монахам полагалось носить К. черного цвета, высшему духовенству - белого цвета.

2. разг. Маленькая шапочка, облегающая голову; скуфейка, феска, ермолка, шапчёнка.

КАМКА

КАМКА (тюрк.) - шелковая китайская ткань ручного производства с вытканым двусторонним узором (разводами), преимущественно одноцветная. (Камчатый, камковый - сделанный из К., узором похожий на К).

КАМЛЕЙКА

КАМЛЕЙКА - старинная чукотская верхняя непромокаемая промысловая одежда, сшитая из кишок морского зверя и искусно украшенная птичьими клювами и маленькими перьями.

КАМЧАТНЫЕ ПОЛОТНА

КАМЧАТНЫЕ ПОЛОТНА (от названия "камка") - широкие льняные жаккардовые ткани шириной до 250 см, с красивым шелковистым блеском. Крупный сложный рисунок выделяется на поверхности за счет использования сочетаний сатиновых и атласных переплетений при выработке фона и рисунка. Разное отражение света участками с основным и уточным застилом создает эффект теневого двустороннего рисунка, который отчетливо виден даже на отбеленных тканях. Камчатные ткани - декоративные и блестящие, используются для изготовления нарядного постельного белья, скатертей, салфеток.

КАНАВАТКА

КАНАВАТКА - см. Платок.

КАНВА

КАНВА (франц. canevas) - хлопчатобумажная или льняная ткань разреженной структуры, служащая для вышивания крестом. Обычно крахмалят для придания жесткости.

КАНИТЕЛЬ

КАНИТЕЛЬ (франц. cannetille) - тонкая, свитая в спираль металлическая (обычно золотая или серебряная) нить для вышивания.

КАНИФАС

КАНИФАС (нем. Kanevas) - легкая хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком, в старину - полосатая или в клеточку. Использовалась для изготовления легкой одежды или белья. Ранее К. называли также тонкое парусное полотно.

КАНОТЬЕ

КАНОТЬЕ (франц. canotier) - шляпа с небольшими плоскими полями и головкой плоской формы. Высота головки и ширина полей зависят от модели. Появилась в конце 80-х гг. XIX в. и была модной до 30-х гг. нашего столетия. Первоначально изготавливали из жесткой и крупной соломки, дополняли лентой разной ширины. Носили как женщины, так и мужчины.

КАНТ

КАНТ (нем. Kante)

1. Узкий цветной шнурок, оторочка из кожи, сложенная вдвое узкая полоска ткани другого цвета, расположенная в рельефах или швах одежды, например, на форменной военной одежде.

2. Полоска, которая окаймляет в виде рамки рисунок или какую-либо деталь.

КАНТИК

КАНТИК - узкий кант.

КАНТРИ-ЛУК

КАНТРИ-ЛУК (англ. country-look), Кантри-стиль - название современной модной одежды "деревенского стиля". Чаще всего это одежда для отдыха, для дома. Создается на основе элементов народного костюма европейских стран.

КАНТРИ-СТИЛЬ

КАНТРИ-СТИЛЬ - см. Кантри-лук

КАПЕЛИН

КАПЕЛИН (франц. capeline) - капюшон в виде шарфа. Обычно капелин был частью пелерины, модной во Франции в XVIII в.

КАПИЛЛЯРНОСТЬ

КАПИЛЛЯРНОСТЬ (от лат. capallaris) - характеристика поглощения влаги продольными капиллярами материала; оценивается высотой (мм) подъема жидкости в пробе материала, в течение 1 часа, погруженной одним концом в воду. Зависит от строения и протяженности внутренних капилляров материала, а также от смачиваемости волокон. Характеризует гигроскопические свойства материалов для одежды.

КАПОК

КАПОК (из малайского) - волокно, получаемое из плодов тропического хлопчатого дерева, имеющего волоски длиной 10-35 мм, диаметром 0, 02-0, 04 мм. Волоски мягкие, белые или буроватые, образуются на внутренней стороне створок плодов-коробочек (не на семенах) не смачиваются водой и не сваливаются. Очищенные от семян и частей плода, волоски сушат, сортируют и упаковывают в кипы. Растение культивируют в тропиках Америки и в Азии. К. применяют для набивки спасательных кругов и жилетов, подушек, мягкой мебели и т. д.

