Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕТ"-"МЭР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕТ"-"МЭР")

МЕТАЛЛИЗАЦИЯ

МЕТАЛЛИЗАЦИЯ - покрытие поверхности текстильного изделия металлами или сплавами. Осуществляется напылением металлических порошков, растворенных в пленкообразующем веществе, или осаждением на ткани металла при испарении его в высоком вакууме. М. делает ткани более декоративными или придает им специальные свойства (термоустойчивость, электропроводность и др.).

МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ ВОЛОКНА И НИТИ

МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ ВОЛОКНА И НИТИ - узкие ленточки из пленок с металлическими покрытиями. В последнее время для уменьшения жесткости М. Н. стали вырабатывать волокна в виде нитей непрерывной длины, состоящие из двух склеенных полиэтилентерефталатных пленок. С одной стороны пленка металлизирована в вакууме мелкодисперсным алюминием, имеющим высокую степень чистоты. В результате получается напыленный монослой, который не изменяет гибкость и эластичность полимерной пленки. В последние годы в отечественных и импортных изделиях используют также алюнит, люрекс и др. Применяют для изготовления отделочных лент, тесьмы, декоративной отделки тканей, трикотажа и др.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ НИТИ

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ НИТИ - один из древних видов нитей. В древних Египте, Вавилоне и Аравии выковывали чистое, очень мягкое золото, которое вытягивали в нити. Золотыми нитями украшали роскошные ткани и одежду. В древней литературе часто упоминаются "золототканые одежды". Однако среди археологических находок встречаются лишь небольшие их фрагменты. Основная причина этого заключается в том, что если такая одежда становилась непригодной или ее хотели использовать для другой особы, то наряд попросту сжигали, переплавляя металл для повторного использования.

Известны два способа получения М. Н. в старину. Первый заключается в том, что из тонкой пластины золота или серебра нарезали узкие полоски, которые использовали для изготовления тканей или ими обматывали стержневые нити. Другой способ начали применять в IX в., он был позаимствован у злато-кузнецов. Канитель - тонкую проволоку получали протягиванием через ряд постепенно уменьшающихся отверстий. Примерно с XIII в. в шелкоткачестве стали применять позолоченную расплющенную серебряную канитель, которой обвивали шелковую нить. Использование таких нитей имело два существенных недостатка: одежда была дорогой и тяжелой.

В настоящее время М. Н. вырабатывают путем постепенного вытягивания (волочения) проволоки из меди и ее сплавов или путем нарезания плоской алюминиевой ленты (фольги). Для придания стойкости блеска на поверхность нитей наносят тончайший слой золота или серебра. Иногда нити покрывают цветными пигментами и тонкой защитной синтетической пленкой.

В нашей стране вырабатывают М. Н. следующих видов: волокна - округлая М. Н.; плющенка - плоская нить в виде ленточки; канитель - волокна или плющенка в виде спирали; мишура - крученая нить из волокон или плющенки; прядево - плющенка, скрученная с хлопчатобумажной или шелковой нитью. В импортных изделиях используются круглые проволочные нити или металлические полоски чаще всего из красной меди или латуни, платированные золотом или серебром, позолоченные огневым способом или покрытые цинком под блестящее серебро.

М. Н. используют для выработки тканей (как правило, в качестве утка) с определенным эффектом - парчи, для вечерних платьев, театральных занавесей, трикотажа, для изготовления погон, знаков отличия, золотошвейных изделий и для др. целей.

МЕТРИЧЕСКИЙ НОМЕР

МЕТРИЧЕСКИЙ НОМЕР - характеристика тонины волокон и нитей, замененная в настоящее время противоположной характеристикой их толщины - линейной плотностью. М. Н. определяется отношением длины волокна (нити) к его массе (мм/мг), м/г. Чем выше числовое выражение, тем тоньше волокно или нить.

МЕХ

МЕХ - 1. Волосяной покров на теле животного; шерсть.

2. Меха - выделанная шкура (а также несколько таких шкур или пластин, сшитых вместе) пушных и морских зверей, домашних животных и некоторых птиц (например, гаги). Невыделанные шкурки называют сырьем. Натуральный мех является лучшим видом утепляющих материалов, используемых при изготовлении одежды, обладающим к тому же и высокими эстетическими показателями. Ценность меха, его носкость обуславливаются видом животного, строением и свойствами волосяного покрова и кожевой ткани.

