Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "О"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "О"

ОБЕРЕГ

ОБЕРЕГ - то же, что амулет, талисман; предмет, обладающий по суеверным представлениям колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Чаще всего это нательные кресты, ладанки и образки. Обереги использовали и как украшения; иногда это были настоящие шедевры прикладного искусства.

ОБЛАЧЕНИЕ

ОБЛАЧЕНИЕ - 1. Одежда, надеваемая священнослужителями при исполнении церковных обрядов. Церковное облачение - культовые (священные) одежды, в которых совершаются все обрядовые действия в храмах и церквях во время богослужения. У православных О. обычно шьют из дорогих шелковых, в основном парчовых тканей, бархата, а для священных одежд католиков в соответствии с изменениями церковного года и для различных литургических служб установлен определенный цвет О.: белый, красный, фиолетовый, черный. Свои священные одежды имеют служители культа, исповедующие ислам, иудаизм, буддизм и др. религии. Этим О. придается в каждом отдельном случае свой смысл, связанный с особенностями того или иного вероисповедания.

Церковные одежды по своим признакам и символическому значению восходят к раннему христианству. В соответствии с христианскими канонами каждая из трех степеней священства - епископ, священник и диакон - имеет свой комплект богослужебного О. Например, для епископа - это саккос, епитрахиль, омофор и митра; для священника (пресвитера) - фелонь (риза), епитрахиль, набедренник и палица; для диакона - стихарь, орарь или стола и др.

2. Торжественная одежда царей др. представителей верховной власти. Царское облачение - богатые одежды, которые надевали коронованные особы в торжественных случаях. Шили это О. из дорогих шелковых парчовых тканей и мехов, богато орнаментировали золотым и серебряным шитьем, украшали жемчугом, драгоценными камнями и т. д.

ОБЛАЧИТЬСЯ

ОБЛАЧИТЬСЯ (шутл. выражение) - одеться в какую-л. одежду.

ОБМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛИ ОДЕЖДЫ

ОБМЁТЫВАНИЕ ДЕТАЛИ ОДЕЖДЫ - технологический термин, обозначающий ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания.

ОБМОТКИ

ОБМОТКИ - длинные полосы плотной ткани, которыми обматывают голени от ботинка до колена, как бы заменяют голенища сапог.

ОБМУНДИРОВАНИЕ

ОБМУНДИРОВАНИЕ - комплект форменной одежды для военнослужащих. В Советских, а затем и в Российских Вооруженных Силах к установленным образцам основных предметов О. относятся: верхняя одежда (шинель, пальто, плащ, бушлат, китель, мундир, куртка, тужурка, брюки и др.); верхние рубашки, галстуки; головные уборы (пилотка, фуражка, фуражка-бескозырка, берет, шапка, папаха); кашне, перчатки; обувь (ботинки, полуботинки, сапоги); пояс, поясной ремень. Обязательным элементом военного О. являются знаки различия военнослужащих (погоны, эмблемы, нагрудные и нарукавные знаки, знаки на головных уборах, погонах и петлицах, канты и лампасы). Установлены следующие формы одежды: парадная, парадно-выходная, повседневная, полевая и рабочая. Каждая из них делится на летнюю и зимнюю, а в Военно-Морском Флоте, кроме того, имеет нумерацию (№№ 1-6). Единообразие О. имеет особое значение для поддержания воинской дисциплины, экономичного и быстрого изготовления его массовым способом на предприятиях. Ношение военного О. наряду с другими требованиями обязывает военнослужащих дорожить честью Вооруженных Сил, их боевой славой и честью воинского звания. Право ношения военной формы одежды имеют военнослужащие, состоящие на действительной военной службе, суворовцы, нахимовцы, а также генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики и мичманы, вышедшие в запас или отставку с правом ношения военной формы одежды.

Отдельные предметы и элементы военного О. появились еще в армиях древнего мира - Египте, Ассирии, Персии, Древней Греции, что было связано прежде всего с необходимостью отличать свои войска от войск противника. В армии Древнего Рима были установлены единообразные предметы одежды, преимущественно белого цвета, а для различия легионов - разноцветные - перья на шлемах. В средние века единого О. в армиях не существовало. На одежде воины иногда носили герб сюзерена (феодал, в распоряжении которого было войско). С возникновением постоянных армий (XV-XVII вв.) появилась единообразная одежда, отличавшаяся цветом.

Впервые единообразие военного обмундирования по родам и видам войск было введено во Франции при Людовике XIV в 1670 -1672 гг. Были установлены особые цвета предметов О. для гвардейцев, драгун, легкой кавалерии, пехоты и др.

В России в начале XVII в. стрельцы носили красные кафтаны с белыми перевязями, а во второй половине XVII в. разноцветные кафтаны, отороченные мехом, суконные шапки и цветные сапоги. Полки различались по цвету кафтанов, воротников, шапок и сапог. При Петре I в связи с созданием регулярной армии было введено единое обмундирование: в пехоте - кафтан зеленого цвета, в кавалерии - синего, красный камзол и короткие штаны, чулки (в гвардии - красные, в армии - зеленые), башмаки, треугольная шляпа из войлока или фетра с круглой тульей и согнутыми в виде треугольника полями. О. украшалось галунами, перьями, лентами, бантами и султанами, причем офицеры и унтер-офицеры носили золотые галуны, офицерам полагался по форме белый галстук, шарф и позолоченные пуговицы. Было установлено и единообразное матросское О.: серый (позже - зеленый) суконный кафтан, короткие штаны, синие чулки, башмаки с медными пряжками, черная войлочная шляпа с полями. В 1763 г. для различия полков пехоты было установлено ношение погон на левом плече и введены аксельбанты для мушкетерских и гренадерских батальонов. У офицеров аксельбанты были позолоченные или посеребренные, у солдат - нитяные. В XIX - начале XX вв. аксельбанты в русской армии носили генералы и офицеры генерального штаба, жандармы, адъютанты. Военное обмундирование русской армии, как солдатское, так и офицерское, неоднократно изменялось как по цвету, так и по форме предметов одежды.

В европейских армиях и флотах военное обмундирование в XVIII-XIX вв. было сходным с русским обмундированием; разница заключалась в цвете предметов, в некоторых особенностях покроя, отделки, украшений и пр.

При подготовке к Октябрьской революции и после ее победы красногвардейцы носили гражданскую одежду с красной нарукавной повязкой с надписью "Красная гвардия", а революционные солдаты и матросы - старую форму, но без погон. На головные уборы прикрепляли красные ленты. В 1919 г. РВС Республики утвердил первые образцы военного О.: суконный шлем с красной звездой (сначала его называли богатырка, позже буденовка), шинель, летняя рубаха защитного цвета, петлицы по роду войск, кожаные лапти. В 1922 г. в Красной армии впервые было введено единое военное О.: темно-серая шинель, рубаха, шаровары и шлем (летний хлопчатобумажный светлосерого цвета и зимний - суконный темно-серый), нагрудные ("разговоры") и нарукавные цветные клапаны на рубахах и шинелях. В 1924 г. клапаны были отменены, а знаки различия стали размещать на петлицах; был установлен защитный цвет для рубах и шаровар, в качестве летнего головного убора - фуражка.