КАПОР

КАПОР (голл. kaper) - головной убор, женский или для девочек, спереди с полями и лентами для завязывания под подбородком, является комбинацией шляпы и чепца.

КАПОТ

КАПОТ (франц. capote) - женское домашнее платье свободного покроя, разновидность халата.

КАПРОН

КАПРОН - торговое название синтетических полиамидных волокон и нитей. В других странах такие волокна и нити называют по-разному: в Германии - дедерон и перлон, в Польше - стилон, в США и ряде других стран - найлон-6 и т. д. Сырьем для производства капрона является фенол, бензол, толуол или циклогексан, получаемые из каменного угля или нефти.

К. волокна и нити обладают низкой гигроскопичностью, а изделия из них недостаточно гигиеничны и не рекомендуются для изготовления бельевых и детских изделий.

Особенность капрона - высокая устойчивость к истиранию, по показателям которой он превосходит все существующие волокна (хлопок - в 10 раз, шерсть - в 20 раз, вискозу - в 50 раз). Капрон устойчив к многократному изгибу (в 100 раз превышает устойчивость вискозных волокон и в 10 раз - хлопковых).

Из капрона вырабатывают тонкие легкие ткани и трикотажные полотна, ленту, тесьму и др. Штапельное капроновое волокно используется в смеси с шерстью и хлопком для получения смесовых платьевых, костюмных и пальтовых тканей.

КАПТУР

КАПТУР - старинный женский головной убор для холодной погоды, носили на Руси; меховая или стеганая шапка с круглым верхом и с меховым очельем и опушкой, покрывавшей не только голову, но и уши и шею. Шили К. из дорогих материалов, носили царицы и боярыни.

КАПЮШОН

КАПЮШОН (франц. capuchon) - откидной головной убор конусообразной формы, прикрепляемый сзади к горловине, чаще верхней одежды. Может быть съемным, на пуговицах или на молнии. К. отделывают по краю кантом, мехом, рюшами, пухом, шнуром, вышивкой и т. д.

КАРАКУЛЕВЫЙ

КАРАКУЛЕВЫЙ - сделанный из каракуля (каракулевый воротник, каракулевая шапка).

КАРАКУЛЬ

КАРАКУЛЬ (от названия оазиса Каракуль в Узбекистане) - ценный мех и шкурки, снятые с ягнят каракульской полоды в возрасте одного-трех дней. Особенностью К. является густой, упругий, шелковистый и блестящий волосяной покров, образующий плотные, различной формы и размеров завитки (валек, боб, кольцо, полукольцо, гривка, горошек и др.). Наиболее ценными считаются шкурки с вальковатыми завитками, расположенными параллельно-концентрическими или прямыми рядами. Валек и боб чаще расположены на крестце и спине, а др. участки шкурки покрыты менее ценными завитками (узкие гривки), порочными (кольца, полукольца, горошковидные, штопорообразные) и деформированными. По цвету К. делят на черный (чаще крашеный), серый нескольких оттенков и цветной - сур (зональное распределение пигмента на волосе) - коричневый, светло-коричневый, розовый и белый. Из серого К. лучшим считается голубой и серебристой расцветок; из цветного каракуля наибольшим спросом пользуется серебристый и золотистый - бухарский сур; бронзовый, платиновый и янтарный - сурхандарьинский сур.

К. сортируют в соответствии с ГОСТами; наибольшим количеством сортов отличается черный каракуль (30 сортов). В основу сортировки К. положено качество волосяного покрова (шелковистость, форма завитков и их упругость). Наиболее ценный К. идет на изготовление жакетов и манто. Из К. др. сортов изготавливают головные уборы, воротники и пр. изделия. Благодаря красоте, легкости и прочности высокосортный К. пользуется большим спросом и является предметом международной торговли.

КАРАКУЛЬСКАЯ ОВЦА

КАРАКУЛЬСКАЯ ОВЦА - ценная порода овец, шкурки ягнят которых идут на выделку каракуля и каракульчи.