Меховые изделия древности не сохранились до наших дней, но то, что их изготовляли, доказывают разнообразные древнейшие изображения, найденные на стенах пещер, показывающие облаченных в шкуры людей. До того, как мех стал предметом одежды, он служил трофеем храброго охотника, его носили на плечах в знак победы. Мех придавал значимость его обладателю, за что и почитался правителями и знатью. Тысячелетиями мех (даже тогда, когда было уже известно ткачество) оставался традиционной одеждой знати и священнослужителей. В Древнем Египте жрецы во время богослужения накидывали на себя леопардовые шкуры, голова хищника должна была свисать вниз. Хвост животного был обязательным элементом украшения фараонов, леопардовые шкуры носила на плечах и знать. В Абиссинии почетная одежда, которую король дарил своим военачальникам, представляла собой выполненную из дорогого материала имитацию леопардовой шкуры. Шкура дикого животного подчеркивала сословные различия. Бедные тоже носили одежду из меха, но более дешевого. Народ оценивал мех прежде всего с практической точки зрения - за его теплозащитные и износостойкие свойства.

Россия всегда славилась своим мехом - пушниной. Главное богатство Древней Руси составляли драгоценные меха горностая, соболя, куницы, бобра и др. Особой роскошью отличалась зимняя одежда - меховые шубы и шапки. Мехом украшал даже летнюю одежду россиян. Цари и бояре носили шубы из драгоценных мехов, крытые сверху бархатом или парчой. Роскошь и великолепие русских мехов ослепляла иностранных послов. Со времен Ивана III вошло в обычай - русские платили мехом жалование послам и посылали мех в дар иностранным правителям. Мехом расплачивались с иностранными купцами как валютой. При переходе к металлическим деньгам их называли сначала куны (цена шкурки куницы), белы (цена беличьей шкурки), резаны, мордки. Различные виды дани (ясак) также платили в казну меховыми шкурками. Мехом награждали за заслуги перед отечеством.

Однако в результате хищнического использования пушных богатств уже к XIX в. в России стало значительно меньше соболя, куницы, выдры, корсака, почти полностью были истреблены речной и морской бобры, выхухоль, морская выдра и др. В советское время были осуществлены мероприятия по охране и рациональному использованию природных пушных богатств; создана новая отрасль животноводства - клеточное пушное звероводство. Сейчас в нашей стране разводят в клетках семь видов пушных зверей: норку, лисицу, песца, соболя, хоря, нутрию и енотовидную собаку. Недавно производственники начали эксперимент по выращиванию в клетках рыси. По производству пушнины Советский Союз, а теперь Россия прочно занимает первое место в мире. Международные аукционы в Ленинградском Дворце пушнины собирают представительный состав покупателей. Однако почти 70% меха у нас идет на внутренний рынок.

МЕХОВАЯ ОВЧИНА

МЕХОВАЯ ОВЧИНА - шкуры тонкорунных, полутонкорунных и полугрубых овец (подробно см. Овчина).

МЕХОВЩИК

МЕХОВЩИК - 1. Специалист по выделке мехов из шкур; скорняк.

2. Специалист по пушному товару, мехам; торговец мехами.

МЕХОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

МЕХОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ - пушно-меховая и овчинно-шубная одежда (пальто, полупальто, жакеты и шубы) или части одежды (воротники, манжеты, меховая подкладка, опушь), головные уборы, женские меховые изделия (горжеты, палантины, пелерины), а также "полосы" или пластины (несколько подобранных по качеству шкур или участков шкур, сшитых в виде полосы), галантерейные изделия (перчатки, рукавицы и др.).

МЕХОВЫЕ ТОВАРЫ

МЕХОВЫЕ ТОВАРЫ - пушно-меховые и овчинно-шубные изделия, изготовленные из пушных, меховых и овечьих шкур, а также невыделанные и выделанные шкурки и шубная овчина. М. Т. подразделяют на три группы: пушно-меховое сырье - невыделанные шкурки пушных и морских зверей и домашних животных, пригодные для переработки в меховой полуфабрикат; пушно-меховые полуфабрикаты - выделанные натуральные (неокрашенные) или окрашенные шкурки, а также "меха", "полосы", подкладки, отделка, меховая и шубная овчина; готовые меховые изделия и шубы - предметы одежды, обуви и некоторые бытовые изделия (пледы, спальные мешки и др.), изготовленные из выделанных шкурок, "мехов", "полос" и подкладок.

МЕХОЕДЫ

МЕХОЕДЫ - род жуков кожеедов (около 170 видов); личинки некоторых М. портят меха (отсюда название), шкурки и т. д. Особенно вредят ковровый и шубный М.

