Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "Т"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "Т"

ТАБЛЕТКА

ТАБЛЕТКА - женский головной убор; очень низкая плоская шапочка типа "ток", нижний край по линии прилегания к голове имеет прямую линию.

ТАЛИСМАН

ТАЛИСМАН (франц. talisman, от араб. тиласм, букв. - магическое изображение) - предмет, позже украшение, которому по суеверным представлениям, приписывалась чудодейственная способность охранять человека от болезней, сглаза и т. п. Считается, что Т. обладает способностью приносить удачу и счастье. Вера в Т., амулеты, обереги возникла в древности и сохранилась до наших дней у многих народов.

ТАЛИЯ

ТАЛИЯ (франц. taille)

1. наиболее узкая часть туловища между грудью и бедрами. Так же называется и часть платья прилегающая к этому месту.

2. (греч. Thaleia) В древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительница комедии.

3. Одна из трех граций (харит).

ТАЛЬМА

ТАЛЬМА - устар. название женской длинной накидки без рукавов, часто кружевной (по имени французского трагика Ф. Тальма, осуществившего реформы в области сценического костюма и грима в начале XIX в.).

ТАМБУР

ТАМБУР (франц. tambour) - вышивальный шов. Выполняется по предварительно нанесенному на ткань рисунку иглой или крючком, направленным в одну сторону, стежками в виде небольших петелек, соединенных между собой наподобие цепочки.

ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (от лат. tangens - направленный по касательной линии) - трение материалов. У текстильных материалов силы трения и сцепления (цепкости) проявляются одновременно. Их характеристикой служит сила Т. С. - сила, которая препятствует перемещению двух тел в плоскости их касания. Такие свойства текстильных полотен как сопротивление истиранию, скольжение материала, осыпаемость нитей из срезов ткани, раздвигаемость нитей в швах, распускаемость трикотажа определяются силами трения волокон, нитей и пряжи, из которых изготовлены эти полотна. От трения зависят и условия выполнения многих технологических операций изготовления одежды - настилание полотен, раскрой, конструкции швов, методы обработки открытых срезов и т. д.

ТАНКЕТКИ

ТАНКЕТКИ - женские туфли на подошвах, утолщяющихся от носа к пятке; также называются и сами подошвы.

ТАПА

ТАПА (полинез.) - материя, изготовленная из луба (внутренняя часть древесной коры). Т. была распространена у народов не знавших ткачества и служила материалом для одежды, подстилок и пр. Изготовление Т. сохранилось до наших дней у некоторых народов Индонезии, Океании, Африки и др. Для получения Т. кора очищается, вымачивается в воде и выколачивается деревянными колотушками. У индонезийцев и полинезийцев выделка Т. достигла значительного совершенства. Ее окрашивают, расписывают красками или наносят на нее узоры специальными штампами.

ТАПОЧКИ

ТАПОЧКИ - легкие туфли без каблуков, разновидность спортивной или домашней обуви.

ТАРЛАТАН

ТАРЛАТАН (франц. tarlatane) - устар. название однотонной прозрачной хлопчатобумажной или полушелковой газовой ткани, которую употребляли для изготовления женских бальных платьев; разновидность кисеи.

ТАРМАЛАМА

ТАРМАЛАМА - устар. название плотной персидской шелковой или полушелковой ткани с крупными узорами, из которой шили домашние мужские халаты.

ТАТУИРОВКА

ТАТУИРОВКА (франц. tatouer от полинезийск. - татуировать) - украшение тела рисунками путем введения под кожу красящих веществ. Так же называются узоры и рисунки, нанесенные таким способом.

Задолго до появления одежды люди разукрашивали свое тело в разные цвета. Это было украшение и знак племени, рода, тотема, социальной принадлежности. Т. связана с древнейшими обычаями испытания выносливости при посвящении юношей во взрослых мужчин, служила знаком магической защиты от злых духов. У некоторых племен Т. была необходимым условием для вступления в брак и ее делали при достижении половой зрелости как юношам так и девушкам.

Способы нанесения рисунков и введение красящих веществ были различны. Накалывание производилось деревянной, костяной, а позже металлической иглой. У народов со светлой кожей Т. выполняли накалыванием, у темнокожих она заменялась рубцеванием. Обычай татуироваться был завезен моряками из Юго-Восточной Азии в Европу.

