Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОР"-"КЮЛ")


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОР"-"КЮЛ")

КОРЗНО

КОРЗНО - вид плаща князей и знати Киевской Руси. Носили поверх кафтана, украшали золотой каймой - оторочкой; подкладку К., как правило, делали красной, верх - из дорогих узорных тканей. Обычно К. набрасывали через одно плечо и застегивали фибулой на другом. Появилось К. в результате римско-византийского влияния и было характерно только для периода Киевской Руси.

КОРНЕТТ

КОРНЕТТ (франц. cornettes) - разновидность женского невысокого головного убора (типа чепчика), украшенного лентами, воланами, рюшами из батиста; носили в XVIII в. Светские дамы носили К. только дома, горожанки среднего достатка - и в торжественных случаях.

КОРОНА

КОРОНА (от лат. corona - венец, венок)

1. Венцеобразный головной убор, являющийся символом царской власти. Происхождением своим К. обязана венку - символу почестей, воздаваемых победителю в состязаниях, военноначальнику или должностному лицу. К. изготовлялись из драгоценных металлов и богато украшались драгоценными камнями и жемчугом. Имели различную форму (диадемы, тиары, венцы, обручи с листьями, зубцами и пластинками, шапки и т. д.). Появились еще в государствах Древнего Мира (Древнем Египте, Древнем Риме и др.). У римлян во времена империи диадема превратилась уже в настоящую замкнутую корону и стала символом власти императоров, тогда как раньше служила отличием воинской доблести. Особое распространение корона получила в Западной Европе в XI в., тогда же появились разные ее формы, которые зависели от титула владельца (императорская К., королевская, княжеская, герцогская, графская и т. д.).

Древнейшей из сохранившихся корон русских царей является так называемая шапка Мономаха - ценнейший памятник истории и материальной культуры периода объединения русских земель в единое государство (подробно см. Шапка Мономаха). Известными венцами русских царей являются шапка Казанская, царя Ивана IV, шапка Михаила Романова, корона империатрицы Анны Ивановны и некоторые др.

2. Геральдическая фигура, изображавшаяся на гербах, орденах и пр., как символ царского, княжеского и дворянского достоинства.

КОРСАЖ

КОРСАЖ (франц. corsage)

1. Часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока.

2. Самостоятельная часть одежды в виде лифа со шнуровкой спереди.

3. Жесткий пояс юбки, а также вид широкой тесьмы для такого пояса.

КОРСАЖНАЯ ВСТАВКА

КОРСАЖНАЯ ВСТАВКА - см. Корсаж

КОРСЕТ

КОРСЕТ (франц. corset)

1. В XIV в. нижнее женское бельё со шнуровкой, сильно стягивающее нижнюю часть фигуры; в XV-XVIII вв. - со вставленными металлическими прутиками или китовым усом.

2. Широкий пояс, плотно охватывающий нижнюю часть грудной клетки, талию и живот с целью придания фигуре стройности. Принадлежность женского туалета, которую носят обычно под платьем.

3. Ортопедические корсеты - приспособления, которые применяют в медицине при искривлениях и травмах позвоночника.

4. Часть рыцарского доспеха, закрывающая грудь.

КОРСЕТНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

КОРСЕТНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - виды одежды, надеваемой непосредственно на тело человека для формирования и поддержания отдельных частей тела, а также для держания чулок. К корсетным изделиям относят: бюстгалтер, корсет, полукорсет, грацию, полуграцию, пояс для чулок.

КОРСЕТНЫЕ ТКАНИ

КОРСЕТНЫЕ ТКАНИ - ткани, вырабатываемые атласным и крупноузорчатыми переплетениями из химических нитей, химических нитей в сочетании с хлопчатобумажной или вискозной штапельной пряжей. Характеризуются высокой прочностью, плотностью, формоустойчивостью. Имеют гладкую блестящую поверхность или матовые рисунки на блестящем атласном фоне.

КОСА

КОСА - заплетение волос. Известна как русская национальная прическа. Еще в Киевской Руси, а позже и Московской Руси - девушки носили длинные гладко причесанные волосы, заплетенные низко на затылке в одну К. Ее плели ровно, в три плетешка, украшали косником или лентой. В день свадьбы подружки невесты под пение грустных протяжных песен расплетали девичью К., чтобы заплести ее на две височные К. и уложить короной вокруг головы; замужним женщинам полагалось прятать волосы, чтобы посторонние мужчины и даже родственники мужского пола не могли увидеть волос. В Древней Руси бытовало выражение "опростоволосить женщину", т. е. нанести оскорбление, открыв ее волосы.

К. известны и другим народам. Так, например, начиная с Древнего Египта, африканки разных племен заплетали волосы в многочисленные тонкие косички, располагали их на голове очень живописно, создавали из них прически разной формы. Издавна многочисленные мелкие косички украшали головы узбечек, таджичек и др. женщин Востока.

КОСАЯ СТЁЖКА

КОСАЯ СТЁЖКА - вышивальный глухой односторонний счетный шов. Выполняется косыми, плотно прилегающими друг к другу стежками. С изнанки образуются мелкие частые вертикальные стежки. Выполняют по холсту, канве, рогожке цветными шерстяными или шелковыми нитками. Узор обводится черным, коричневым или красным контуром. К. С. сочетается с золотным шитьем, крестом иногда со счетной гладью.

КОСМЕТ

КОСМЕТ - раб в Древней Греции, исполнявший обязанности массажиста. К. служили в общественных банях, купальнях.

КОСМЕТИКА

КОСМЕТИКА (от греч. kosmetike - искусство украшать)

1. Наука о средствах и методах улучшения внешности человека.

2. Средства и способы ухода за кожей, применяемые с целью улучшения внешности человека.