МЕШКОВАТЫЙ

МЕШКОВАТЫЙ - 1. Слишком широкий, похожий на мешок (об одежде).

2. Неловкий в движениях, неповоротливый, неуклюжий (о человеке).

МЕШКОВИНА

МЕШКОВИНА - 1. Грубая и прочная ткань для мешков, упаковки и т. п. Вырабатьшается из толстой пряжи полотняным переплетением нитей. Пряжа изготовляется из грубостебельных лубяных волокон: джута, кенафа, канатника и отходов первичной обработки и чесания льна.

2. устар. название подкладки карманов.

МИДИ-МОДА

МИДИ-МОДА - мода, рекомендующая среднюю длину юбок (между мини и макси). Возникла в 70-е гг. Пропагандировалась многими модельерами, но большого успеха вначале не имела.

МИНИ-МОДА

МИНИ-МОДА - самая короткая одежда за всю историю костюма. Появились в конце 60-х гг. XX в. Сначала юбки укоротились до колен, затем стали выше колен на 10, 15 и 20 см. Первым предложил укоротить платье французский модельер Андре Курреж. Особенно прославилась в создании М.-М. англичанка Мэри Куант: ее мини-юбки из недорогих тканей получили всемирное признание и были модными в молодежной одежде до 1974 г. В начале 90-х М.-М. снова вернулась к молодежи.

МИТЕНИ

МИТЕНИ (франц. mitaines) - женские перчатки из тюля, кружева или тонкой лайки, с полупальцами (полуперчатки). Как и длинные перчатки (выше локтя), были постоянным дополнением костюма в XVIII-XIX вв. Их носили с костюмом для улицы и с бальным платьем, их надевали для визитов. М. были признаком привилегированного положения.

МИТЕНКИ

МИТЕНКИ (франц. mitaines) - женские перчатки из тюля, кружева или тонкой лайки, с полупальцами (полуперчатки). Как и длинные перчатки (выше локтя), были постоянным дополнением костюма в XVIII-XIX вв. Их носили с костюмом для улицы и с бальным платьем, их надевали для визитов. М. были признаком привилегированного положения.

МИТКАЛЬ

МИТКАЛЬ (от перс.) - суровая, отбеленная или гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. В зависимости от толщины пряжи и отделки имеет др. названия. Типичные М. по структуре аналогичны ситцам, выпускают их с мягкой отделкой (муслин), полужесткой (миткаль) и жесткой (мадаполам). Тонкие М. - шифон, чалма, маль-маль. Коленкор вырабатывают из сурового М. (как ситец), но с жесткой, лощеной отделкой. Плотный М., у которого нити утка толще основы - бязь. Отбеленную бязь обычно называют полотном. М. известны в России еще с XV в.: красный миткаль называли кумач, синий - киндяк.

МИТРА

МИТРА (от греч. mitra - головная повязка) - высокий с круглым верхом позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор высшего духовенства и заслуженных православных и католических священников, надеваемый при полном церковном облачении (преимущественно на время богослужения).

МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО

МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО - то же, что рязанское кружево; счетное цветное кружево; значительно отличается от кружев, изготовляемых в др. областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняется в простой технике счетного или численного плетения, сохраняя старинный характер многоцветности. В богатую расцветку М. К., кроме белых и серых, входят красный, синий, желтый и др. цвета. Для михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой; они придают современному костюму свежесть и оригинальность.

МИЧМАНКА

МИЧМАНКА (от англ. midshipman - мичман)

1. Форменная фуражка с козырьком, которую носят лица младшего и старшего командного состава флота.

2. Гражданская фуражка подобного образца.

МИШУРА

МИШУРА (араб. )

1. Крученая металлическая позолоченная или посеребренная нить (подробнее см. Металлические нити).

2. Обманчивый блеск, показная роскошь.

МНОГОЗОНАЛЬНЫЕ ПРОКЛАДОЧНЫЕ ТКАНИ

МНОГОЗОНАЛЬНЫЕ ПРОКЛАДОЧНЫЕ ТКАНИ - термоклеевые прокладочные ткани с сополиамидным точечным регулярным покрытием из порошков или паст. Предназначаются для дублирования деталей с целью придания изделиям повышенной формоустойчивости. Отличительная особенность М. П. Т. - наличие четко выраженных зон (как правило трех), объединенных в раппорт и расположенных в направлениях основы или утка в строгой последовательности: I зона - жесткая, II - переходная (полужесткая), III - мягкая. Каждая зона в раппорте характеризуется определенными свойствами и отличается от других зон по сырьевому (волокнистому) составу, толщине, ширине, переплетению, жесткости, поверхностной плотности и т. д.