КАРАКУЛЬСКИЕ СМУШКИ

КАРАКУЛЬСКИЕ СМУШКИ - Каракуль

(от названия оазиса Каракуль в Узбекистане) - ценный мех и шкурки, снятые с ягнят каракульской полоды в возрасте одного-трех дней. Особенностью К. является густой, упругий, шелковистый и блестящий волосяной покров, образующий плотные, различной формы и размеров завитки (валек, боб, кольцо, полукольцо, гривка, горошек и др.). Наиболее ценными считаются шкурки с вальковатыми завитками, расположенными параллельно-концентрическими или прямыми рядами. Валек и боб чаще расположены на крестце и спине, а др. участки шкурки покрыты менее ценными завитками (узкие гривки), порочными (кольца, полукольца, горошковидные, штопорообразные) и деформированными. По цвету К. делят на черный (чаще крашеный), серый нескольких оттенков и цветной - сур (зональное распределение пигмента на волосе) - коричневый, светло-коричневый, розовый и белый. Из серого К. лучшим считается голубой и серебристой расцветок; из цветного каракуля наибольшим спросом пользуется серебристый и золотистый - бухарский сур; бронзовый, платиновый и янтарный - сурхандарьинский сур.

К. сортируют в соответствии с ГОСТами; наибольшим количеством сортов отличается черный каракуль (30 сортов). В основу сортировки К. положено качество волосяного покрова (шелковистость, форма завитков и их упругость). Наиболее ценный К. идет на изготовление жакетов и манто. Из К. др. сортов изготавливают головные уборы, воротники и пр. изделия. Благодаря красоте, легкости и прочности высокосортный К. пользуется большим спросом и является предметом международной торговли.

КАРАКУЛЬЧА

КАРАКУЛЬЧА - шкурки преждевременно родившихся ягнят (выкидыши) или плодов (извлеченные из утробы забитых на мясо маток) овец каракульской породы. К. имеет короткий, прилегающий к кожевой ткани (мездре) шелковистый волосяной покров с муаровым рисунком, без завитков; цвет как у каракуля: черный, серый или коричневый разных оттенков. Прочность кожевой ткани меньше, чем у каракуля, размеры шкурок небольшие. К. с четко выраженным муаровым рисунком ценится высоко почти наравне с первыми сортами каракуля). Из К. изготавливают жакеты, пальто и полупальто, воротники, головные уборы, используют для отделки одежды.

КАРБОНИЗАЦИЯ

КАРБОНИЗАЦИЯ (от лат. carbo - уголь) - обработка шерсти и чистошерстяных тканей слабым (4-5%) раствором серной кислоты для очистки их от целлюлозных (растительных) примесей, которые не удалены механическим путем. При К. шерстяные волокна не претерпевают изменений, а целлюлоза разрушается, обугливается в гидроцеллюлозу и легко удаляется при последующей промывке.

КАРДА

КАРДА (от франц. carde - шерсточесалка) - лента из кожи или многослойной прорезиненной ткани со стальными согнутыми под углом иглами. Применяется в чесальных (кардных) или ворсовальных машинах. Используется в парикмахерском деле для расчесывания срезанных волос, перетягивания и расчесывания париков и др.

КАРДИГАН

КАРДИГАН (англ. cardigan) - прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, традиционная принадлежность английской мужской одежды для досуга. Назван по имени лорда Кардигана, который ввел в моду этот вид одежды в начале XIX в. Позже К. стали называть вязаный спортивный джемпер. Сегодня такую одежду носят и мужчины и женщины.

КАРДНАЯ ПРЯЖА

КАРДНАЯ ПРЯЖА - пряжа, полученная по кардной системе прядения.

КАРДНОЕ ПРЯДЕНИЕ

КАРДНОЕ ПРЯДЕНИЕ - система прядения, по которой перерабатывается хлопок и химические волокна.

КАРДОЛЕНТА

КАРДОЛЕНТА - лента со сплошной игольчатой поверхностью, служащая для обтяжки расчесывающих органов чесальных машин прядильного производства. К. состоит из гибкого основания, в котором наклонно закреплены стальные проволочные скобочки с заточенными концами, обычно изгибаемые у основания. Основанием К. служит несколько слоев склеенных хлопчатобумажных лент, иногда со слоем резины или войлока.