Перед второй мировой войной в 1935-1945 гг. большинство европейских армий имели полевое О. защитного цвета: в немецкой армии - зеленовато-серого, в английской и французской (для действия в пустыне) - песочного цвета, в остальных, в том числе и в Красной Армии, - цвета хаки. Парадное обмундирование иностранных армий отличалось богатой отделкой и разноцветной окраской. В армиях Франции, США и др. имелась также вечерняя форма одежды с фраком и белым жилетом.

Во время Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах СССР в 1943 г. снова были введены погоны, а также однобортный парадный мундир со стоячим воротником, у гимнастерки и кителя отложной воротник заменен стоячим. В 1949 г. введено новое парадное и повседневное О. С 1972 г. Советские Вооруженные Силы снова перешли на новую форму одежды: гимнастерка заменена полевым закрытым кителем, установлено парадно-выходное обмундирование для солдат и сержантов - открытый мундир с рубашкой и галстуком, брюки навыпуск и ботинки (взамен сапог); утвержден единый традиционный русский цвет - морской волны для парадного и парадно-выходного обмундирования маршалов, генералов, офицеров и прапорщиков сухопутных войск и синий цвет - у соответствующих форм обмундирования этих же категорий военнослужащих в авиации и воздушно-десантных войсках, а также единый защитный цвет всего полевого и повседневного военного О. (кроме шинелей и зимних головных уборов) для всех военнослужащих; изменена расцветка погон, петлиц и фуражек различных родов войск, введены нарукавные знаки с эмблемами по родам войск. Офицеры, мичманы и прапорщики Военно-Морского флота (ВМФ) вместо закрытых белых и темно-синих кителей стали носить белую тужурку с белой рубашкой и галстуком и синюю куртку спортивного покроя. Военнослужащим - участникам парада в Москве с 1972 г. установлено ношение аксельбантов, которые были введены также для личного состава рот почетного караула и сводного оркестра Московского гарнизона.

ОБНОВА

ОБНОВА (разг.) - новая, недавно приобретенная или сшитая вещь (обычно об одежде или обуви).

ОБНОВКА

ОБНОВКА (разг.) - новая, недавно приобретенная или сшитая вещь (обычно об одежде или обуви).

ОБНОВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ

ОБНОВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ - 1. Восстановление, придание нового вида чему-л. путем починки, ремонта и замены обветшавших, износившихся частей, деталей.

2. разг. Впервые употребить, надеть или использовать новую вещь (подробно см. Ремонт).

ОБНОСИТЬСЯ

ОБНОСИТЬСЯ (разг.)

1. Износить, потрепать свою одежду, обувь; обветшать в результате носки и употребления.

2. Стать привычным, удобным в результате носки.

ОБНОСКИ

ОБНОСКИ (разг.) - поношенная, потрепанная одежда, обувь.

ОБОДОК

ОБОДОК - каемка, узкая полоска, обрамляющая, окаймляющая что-л.

ОБОРВЫШ

ОБОРВЫШ (разг.) - тот, кто ходит в изорванной одежде, в лохмотьях (чаще о ребенке).

ОБОРКА

ОБОРКА - декоративная деталь для отделки платья, блузки или какого-л. др. изделия; полоска материала, собранная с одной стороны в сборку или складку и соединенная собранным краем с изделием. Выкраивается под углом (чаще 45°) к нитям основы или в поперечном направлении ткани, ширина и длина О. определяется фасоном.

ОБОРЫ

ОБОРЫ - веревки, завязки у лаптей.

ОБРАЗ

ОБРАЗ - то же, что Имидж; внешний вид, облик человека; в большой степени зависит от одежды, прически и обуви.

ОБРАЗЕЦ

ОБРАЗЕЦ - новое художественное и конструктивное решение внешнего вида изделия. Существует в виде готовой модели (платье, пальто, туфли и др). или рисунка (ткани, трикотажного полотна, кружев, лент и т. п.).

ОБРЕЗКИ

ОБРЕЗКИ - остатки от выкраивания или разрезания тканей, кожи, меха, трикотажных и др. полотен.

ОБРУЧ

ОБРУЧ - старинный общеславянский девичий головной убор в виде круга. Делали из древесной коры (плетеный обруч) или картона, обшитого тканью, декорированного бисером, жемчугом, цветами. Современные О. делают из различных материалов - пластмассы, металла, кожи и т.д.

ОБТАЧИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

ОБТАЧИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ - технологический термин, обозначающий ниточное соединение двух деталей по их краям с целью обработки этих краев и последующего вывертывания деталей на лицевую сторону (например, О. воротника, клапана).

ОБТАЧКА

ОБТАЧКА - деталь швейного изделия для обработки срезов (например, обтачка карманов); для О. берут основной материал.

ОБУВКА

ОБУВКА (простореч.) - то же, что Обувь.

ОБУВНАЯ КОЖА

ОБУВНАЯ КОЖА - кожа, используемая для низа и верха обуви. Из кожи для низа обуви (жесткие на изгиб кожи, вырабатываемые из шкур крупного рогатого скота, верблюжьих, свиных и конских с применением дубящих веществ) изготовляют подошвы, стельки и другие детали обуви. Подошвенные кожи должны хорошо противостоять деформациям истирания, сжатия и изгиба.

Кожи для верха обуви - мягкий материал, который при эксплуатации подвергается многократному растяжению, сжатию, изгибу, воздействиям пыли, влаги, химических веществ и т. д. Эти кожи должны обладать достаточной воздухо- и паропроницаемостью, водонепроницаемостью. Различают кожи для верха обуви хромового дубления и юфть. Из юфти делают верх тяжелой рабочей или армейской обуви и сандалей. Кожа хромового дубления для верха обуви вырабатывается методом хромового или хромоциркониевого дубления. Эти кожи различаются способом и характером отделки лицевой поверхности и делятся на гладкие с естественной и облагороженной лицевой поверхностью, нарезные с естественной и облагороженной лицевой поверхностью, с художественным тиснением, с естественной и облагороженной лицевой поверхностью, со шлифованной лицевой поверхностью или бахтармяной стороной (велюр), с подшлифованной лицевой поверхностью (нубук), с лаковой пленкой (лаковая кожа).

Выпускается также лакированная кожа и подкладочная кожа. Они должны быть мягкими, равномерно окрашенными. Их подразделяют по видам сырья, конфигурации, площади, толщине, характеру отделки (гладкие, нарезные), способу отделки, видам покрытий, сортам.