Жесткая зона имеет наибольшие по сравнению с др. зонами поверхностную плотность и жесткость, вырабатывается из пряжи, включающей в себя хлопчатобумажные, вискозные и шерстяные волокна, с прокладыванием натурального или синтетического волоса.

Переходная зона может иметь подзоны, в каждой из которых разнообразные по волокнистому составу нити чередуются одна с другой, благодаря чему достигается постепенное снижение жесткости от жесткой зоны к мягкой.

Мягкая зона состоит из однородной пряжи, имеет наименьшие из всех зон поверхностную плотность и жесткость.

МОДА

МОДА (франц. mode от лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - быстрое широкое распространение и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды, предметов быта или в какой-л. др. сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода характеризует поверхностные и непродолжительные изменения внешних форм предметов быта и художественных произведений. Существенной чертой моды является ее частая сменяемость. В моде проявляется постоянное стремление человека к обновлению, изменению всего, что его окружает, в том числе и одежды. Понятие мода относится преимущественно к явлениям культуры, охватывающим широкий круг жизнедеятельности людей, включая материальные и духовные ценности, выработанные человечеством в процессе его развития. В более узком смысле модой называют смену форм, пропорций и фасонов одежды, головных уборов и аксессуаров, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени.

Словоупотребление "быть одетым по моде" (a la mode), восходит к XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. Сама же мода, как утверждают историки культуры родилась в XII-XIII вв., когда в костюме стали появляться элементы, применение которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например, шляпы высотой в метр, шлейфы длиной с сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурами.

Начиная с XVII в. Франция прочно закрепила за собой звание законодателя моды и это звание она удерживает до сих пор. Дважды в год все взоры обращаются к Парижу, к модным коллекциям фирм "от кутюр". Традиции парижской моды зародились в далеком прошлом. Еще в эпоху Возрождения, когда влияние итальянского вкуса распространялось на всю Европу, в Венеции на площади Св. Марка выставлялись французские куклы, одетые в придворные туалеты, и богатые венецианки копировали их наряды. Дважды в год от берегов Франции отплывал корабль, загруженный куклами, одетыми по парижской моде. Когда этот корабль подходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении военных действий.

В Россию мода проникла в конце XVII в. Тогда же царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий перенимать чужие обычаи и носить платье "с иноземного образца". Но деловые контакты со странами Западной Европы перечеркнули запрет: старорусская одежда, не менявшаяся веками, стала казаться некрасивой и неудобной. Петр I открыл дорогу западноевропейской моде. В указе, изданном им в 1701 г., перечислялись все виды одежды - от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков, которые отныне должны были носить русские мужчины и женщины. Непросто шло принудительное утверждение новой моды. И все же европейская мода утвердилась в России. Она была принята богатой молодежью так рьяно, что Петр I издал 5 апреля 1709 г. новый Указ: "Нами замечено, это на Невской першпективе и на ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушении этикету и регламенту штиля в гишпанских панталонах с мишурой щеголяют предерзко. Господину полицеймейстеру Санкт-Петербурга указую: впредь оных щеголей с рвением вылавливать и сводить в Литейную часть и бить кнутом изрядно, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звания и внешность не взирать, а также на вопли наказуемого".

Кстати, запреты на моду были и в Европе. Например, известно такое древнее распоряжение: "Дабы не допустить использования другим сословиям одежды неположенного звания, запрещается горожанам ношение драгоценностей, сережек, бриллиантов и рубинов, жемчуга, украшений из чистого серебра, изделий из некрашенного соболя, меха рыси и чернобурой лисы, дорогих заграничных кружев... Ремесленникам и простолюдинам под страхом штрафа запрещается ношение больших заграничных шалей, золотых и серебряных украшений на головных уборах..." (Указ герцога Магдебургского, 1648 г.).

Во второй половине XVIII в. появились первые журналы мод, сначала в Англии, затем во Франции, Германии, Италии, Голландии. Модели были нарисованы художниками со скурпулезной точностью, чтобы ни у кого из читателей не возникло вопросов относительно количества бантов или воланов, характера ткани или узора кружев. Журналы стали не только источником информации о моде, они способствовали воспитанию вкуса, пропагандировали культуру одежды и умение носить костюм. Художники становились известными, приобретали имя законодателей мод. Одним из первых стал известным портной из Англии Чарльз Ворт, который приехав во Францию продемонстрировал свои модели на манекенщицах. Это была одежда для Разных случаев светской жизни. Ворт создал знаменитую французскую "высокую моду" "от кутюр". Качество и мастерство исполнения моделей при нем было доведено до совершенства.