КАРЕ

КАРЕ (франц. carre - букв. квадрат)

1. Прямоугольная форма декольте - выреза у горловины платья или блузки.

2. Название стрижки и форма прически. Волосы фронтальной зоны остаются длинными, а в нижней части затылка стригутся коротко.

КАРМАЗИН

КАРМАЗИН (нем. Karmesin) - старинная тонкая суконная ткань ярко-красного цвета. Ткань отличалась высоким качеством и вырабатывалась из лучших сортов шерсти.

КАРМАН

КАРМАН - деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и (или) декоративного оформления изделия. В современной мужской одежде карманы выполняют в основном функциональную роль, в женской - чаще функционально-декоративную, а иногда только декоративную. На форму, конструкцию, размеры, расположение и отделку карманов основное влияние оказывает мода.

Карманы бывают прорезные, накладные и расположенные в швах. Каждый вид их имеет свои разновидности. Прорезные карманы делают в рамку, в кант, с клапаном и листочкой; накладные - с верхним, боковым и прорезным входом, с листочкой, отворотами, клапанами и без них; карманы в швах рельефов, кокеток, подрезов могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными, с клапанами, листочками, отворотами.

Прорезные карманы применяют в брюках, юбках, пиджаках, плащах, пальто, платьях из плотных тканей. В платьях из легких тканей, блузках и сорочках чаще делают накладные карманы и карманы в швах.

КАРМИН

КАРМИН (франц. carmin из арабского) - ярко-красный краситель, добываемый из насекомого кошенили.

КАРМИННЫЙ

КАРМИННЫЙ - ярко-красный, цвета кармина.

КАРМИНОВЫЙ

КАРМИНОВЫЙ - то же, что Карминный.

КАРРИК

КАРРИК (англ. carrick) - старинное свободное двубортное пальто с несколькими воротниками или пелеринами, покрывающими плечи. Количество пелерин зависело от вкуса потребителя. К. появился в Англии в конце XVIII в.; его обычно носили молодые щеголи; женщины начали носить К. примерно с первого десятилетия XIX в.

КАРТУЗ

КАРТУЗ (голл. kardoes)

1. Мужской головной убор с козырьком, неформенная фуражка.

2. устар. Бумажный пакет, кулек для различных сыпучих веществ.

КАСКА

КАСКА (франц. casque от исп. casso - чепец, шлем) - головной убор установленного образца в виде шлема, обычно металлический; (у военных, пожарных, шахтеров и др.). Первоначально это кожаный или металлический убор, обычно с металлическим острием или гребнем наверху. В XVIII-XIX вв. каски часто украшали султаном из перьев или конского волоса. В России каска как предмет обмундирования военных была введена в 1807 г; ее делали из лакированной кожи или металла. Во время первой мировой войны в 1914-1918 гг. во всех армиях, в том числе и в русской, была принята на вооружение стальная каска для защиты от шрапнельных пуль, небольших осколков снарядов и т. д.

КАСТОР

КАСТОР (франц. castor) - тонкосуконная чистошерстяная ткань, относится к высококачественным классическим драпам. Вырабатывается сложным переплетением с атласным лицевым застилом. Обладает блеском, т. к. после увалки подвергается начесу и запрессовке короткого ворса; поверхностная плотность 725 г/м2. Используется для изготовления генеральских шинелей.

КАФТАН

КАФТАН (перс.) - старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые - кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах, с драгоценными пуговицами и украшениями; малоимущие - кафтаны из недорогих тканей и дешевого меха, с медными и оловянными пуговицами. В XVI-XVII вв. кафтан был самым распространенным видом одежды; по характеру покроя и назначению имел разные наименования: длинный, смирный, ездовой, становой и т. д. До начала XX в. кафтаны носили в разных местностях России, шили из недорогого, иногда домотканого сукна (последнее называли сермяга, зипун, тяжелко); короткий кафтан называли полукафтаном.