Мода на Т. возникала неоднократно, но наиболее устойчиво сохранялась в уголовном мире. Сегодня это необычное, экзотическое украшение тела мужчин и женщин вновь стало модным. Устраиваются конкурсы по татуировке, открываются салоны, издаются рекламные проспекты.

ТАФТА

ТАФТА (франц. taffetas, от персидск.) - тонкая плотная глянцевитая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с узорами на матовом фоне или с мелкими поперечными рубчиками. Из шелковой Т. шьют блузки, юбки, из хлопчатобумажной - сорочки, платья. Существовало большое количество разновидностей Т.: легкая и тяжелая, полосатая и клетчатая, "бриллиантовая", "зеркальная" и узорчатая. Имела разные названия: Т.-гласе, Т.-фасоне, Т.-шанжан, Т.-шин и др. Одной из разновидностей легкой Т. является поплин - ткань из хлопка, шелка или из химических волокон с мелким поперечным рубчиком.

ТАФЬЯ

ТАФЬЯ - мужской домашний головной убор; разновидность скуфьи; небольшая шапочка типа тюбетейки из бархата, сафьяна, сукна или парчи, украшенная серебряным или золотым шитьем, жемчугом. Такую шапочку носили на Руси люди привилегированных сословий. Поверх Т. при выходе из дома надевали уличные головные уборы.

ТАЧАТЬ

ТАЧАТЬ - устар. термин в сапожном и портновском деле: шить сквозной строчкой (Т. сапоги, Т. одежду). Отсюда - стачать, притачать, обтачать детали и т. д.

ТВИД

ТВИД (англ. tweed) - шерстяная меланжевая ткань, напоминающая домотканную; вырабатывается из толстой аппаратной некрученой пряжи, содержащей мертвый волос. Т. отличается повышенной декоративностью за счет включения при его производстве разноцветной пряжи или непса, комбинирования различных переплетений. Вырабатывается с различной поверхностной плотностью. Используется для изготовления пальто и костюмов делового и спортивного типа. Из легких Т. шьют даже платья.

ТВИЛ

ТВИЛ (англ. tweel) - обобщенное название шелковых костюмных и подкладочных тканей саржевого переплетения.

ТЕКС

ТЕКС (от лат. texo - тку, сплетаю) - международная единица линейной плотности (г/км), применяемая для характеристики толщины волокон и нитей; число Т. определяется отношением массы волокон, нитей в граммах к длине в километрах. У нас в стране Т. используется с 1956 г.

ТЕКСТИЛЬ

ТЕКСТИЛЬ (от лат. textile - ткань, материя) - общее название прядильно-ткацких изделий (ткань, трикотаж, нетканые полотна, нитки, сетки и пр.).

ТЕКСТИЛЬНАЯ ГАЛАНТЕРЕЯ

ТЕКСТИЛЬНАЯ ГАЛАНТЕРЕЯ - общее торговое название разного рода изделий, предметов личного обихода и материалов для отделки, выработанных различными способами из нитей, пряжи, тканей, трикотажа. К Т. Г. относятся нитки, пряжа, лентоткацкие изделия, тесьма, шнуры, гардинно-тюлевые изделия, кружева, галстуки, зонты и др. (см. также Галантерея).

ТЕКСТИЛЬНАЯ ЗАСТЁЖКА

ТЕКСТИЛЬНАЯ ЗАСТЁЖКА - то же, что Велкро, разг. "липучка", застежка, состоящая из двух лент. Лицевая сторона одной из них покрыта петлями из мононитей, лицевая сторона другой - петлями из мононитей с боковым разрезом, т. е. крючками. При соединении двух лент крючки входят в петли и происходит застегивание. Разъединяются две ленты при их раздирании со значительным усилием. Т. З. используется в одежде и обуви. Изобрел застежку швейцарец Ж. Деместрель, который по аналогии с растением репейник сделал "липучку". Он запатентовал открытие в 1956 г., патент купили США, через несколько лет "липучки" появились во всем мире.

ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - одна из старейших и крупных отраслей легкой промышленности, вырабатывающая из различных видов растительных, животных, искусственных и синтетических волокон ткани, трикотаж, нетканые полотна и др. изделия. В состав Т. П. входят следующие отрасли: первичной обработки текстильного сырья, хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, нетканых материалов, пенько-джутовая, сетевязальная, текстильно-галантерейная, трикотажная, валяльно-войлочная. Продукция Т. П. используется для производства одежды, обуви, обивки мебели и др.

ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА

ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА - см. Волокна и нити, Волокно.

ТЕКСТИЛЬНЫЕ НИТИ

ТЕКСТИЛЬНЫЕ НИТИ - см. Нити.

ТЕКСТИЛЬЩИК, ТЕКСТИЛЬЩИЦА

ТЕКСТИЛЬЩИК, ТЕКСТИЛЬЩИЦА - работник текстильной промышленности.

ТЕКСТУРА

ТЕКСТУРА (от лат. textura - ткань, связь, строение) - особенности строения твердого вещества, обусловленные характером расположения его составных частей. Т. текстильных материалов характеризуется расположением волокон в пряже, видом крутки и степенью скрученности, видом переплетений при ткачестве и вязании, отделкой и др.

ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ НИТИ

ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ НИТИ - высокообъемные нити из синтетических волокон, отличающиеся от обычных повышенным удельным объемом, сильной извитостью, рыхлой структурой и большой упругой растяжимостью. Производство Т. Н. расширило область применения синтетических волокон, улучшило их эксплуатационные и гигиенические свойства, позволило избавиться от гладкой поверхности с неприятным "стеклянным" блеском синтетических материалов. Т. Н. нашли широкое применение в изготовлении формоустойчивых трикотажных полотен (кримплен), верхнего и нижнего трикотажа, чулочно-носочных изделий, в производстве искусственного меха, ковров, пледов и пр. В зависимости от способа получения, свойств и назначения Т. Н. разделяют на следующие виды: высокорастяжимые, малорастяжимые, извитые, петлистые, профилированные, бикомпонентные, комбинированные, а также высокообъемную пряжу.

ТЕКТОНИКА ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

ТЕКТОНИКА ФОРМЫ ОДЕЖДЫ (от греч. tektonike - строительное искусство) - взаимосвязь формы, конструкции и свойств материалов. Желаемая форма одежды может быть достигнута с помощью хорошо отработанной конструкции изделия. И форма, и конструкция одежды в значительной степени зависят от таких свойств материалов как драпируемость, жесткость, формовочная способность и др.

ТЕЛОГРЕЙКА

ТЕЛОГРЕЙКА - 1. Женская одежда в виде теплой кофты без рукавов.

2. Стеганая ватная куртка, ватник.

ТЕЛОГРЕЯ

ТЕЛОГРЕЯ - старинная русская женская одежда с длинными иногда откидными рукавами, покроем напоминающая сарафан. Т. шили на меху или на подкладке, для верха использовали бархат, парчу, атлас, мех; Т. была распашной, с пуговицами или завязками.

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ - строение формы тела человека; одна из наиболее важных характеристик фигуры. Определяется сочетанием ряда внешних признаков и, прежде всего, степенью развития мускулатуры и жироотложений, изменчивость которых влечет за собой изменение др. признаков телосложения: форм грудной клетки, живота, спины. Различные сочетания этих признаков образуют различную внешнюю форму тела человека.

ТЕЛЬНИК

ТЕЛЬНИК (разг.) - см. Тельняшка.

ТЕЛЬНЯШКА

ТЕЛЬНЯШКА - матросская трикотажная поперечно-полосатая (в синюю и белую полоски) рубашка, надеваемая на тело. Как предмет флотского обмундирования была введена в России в 1871 г.

ТЕННИСКА

ТЕННИСКА - трикотажная верхняя рубашка с короткими рукавами.

ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - то же, что утепляющие материалы; используются в качестве утепляющей прокладки при изготовлении зимней одежды, головных уборов, обуви. К Т. М. относятся: вата, ватин, поролон, клеевые, нетканые объемные полотна, натуральные и искусственные меха.

ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА

ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА - свойства, характеризующие способность материалов для одежды предохранять организм человека как от лишних тепловых потерь в холодное время, так и от перегрева в жаркое. Т. С. зависят от теплопроводности волокон и нитей материалов, их плотности, толщины и отделки. Теплопередача через ткани одежды - сложный процесс, т. к. осуществляется разными путями: теплопроводностью, излучением, проведением паров влаги, выделяемой телом, конвекцией. Самое холодное, обладающее наибольшей теплопроводностью волокно, - лен, самое теплое - шерсть. В формировании Т. С. материалов большую роль играет малоподвижный воздух, который является самым плохим проводником тепла. Количество малоподвижного воздуха в толще материала зависит от числа, строения и размера пор. Использование толстой пушистой пряжи, увеличение линейного заполнения ткани, применение многослойных переплетений, проведение в процессе отделки валки, ворсования увеличивают Т. С. тканей. Наиболее высокие показатели Т. С. имеют толстые плотные шерстяные ткани с начесом, шерстяные ватины, натуральный длинноворсовый мех.

ТЕПЛОСТОЙКОСТЬ И ТЕРМОСТОЙКОСТЬ

ТЕПЛОСТОЙКОСТЬ И ТЕРМОСТОЙКОСТЬ - способность текстильных материалов сохранять эксплуатационные свойства при повышенных температурах. Теплостойкость материала обычно оценивают максимальной температурой, при которой наблюдаемые изменения физико-механических свойств носят необратимый характер.

Термостойкость оценивают максимальной температурой, при которой наступают необратимые изменения свойств текстильных материалов, т. е. начинается их термический распад. Существенное влияние на теплостойкость и термостойкость материалов имеют наличие влаги в материале, волокнистый состав, а также длительность тепловой обработки и давление нагретой поверхности; с их увеличением снижается прочность материала при разрыве и истирании. Поэтому при разработке режимов влажно-тепловой обработки одежды важно установить оптимальное соотношение между такими параметрами, как температура гладильной поверхности, время обработки, давление и начальная влажность.

ТЕРМАЛАМА

ТЕРМАЛАМА - устар. название плотной персидской шелковой или полушелковой ткани с крупными узорами, из которой шили домашние мужские халаты.

ТЕСЁМКА

ТЕСЁМКА (разг.) - см. Тесьма.

ТЕСЬМА

ТЕСЬМА - , Тесёмка - узкое плетеное или вязаное плоское изделие из хлопчатобумажной, штапельной, вискозной пряжи и текстурированных нитей; используется для отделки, окантовки деталей одежды, а также для завязывания, скрепления чего-л.

Плетеная Т. вырабатывается на плетельных машинах путем сплетения системы нитей при расположении их друг к другу под углом 40-50° С. Такое расположение нитей обусловливает растяжимость Т. в ширину, гио позволяет уложить ее без морщин и складок по любому контуру, в том числе и по кругу. Тесьма бывает прикладной (для белья, шнуровки корсетов, заделки швов, обшивки краев деталей и т. д.) и декоративной (для отделки и украшения швейных и трикотажных изделий). К прикладной Т. относятся также корсетная и эластичная Т.; к декоративной - разнообразные по оформлению и ширине - "вьюнчик", "косичка", "волна", мебельная и др.

Вязаная Т. вырабатывается способом вязания на уточно-вязальных машинах или рашель-машинах из двух или трех систем нитей (основа, уток и узорообразующая нить). Она может быть гладкой, плотной или ажурной. Ее рисунки часто выполнены по мотивам народных орнаментов. Изготавливается такая тесьма в виде мережки с петельками, зубчиками и т. д.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА - см. Комплексные волокна.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ - описание художественного оформления модели, особенности изготовления изделия, спецификация материалов и деталей, сложность обработки и др. сведения, необходимые для изготовления изделий в условиях производства. Т. О. является одним из важнейших документов, необходимых для технологического расчета потоков.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - описание технологического процесса изготовления швейных изделий с указанием последовательности неделимых операций и соответствующих данных о технологических параметрах каждой операции, средствах оснащения и трудовых нормативах.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА - описание организационных технологических операций, включая контроль и перемещение по всем видам работ, выполняемых на одном технологическом процессе в технологической последовательности с указанием данных о средствах оснащения и трудовых нормативах.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - свойства текстильных материалов, оказывающие влияние на технологические процессы изготовления одежды (процессы резания, раскроя, пошива, выбора оборудования, режима влажно-тепловой обработки и др.). К Т. С. относятся: сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка, способность материалов в формообразованию и формозакреплению, раздвигаемость нитей в швах, жесткость, драпируемость, толщина, поверхностная плотность. К этой группе свойств следует отнести также свойства, которые проявляются в эксплуатации: легкость ухода, восстановление формы изделий после стицки и химической чистки.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ - такое конструктивное решение деталей, узлов и изделия в целом, которое позволяет при его изготовлении и ремонте применять наиболее прогрессивные методы обработки и сборки на производственных потоках и дает в результате высокую производительность труда и минимальную себестоимость продукции. Т. К. определяет степень прогрессивности технологии, степень механизации и автоматизации труда, трудоемкость и материалоемкость изделия.

ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение) - совокупность методов обработки, изготовления или переработки формы сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий (в т. ч. и одежды) в процессе производства; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и методы в различных отраслях промышленности. Т. называются и сами операции обработки, переработки, хранения, транспортирования, а также описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.

ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ

ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ - совокупность приемов и способов изготовления одежды; предусматривает изучение, разработку и совершенствование технологических процессов переработки тканей, трикотажных и нетканых полотен и др. материалов (кожи, меха) в одежду, начиная с процессов раскройного производства, процессов обработки отдельных деталей и узлов, их соединения и сборки, процессы влажно-тепловой обработки и заключительно-отделочные операции, а также контроль качества сборочно-соединительных операций и готовых изделий. Т. О. излагает способы производства (массовый или по индивидуальным заказам), описывает средства, применяемые для соединения деталей, режимы влажно-тепловой обработки, технологические процессы изготовления конкретных видов одежды (пальто, платье, костюм и т. д.), технологический расчет потоков, технологическую документацию и др. В определенные периоды своего развития технология получает дополнительные характерные названия, обозначающие те или иные ее особенности: унифицированная (поузловая), прогрессивная (клеевая), малооперационная.

Унифицированная Т. О. решала задачу оптимизации методов обработки деталей и узлов швейных изделий на основе принципов унификации (единообразия) методов с использованием передового оборудования и рациональных приемов обработки. Основной отличительной особенностью прогрессивной Т. О. по сравнению с унифицированной явилось применение новых клеевых методов обработки. Малооперационная Т. О. предусматривает использование: нового высокопроизводительного швейного оборудования с микропроцессорными системами управления, с элементами роботизации; соответствующих этому оборудованию новых экономичных методов обработки деталей и узлов, в том числе новых химических методов; рациональных пакетов новых видов основных, прикладных, прокладочных и вспомогательных материалов. Малооперационная технология в нашей стране все более широко применяется в современных комплексно-механизированных линиях на предприятиях массового производства одежды.

Роботизированная Т.О. предполагает полную автоматизацию швейного производства путем применения сопряженных друг с другом систем автоматизированного проектирования (САПР) на всех производственных переходах ("САПР - раскладка", "САПР - раскрой", "САПР - технология", "САПР - управление" и т. д., в том числе с использованием элементов объемных методов конструирования и пошива одежды). Однако роботизированная технология требует больших капиталовложений и в настоящее время находится в стадии апробации в швейной практике отдельных стран (Японии, США, Италии).

Экономичнее может быть непрерывная Т. О., которая, как предполагается, должна стать технологией XXI в. Но пока еще нет даже более или менее приемлемого научного обоснования этой идеи, а есть только отдельные прикидки создания непрерывной Т. О. (в частности, бесшовной одежды за один производственный цикл).

ТИАРА

ТИАРА (греч. tiara)

1. Головной убор древних восточных (персидских и ассирийских) властителей и жрецов, который надевали в торжественных случаях.

2. Тройная корона папы римского, часть облачения высшего духовенства католической церкви. Сначала была белая, без обруча, затем с золотым обручем в виде венца; позже был присоединен второй венец, а затем (в 1360 г.) третий с державой на верху. Со времен папы Павла II состоит из пурпурных, синих и зеленых полос с тремя венцами.

ТИК

ТИК (англ. tick) - плотная хлопчатобумажная или льняная ткань саржевого, атласного или полотняного переплетения с продольными широкими пестроткаными или набивными полосами. Используется для изготовления матрацев, мебельных чехлов, тентов и др.