После первой мировой войны "королевой моды" стала Габриель Шанель, первые модели которой были созданы для работающих женщин. В 1928 г. она впервые ввела в женскую моду. Костюм типа мужского. Имя Шанель известно всему миру, оно стало определителем стиля одежды: "костюм Шанель", "пальто Шанель". При этом подразумеваются модели, имеющие определенные черты: прямой силуэт, мягкая обработка, длина, закрывающая колени, ткань в клетку или пестроткань, обязательная отделка декоративной тесьмой или шнуром и декоративная бижутерия.

После второй мировой войны появилось новое имя - Кристиан Диор. Открыв свой Дом моделей в 1947 г. он представил коллекцию новой моды - "нью-лук". Это возвращение к удлиненным и расширенным юбкам, тщательный подбор аксессуаров и особенно шляпы. По его мнению - женщина без шляпы не одета. Шляпа должна завершать линию костюма. Затем появился Пьер Карден. Он создал свой стиль, моделируя одновременно женскую и мужскую моду и, что самое важное, взялся создавать модели не только для аристократов и кинозвезд, но и для серийного производства.

В 60-е гг. появилась джинсовая мода: джинсы, известные более ста лет как рабочая одежда, вдруг обрели необыкновенную популярность у молодежи, а затем стали самой модной одеждой для всего населения XX в.

В 1964 г. Андре Курраж предложил укоротить длину платьев и юбок, а англичанка Мэри Куант подрезала ее настолько, что получилась самая короткая мода за все время ее существования. Мини-мода, рекомендовавшая длину юбок выше колен, превратила всех женщин в подростков. Но в 1969 г. появляется макси-мода и делает эти юбки длинными, романтичными и очень женственными. Наряду с официальной М. в эти же гг. появляется и антимода, которая разрушает и ниспровергает установившиеся каноны элегантности и хорошего вкуса. Одежда хиппи смешала все, механически соединив элементы костюмов разных стран (цыганскую одежду с индийской), линялые джинсы с яркими платками, майки с эполетами и дополнив одежду кошельками на груди, лезвиями на шее. В 80-е гг. возникает мода панков, затем рокеров, металлистов.

Мода всегда характеризует и дополняет картину жизни общества на данном этапе его развития. Она идет в русле изменений и потрясений своего времени. Своеобразным было развитие моды в нашей стране. В первые годы советской власти в создании костюма участвовали такие художники как А. Экстер, В. Мухина, Е. Прибыльская, В. Степанова. Но особый вклад в разработку отечественной моды вложила Н. Ламанова, которая на основе народных традиций стремилась создать советский национальный костюм. Провозгласив простоту кроя в связи с тем, что он ведет к экономии материала и удешевляет веши (это был важный аргумент в тяжелые годы разрухи), Н. Ламанова первой сделала попытку создать основы промышленного проектирования. Успех русской моды был отмечен на Всемирной выставке в Париже в 1925 г., а работы Н. Ламановой, В. Мухиной и Е. Прибыльской удостоены "Гран при". Позже в 60-70-е гг. появились новые художники-модельеры, такие как Т. Осьмеркина, Г. Исаева, Т. Файдель и др., которые внесли свой вклад в развитие международной М. Широко известны за пределами страны современные отечественные дизайнеры одежды В. Зайцев, Г. Зейналов, В. Юдашкин и др.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование объектов познания на моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, различных процессов и т. д.). Моделирование одежды - творческий процесс создания новой модели с учетом ее назначения и окружающей среды, свойств материалов, внешнего и внутреннего облика человека. В моделировании предметов одежды объектами разработок являются: форма и силуэт изделия, его покрой, выбор материалов, способов формообразования, композиция элементов, цветовое решение. Под "техническим моделированием" подразумевается процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой готовой модели или по ее графическому изображению с использованием силуэтной основы изделия. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства одежды. Задачей моделирования одежды является разработка новой модели, выполнение образца, рассмотрение и утверждение его на художественных советах разных уровней.

Моделирование причесок - процесс создания оригинальных моделей причесок. Им занимаются квалифицированные парикмахеры-модельеры.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ (франц. modele, итал. modello, от лат. modulus - мера, образ, норма)

1. Образец, служащий эталоном для серийного воспроизведения одежды, обуви, головных уборов и т. д., а также тип, марка какого-л. изделия, конструкции.