3. Вещества, применяемые для придания свежести и красоты телу и лицу (пудра, румяна, крем, тушь, помада, тени и т. п.).

Косметика, как и одежда, имеет древнюю историю. Еще египтяне, римляне, арабы подкрашивали щеки, ресницы, веки, завивали волосы, использовали благовонные масла, заменяющие духи. Научное развитие К. началось в XIX в. В дальнейшем в понятие К. стали включать лечение ряда заболеваний кожи, профилактику и устранение косметических недостатков кожи лица, шеи, волосистой части головы, рук, ног, что послужило причиной разделения К. на врачебную и декоративную.

Врачебная косметика - наука о методах профилактики и лечения заболеваний и косметических недостатков кожи, волос, а также ухода за ногтями и полостью рта в соответствии с современными достижениями медицинской науки. Врачебная косметика делится на гигиеническую, лечебную и хирургическую. Используя гигиенические средства (воду, мыло, кремы, пудру, зубные пасты, косметические процедуры), гигиеническая косметика борется с проявлением старения (морщинами, увяданием кожи). К косметическим процедурам относятся маски, чистка лица, массажи, паровые ванны и др. В задачи лечебной косметики входит лечение заболеваний кожи лица и волос.

Декоративная косметика ставит своей задачей косметическими средствами сделать менее заметными или скрыть некоторые дефекты внешности или оттенить отдельные черты лица, в задачу декоративной косметики входит также создание причесок, специальный уход за ногтями (маникюр, педикюр). К средствам декоративной косметики относятся - пудры, губные помады, грим, карандаш для бровей и век, тушь для ресниц, румяна, лаки для ногтей и волос, краски и восстановители для волос, бриолины и др. Как и одежда декоративная косметика подвержена веяниям моды.

КОСМЕТИЧКА

КОСМЕТИЧКА - 1. Специалистка по уходу за кожей.

2. Футляр или сумочка для хранения средств косметики - помады, пудры, карандашей и др.

КОСНИК

КОСНИК - , Накосник

треугольная подвеска, одним углом прикрепленная на конце девичьей косы, украшенная бусами, кистями и др.

КОСОВОРОТКА

КОСОВОРОТКА - русская мужская сорочка с асимметрично (сбоку, а не посередине переда) расположенной застежкой. Воротник -невысокая стойка, застегивается на пуговицы.

КОСТРА

КОСТРА - отходы льна и конопли после трепания и чесания.

КОСТЮМ

КОСТЮМ (франц. costume - обычай)

1. Определенная система предметов и элементов одежды, обуви, аксессуаров и др., отражающая социальную и национальную принадлежность человека, его пол, возраст, занятие, профессию и т. д. Костюм, как и одежда, покрывает тело человека, но функциональные особенности их различны. Если одежда служит человеку для того, чтобы защитить его от климатических воздействий, то К. отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание и является психологической, социальной, возрастной и исторической его характеристикой.

В понятие "костюм" входит одежда, обувь, прическа, косметика, головной убор, перчатки, украшения. Костюм связан с определенным образом человека, манерой его поведения и ношения костюма. Через костюм можно выразить индивидуальность человека, по костюму можно определить культуру и принадлежность людей к определенной этнической группе.

На протяжении истории костюм менялся вместе с человеческим обществом; особенности изменения костюма нельзя рассматривать вне развития человеческого общества и человеческих отношений. История костюма связана с конкретными стилями разных эпох, требованиями времени, и это прослеживается и в костюмах Древних Греции и Рима, и в костюмах эпохи Возрождения, костюмах XVIII и XX вв. и др.

Выразительны народные костюмы. Они меют специфические, традиционные особенности, которые выражаются в выборе тканей, покроя, орнаментов, в использовании цветовых сочетаний и отделочных материалов.

2. Комплект, состоящий из пиджака (жакета) и брюк (юбки), а также жилета. Сегодня это наиболее популярный вид деловой одежды.

КОСТЮМЕР

КОСТЮМЕР (от франц. costume - обычай) - работник театра, подготавливающий костюмы для спектакля и помогающий актеру одеваться перед выходом на сцену.

КОСЫНКА

КОСЫНКА - треугольный головной или шейный платок. Материалы и способы ношения - самые разнообразные.

КОТЕЛОК

КОТЕЛОК - мужской головной убор из фетра с куполообразной тульей и ровными узкими полями; был модным во второй половине XIX в.

КОТИК

КОТИК - морское промысловое млекопитающее с ценным мехом, так же называется и мех этого животного. Длина шкур самцов по хребту достигает 180-200 см, шкуры самок несколько меньше. Волосяной покров имеет темно-серую или коричнево-серую окраску, более светлую на боках. Пух густой коричневый, шелковистый, высотой до 15 мм. Высота ости - 20 мм. Шкуры красят в черный и др. цвета и выщипывают. На щипанных шкурах остевой волос должен быть полностью удален без выхватов пуха. Изготавливают головные уборы, воротники, женские пальто и мужские пиджаки.

КОТИКИ

КОТИКИ - , Коты

женская утепленная обувь, разновидность полусапожек, ботинок; башмаки с высокими передами или круглые, будто с отрезными голенищами, с цветной суконной ото рочкой или кожаным кантом.

КОТУРНЫ

КОТУРНЫ (греч. kothornor) - в античном театре род обуви с очень толстой подошвой, которую надевали трагические актеры. Высокая подошва увеличивала рост актера, делая заметней его фигуру на огромной сцене (подиуме), что придавало его облику и походке величавость и торжественность.

КОТЫ

КОТЫ - женская утепленная обувь, разновидность полусапожек, ботинок; башмаки с высокими передами или круглые, будто с отрезными голенищами, с цветной суконной ото рочкой или кожаным кантом.

КОФТА

КОФТА - 1. То же, что шугай; телогрея; устар. название женской короткой одежды, типа куртки.