ОБУВЩИК

ОБУВЩИК - человек, работающий в обувной промышленности;

ОБУВЬ

ОБУВЬ - часть одежды человека, предназначенная для предохранения ног от вредных внешних воздействий. Сегодня обувь является предметом первой необходимости и относится к сложной группе товаров народного потребления. Обувь появилась на ранних стадиях развития человечества. Ее возникновение неразрывно связано с приспособлением первобытных людей к окружающей среде, с естественной потребностью защитить тело от неблагоприятных природных воздействий (жары, холода, влаги и пр.) и от механических повреждений. Примитивная обувь представляла собой куски шкуры, обернутые вокруг стоп и привязанные в нескольких местах. Формование обуви происходило обычно на ноге. Кроме шкур для изготовления обуви первобытные люди использовали кору и лыко деревьев, войлок, папирус, камыш.

В странах с жарким климатом обувь служила в основном для защиты ног от механических воздействий и представляла собой подошву (деревянную пластинку, дощечку и др.), привязанную к стопе ремешками. Такая обувь, самая древняя, названная сандалями, получила широкое распространение в Египте, Греции, Риме. При носке обувь из шкур быстро изнашивалась внизу, поэтому возникла необходимость укрепить низ обуви дополнительными накладками. Появилась подошва. Так конструкция обуви разделилась на две части - подошву и верх, что позволило использовать разные материалы для этих деталей. В результате развития ремесел для верха обуви стали применять более мягкие кожи, для низа - более жесткие, грубые. Чтобы предохранить пяточную часть от быстрого изнашивания, в эти места стали подкладывать кусочки кожи; появились набойки. Высота набоек увеличивалась, что привело в XII в. к появлению каблука.

В странах с умеренным и холодным климатом требовалась обувь, которая могла бы защитить не только ступню, но и голень. Примитивной формы сапоги также первоначально формировались на ноге. Безусловно, сапоги, по сравнению с другими видами обуви, наиболее сложные с точки зрения конструкции и изготовления. Первой обувью на Руси следует считать поршни и сплетенные из лыка лапти. Эту обувь еще долго носили крестьяне. Князья, бояре и зажиточные люди носили сапоги.

История развития обуви неразрывно связана с историей развития одежды, с историей костюма. На форму и конструкцию обуви, как и одежды в целом, оказывало влияние развитие ремесел, искусств, возникновение стилей в искусстве и в архитектуре, наконец, возникновение моды и модных направлений.

Современная обувь, разнообразная по своему назначению представляет собой сложную конструкцию, состоящую из большого числа деталей различной формы, изготовленных из материалов, обладающих различными свойствами и толщиной. По внутренней форме она отвечает строению и функциям стопы. XX в. характеризуется быстрой сменой моды, которая обеспечивается индустриализацией производства модных товаров. Появились новые формы костюма и обуви. Массовым тиражом выпускались наиболее технологичные образцы: полуботинки и туфли-лодочки, то, что после стали называть классическим ассортиментом.

Современная обувь классифицируется по назначению, видам, размерам, материалам для деталей верха, материалам для деталей низа, по конструкции заготовок верха, способам формования заготовок верха, по методам крепления низа к заготовке верха, видам каблуков.

По назначению обувь делится на бытовую и специальную. Бытовая обувь подразделяется на три вида (см. Повседневная обувь; Выходная обувь; Домашняя обувь); специальная также имеет три вида (см. Спортивная обувь; Ортопедическая обувь; Производственная обувь).

По видам (степени закрытия ноги) обувь делят на сапоги, полусапоги, сапожки, полусапожки, ботинки, полуботинки, туфли, макасины, сандалии. Разновидностями основных видов обуви являются мокасины, бурки, пинетки, кроссовки, сандалеты, пантолеты, чувяки, босоножки, опанки и др.

Материалы для изготовления обуви используют различные. Для верха - нетекстильные материалы (мех, обувную кожу, искусственную кожу) и текстильные материалы (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и полушерстяные ткани, холстопрошивные обувные полотна и др.).

Наружные детали верха обуви делают из обувной кожи хромового дубления, замши, юфти и т. д.

Внутренние детали верха обуви (детали подкладки) делают из обувной подкладочной кожи, искусственной и синтетической кожи, холстопрошивных обувных полотен, шерстяных, полушерстяных, льняных и хлопчатобумажных тканей, трикотажа, натурального и искусственного меха.

Для деталей низа обуви (подошв) используют обувную кожу, резину, пластики, поливинилхлорид, термопластичный эластомер, полиуретан, войлок, дерево, применяют также каучук, пробку, фетр и нетканый иглопробивной материал. Каблуки изготовляют из кожи для низа обуви, непористой и пористой резины, синтетических материалов, пластмассы, дерева (бука, березы, липы), пробки. Для стельки используют кожу для низа обуви, стелечно-целлюлозный материал, обувной картон, кожевенный шпальт и спилок кож для низа обуви. Для комбинированной стельки зимней обуви применяют войлок, драп, сукно и нетканый иглопробивной материал (первый слой к стопе) и кожу для низа обуви (второй слой).

Форма обуви обусловлена фасоном колодки. При этом она постоянно изменяется под влиянием моды. Значительное влияние на форму обуви оказывает также конструкция заготовки.

ОБУТКА

ОБУТКА (простореч.) - то же, что Обувь.

ОБХВАТ

ОБХВАТ - 1. Длина окружности, равная длине от кончиков пальцев одной руки до кончиков пльцев другой руки, если ими обхватить что-л.; толщина, измеряемая по окружности.

2. Дуговой поперечный периметр какой-л. части тела человека (головы, шеи и др.), измеренный с помощью полотняной сантиметровой ленты. Обхваты - размерная характеристика (признак) тела человека, который используется для конструирования одежды. Измеряются О. в трансверсальных (поперечных) плоскостях, при измерениях сантиметровая лента должна плотно прилегать к телу, не деформируя его.

Обхват головы измеряют по лобной части над уровнем бровей и по самой выпуклой затылочной части; Обхват шеи - по ее основанию. Обхват груди - по наиболее вдавленным или выступающим участкам туловища (при измерении первого О. лента на спине проходит горизонтально по нижним углам лопаток, касаясь верхним краем задних углов подмышечных впадин, затем - по подмышечным впадинам, замыкается спереди над основанием грудных желез; при измерении второго О. лента со стороны спины и подмышечных впадин проходит так же как в первом случае, а впереди - через наиболее выступающие точки грудных желез). О. груди первой и второй измеряют непосредственно один за другим, не допуская сдвига сантиметровой ленты на спине; при измерении третьего О. груди лента проходит горизонтально вокруг туловища через выпускающие точки грудных желез. О. талии измеряют по завязанной на ней нитке в горизонтальной плоскости: О. бедер измеряют с учетом выпуклости живота и при втянутом животе. На конечностях измеряют О. щиколотки, колена, бедра, икры, запястья; плеча; определяют также О. колена при согнутом положении ноги, О. подъема стопы, О. кисти. Всего измеряется девятнадцать О.: 1-й - на шее, 7-й на туловище, 11-й на конечностях. Различают полные О. и полуобхваты (шеи, груди, талии, бедер), т. е. те же размерные признаки, записанные в половинном размере (в соответствии с практикой построения чертежей деталей одежды).