2. Изделие, изготовленное из глины, гипса, воска, с которого снимается форма для воспроизведения в др. материале (металле, камне и т. д.).

3. Человек, позирующий художнику; натурщик.

4. Предмет, воспроизведенный в уменьшенном виде (см. Макет).

МОДЕЛЬЕР

МОДЕЛЬЕР (франц. modeleur) - специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделий (например, одежды, обуви, головных уборов, причесок и т. д.). Художник-модельер, работая над композицией одежды, руководствуется направлением моды, сложившейся в определенный исторический период или характерным для сегодняшнего дня, учитывает назначение одежды (бытовая, спортивная, театральная, специальная и др.), сезонность (зимняя, летняя и др.), возраст потребителей. Для каждой модели подбирает пакет материалов (ткани верха, подкладки, прокладки, отделочные материалы), фурнитуру и т. д.

МОДЕЛЬНАЯ ОБУВЬ

МОДЕЛЬНАЯ ОБУВЬ - вид бытовой обуви; предназначена для носки в различных торжественных случаях. Отличается изысканностью, нарядностью, высоким каблуком и высококачественными материалами, из которых изготовлена.

МОДЕРН

МОДЕРН (франц. moderne - новейший, современный)

1. Одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве (в том числе и в одежде), появившаяся в конце XIX - начале XX вв., противопоставляющего себя искусству прошлого. (Подробно см. Стиль).

2. То, что современно и модно.

3. разг. современный, модный.

МОДИСТКА

МОДИСТКА - устар. название мастерицы по изготовлению женских платьев, белья, шляп.

МОДИФИКАЦИЯ

МОДИФИКАЦИЯ (от франц. modification) - видоизменение, преобразование волокон и нитей с целью придания им новых свойств.

МОДИФИЦИРОВАННОЕ ВОЛОКНО

МОДИФИЦИРОВАННОЕ ВОЛОКНО - волокно, измененное, улучшенное по ряду свойств по сравнению с основным типом этого волокна. Получается путем изменения условий формирования волокна, химического строения, добавления в прядильный раствор др. полимеров.

МОДНИЦА

МОДНИЦА (разг.) - женщина, которая во всем следует моде.

МОДНИЧАТЬ

МОДНИЧАТЬ (разг.) - следовать последним новинкам моды, модно одеваться.

МОКАСИНЫ

МОКАСИНЫ (англ. moccasin, слово заимствовано из языка индейцев)

1. Мягкая замшевая обувь североамериканских индейцев. Существует два вида М. - чулкообразные, выкроенные из одного или трех кусков замши, и М. с отдельно выкроенной твердой подошвой из сыромятной кожи и мягким замшевым верхом.

2. Мягкая эластичная обувь с различного рода вставками (вплетенными, втаченными, настроченными) в передней части (в области союзки).

МОКРОСТУПЫ

МОКРОСТУПЫ - шутливое название галош или бот.

МОЛЕСКИН

МОЛЕСКИН (от англ. moleskin - букв. кротовая кожа) - прочная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая усиленным сатиновым переплетением. Вследствие большой плотности по утку ткань имеет плотный гладкий застил на лицевой стороне, что обеспечивает высокую устойчивость к истиранию. Ткань достаточно тяжелая (200-347 г/м2), вырабатывается гладкокрашеной и отбеленной. М. применяется для изготовления рабочей, спортивной, специальной одежды, верха обуви.

МОЛНИЯ

МОЛНИЯ - см. Застёжка-молния.

МОЛЬ

МОЛЬ (платяная) - небольшая бабочка, гусеница которой питается шерстью, мехом и пером; вредитель шерстяных и меховых вещей. М. уничтожают смесью скипидара и камфоры. Для отпугивания М. применяют специальные препараты.

МОНИСТО

МОНИСТО - женское украшение из бус, монет или разноцветных камней.

МОНОНИТИ

МОНОНИТИ (моно от греч. monos - один, единый) - элементарные нити, имеющие круглую, плоскую или профилированную форму сечения. Вырабатывают мононити разной толщины. Могут быть капроновыми, из алюминиевой фольги с цветным покрытием (алюнит) и в виде узких ленточек из полиэтиленовой пленки с напыленным на них металлом.

МОНОНИТЬ

МОНОНИТЬ - одиночная нить, не делящаяся без разрушения в продольном направлении, пригодная для непосредственного использования при производстве текстильных изделий; разновидность элементарной нити.

МОНОФИЛЫ

МОНОФИЛЫ - устар. название мононитей.