2. Прост. название женской блузки.

КОФТОЧКА

КОФТОЧКА - 1. Верхняя плечевая одежда для новорожденных и детей ясельной и дошкольной групп; с рукавами и застежкой спереди.

2. Прост, название женской блузки.

КОЦАВЕЙКА

КОЦАВЕЙКА - 1. Русская женская народная одежда, род короткой распашной верхней одежды на вате, меху или на подкладке, которую носили в основном пожилые женщины; утепленная короткая просторная кофта.

2. Короткая душегрея, которую носят молдаванки.

КОШЕНИЛЬ

КОШЕНИЛЬ (франц. cochenill) - общее название нескольких видов насекомых, которые используются для получения кармина - натурального красного красителя для тканей.

КРАВАТ

КРАВАТ (франц. cravate) - белый мужской шейный платок, позже широкий галстук.

КРАГ

КРАГ - , Краги

(голл. kraag - воротник)

1. Накладные кожаные голенища (гетры) с застежками. Лосиные краги на пуговицах при императоре Павле были частью обмундирования кавалерии в России.

2. Раструбы у перчаток.

КРАГИ

КРАГИ (голл. kraag - воротник)

1. Накладные кожаные голенища (гетры) с застежками. Лосиные краги на пуговицах при императоре Павле были частью обмундирования кавалерии в России.

2. Раструбы у перчаток.

КРАСИТЕЛИ

КРАСИТЕЛИ - цветные органические соединения, применяемые для окраски текстильных материалов, кожи, мехов, пластмасс и др. К ним относятся также бесцветные соединения, из которых окрашивающие вещества образуются после нанесения на материалы, например, красители для холодного крашения, а также оптические отбеливатели. Природные красители (ализарин, индиго и др.) получали с глубокой древности из растений, (см. Ализарин, Индиго), реже из животных организмов. Первые синтетические красители (фуксин и мовесин) появились в 1857 г. Затем был синтезирован ализарин и некоторые другие синтетические красители, превосходящие по качеству природные. К началу XX в. синтетические красители почти полностью вытеснили натуральные, а в 70-е гг. число красителей, выпускающихся промышленностью всего мира, превышало 9000 и их количество ежегодно растет.

Сырьем для производства красителей служит бензол, нафталин, антрацен, пирен и др. ароматические и гетероциклические соединения, а также различные кислоты и щелочи, соли, спирты и др. вещества. Производство многих красителей отличается сложностью, процесс иногда состоит из 10 и более стадий.

КРАСНОЕ ПОЛОТНО

КРАСНОЕ ПОЛОТНО - устар. технологический термин (см. Дефектное полотно).

КРАШЕНИЕ

КРАШЕНИЕ - придание текстилю, коже, пластмассам и др. материалам окраски, обладающей достаточной устойчивостью к действию света, водным и мыльным обработкам, трению и т. п. Крашение известно с глубокой древности, особенно широкое распространение получило в связи с развитием крупного мануфактурного производства. Большое значение для развития К. имел синтез органических красителей, почти полностью вытеснивших во второй половине XIX в. дорогостоящие и менее прочные природные красители.

Методы К. определяются свойствами красителей и окрашиваемого материала.

Для волокнистых материалов готовят так называемую красильную ванную, в состав которой входят краситель, вспомогательные вещества и вода. Процесс крашения заключается в самопроизвольном переходе красителя из красильной ванны в волокно до установленного равновесия. Скорость достижения равновесия, а значит и скорость К. в целом определяются коэффициентом диффузии красителя в волокне.

Для кожи используют глубинное крашение и покрывное крашение. Глубинное крашение кожи (хромовой, лайки, замши, краснодубленой) осуществляется протравными, кислотными, основными, прямыми красителями и специальными красителями для кожи. Для покровного крашения применяют главным образом пигменты в сочетании со связующими и пленкообразователями (казеином, нитроцеллюлозой и др.). Для меха используют окислительные, кубовые, кислотные, протравные красители и специальные красители для меха.

КРАШЕНИНА

КРАШЕНИНА - грубая крашеная ткань домашнего изготовления.

КРАШЕНИННЫЙ

КРАШЕНИННЫЙ (устар.) - сделанный из крашенины.

КРЕМОВЫЙ

КРЕМОВЫЙ - белый цвет с желтоватым оттенком, цвет сливок.

КРЕП

КРЕП (франц. crepe, от лат. crispus - шероховатый, волнистый)

1. Нити большой (креповой) крутки.

2. Общее название высококачественных тканей, главным образом шелковых, с характерной мелко шероховатой поверхностью, вырабатываемых из нитей креповой крутки, а также в некоторых случаях специальными (креповыми) переплетениями. Среди К. наиболее известны крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин.

При выработке креповых шелковых тканей обычно применяют нити креповой крутки. Кроме шелковых, вырабатывают полушелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и полушерстяные К., а также К. из искусственных и синтетических нитей. В этих тканях креповый эффект достигается главным образом за счет применения креповых и др. мелкоузорчатых переплетений, иногда без креповой крутки. Достоинства К. - хорошая драпируемость и малая сминаемость.

Полукреповые ткани вырабатывают, применяя только для утка нити креповой крутки, а для основы используют шелк-сырец, который придает тканям мягкость, хорошее заполнение, повышенный шелковистый блеск, характерных, например, для креп-сатина, крепдешина.

3. Траурная повязка из черной креповой ткани.

4. Разновидность натурального каучука.

КРЕПДЕШИН

КРЕПДЕШИН (от франц. crepe de chene - китайский креп) - классическая полукреповая ткань полотняного переплетения, одна из наиболее широко распространенных тканей из натурального шелка. К. вырабатывают из нитей креповой крутки в утке и нитей шелка-сырца в основе; ткань имеет слегка зернистую поверхность, мягкий характерный блеск. Выпускают К. отбеленным, гладкокрашеным в разные цвета, с набивными разнообразными по форме и расцветке рисунками. К. используют в основном для изготовления женских платьев, блузок, косынок, платков, шарфов и др.