По данным третьего О. груди ведут нумерацию типов фигур и одежды по размерам. По О. бедер с учетом выпуклости живота проводят нумерацию типов фигур и одежды по полнотам (подробнее см. Размерная типология).

ОБШЛАГ

ОБШЛАГ (голл. opslag) - отворот на нижнем конце рукава мундира, шинели и других видов обмундирования или ведомственной одежды. В русской царской армии О. мундиров делали из цветного (приборного) сукна.

ОБЪЯРЬ

ОБЪЯРЬ - старинная шелковая ткань ручного производства различной выработки - с поперечными рубчиками и волнистым отливом, чисто шелковая гладкая, ткань с узором (парчевая О.), затканная золотой и серебряной нитями. Позднее ткани с волнообразным, переливающимся рисунком стали называть муаром, или муаре. Муар с более крупными разводами называли муар-антик. Он был очень моден в XIX в. Ткани парчовые, особо дорогие, называли еще аксамитами.

ОВЧИНА

ОВЧИНА - выделанная шкура взрослой овцы; кожевенное сырье для обуви и меховых изделий. Кожи и меха из О. обладают небольшой прочностью, сильной тягучестью, большой рыхлостью и водопроницаемостью. Производственное назначение (кожевенная, меховая, шубная) овчины зависит в основном от породы овец и длины шерсти.

Кожевенная овчина обычно по качеству волосяного покрова не удовлетворяет требованиям мехового и овчинно-шубного производства. Используется для изготовления кож; подразделяется на четыре группы: русскую, степную, помесную и овчину-голяк тонкорунную. Русская О. наиболее пригодна при производстве кожи хромового дубления для верха обуви, например, шеврета. Степная овчина используется для выработки галантерейной, подкладочной и рукавичной кожи. Аналогично используют овину помесную и голяк.

Меховая овчина - это шкуры тонкорунных, полутонкорунных и полугрубошерстных пород овец. Волосяной покров тонкорунной овчины - густой, равномерный по высоте (до 8 см), состоящий из тонких, сильно и равномерно извитых волос толщиной до 25 мкм. Овчина полутонкорунная имеет густой и высокий (более 5 см) волосяной покров, состоящий из более грубых и менее извитых волос, чем у овчины тонкорунной, толщина волос 25-31 мкм. Волосяной покров овчины полугрубошерстяной неоднородный, толщина волос более 31 мкм. Выпускают меховую овчину в стриженном виде натуральной (некрашеной), крашеной обычной или особой обработки, с искусственными завитками и под велюр; красят и расчесывают (имитируют) под ценные виды меха (под бобра, тигра, леопарда, норку, выдру, барса и др.). Из меховой овчины делают женские и детские меховые пальто, воротники, головные уборы.

Шубная овчина (русская и степная) - это шкуры грубошерстных овец, из которых после выделки и крашения изготовляют нагольные изделия - полушубки, тулупы, куртки и т. п. Их шьют волосяным покровом внутрь. Шубная овчина может иметь водонепроницаемое пленочное покрытие, для которого используют наиритовые латексы и растворы полиуретана.

ОДЕЖДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДЁЖНО-ГАЛАНТЕРЕЙНАЯ КОЖА

ОДЁЖНО-ГАЛАНТЕРЕЙНАЯ КОЖА - мягкий материал, вырабатываемый из мелкого кожевенного сырья с использованием хромового и комбинированных методов дубления. В процессе отделки может производиться тиснение кожи, нанесение (нарезание) искусственной мереи, шлифование. Используется для изготовления одежды и галантерейных изделий.

Пальто, полупальто, куртки, жакеты, головные уборы, перчатки изготовляют преимущественно из кож хромового дубления, выделанных из шкур овец, коз, телят, свиней, а также из замши, выделанной жировым дублением из шкур овец, коз, лосей и оленей. В ассортимент О.-Г. К., применяемой для изготовления одежды, входят: велюр, выросток, замша, опоек, лайка, шеврет, шевро, лаковая кожа и пр.

ОДНОБОРТНЫЙ

ОДНОБОРТНЫЙ (разг.) - об изделии, имеющем центральную бортовую застежку с одним рядом пуговиц и, соответственно, одним рядом петель (например, однобортный пиджак).

ОДНОСТОРОННИЕ ШВЫ

ОДНОСТОРОННИЕ ШВЫ - глухие и свободные вышивальные швы, образующие рисунок на лицевой стороне ткани (верхошов, счетная гладь и др.).

ОДНОСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ

ОДНОСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ - вид вышивки, при выполнении которой стежки кладут почти целиком по лицевой стороне изделия. Вышивают обычно толстыми нитками (мулине в пасму, т. е. в шесть ниток) или шерстью.

ОЖЕРЕЛЬЕ

ОЖЕРЕЛЬЕ - 1. Шейное украшение из нанизанных на нить жемчужин, камней (в том числе драгоценных), янтаря, монет и др.; то же, что и бусы. Ожерелье относится к самым древним и самым распространенным украшениям. Древние люди делали ожерелья из различных материалов: ракушек, зубов животных, металла, плодов и т. д. Позже самые дорогие ожерелья делали из дорогих металлов и драгоценных камней (гранатов, бриллиантов и др.). Древние египтяне носили золотые ожерелья-амулеты с изображением священного жука скарабея; в Риме были распространены ожерелья с миниатюрными выгравированными рельефами, галлы делали примитивные ожерелья из ракушек и камней. Для готического стиля были характерны ожерелья из цветов, а для эпохи Ренессанса - ожерелья из жемчуга.

2. В древнерусской одежде - нарядный воротник из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристегивающийся к кафтану, шубе и др. видам одежды.

ОКАНТОВКА

ОКАНТОВКА - 1. разг. То же, что Окантовывание.

2. Материал, которым окантовано что-л.; кант.

3. Оформление контура волос в стрижке.

ОКАНТОВЫВАНИЕ

ОКАНТОВЫВАНИЕ - технологический термин, обозначающий обработку среза детали изделия полоской материала, тесьмой для отделки или предохранения от осыпания. Полоску или тесьму нашивают по срезу так, чтобы с лицевой и изнаночной стороны ее ширина (кант) была одинаковой.

ОКОЛЫШ

ОКОЛЫШ - деталь головного убора; ободок, к которому прикрепляется тулья головного убора. Околыш может быть цельно-кроенный или состоять из частей.

ОКРАС

ОКРАС - цвет, окраска шерсти животного, оперенья птицы и т. п.

ОКРАСКА

ОКРАСКА - цвет, оттенок цвета какого-л. материала.

ОМЮЗ

ОМЮЗ - , Омюсс

(франц. aumusse) - кусок ткани, сложенный пополам и сшитый вдоль; головной убор наподобие платка, капюшона которым в средневековье женщины покрывали голову и плечи.

ОМЮСС

ОМЮСС (франц. aumusse) - кусок ткани, сложенный пополам и сшитый вдоль; головной убор наподобие платка, капюшона которым в средневековье женщины покрывали голову и плечи.