МОНОХРОМНЫЙ

МОНОХРОМНЫЙ (греч. mono - один, единый и chromos) - одноцветный (например, М. живопись - живопись, выполненная одним цветом).

МОНТЮР

МОНТЮР - основа парика и др. постижерских изделий из тесьмы, тюля газа и т. п. Выполняется в виде шапочки по форме головы.

МООСКРЕП

МООСКРЕП - одна из разновидностей комплексных нитей фасонной крутки. Вырабатывается скручиванием стержневой нити креповой крутки с нескрученой (или слабо скрученной) нагонной (обвивающей) нитью. Нагонная нить образует слабые мелкие петли и придает М. шерстистость (особенно, если нити вискозные).

МОРОЗОСТОЙКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МОРОЗОСТОЙКИЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы, не изменяющие своих свойств от действия мороза. Например, более морозостойкой является натуральная кожа по сравнению с искусственной.

МОСКРЕП

МОСКРЕП - одна из разновидностей комплексных нитей фасонной крутки. Вырабатывается скручиванием стержневой нити креповой крутки с нескрученой (или слабо скрученной) нагонной (обвивающей) нитью. Нагонная нить образует слабые мелкие петли и придает М. шерстистость (особенно, если нити вискозные).

МОТОВИЛО

МОТОВИЛО - приспособление, машина для сматывания чего-л. (пряжи, шелка и др.).

МОТОК

МОТОК - ровно смотанные или намотанные на что-л. нитки, пряжа и т. п. (моток шерсти, моток ниток).

МОХЕР

МОХЕР (англ. mohair)

1. Мягкая пушистая шерсть козы ангорской породы.

2. Пряжа и ткань из этой шерсти.

3. Изделие из мохеровой пряжи.

МОЧАЛО

МОЧАЛО - волокно, получаемое из лубяного слоя липовой коры, путем вымачивания в воде. Используется для изготовления рогож, кулей, веревок для подвязки растений, кистей для побелки и пр., а также как мочалка для мытья.

МУАР

МУАР (франц. moire, moire)

1. Плотная шелковая или полушелковая ткань с волнообразным отливом или разводами, переливающимися на свету разными оттенками. В старину такую ткань называли объярь. М. используют для изготовления платьев, отделки лент.

2. Бумага с тисненым узором на поверхности.

МУАР-АНТИК

МУАР-АНТИК - устар. название муара с крупными разводами.

МУАРЕ

МУАРЕ - , Муар

(франц. moire, moire)

1. Плотная шелковая или полушелковая ткань с волнообразным отливом или разводами, переливающимися на свету разными оттенками. В старину такую ткань называли объярь. М. используют для изготовления платьев, отделки лент.

2. Бумага с тисненым узором на поверхности.

МУАРОВЫЙ

МУАРОВЫЙ - 1. Сделанный из муара.

2. Переливающийся, похожий на муар.

МУЛИНЕ

МУЛИНЕ (франц. moulinet)

1. высококачественные вышивальные мягкие нитки, слабо крученые, мерсеризованные, из тонкой гребенной пряжи. Шесть концов крученых в два конца нитей тростятся в общую нить и слабо подкручиваются. Благодаря этому нитки М. можно легко разделить на два, четыре, пять и шесть концов. Мулине выпускают разных цветов в мотках по 10 и 20 м.

2. Крученая пряжа из нитей разных цветов.

МУЛИНИРОВАННАЯ ТКАНЬ

МУЛИНИРОВАННАЯ ТКАНЬ - ткань, выработанная из двухцветной или многоцветной крученой пряжи, состоящей из нитей разного волокнистого состава. Например, скручивание окрашеной шерстяной пряжи с белой хлопчатобумажной или белой вискозной нитью придает ткани характерную пестринку. М. Т. похожи на меланжевые.

МУЛЯЖ

МУЛЯЖ (от франц. moulage - формовать) - слепок (из гипса, воска), точное воспроизведение какого-л. объекта, предмета, одежды, служащее наглядным пособием.

МУЛЯЖНЫЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

МУЛЯЖНЫЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ - один из старейших методов наколки ткани на манекене или на фигуре манекенщицы при моделировании. Обычно ткань прикрепляют к манекену булавками, придавая ей желаемые формы. Когда формы для изделия найдены, переходят к поискам покроя, дающего такие формы (см. Наколка).