КРЕП-ЖОРЖЕТ

КРЕП-ЖОРЖЕТ - креповая полупрозрачная шелковая ткань, с матовой, шероховатой на ощупь поверхностью. Вырабатывается полотняным переплетением из крепа шелка-сырца в основе и утке. Отличается повышенной упругостью и осыпаемостью. Используется для изготовления платьев, блузок, шарфов, платков, деталей отделки (бантов, жабо и т. д.).

КРЕПОВЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

КРЕПОВЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ - мелкоузорчатые комбинированные ткацкие переплетения, образованные из одиночных или групповых основных или уточных перекрытий, распределенных на площади раппорта без определенных закономерностей. Креповые переплетения не имеют определенного рисунка. Ткани К. П. по внешнему виду похожи на шелковые ткани полотняного переплетения, выработанные из натуральных или химических нитей с большой (креповой) круткой. Поверхность этих тканей получается зернистой и шероховатой.

КРЕПОВЫЕ ТКАНИ

КРЕПОВЫЕ ТКАНИ - см. Креп.

КРЕП-САТИН

КРЕП-САТИН - полукреповая ткань атласного переплетения из шелка-сырца в основе и крепа шелка-сырца в утке, поэтому одна сторона ткани блестящая и скользкая, а другая - матовая креповая. Вследствие повышенной плотности нитей по основе и атласного переплетения лицевая сторона ткани гладкая, с приятным блеском, а изнаночная сторона, образованная креповыми нитями, имеет зернистую поверхность. Ткань плотная, гладкокрашеная, хорошо драпируется, образовывает тяжелые складки. Предназначена для изготовления вечерних платьев и блузок.

КРЕП-ШИФОН

КРЕП-ШИФОН - тонкая, легкая, прозрачная из натурального шелка креповая ткань полотняного переплетения. Вырабатывается из двухниточного крепа шелка-сырца в основе и утке. Креп-шифон выпускают, гладкокрашеный, отбеленный и набивной. Используется для изготовления платьев, блузок, шарфов и деталей отделки (бантов, жабо, кокилье и др.).

КРЕСТ

КРЕСТ - 1. Наперсный (нагрудный) крест, наперсник - символ и предмет христианского культа. Носят поверх одежды только священники. По преданию первый Н. К. был возложен в IX в. греческим императором "на перси" (грудь) пресвитера Илии, патриарха иерусалимского. В России московским собором в 1675 г. установлено носить Н. К. сначала одному Патриарху и Митрополитам в своей епархии, а прочим епископам - одну панагию. Позже, в 1797 г., император Павел I приказал давать Н. К. всем достойным священникам.

2. Нательный крест - тот же символ веры, что и Наперсный крест: возлагается на шею православных христиан при крещении и является отличием их от "неверных", т. е. верующих др. религий и неверующих вообще (атеистов). Н. К. православные носят на теле под одеждой и никогда не выставляют на обозрение. Слово "расхристанный" обозначает распахнутую, разорванную одежду, т. е. одежду, не прикрывающую нательный крест. Современные золотые, деревянные, хрустальные и даже бриллиантовые кресты и крестики, носимые поверх одежды на шее или груди, а также в ушах как серьги, в основном являются принадлежностью моды, служат декоративным украшением.

3. Вышивальный глухой односторонний счетный шов. Выполняется двумя диагональными пересекающимися стежками. С изнаночной стороны образуются короткие вертикальные или горизонтальные стежки.

КРИМПЛЕН

КРИМПЛЕН - торговое название полиэфирных синтетических нитей и полотен из них. Текстурированные полиэфирные (лавсановые) нити вырабатывают методом ложной крутки и повторной термообработки, которая придает им объемность, шерстистость, мягкость и оказывает влияние на гигиенические и физические свойства выработанных из этих нитей материалов. Кримплен используют для изготовления платьев, костюмов и др. изделий, ткань не мнется, легко стирается, не дает усадки.

КРИНОЛИН

КРИНОЛИН (франц. crinoline, от лат. crinis - волос + linum - полотняная ткань) - первоначально солдатский воротник из жесткой полотняной ткани из волоса, позднее - широкая нижняя юбка из волосяной или др. жесткой ткани. К. надевали под платье, чтобы придать ему колоколообразную форму. Был в моде в середине XIX в., сначала появился во Франции в среде имущего населения, быстро стал популярным в др. странах Западной и Восточной Европы. К. называли также широкую юбку из плотной ткани с вшитыми в нее обручами из стальных полос или из китового уса (ширина в подоле достигала 6-8 м). К началу 70-х гг. XIX в. кринолин вышел из моды.

КРОИТЬ

КРОИТЬ - разрезать ткань, кожу и другие материалы на детали определенной формы и размера для изготовления предметов одежды или обуви; вырезать по меркам части одежды и обуви.

КРОЙ ОДЕЖДЫ (ИЗДЕЛИЯ)

КРОЙ ОДЕЖДЫ (ИЗДЕЛИЯ) - название деталей и их частей, полученных в результате раскроя ткани, кожи, трикотажных и нетканых полотен. Из истории одежды известно, что в древние времена одежду не кроили, а обертывали прямоугольный кусок ткани вокруг тела (так, например, делали набедренные повязки египтяне, драпированную одежду древние греки и римляне), затем одежду начали сшивать из прямоугольных кусков (пример - римская туника, рубахи древней Руси) и только после этого научились шить одежду по форме человеческой фигуры.