КАЦАВЕЙКА

КАЦАВЕЙКА - 1. Русская женская народная одежда, род короткой распашной верхней одежды на вате, меху или на подкладке, которую носили в основном пожилые женщины; утепленная короткая просторная кофта.

2. Короткая душегрея, которую носят молдаванки.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные запросы потребителей в соответствии с назначением. Качество одежды зависит от многих факторов. Наибольшее значение имеют факторы, непосредственно формирующие качество одежды: качество исходных материалов, качество проектирования (моделирования и конструирования) изделий, качество технологической обработки и др.

Качество исходных материалов (тканей, трикотажных, нетканых полотен и др.), их свойства (эстетические, гигиенические, прочностные) во многом определяют соответствующие свойства одежды. От материалов зависит соответствие одежды функциональному назначению, облику и возрасту потребителей, направлению моды. Комплекс гигиенических свойств материалов влияет на состояние микроклимата пододежного пространства, что отражается на самочувствии и работоспособности человека. От упругопластических свойств материалов, их жесткости, драпируемости, формоустойчивости зависит возможность создания требуемой объемно-пространственной формы одежды и ее устойчивость в эксплуатации.

Качество проектирования одежды во многом предопределяет не только объемно-пространственную форму и композицию одежды, но и ее художественно-эстетические свойства, а также обеспечение таких показателей качества, как экономичность и технологичность изделий.

Технологическая обработка одежды (качество соединения деталей и узлов, влажно-тепловая обработка, заключительная отделка) определяет такие показатели качества, как посадку одежды на фигуре, износостойкость и др. В процессе технологической обработки одежды приобретает соответствующую объемную форму и товарный вид.

Значительное влияние на качество одежды оказывают упаковка и маркировка изделий, условия хранения, транспортирования, эксплуатации и уход.

Требования к качеству одежды и материалов изложены в стандартах и технических условиях, являющихся основными нормативно-техническими документами, согласно которым осуществляется государственный и ведомственный контроль качества продукции.

КАШЕМИР

КАШЕМИР (лат. cachemire) - мягкая, легкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир вырабатывают гладкокрашеным из гребенной пряжи. Используют для изготовления женских и детских платьев. Кашемир напоминает известные кашемирские (кашмирские) шали, вырабатывавшиеся в Индии, в провинции Кашмир, из тонкой козьей шерсти, отсюда пошло название ткани.

КАШМИРСКИЕ (КАШЕМИРОВЫЕ) ШАЛИ

КАШМИРСКИЕ (КАШЕМИРОВЫЕ) ШАЛИ - большие четырехугольные платки, появившиеся впервые в индийской провинции Кашмир в 1600 г. Изготовлением К. Ш. занимались исключительно мужчины. Обязанностью женщин было собирать клочки шерсти, которые дикие гималайские бараны оставляли на кустах, продираясь сквозь них. Кроме того, местные жители занимались разведением специальных пород тонкорунных овец. Шали ткали ручным способом, рисунок был одинаковым с обеих сторон. На изготовление одной шали уходило от двух до четырех лет, в работе принимали участие 15-17 человек, начиная от автора и кончая ткачом и мастером-вышивальщиком. К. Ш. славились своей тонкостью, легкостью и изумительной красотой. Ценились очень высоко (в царской России цены на них были от 500 до 3 тыс. рублей). Появление первой шали в Европе связывают с возвращением из египетских походов Наполеона I, привезшего в подарок Жозефине удивительной красоты шаль индийской работы. Мода на К. Ш. распространилась сначала во Франции, потом в Германии, а затем в России. С начала XIX в. шали, наподобие кашмирских, стали вырабатывать в Европе, тогда цена на них снизилась.

КАШНЕ

КАШНЕ (франц. cache - прятать + nez - нос) - шейный платок или шарф.

КАШТАНОВЫЙ

КАШТАНОВЫЙ - коричневый, цвет каштана (например, каштановые волосы, каштановая бородка).

КВАРЦЕВЫЕ ВОЛОКНА (НИТИ)

КВАРЦЕВЫЕ ВОЛОКНА (НИТИ) - неорганические жаростойкие (высокотемпературостойкие) волокна (нити), обладающие высокими диэлектрическими, акустическими, оптическими, химическими свойствами. Перечисленные свойства определяют широкое применение. К. Н. в атомной, авиационной, ракетной, космической технике, радиоэлектронике, химии, оптике и др. областях.