МУНДИР

МУНДИР (от лат. mundus - убор, наряд, туалеты) - военная или гражданская форменная одежда; может быть парадной и повседневной. Военный мундир дает возможность отличать рода войск и особенно войска одного государства от др. По действующим международным обычаям войска должны быть одеты единообразно и по одежде резко отличаться от мирных жителей. Даже народное ополчение должно иметь отличительные знаки, видимые по крайней мере на расстоянии выстрела, чтобы не подвергать гражданское население риску для жизни во время военных действий. В русской царской армии отмечалось, что "удовлетворяя условию легкой пригонки, простоты и дешевизны мундир должен быть красив и щеголеват, так как этим подымается дух войска".(см. также Обмундирование).

МУРМОЛКА

МУРМОЛКА - старинная русская мужская шапка, меховая, парчовая или бархатная, с характерными меховыми отворотами, с разрезом спереди и сзади; обычно была высокой, с тульей раструбом. Иногда отвороты в двух местах пристегивались на пуговицы с петлями к передней части тульи. При Иване Грозном княжеские М. украшали надо лбом аграфом или пером, часто драгоценным камнем. Позже - в XVIII-XIX вв. М. называли круглую без отворотов шапку с верхом из курчавого белого меха (барашка).

МУРМОНКА

МУРМОНКА - старинная русская мужская шапка, меховая, парчовая или бархатная, с характерными меховыми отворотами, с разрезом спереди и сзади; обычно была высокой, с тульей раструбом. Иногда отвороты в двух местах пристегивались на пуговицы с петлями к передней части тульи. При Иване Грозном княжеские М. украшали надо лбом аграфом или пером, часто драгоценным камнем. Позже - в XVIII-XIX вв. М. называли круглую без отворотов шапку с верхом из курчавого белого меха (барашка).

МУСЛИН

МУСЛИН - , Муслинделин, Муслин-де-лен

(франц. mousseline, итал. mussolina - от итальянского названия г. Мосул в Ираке)

1. Тонкая мягкая хлопчатобумажная или шелковая ткань полотняного переплетения. В Европу ее начали импортировать из Дамаска после походов Александра Македонского. Хлопчатобумажный М. вырабатывают из миткаля, который подвергают белению и так называемой мягкой отделке, т. е. с минимальным содержанием аппрета в ткани. М. используют главным образом для пошива белья. Шелковый М. - тонкая прозрачная ткань, вырабатываемая из однониточного натурального шелка средней (муслиновой) крутки; применяется для изготовления платьев, блузок, легких театральных костюмов и др. Кроме того, М. вырабатывают из льна, иногда из шерсти.

2. Средняя (230-900 кр/м) крутка шелковых и химических комплексных нитей.

МУСЛИН-ДЕ-ЛЕН

МУСЛИН-ДЕ-ЛЕН - шерстяной Муслин.

МУСЛИНДЕЛИН

МУСЛИНДЕЛИН - шерстяной Муслин.

МУСЛИНОВАЯ ОТДЕЛКА ТКАНИ

МУСЛИНОВАЯ ОТДЕЛКА ТКАНИ - то же, что мягкая отделка.

МУТОН

МУТОН (франц. mouton) - наиболее ценная овчина особой обработки, которая отличается от овчины простой обработки повышенным блеском волосяного покрова, хорошей проглаженностью, прочесанностью, шелковистостью. Используют для изготовления шуб, воротников и др. изделий.

МУФТА

МУФТА (нем. Muff, Muffe) - принадлежность женского зимнего туалета для согревания рук; меховой или стеганый нарукавник (манжет) для вкладывания рук с обеих сторон. Появилась в XVIII в., прообразом М. было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды. Поначалу М. нашла применение в мужской одежде, она согревала руки, т. к. в моде в то время были короткие рукава. Позже новинку переняли женщины.

МУШКА

МУШКА - миниатюрная фигурка (кружочек) из черного бархата, тафты, пластыря, которая крепилась на лицо, шею, грудь для подчеркивания белизны кожи; имитация родинки; иногда в М. вправляли драгоценный камень. В европейскую моду мушка - родинки вошли в XVII в.

МЭЛАН

МЭЛАН - растяжимые комплексные нити из лавсана. Вырабатывают методом кручения с последующей термостабилизацией. Растяжимость М. 30-50%. Нити мягкие, пушистые. Используются для изготовления тканей и трикотажных полотен для бельевых, спортивных и верхних изделий.

МЭРОН

МЭРОН - растяжимые комплексные нити из капрона. Вырабатывают, как и мэлан, методом кручения с последующей термообработкой. Растяжимость 30-50%. Используют для выработки тканей и трикотажа.

Предыдущая страница Следующая страница