Первые попытки кроить одежду предприняли на Востоке, но там они не получили развития. Позже такие идеи возникли в Европе. Средневековые портные шнуровкой соединяли детали одежды по боковым сторонам. Такая одежда не могла подчеркнуть красоту форм человеческого тела. Предполагают, что идея составления одежды из частей (деталей) была заимствована европейскими мастерами одежды у изобретателей разъемных доспехов. Так появились рукава, которые долгое время были самостоятельным предметом одежды, и штаны, их также не сшивали, а надевали на ноги отдельно.

В XIV-XV вв. платье было разделено поперечным швом на лиф и юбку. Возник новый вид женской одежды, который просуществовал с небольшими изменениями довольно долго - почти до XIX в. Основой этого вида одежды были корсет и юбка на специальном плотном чехле.

До появления систем кройки одежду делали только по "патронам" (лекалам), которые являлись семейной тайной и передавались по наследству от отца к сыну. Мерки снимали лишь для того, чтобы определить длину и ширину одежды.

Наряду с попытками усовершенствовать внешний вид одежды, создать такую, которая была бы и привлекательной, и функциональной, возникло стремление обосновать ее покрой. Первую систему кройки изобрел в 1818 г. француз Мишель, назвав ее "системой трети". В 1831 г. она была заменена родственной ей масштабной системой. Затем появились новые системы, среди которых видное место занимали пропорционально-расчетная и расчетно-мерочная, используемые и сегодня. Возникновение систем кройки повлекло за собой необходимость снятия мерок или их пропорционального расчета, определяющих размеры отдельных участков одежды на выкройке.

КРОЛИК

КРОЛИК - 1. Небольшой домашний зверек, которого разводят для получения меха, пуха, мяса.

2. Название меха этого зверька. Лучшие шкурки кроликов - осенне-зимние, после линьки. В мире разводят около 60 пород кроликов, которые по характеру волосяного покрова подразделяют на меховые и пуховые. В нашей стране наиболее распространены меховые нормальношерстяные породы с длиной волосяного покрова 2, 5 - 4 см и короткошерстные - с покровом 1, 5 - 2, 0 см. К меховым нормальношерстяным относятся кролики крупных пород - серый великан, белый великан, серебристый, советский шиншилла, черно-бурый, вуалево-серебристый; средних пород - венский голубой, бабочка, советский мердер; мелких пород - русский горностаевый и местные породы. К меховым короткошерстным кроликам относится порода рексы. Из пуховых пород в нашей стране разводят белую пуховую (продуктивность 350-700 г пуха в год со взрослого кролика).

КРОМКА

КРОМКА - 1. Узкая полоска по долевому краю ткани (вдоль нитей основы), отличающаяся выработкой.

2. Полоска шириной от 6 до 15 мм, которую используют для прокладывания в борта, по низу, шлице, пройме и т. д. для предохранения деталей от растяжения (см. Клеевая кромка).

3. Вообще край чего-либо.

КРОССОВКИ

КРОССОВКИ (туфли кроссовые, англ. cross - пересекать) - современная обувь для активного отдыха. Выпускают со шнурками на блочках, с фигурными подблочниками из винилискожи, с усиливающими накладками из синтетической тесьмы, с высокими наружными задниками из прорезиненной ткани, усиленными винилискожей, с вентилирующими отверстиями, с рифлеными резиновыми союзками и резиновыми носками, на резиновых подошвах без утолщения в каблучной части. Материал верха - двухслойная кирза, дублированная с хлопчатобумажной тканью.

КРОШЕ

КРОШЕ (от франц. crochet - крючок)

1. Прочные вязальные хлопчатобумажные нитки. Изготавливают из мерсеризованной или немерсеризованной пряжи в четыре сложения. Нитки получают двойным скручиванием, причем окончательная крутка примерно в два раза меньше, чем предварительная, благодаря чему нитка имеет вид сплетенного шнура. Выпускают кроше в клубках массой от 10 до 20 г, белым, черным и цветным.

2. Кружево из таких ниток.

КРУЖЕВНИЦА

КРУЖЕВНИЦА - мастерица, изготавливающая кружева. Русские кружевницы издавна славились своим высоким мастерством, умением создавать высоко художественные изделия. Понимание красоты, владение навыками ремесла передавалось из поколения в поколение, девочки учились плести кружева с малолетства. Современные кружевницы продолжают традиции русского кружевоплетения, с помощью деревянных коклюшек выплетают оригинальные сложные ажурные рисунки.

КРУЖЕВНОЕ ДЕРЕВО

КРУЖЕВНОЕ ДЕРЕВО - невысокое дерево, произрастает в Вест-Индии. Нежные пучки луба К. Д., освобожденные от окружающих мягких тканей и высушенные, используют как кружевную ткань для изготовления воротников, шляп и т. д.

КРУЖЕВО

КРУЖЕВО - 1. Текстильное ажурное изделие, изготовленное приемами плетения, вязания или вышивания с использованием различных ниток (шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, металлических и др.). Главная особенность кружева - воздушность, прозрачность, декоративная узорность. Применяются кружева для украшения одежды, отделки белья в виде каймы (мерные кружева: полосы-прошивки (прошвы), зубчатые бордюры) или вставки (штучные кружева: треугольники, квадраты, овалы), как готовые штучные изделия (косынки, перчатки, платки, шали, декоративные салфетки, покрывала и пр.), а также предметы одежды (женские платья, блузки, туники, пелерины, тальмы и пр.)