ОНДАТРА

ОНДАТРА - зверек с ценным мехом, а также мех этого животного. Родина ондатры - Северная Америка. В нашу страну она впервые была завезена в 1927 г. и успешно акклиматизировалась. Ондатра внешне похожа на водяную крысу, но крупнее ее. Длина шкурки 30-35 см. Высота зимних остевых волос на хребте - до 25 мм, на чреве - 20 мм, пуха соответственно 17 и 15 мм. Окраска шкурки колеблется от светло-коричневого до черно-бурой; хребет окрашен темнее, чем чрево. Шкурки красят в черный и коричневый цвета под соболя, норку, куницу, а также в голубой и платиновый цвета под цветную норку. Шкурки стригут, выщипывают и красят в черный цвет под котика. Изготовляют головные уборы, воротники, женские меховые жакеты, пальто.

ОНУЧИ

ОНУЧИ - куски прочной ткани, наматываемые на ноги при ношении лаптей или сапог; портянка О. известны не только в России. Своеобразные обмотки, похожие на русские, плотно обвивавшие ноги до колен, встречаются в одежде франков в период раннего средневековья. О них писали хроникеры и биографы Карла Великого; подобие О. можно увидеть на многих европейских миниатюрах прошлых вв.

ОПАЛИВАНИЕ

ОПАЛИВАНИЕ - обработка суровья на опаливающей машине; является предварительной отделкой в процессе выработки тканей. При О. одиночные волоконца, выступающие на поверхности суровых тканей, обгорают и удаляются. В результате поверхность полотна становится чище. Суровьё, предназначенное для выработки начесных и ворсовых тканей, а также марлю не опаливают.

ОПАНКИ

ОПАНКИ - обувь без каблуков, в которой формованную подошву с бортиком прикрепляют к заготовке верха клеем и нитками или верх и низ соединяют плетением с помощью шнура из кожи или других материалов. Такой вид обуви известен с древних времен.

ОПАХАЛО

ОПАХАЛО (устар.) - веер, преимущественно больших размеров; имел функциональное и декоративное назначение.

ОПАШЕНЬ

ОПАШЕНЬ - старинная русская распашная мужская и женская одежда, книзу почти вдвое шире, чем в плечах, с длинными широкими рукавами, сужающимися к запястью, со спинкой иногда длиннее переда, с пуговицами; разновидность летнего кафтана.

ОПЛАВЛЕНИЕ СРЕЗА

ОПЛАВЛЕНИЕ СРЕЗА - обработка среза детали изделия из термопластичных материалов тепловым методом для предохранения среза от осыпания нитей.

ОПЛЕЧЬЕ

ОПЛЕЧЬЕ - часть одежды или доспехов, покрывающая плечи. Драгоценные О. (бармы) надевали царствующие особы, князья во время торжественных церемоний (см. подробнее Бармы).

ОПОЕК

ОПОЕК - теленок, еще не перешедший на растительную пищу, а также шкура такого теленка и кожа, выделанная из нее. Используется как сырье для меховой и кожевенной промышленности. Кожа из О. гладкая, мягкая, упругая с мелкой красивой мереей, вырабатывается хромовым дублением. Из О. изготовляют пальто, полупальто, куртки, пиджаки, головные уборы, перчатки.

ОПОРКИ

ОПОРКИ (разг.) старые, изношенные сапоги со споротыми голенищами; старая, изношенная и рваная обувь.

ОПОРНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ТКАНИ

ОПОРНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ТКАНИ - площадь фактического контакта ткани с плоскостью предметов; одна из характеристик структуры поверхности ткани. Различают осново-опорные ткани - на их поверхности преобладают основные перекрытия, и уточно-опорные - на их поверхности преобладают уточные перекрытия. В том случае, если обе системы нитей выступают на поверхности поровну (например, в тканях полотняного переплетения), такие ткани называют равноопорные. О. П. Т. составляет 5-20% от всей ее площади. В процессе эксплуатации, при истирании в первую очередь разрушается О. П. Т.

ОПОРНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ОДЕЖДЫ

ОПОРНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ОДЕЖДЫ - участки контакта одежды и тела человека. Для плечевой одежды (пальто, платье, пиджак) опорная поверхность сверху ограничивается линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу - выступающими точками лопаток и груди. Этот участок называется верхняя опорная поверхность. Для поясных изделий опорная поверхность ограничивается вверху линией талии, внизу - верхней частью бедер и живота. Участок называется нижней опорной поверхностью.

ОПУШКА

ОПУШКА (разг.) меховая отделка по краям одежды.

ОРАРИЙ

ОРАРИЙ - то же, что стола; часть церковного облачения диакона, перевязь с крестами; длинная узкая лента, носимая на плечах, поверх стихаря. Как и другие церковные одежды, О. появился еще у первых христиан, символизируя служение и славословие Богу. Само слово "орарь" означает служение, готовность молиться.

ОРАРЬ

ОРАРЬ - то же, что стола; часть церковного облачения диакона, перевязь с крестами; длинная узкая лента, носимая на плечах, поверх стихаря. Как и другие церковные одежды, О. появился еще у первых христиан, символизируя служение и славословие Богу. Само слово "орарь" означает служение, готовность молиться.

ОРГАНДИ

ОРГАНДИ - очень тонкая жесткая прозрачная ткань, выработанная мелкоузорчатым переплетением. Из органди шили жабо, воротники, другие отделки для платьев, реже - платья или блузки. Ткань была модной в 40-50-х гг. XX в. С появлением капрона, нейлона и других синтетических жестких и прозрачных материалов, органди практически вышла из употребления.

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (от орган и греч. leptikos - склонный брать или принимать) - исследование материалов с помощью органов чувств (зрения, обоняния, осязания и т. д.). В текстильном материаловедении, например, природу волокон можно определить по их туше и сминаемости, по характеру горения, запаху и остатку после горения, по их виду под микроскопом и т. д. Органолептический анализ применяется в тех случаях, когда нет более объективных научно обоснованных методов исследования или при необходимости сделать анализ быстро, без применения приборов, например, оценить сминаемость ткани. Этот метод оценки эстетических свойств материалов и предметов одежды в настоящее время является практически единственным, хотя и субъективным.

ОРДЕНСКИЕ ЛЕНТЫ

ОРДЕНСКИЕ ЛЕНТЫ - знак орденского отличия, вырабатывают из химических крученых нитей (вискозных, лавсановых и др.). При этом плотность нитей основы в три-четыре раза больше плотности утка. Вследствие разной плотности нити основы создают на поверхности застил, полностью перекрывая более толстые нити утка. Муаровый эффект лентам придают при заключительной отделке путем каландрирования. При каландрировании нити утка несколько сдвигаются, в результате получается слегка волнистая поверхность с характерным оптическим эффектом муара.

В царской России широкую орденскую ленту надевали наискось через грудь и плечо для ношения некоторых орденов высших степеней. Орденские ленты имели определенные цвета, в зависимости от орденов и наград.