КЕВЛАР

КЕВЛАР (Cavlur) - торговое название высокопрочных и термостойких материалов (США); ароматические полиамидные волокна и нити. Особенностью волокон этого типа являются высокая прочность (2800 Н/мм2) и высокий модуль упругости при растяжении, сравнительно низкое удлинение (2%), КИ=26. Волокна трудновоспла-меняемы, хемостойки, хорошо смачиваются, могут во многих случаях заменить стеклянное волокно. К. используется для изготовления бронежилетов, костюмов космонавтов, некоторых видов военного обмундирования, изделий специального назначения. Аналогами у нас являются сверхмодульные волокна ВНИИВЛОН (внивлон), фенилон.

КЕВЛАР-49

КЕВЛАР-49 (Cavlur) - торговое название высокопрочных и термостойких материалов (США); ароматические полиамидные волокна и нити. Особенностью волокон этого типа являются высокая прочность (2800 Н/мм2) и высокий модуль упругости при растяжении, сравнительно низкое удлинение (2%), КИ=26. Волокна трудновоспла-меняемы, хемостойки, хорошо смачиваются, могут во многих случаях заменить стеклянное волокно. К. используется для изготовления бронежилетов, костюмов космонавтов, некоторых видов военного обмундирования, изделий специального назначения. Аналогами у нас являются сверхмодульные волокна ВНИИВЛОН (внивлон), фенилон.

КЕНАФ

КЕНАФ (от лат. cannabis - конопля)

1. Вид однолетнего лубоволокнистого растения. Высота стебля достигает 1-5 м. В нашей стране основными районами, культивирующими К., являются Средняя Азия, Северный и Центральный Кавказ. За рубежом наибольшие площади посева К. - в Индии, где это растение впервые начали его культивировать. К. выращивают также в Китае, Иране, Бразилии, США и др. странах. В Россию завезен в XIX в.

2. Название натурального волокна из этого растения. Содержание волокна в сухих стеблях К. 16-20%. Волокно отличается высокой гигроскопичностью и прочностью, из него изготовляют мешковину, брезент, шпагат, веревки и др. Из костры делают бумагу и строительные плиты. Подробнее см. Лубяные волокна.

КЕНДЫРЬ

КЕНДЫРЬ (тюркск.) - многолетнее травянистое растение. Наземная часть состоит из 5-10 ветвистых, прямостоячих стеблей высотой 1 - 1, 5 м. В стеблях содержится до 20-27% луба, в лубе - до 10% волокна, отличающегося гибкостью, прочностью и стойкостью к загниванию, пригодно для изготовления рыболовных сетей, веревок и др. Произрастает К. преимущественно в Северной Америке, Юго-Восточной Азии, Южной Европе, встречается в поймах рек Средней Азии, в дельте Волги, Урала и др. районах.

КЕПИ

КЕПИ (франц. kepi)

1. Форменная фуражка с небольшим твердым донышком и с прямым козырьком, ранее носили в армиях некоторых стран и в русских мужских гимназиях в XIX в.

2. Мужской или женский мягкий или жесткий головной убор с козырьком без тульи и околыша. Форма К. может быть различной: реглан с одной или тремя вытачками, в виде восьмиклинки и др.

КЕПКА

КЕПКА - то же, что Кепи.

КЕРМЕЛЬ

КЕРМЕЛЬ (франц. kermel)

торговое название высокопрочного термостойкого волокна, вырабатываемого во Франции; ароматическое полиамидное волокно. По свойствам и применению аналогично волокнам кевлар, внивлон, фенилон. Кислородный индекс КИ=32.

КИВЕР

КИВЕР (польск. kiwior) - жесткий головной убор цилиндрической формы без полей, с высокой тульей, с козырьком, плоским верхом и подбородным ремнем; украшали гербом, кокардой, шнуром с кистями - этишкетом, султаном. К. носили в европейских армиях в XVIII-XX вв., в том числе и в кавалерии русской армии.