Кружева появились на рубеже XV-XVI вв. в Италии. Они представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце XVI в. в Венеции и Милане получил распространение гипюр, в котором элементы шитого или плетеного узора имели характерные для барокко завитки и крупные цветы. В XVIII в. ведущими странами по изготовлению кружев становятся Фландрия и Франция. Во Фландрии сначала делали шитые кружева с геометрическими узорами, затем плетеные. Среди последних особенно славились тонкие К. типа "бенш", "валансьенн", "малин" (названия по городам, в которых делали данное кружево), для которых были характерны орнаменты, образованные плотным переплетением нитей на фоне сеток. Известен был французский шитый гипюр с изящными узорами из мелких растительных побегов, с фигурками амуров и др. В начале XVIII в. появилось легкое воздушное тюлевое кружево, в орнаменте которого использовались мотивы рококо: завитки, гирлянды и т. д. С середины XVIII в. центром кружевоплетения стал Брюссель. Здесь делали аппликацию по тюлю. Такой способ изготовления ускорил, удешевил производство кружев. Стало возможным появление крупных изделий - шалей, пелерин и т. д.

Термин "кружево" встречается в русских летописях уже в XIII в. при описаниях богато украшенной одежды князей. Но в то время понятие К. было другим. Так называли различные декоративные элементы, окаймляющие ту или иную одежду. Существовали следующие виды К.: металлическое кованое (золотое, серебряное), волочёное, плетеное, пряденое, низаное и шитое жемчугом. Западно-европейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII в. В начале XVIII в. кружево служило отделкой одежды особ дворянско-помещичьей верхушки в связи с европеизацией русского костюма и быта, предписанной Петром I. В крестьянском быту русского населения до XVII-XVIII вв. кружева для оформления костюма не применялись.

Введение в XVIII в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства К. в женских монастырях и помещичьих усадьбах. Ранние русские кружева нередко выполнялись из золотых и серебряных нитей с добавлением жемчуга, а иногда и драгоценных камней; русские кружева XVIII в. с геометрическими и растительными узорами (иногда близкими к орнаменту крестьянской вышивки и тканья) были очень живописны благодаря применению различных материалов: белого льна, цветного шелка, золотой или серебряной нити. Однако, кроме общих черт, наблюдаются особенности русских кружев, характерные для отдельных художественных центров: Вологды, Ростова, Торжка, Рязани, Балахны, Калягина и др. В начале XIX в. производство К. в России приняло форму промыслов. В советское время, начиная с 20-х гг. была организована промысловая кооперация, объединяющая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, в 60-е гг. появились объединения.

Различают следующие виды К.:

край - кружевная полоска, прямая со стороны, пришиваемой к изделию, и зубчатая с внешнего края;

прошва (прошивка) - кружевная полоска с ровными краями. Обычно вшивается между двумя частями или деталями изделия;

мотив - кружевная вставка в форме треугольника, квадрата, овала или круга, имеющая иногда сложный тематический орнамент. Предназначается для отделки женского белья, детских простынок и др. изделий;

штучные изделия - кружевные воротники, манжеты, жабо, пелерины, накидки, салфетки, скатерти и т. д. Мотивы также относятся к штучным изделиям.

По технике изготовления кружева делят на ручные и машинные.

К ручным кружевам относятся:

коклюшечные кружева - их выполняют при помощи коклюшек; наибольшее распространение получили кружева, плетеные на деревянных коклюшках. Коклюшечные кружева в свою очередь подразделяются на численные (подробнее см. Численные кружева) и сколочные (подробнее см. Сколочные кружева);

филейные кружева - их вышивают иглой по специально изготовленной нитяной сетке, которую навязывают или получают путем выдергивания из ткани в определенном порядке нитей основы и утка;

вязаные кружева вяжут из ниток или пряжи (чаще всего из ниток кроше) крючком или спицами.

Современные мастерицы развивают богатые художественные традиции отечественных кружевниц, используют русские типы узоров, придумывают новые орнаментальные мотивы. Ручные плетеные кружева широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом (подробнее см. Вологодское кружево; Елецкое кружево; Киришское кружево; Михайловское кружево).

Машинные кружева подразделяют на басонные, вязаные и вышитые. Басонные, или плетеные кружева вырабатывают на многочелночных плетельных машинах с жаккардовым механизмом. Эти кружева делят на несколько типов (подробнее см. Басонное кружево).

Вязаные машинные кружева вырабатывают на основовязальных кружевных машинах. В отличие от плетеных, они более тонкие: по грунту из квадратных или шестигранных ячеек (тюлю) проходит неплотный узор. Рисунки имеют геометрический или растительный орнамент, иногда очень сложные. Ширина К. от 10 до 200 мм.

Вышитые кружева изготовляют на вышивальных автоматах. Тонкими искусственными или синтетическими нитями по тюлю, трикотажу или капроновой ткани вышивают широкое полотно, которое разрезают на полоски нужной ширины. Используют вышитые кружева для отделки трикотажного белья и блузок. Вышитые кружева имеют разновидности (подробнее см. Гипюр; Шитьё).

КРУПНОУЗОРЧАТЫЕ (ЖАККАРДОВЫЕ) ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

КРУПНОУЗОРЧАТЫЕ (ЖАККАРДОВЫЕ) ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ - вид переплетений, создающих крупные ткацкие рисунки с большими раппортами (до сотен, а иногда и тысяч нитей по основе и утку). Сочетанием различных таких переплетений создаются на тканях узоры из разнообразных орнаментов. Ткани К. П. вырабатывают на ткацких станках с жаккардовыми машинами.

КРУПНОУЗОРЧАТЫЕ ТКАНИ

КРУПНОУЗОРЧАТЫЕ ТКАНИ - см. Жаккардовые ткани.

КРУТКА НИТЕЙ, ПРЯЖИ

КРУТКА НИТЕЙ, ПРЯЖИ - характеристика скрученности текстильных нитей (пряжи) и швейных ниток, определяемая числом кручений (витков) на единицу их длины в скрученном состоянии. В зависимости от степени К. комплексные нити делят на нити пологой, средней и сильной К.