Орденская лента введена к орденам и медалям СССР в июне 1943 г. Для каждого ордена или медали установлена лента определенного цвета и рисунка. О. Л. обтягиваются колодки, при помощи которых прикрепляют к одежде ордена и медали, носимые на левой стороне груди. Для ношения вместо орденов и медалей только их лент установлены специальные прямоугольные планки, обтянутые соответствующими О. Л. Ленты присвоены также и орденам, которые носят на правой груди без колодок - для ношения планок.

О. Л. имеют также и ордена иностранных государств.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК (ШАЛЬ)

ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК (ШАЛЬ) - пуховязальные изделия, отличающиеся тонким художественным узором, износостойкостью и высокими теплозащитными свойствами. Изготавливают из шелковистого пуха, начесанного с коз. Пуховязальный промысел в Оренбургском крае сложился очень давно, им занимались казачки и крестьянки. У калмыков и казахов вязка изделий была "глухой". Казачки же, знавшие кружева и вышивание, применяли в вязке различный орнамент. Получались очень нежные легкие шали и тонкие, точно паутинка, белоснежные ажурные платки. В 1861 г. шесть изящных пухавых платков с кратким описанием - "изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае" - украсили Всемирную выставку в Лондоне. После закрытия выставки английская фирма "Липнер" организовала крупное предприятие по выработке изделий "Имитация под Оренбург".

В наши дни в Оренбургской области производством пуховых изделий заняты два предприятия: комбинат и фабрика пуховых платков в Оренбурге. Основной ассортимент комбината - платки "Оренбургский" и "Паутинка", шарфы и палантины. По способу выработки различают платки ручной работы, машинные, комбинированные (середина вывязывается на машине, а кайма вручную). По цвету они бывают белые, серые различных оттенков и черные; отличаются самобытными художественными узорами, которые выполняются по замыслу самих вязальщиц, изяществом работы, красивой отделкой.

На Оренбургской фабрике освоено полумеханическое вязание платков с художественной каймой на оборотной машине посредством ручной переброски петель. Фабрика вьшускает также ручные плотные и ажурные платки, которые вяжут мастерицы-надомницы. Из отходов производства здесь вяжут носки и варежки.

ОРЛОН

ОРЛОН (англ. orlon) - торговое название полиакрилонит-рильного волокна, выпускаемого в США. Аналогичное волокно - нитрон делают в России.

ОРНАМЕНТ

ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; используется для украшения различных предметов (утвари, оружия, книг, текстильных изделий и др.), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства, а также человеческого тела (раскраска, татуировка).

Возникновение орнамента относится к древним эпохам истории. В эстетической культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая появившаяся культура вырабатывали свою систему орнаментов. Орнамент является важным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране.

По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого изделия. Орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим и др. По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали; сложные специфические орнаментальные мотивы - меандр и др.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр., зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур животных (реальных или фантастических). В качестве орнаментальных мотивов используются также человеческие фигуры, различные знаки и эмблемы (гербы).

ОРНАМЕНТАЦИЯ

ОРНАМЕНТАЦИЯ - 1. Характер расположение орнамента, совокупность элементов орнамента в каком-л. стиле, произведении искусства.

2. Украшение орнаментом.

Орнаментальный узор на ткани можно получить двумя способами: в процессе ткачества определенным переплетением нитей основы и утка и в процессе отделки готовой ткани - вышивкой или набойкой. Тканый узор создают при одинаковом цвете основы и утка или используя различные переплетения в фоне и узоре. При различных цветах пряжи узор создается как при одинаковом, так и при разных переплетениях в фоне и узоре. Узор может иметь характер вышивки (лансировки) со стежками как вдоль основы, так и вдоль утка. Этот способ состоит в том, что каждую цветную нить для отдельного рисунка несет особый челночок.

Тканый узор начал преобладать над вышитым в Древнем Египте. Типичным египетским узором первоначально был узор в виде поперечных или лучеобразно расходящихся полос, а также геометрический орнамент из ромбов, клеток, кружочков. Иногда встречались растительные мотивы и очень редко - фигурки животных и людей. С 4 в. до н. э. в Египте гладкие ткани уступали место узорчатым, а позже коптские узоры оказали сильное влияние на украшение тканей во всех близлежащих странах. Все узоры коптских тканей выполнялись в технике коврового ткачества без использования иглы. Узор наносили непосредственно на гладкую ткань или на ткань нашивали фрагменты узорной ткани.

В Индии искусство украшения тканей узорами зародилось около 2 в. до н. э. Упоминания о драгоценной одежде из узорных тканей есть в санкритских рукописях того времени. Позже, в период походов Александра Македонского произошло сближение индийского и эллиниского искусства, в результате возникло своеобразное индо-греческое или индо-бактрийское искусство. Основными элементами этого искусства являлись розетки, меандр, свастика, цветочные узоры, ромбы и кресты. Позже в узорах индийских тканей стало ощущаться влияние персидского искусства - фон тканей этого периода почти полностью покрыт узором.

На узорных китайских тканях 9-6 вв. до н. э. и более древних вытканы узоры с фантастическими и реальными животными, растительным орнаментом. Для этих тканей характерно отсутствие симметрии в узоре. В китайском руководстве 1210 г. приводится первое описание ткацкого станка с аркатными подвязями. Такой тип станка китайцы использовали до X в., что позволяло им вырабатывать ткани с крупным и сложным узором.

В начале нашей эры крупное производство шелковых узорных тканей существовало в Персии. Основными темами узоров персидских тканей были охота, конная езда, прославление власти, здесь впервые появились стилизированные изображения "жертвенного огня" и "древа жизни". Как правило, узоры были симметричны относительно центральной оси, проходящей вдоль ткани.

Следует отметить, что в разное время в разных странах над созданием текстильных рисунков работали выдающиеся художники: в Японии - Сататсу, Корин; в Италии - С. Ботичелли, Д. Беллини, А. Мантенья, Рафаэль; во Фландрии - Ян ван Эйк; во Франции - А. Ватто, К. Жилло, Э. Мэйссонье, Ш. Лебрен, Ф. Буше, Ж.-Л. Давид и др. Ф. Гойя нарисовал картоны для 45 гобеленов, изображающие сцены празднеств. Картоны для шпалер рисовали также Леонардо да Винчи и Рубенс. В Италии была разработана техника получения различных типов узорных бархатов: разрезного, полуразрезного, петельчатого. В этой стране вырабатывали знаменитые на весь мир парчовые ткани, такие как аксамиты и др.

Развитие русских узорных тканей шло в двух направлениях: кустарного и мануфактурного (промышленного) ткачества. Вплоть до середины XIX в. основную долю в общем объеме выпуска тканей в России составляли ткани, выработанные кустарным способом. В ткачестве использовались традиционные русские узоры. Сказывалось также влияние восточных и западных мотивов.