КИКА

КИКА - "корона замужества", старинный русский праздничный головной убор замужних женщин, который в отличие от девичьего "венца" полностью скрывал волосы. К. делали из ткани, она имела впереди твердую вставку (брали бересту или дощечку, иногда шапочку простегивали) в форме рогов, лопатки, копытца и т.п. Сзади К. надевался "позатыльник" из бисера, а сверху - нарядную "сороку" из вышитой ткани. "Чело кичное" впервые упоминается в документе 1328 г. К. носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.). В начале XX в. сложный головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком.

КИЛТ

КИЛТ - клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Форма К. заимствована из национальной одежды горцев Шотландии, поэтому ее иногда называют "шотландской юбкой". Наиболее распространенные виды отделки: бахрома по вертикальному краю запахивающегося полотнища, плиссировка сзади и по бокам и только сзади, застежка на 3-4 металлические пряжки, закрепленные на тонких кожаных ремешках, на пуговицах или (как в подлином народном костюме) на крупную декоративную булавку.

КИЛЬТ

КИЛЬТ -

Килт

клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Форма К. заимствована из национальной одежды горцев Шотландии, поэтому ее иногда называют "шотландской юбкой". Наиболее распространенные виды отделки: бахрома по вертикальному краю запахивающегося полотнища, плиссировка сзади и по бокам и только сзади, застежка на 3-4 металлические пряжки, закрепленные на тонких кожаных ремешках, на пуговицах или (как в подлином народном костюме) на крупную декоративную булавку.

КИМОНО

КИМОНО (яп.)

1. Традиционная мужская и женская одежда японцев. Это прямокройный халат с расписными и вышитыми узорами, запахивающийся направо и удерживаемый поясом. Очень широкие рукава внизу мешкообразно провисают. Женские К. отличаются чрезмерно широким поясом и длинными рукавами, внутренний край которых, как и подмышечная пройма, остаются незашитыми. К. разделяются на ночные, домашние, повседневные, выходные и церемониальные. В европейскую моду К. ввел французский модельер Поль Пуаре в середине XX в.

2. В современной европейской одежде нередко так называют цельнокроеный рукав, покрой которого заимствован в начале в. из японского К. Рукав К. (иногда его называют "японка") может иметь разную глубину проймы, иногда она опускается очень низко, доходит до талии, тогда рукав называют "летучая мышь".

КИНДЯК

КИНДЯК - восточная тонкая хлопчатобумажная ткань с набивным рисунком, использовалась главным образом на подкладку.

КИРАСА

КИРАСА (франц. cuirasse от cuir - кожа)

1. Защитное вооружение из двух пластин, выгнутых по форме спины и груди и соединенных пряжками на плечах и боках. К. в древности делались из плотного войлока, покрытого кожей, иногда медными листами. В XIII в. появились железные К. В России К. существовали с 1731 г. в кирасирских полках.

2. Принадлежность парадного обмундирования некоторых гвардейских кавалерийских полков в русской (с середины XIX в. до 1917 г.) и в европейских армиях.

КИРАСИРСКИЙ МУНДИР

КИРАСИРСКИЙ МУНДИР - мундир, защищенный кирасой; часть обмундирования в кирасирских полках.

КИРЗА

КИРЗА (нем. Kirsei от англ. kersey) - плотная многослойная хлопчатобумажная ткань, обладающая повышенной прочностью, вырабатываемая из тонкой крученой пряжи. К., обработанная пленкообразующими веществами, используется как заменитель кожи; употребляется в обувном и некоторых др. производствах.

КИРЗОВЫЙ

КИРЗОВЫЙ - сделанный из кирзы (например, кирзовые сапоги).

КИРИШСКОЕ КРУЖЕВО

КИРИШСКОЕ КРУЖЕВО - коклюшечное кружево, выполненное в сцепной технике старинного русского кружева, сохранившейся до нашего времени в Ленинградской области. Для нее характерно редкое полотняное переплетение и сетка, сплетенная из отбеленных нитей с добавлением синих и красных. В рисунках кружев преобладают сильно обобщенные стилизованные формы растительных и геометрических мотивов.

© 2000- NIV