Нити пологой К. (вискозные, ацетатные, капроновые) имеют 100-230 кр/м, линейную плотность -22, 22-11, 11 текс. Используются при выработке гладких тканей.

Нити средней (муслиновой) К. имеют 230-900 кр/м; нить муслин из нити шелка-сырца - 1500 кр/м, это наиболее тонкая нить с линейной плотностью 3, 2 текс. Нити применяют при выработке тонких малоплотных, упругих тканей (муслинов).

Нити сильной (креповой) К. имеют 1500-2000 кр/м, их линейная плотность 3, 23 - 8, 33 текс, отличаются шероховатостью, большой растяжимостью, используются для выработки креповых тканей.

По направлению витков при скручивании нитей (пряжи) и швейных ниток различают правую и левую К. При правой К. волокна в пряже или составляющие нити идут слева вверх направо. При левой К. волокна в пряже или составляющие нити идут справа вверх налево.

По способу кручения пряжа подразделяется на однокруточную, многокруточную, фасонную, армированную, текстурированную и комбинированную. (Подробно см. Пряжа).

КРУЧЁНАЯ НИТЬ

КРУЧЁНАЯ НИТЬ - нить, скрученная из двух и более комплексных нитей, волокон или пряжи.

КРУЧЁНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

КРУЧЁНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - изделия, изготовленные посредством скручивания, кручения волокон, пряжи или нитей. Ассортимент К. И. разнообразен - от тонких швейных ниток до толстых шнуров и морских канатов. К К. И. иногда относят крученые нити (пряжу), фасонную пряжу и т. п., идущих в ткацкое, трикотажное и др. производства.

Кручёные изделия применяют следующим образом: нитки швейные - для соединения деталей одежды, обуви и т. д.; шнуры петельные и отделочные - для отделки краев изделия и пр.; нитки вышивальные, мулине, штопку - для вышивания, штопки; кроше - для изготовления кружев.

КРЮЧКИ

КРЮЧКИ - инструмент, с помощью которого вяжут. Крючки подразделяют по материалу (цельнометаллические, с деревянной или пластмассовой ручкой, пластмассовые), по отделке (полированные, никелированные), размеру (длине и диаметру). Длина К. - 120-150 мм, диаметр инструмента обозначает его номер (например, если диаметр 2 мм, значит крючок № 2). Чем толще нить, предназначенная для вязания, тем больше должен быть номер крючка, взятого для работы.

КРЮЧКИ И ПЕТЛИ

КРЮЧКИ И ПЕТЛИ - одежная фурнитура, вид застежки для застегивания женских и детских платьев, кителей, пальто, шинелей, меховых шуб вырабатываются из стальной или латунной проволоки различной толщины. Брючные крючки и петли, отличающиеся наибольшей прочностью, изготавливают из стальной ленты, для защиты от коррозии их никелируют, лакируют, оксидируют (химически окрашивают). В зависимости от назначения и размеров типы К. и П. обозначают цифрами: брючные из ленты 11, 12, 13 (более крупные) для остальных видов одежды - 02 (самые крупные), 03, 05, 06, 07. Буква "ф", стоящая после цифр, обозначает наличие фиксатора, препятствующего растегиванию) крючка (например 07ф, 08ф - самые мелкие крючки с фиксатором). Длина самых крупных крючков для одежды 24 мм, самых мелких - 6, 2 мм.

КУАФ

КУАФ (франц. coiffe) - средневековый мужской головной убор, разновидность капюшона, переходящего в пелерину; шили с длинным мысом, спускавшимся с темени на спину. Куаф носили в прохладную погоду.

КУАФЁР

КУАФЁР (франц. coiffeur)

1. устар. название парикмахера.

2. Высококвалифицированный театральный парикмахер-художник. Название появилось в XVIII в. во Франции с учреждением Академии парикмахерского искусства при дворе Марии-Антуанетты.

КУАФЮРА

КУАФЮРА (франц. coiffure)

1. устар. название любой прически, главным образом женской.

2. Название сложной каркасной многоярусной пудренной прически периода рококо (XVIII в.), которая украшалась драгоценностями, перьями, лентами, нитями бус, кружевом, а также бутафорскими фигурками и была составной частью костюма той эпохи.

КУБАНКА

КУБАНКА - женский или мужской головной убор из каракуля или мерлушки, сверху несколько расширен. Высота зависит от моды. Может быть комбинированным: головка - из сукна, околыш - из каракулево-мерлушечного полуфабриката.

КУДЕЛЬ

КУДЕЛЬ - волокно льна, пеньки, приготовленное для получения пряжи.

КУКОЛЬ

КУКОЛЬ (лат. cucula - капюшон) - устар. название накидки, колпака, башлыка, капюшона.

КУЛИСКА

КУЛИСКА - узел швейного изделия в виде полоски материала, настроченной с лицевой или изнаночной стороны для продергивания пояса или резинки по какому-л. участку (чаще всего по линии талии или бедер платьев, курток, пальто и т. д.).

КУЛОН

КУЛОН (франц. coulant) - женское украшение в виде одного или нескольких драгоценных камней на цепочке из благородного металла, надеваемое на шею. В наши дни распространены также недорогие кулоны, которые носят как девушки, так и юноши.

КУМАЧ

КУМАЧ (араб. kumas) - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, ярко-красного (пунцового) цвета.

КУНИЦА

КУНИЦА - 1. Пушной зверек, добываемый охотой; обладает ценным мехом. Длина тела 40-80 см; туловище, вытянутое, гибкое, хвост длинный (20-50 см), у некоторых пушистый. Распространены куницы в Европе, Азии, Северной Америке. В нашей стране обитает четыре вида куниц: мягкая (лесная или желтодушка), горская (каменная или белодушка), кидус (помесь лесной куницы и соболя) и харза (дальневосточная куница).