Для русских тканей первой половины XVIII в. характерно использование орнаментов с изображением цветов, плодов, пейзажа, иногда зверей и птиц. Затем узор усложнился, заполнил все поле ткани, а его рисунок стал легким и изящным. С расширением внутреннего рынка в конце XIX в. в рисунках тканей наметилось ослабление традиций орнаментального искусства, возникло подражание Западу. И только в набойках сохранились традиции русских народных мотивов.

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ОБУВЬ

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ОБУВЬ - применяется с лечебными целями при патологических изменениях ног; она способствует исправлению деформации ног, предупреждает прогрессирование их и т. д. Такая обувь должна соответствовать по форме и размеру больной стопы, быть достаточно легкой и эластичной, не деформироваться в процессе носки.

ОСАНКА

ОСАНКА - 1. Внешность, манера держать себя (например, гордая осанка).

2. Индивидуальные особенности фигуры человека при спокойном вертикальном состоянии; характеристика естественного и привычного положения тела стоя или при ходьбе. О. человека определяется формой его позвоночника и туловища, положением головы и ног. Различают три типа О.: сутулую, нормальную и перегибистую, которые необходимо учитывать при конструировании одежды.

Сутулистый тип О. характеризуется большим или меньшим наклоном корпуса вперед. Плечи при этом чаще всего направлены вперед и занимают пониженное или низкое положение. Спина круглая, с увеличенным выступом лопаток, грудь впалая, узкая, с пониженным положением грудных желез, живот выступающий. Прогиб в области талии по позвоночнику и выступу ягодиц меньше, чем у фигуры с нормальной О.

Нормальный тип О. (равновесный или условно правильный тип О.) характеризуется прямой постановкой корпуса. Плечи должны быть в основном средней высоты, спина слегка округлая, без резкого выступа лопаток, грудная клетка ровная, прямая со средним положением грудных желез, живот слегка выступающий, прогиб в области талии по позвоночнику умеренный, средний.

Перегибистый тип О. характеризуется ббльшим или меньшим отклонением корпуса назад. Плечи развернуты тоже назад, спина имеет сравнительно прямое положение по вертикали, грудная клетка развернутая, с повышенным положением грудных желез, живот плоский или впалый. Прогиб в области талии по позвоночнику и выступу ягодиц больше, чем у фигуры с нормальной О.

Характер О. зависит от вида обуви. Значительное влияние на О. женщин оказывает обувь на высоком каблуке.

ОСНОВА И УТОК

ОСНОВА И УТОК - две системы нитей, образующие ткань. О. - нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. У. - нити, расположенные перпендикулярно О. В результате последовательного переплетения нитей О. и У. на ткацком станке вырабатывается ткань. О. перед ткачеством подвергается шлихтованию - дополнительной обработке клеевыми веществами для придания ей большей гладкости и увеличения прочности.

ОСТЬ

ОСТЬ - верхний ярус волосяного покрова животных; прямой, длинный и жесткий волос в мехе (длиннее среди других, более коротких). На уровне нижней половины О. обычно располагается подшерсток, состоящий из пуха и переходного волоса.

ОСЫПАЕМОСТЬ ТКАНИ

ОСЫПАЕМОСТЬ ТКАНИ - одно из технологических свойств тканей; выпадение нитей из открытых срезов; возникает вследствие недостаточно прочного закрепления нитей в ткани. О. Т. зависит от параметров структуры пряжи и нитей, строения ткани, ее_ волокнистого состава, видов отделки и пр.

ОТБЕЛИВАНИЕ

ОТБЕЛИВАНИЕ - придание белизны. Отбеливание известно с глубокой древности. Один из древнейших способов (луговое беление) заключался в том, что отбеливаемое полотно растилали на траве и многократно смачивали водой. Под воздействием воды, солнечных лучей и воздуха происходило медленное окисление и разрушение естественных красящих веществ. Другой способ О. тканей заключался в том, что полотно укладывали на специальный плетеный в виде полусферы каркас и окуривали сернистым газом. Для О. применяли также особые растительные соки, сейчас нам не известные. Сегодня отбеливание производится в заводских, условиях с использованием химических отбеливателей.

ОТВАРИВАНИЕ

ОТВАРИВАНИЕ - одна из основных отделочных операций при выработке хлопчатобумажных и льняных тканей; производится в варочных котлах в растворах щелочей при атмосферном или повышенном давлении с целью удаления примесей и подготовки к белению, крашению и набивке.

ОТВАРКА ТКАНЕЙ

ОТВАРКА ТКАНЕЙ - одна из основных отделочных операций при выработке хлопчатобумажных и льняных тканей; производится в варочных котлах в растворах щелочей при атмосферном или повышенном давлении с целью удаления примесей и подготовки к белению, крашению и набивке.

ОТДЕЛКА ОБУВИ

ОТДЕЛКА ОБУВИ - устранение изъянов и пороков, образовавшихся в процессе производства, повышение эстетических свойств обуви и придание ей товарного вида; совокупность механических и физико-химических операций, выполняемых после прикрепления деталей низа.

Механическая О. включает удаление с поверхности подошвы неровностей, шлифование и полирование подошв, придание урезу гладкой или профильной поверхности.

Физико-химическая О. включает окрашивание, аппретирование и нанесение покрытий, придающих обуви блеск, цветовой эффект и водоустойчивость. Отделке подвергают детали низа, внутреннюю поверхность и детали верха обуви.

ОТДЕЛКА ОДЕЖДЫ

ОТДЕЛКА ОДЕЖДЫ - один из декоративных элементов композиции одежды. При моделировании О. увязывают с формой и конструкцией изделия, материалом, цветом. Это дополнение и украшение, которое может вообще отсутствовать в одежде, т. к. не для всякой одежды оно обязательно.

О. может быть постоянной (вышивка, оборка, кант, пуговицы и т. д.) и съемной (бант, пояс, цветок, воротник и пр.). При съемной О. имеется возможность варьирования, например, строгое деловое платье, украшенное бантом, нарядным поясом или букетиком искусственных цветов, может быть надето для торжественного случая.

Современные О. в одежде очень разнообразны по виду, форме, способу изготовления, материалам. Условно их можно разделить на следующие группы:

- выполненная непосредственно на поверхности деталей одежды (рельефные швы, отделочные строчки, складки, буфы, драпировки, сборки, плиссе, гофре);

- выполненная из ткани изделия или отделочной ткани и являющаяся деталью изделия (оборки, воланы, банты, бейки, канты, клапаны, хлястики и т. д.);

- сделанная из текстильных материалов (кружево, ленты, тесьма, шнур, бахрома);

- выполненная вышиванием, аппликацией;

- выполненная из др. (не основного) материала (из меха, замши, искусственной или натуральной кожи, бархата, трикотажа и др.);

- выполненная фурнитурой (с использованием пуговиц, пряжки, молнии и т.д.);

- выполненная печатным рисунком граффити;

- сделанная из съемных деталей (жабо, воротники, галстуки и т. д.).