2. Название меха этого зверька. Шкурки куниц пользуются большим спросом на внутреннем и мировом рынках. Особенно ценится мех мягкой куницы, ее шкурка более крупная, волосяной покров пышный, мягкий, окраска - от голубого до темно-песочного оттенка с серо-дымчатым пухом и желтым пятном на горле. Горская куница имеет более светлую окраску, на горле - белое пятно. Заготовки шкурок кидуса и харзы незначительны. Кидус характеризуется пышным и шелковистым покровом от песочного до темно-каштанового цвета, на горле ярко-оранжевое пятно в виде овала. Шкурки харзы покрыты голубоватым прилегающим волосяным покровом. Окраска - от желто-золотистого до черно-бурой (на голове и огузке), душка белая.

Из шкурок куниц делают различные женские меховые изделия (палантины, горжеты, накидки, головные уборы, воротники), а также используют их для отделки платьев.

КУНТУШ

КУНТУШ (польск. kontusz от венгер. köntös) - старинная украинская и польская верхняя мужская одежда типа кафтана с широкими откидными рукавами. Рукава спереди были разрезаны до локтя, а их концы почти достигали подола.

КУПАЛЬНИК

КУПАЛЬНИК - пляжная женская и для девочек одежда, открытая и плотно облегающая фигуру в области груди, талии и бедер. Шьют из ткани или тонкого трикотажного полотна с хорошими гигиеническими свойствами.

КУПАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ

КУПАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ - пляжная комплектная женская и для девочек одежда, состоящая из бюстгалтера и плавок. Бюстгалтер и плавки могут быть дополнены халатом, юбкой, блузкой, сарафаном, панамой или косынкой. Шьют из ткани (ситец, сатин, махровое полотно) или трикотажного полотна с хорошими гигиеническими свойствами.

КУПОН

КУПОН (франц. coupon - отрезной талон, от coupes - резать) - отрез ткани на платье, блузку, юбку и т. п. с каймой, особым образом расположенным рисунком, рассчитанный на определенный раскрой, фасон, не нарушающий целостность рисунка или композиции.

КУПОННЫЕ РИСУНКИ

КУПОННЫЕ РИСУНКИ - рисунки, имеющие большой раппорт по вертикали, или каймовые рисунки с ассиметричной композицией; разрабатываются художниками для оформления нарядных тканей. Купонные рисунки, предназначенные для тканей, которые будут использованы для особо торжественной одежды или для эстрадного костюма, создаются обычно в содружестве с модельером. В них учитываются будущая форма и силуэт костюма, пластические свойства ткани, модное направление в оформлении нарядной одежды. Размеры К. Р. по вертикали могут быть любым - до 1 м и более. В этом случае рисунок, не повторяясь, заполняет всю длину платья и выглядит как штучная композиция. По ширине купонный рисунок укладывается в размер раппорта по горизонтали. Купонные рисунки для блузочных тканей могут строиться по принципу повторяющейся через определенные промежутки орнаментальной полосы на фоне, заполненном мелкими мотивами, повторяющимися в четком ритме. Мотивы в крупных рисунках могут быть разнообразными: геометрическими, растительными, фантазийными.

КУПОНЫ

КУПОНЫ - крупные рисунки чаще всего растительного орнамента, расположенные в середине ткани с разнообразным цветовым фоном. Купонные ткани требуют специального раскроя, при котором рисунок должен остаться неразрезанным. Используются такие рисунки в тканях для платьев.

КУРГУЗЫЙ

КУРГУЗЫЙ (разг.) - слишком короткая и тесная одежда.

КУРТКА

КУРТКА - верхняя плечевая короткая одежда с рукавами, с застежкой различной длины, не имеющая строго фиксированной формы и покроя. Разновидностью куртки является блузон с застежкой или с разрезом вверху.

КУСТАРЬ

КУСТАРЬ (от нем. Künstler - искуссник, художник) - производитель промышленных изделий, в том числе одежды, работающий на рынок (в отличие от ремесленника, выполняющего заказы потребителей).

КУТАФЬЯ

КУТАФЬЯ - шутливое название неуклюже, безобразно одетый (укутанной) женщины. Отсюда пошло название одной из башен Московского Кремля - Кутафья башня, по форме напоминающей пуговицу; по сравнению с другими башнями она кажется неуклюжей К., что и было отмечено в старину.

КУТЮРЬЕ

КУТЮРЬЕ (франц. couture - букв. портной, закройщик) - портной-художник, художник-модельер - создатель высокой моды в костюме. Появились кутюрье в конце XIX в. во Франции и так же, как и видные архитекторы, стали задавать тон своими работами, диктуя всем остальным портным и мастерам одежды свои идеи, воплощающие моду. Благодаря кутюрье появились туалеты разного назначения - визитные, прогулочные, летние, бальные, для театра, для игры в теннис и многие др. В разное время законодателями моды были Ч. Ворт, Пуаре, Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен Лорен, Версаччи и другие.

КУФТЕРЬ

КУФТЕРЬ - устар. лучший сорт итальянской камки, чаще всего с крупным узором.

КУХЛЯНКА

КУХЛЯНКА - верхняя меховая рубаха народов Севера; шьют обычно из оленьей шкуры, мехом наружу.

КУШАК

КУШАК (тюрк.) - пояс, как правило, из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.

КЮЛОТ

КЮЛОТ (франц. culotte) - короткие до колен брюки, которые французские дворяне носили как часть парадной одежды до начала XIX в. В настоящее время К. являются принадлежностью некоторых спортивных костюмов, например, альпинистских.

КЮЛОТЫ

КЮЛОТЫ (франц. culotte) - короткие до колен брюки, которые французские дворяне носили как часть парадной одежды до начала XIX в. В настоящее время К. являются принадлежностью некоторых спортивных костюмов, например, альпинистских.

© 2000- NIV