ОТДЕЛКА СТИРАЙ-НОСИ

ОТДЕЛКА СТИРАЙ-НОСИ - противосминаемая и противоусадочная обработка сорочечных тканей из целлюлозных волокон карбамолом ЦЭМ.

ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ

ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ - облагораживание, улучшение качества и придание товарного вида тканям. О. Т. в широком значении - это процессы отбеливания, крашения, печатания и заключительные операции облагораживания тканей (заключительная О. Т.). В более узком значении под О. Т. понимают лишь заключительную отделку: аппретирование тканей, высушивание с одновременным ширением и ликвидацией перекосов по основе и утку; стрижку, разглаживание, декатировку, безусадочную отделку - процессы, улучшающие вид и качество тканей, повышающие сопротивляемость их различным воздействиям при эксплуатации. Могут применяться специальные отделки, соответствующие назначению одежды: огнезащитная, кислотозащитная и др.

ОТДЕЛКА ФОРНИЗ

ОТДЕЛКА ФОРНИЗ (формирование несминаемого изделия) - разновидность противосминаемой и противоусадочной отделки; пропитывание тканей карбамолом ЦЭМ, карбамолом ЛГ и хлорополом ЦЭМ с последующей сушкой. При дальнейшей термообработке на ткани образуется тонкая упругая пленка.

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы и изделия, предназначенные для украшения или отделки предметов одежды. К отделочным текстильным материалам относятся кружева (край, прошва, мотив) и кружевные изделия (воротники, пелерины, манжеты и др.), ленты, тесьма, эмблемы, бахрома, кисти, крученые изделия (шнуры, нитки вышивальные и вязальные, мулине), а также ткани, трикотажные изделия, шитьё, гипюры, натуральные и искусственный мех, кожа. К нетекстильным отделочным материалам относятся различного вида металлическая, деревянная и пластмассовая фурнитура (пуговицы, пряжки, кольца, блочки, декоративные кнопки, молнии), металлические или др. эмблемы и пр.

ОТКОСОК

ОТКОСОК - деталь передней половинки брюк для обработки потайной застежки, предназначенная для пришивания пуговиц, кнопок, молнии, текстильной застежки.

ОТ КУТЮР

ОТ КУТЮР (франц. haute couture - букв. высокое шитье) - швейное искусство на высоком уровне. Выражение вошло в обиход во второй половине XIX в. Дома и фирмы "от кутюр" изготовляли уникальные костюмы по очень высокой цене, отличавшиеся изысканным вкусом и оригинальностью стиля. Они создавали модели, не рассчитанные на повторение, а для узкого круга частных клиентов, которые съезжались на показы моды со всех континентов. Два раза в год эти фирмы устраивали демонстрации и выставки моделей для прессы и 45-50 раз - для частных клиентов. Основателем "от кутюр" считается англичанин, талантливый портной Чарльз Фредерик Ворт, который приехал в Париж в 1845 г., а пятнадцать лет спустя стал некоронованным королем парижской моды. Борту первому пришла в голову мысль выставить на общее обозрение серии моделей для различных случаев светской жизни.

Наряду с авторитетными, утвердившими себя на международной арене моды, фирмами "от кутюр", такими как "Шанель", "Ив Сен Лоран", "Нина Ричи", "Пьер Карден", "Андре Курреж", появился ряд новых фирм, которые приобрели популярность в последние годы. Это фирмы "Монтана", "Клод", "Жан Поль Голтье", "Живенши", "Дж. Версаче" и др.

ОТЛЁТ ВОРОТНИКА

ОТЛЁТ ВОРОТНИКА - отгибающая часть воротника, расположенная от верхней линии стойки воротника (в воротниках-стойках О. отсутствует).

ОТОРОЧИТЬ

ОТОРОЧИТЬ (разг.) - обшить, окантовать деталь по краям тканью, мехом, кожей, тесьмой.

ОТОРОЧКА

ОТОРОЧКА (разг.) - узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви.

ОТПАРИВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ

ОТПАРИВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ - технологический термин, обозначающий обработку швейного изделия паром для удаления лас.

ОТРЕЗ

ОТРЕЗ (разг.) - кусок ткани, отрезанный для пошива костюма, пальто, платья и т. д.

ОТТЯГИВАНИЕ

ОТТЯГИВАНИЕ - технологический термин, обозначающий увеличение линейных размеров деталей на отдельных участках для получения желаемой формы посредством влажно-тепловой обработки (подробно см. Влажно-тепловая обработка).

ОХАБЁНОК

ОХАБЁНОК - , Охабень

старинная русская широкая верхняя одежда типа кафтана, которую носили бояре и дворяне в XV-XVI вв. О. из атласа, бархата или парчи имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины, и длинные узкие рукава, которые закидывали за плечи и завязывали сзади. Рукава не имели никакого практического назначения; под ними делали прорези для рук. Упоминается О. в качестве одежды цариц, князей и воевод, еще в XIV в.

ОХАБЕНЬ

ОХАБЕНЬ - старинная русская широкая верхняя одежда типа кафтана, которую носили бояре и дворяне в XV-XVI вв. О. из атласа, бархата или парчи имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины, и длинные узкие рукава, которые закидывали за плечи и завязывали сзади. Рукава не имели никакого практического назначения; под ними делали прорези для рук. Упоминается О. в качестве одежды цариц, князей и воевод, еще в XIV в.

ОХОБЕНЬ

ОХОБЕНЬ - , Охабень

старинная русская широкая верхняя одежда типа кафтана, которую носили бояре и дворяне в XV-XVI вв. О. из атласа, бархата или парчи имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины, и длинные узкие рукава, которые закидывали за плечи и завязывали сзади. Рукава не имели никакого практического назначения; под ними делали прорези для рук. Упоминается О. в качестве одежды цариц, князей и воевод, еще в XIV в.

ОХРА

ОХРА (от греч. ochros - бледный, желтоватый) - природная минеральная краска разных оттенков желтого цвета, а при обжиге красного цвета; важный минеральный краситель, известный с древности и применявшийся при изготовлении текстиля и керамики, в архитектуре.

ОХРИСТЫЙ

ОХРИСТЫЙ - желто-красный, цвет охры.

ОХРОВЫЙ

ОХРОВЫЙ - желто-красный, цвет охры.

ОЧЕЛЬЕ

ОЧЕЛЬЕ - передняя часть старинных русских женских головных уборов (кокошника, кики), украшенная жемчугом и вышивкой, богато декорированная мелким бисером, шнурами.

ОЧЁС

ОЧЁС - отходы волокнистого материала (хлопка, шерсти, льна, шелка), получаемые при чесании. О. состоит из коротких волокон, сильно засоренных примесями. Почти все виды О. перерабатываются в пряжу (как правило, в смеси с обычным волокном).

ОЧЁСКИ

ОЧЁСКИ - отходы волокнистого материала (хлопка, шерсти, льна, шелка), получаемые при чесании. О. состоит из коротких волокон, сильно засоренных примесями. Почти все виды О. перерабатываются в пряжу (как правило, в смеси с обычным волокном).

© 2000- NIV