ТИП

ТИП (от греч. typos - форма, образец) - образец, модуль для группы предметов; форма, вид чего-л., обладающие существенными качественными признаками (например, Т. телосложения характеризуется внешней формой тела человека и зависит от степени развития мускулатуры и жировых отложений; Т. осанки мужских и женских фигур - сутулая, нормальная, перегибистая).

ТИПИЗАЦИЯ

ТИПИЗАЦИЯ (от греч. typos - форма, образец) - обоснованное сведение многообразия избранных типов конструкций, оборудования, технологических процессов и т. п. к небольшому их числу. Например, Т. многообразия осанок мужских и женских фигур привела к выделению трех основных типов осанок - сутулой, нормальной и перегибистой; Т. многообразия конструкций одежды позволила разработать типовые (базовые) конструкции и т. д. Т. - один из методов стандартизации.

ТИПОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ТИПОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ - наиболее характерная конструкция, выявленная при проведении типизации. На основе данных о Т. К. разрабатывается базовая конструкция, которая принимается в качестве основной. Множество моделей одежды можно представить ограниченным числом базовых конструкций, использование которых при разработке конструкций новых моделей позволяет сократить затраты времени на проектирование одежды, совершенствовать и унифицировать их технологическую обработку и др. Разработка базовых конструкций одежды производится на средний размеророст внутри каждой размерной и полнотной группы населения.

ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - разработка типовых (однотипных) конструкций, деталей, узлов и изделий, технологических процессов, предназначенных для массового или серийного производства.

ТИПОЛОГИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ТИПОЛОГИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - см. Размерная типология населения.

ТИСНЕНИЕ

ТИСНЕНИЕ - техника художественной обработки тканей, кожи, бархата и др. материалов путем выдавливания на их поверхности рельефных изображений. Эффект стойкого Т. достигается при заключительной отделке материалов на тиснильных каландрах, металлический вал которых имеет рельефную (выпуклую) гравюру. Ткань, обработанная растворами тепмокалиевых смол (метазин, карбамол), после высушивания и ширения поступает на тиснильный каландр (температура вала 180-190° С, давление 5-6 атм.). Смола, образующаяся в результате термообработки на ткани и волокнах, фиксирует на поверхности ткани рельефный рисунок, полученный в результате вдавливания гравюры металлического вала каландра. Стойкое Т. применяют для отделки сатинов и др. платьевых тканей. Художественное Т. или нарезание искусственной мереи (рисунка) на лицевой поверхности кожи выполняют с помощью специальной гладкой или рельефной плиты.

ТИТР

ТИТР (франц. titre - качество, характеристика) - устар. характеристика линейной плотности волокон и нитей, выраженная в денье. Т. стали применять в XVIII в.; с 1900 г. использовали так называемый легальный Т., численно равный массе нити (г) длиной в 9 км. В СССР с 1956 г. вместо Т. принят текс.

ТИФТИК

ТИФТИК - название длинной ангорской шерсти, употребляемой для изготовления постижерных изделий: бород, усов, бакенбард, накладок, париков.

ТКАНЕВЯЗАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ТКАНЕВЯЗАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - см. Трикоткани.

ТКАНИ

ТКАНИ - изделия, образованные в процессе ткачества переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей основы (продольных) и утка (поперечных). Применяются и дополнительные системы нитей, служащие для образования ворса, петелек, узоров и т. п. Т. вырабатываются в виде полотен или штучных изделий (платки, скатерти), имеют малую толщину (не более 5 мм), значительную ширину (до 1, 5 м, иногда до 2, 0 м) и длину до 20-40 м. Узкие Т. шириной до 0, 4 м называют лентами.

Первые Т. были просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением.

На территории нашей страны люди научились вырабатывать Т. на последнем этапе каменного века. Находки фрагментов Т. в Центральном районе страны, близ Мурома, после их тщательного анализа, показали, что им около 4000 лет. В Государственном Историческом музее хранятся кусочки древней Т. красного цвета из кургана на реке Кубань; эта Т. датируется 2000-1500 гг. до н. э. Более поздние находки, выявленные в скифских погребениях свидетельствуют о том, что скифы шили или очень узкие, или широкие рубахи и штаны из Т., сверху надевали кожаную безрукавку. Для знати делали одежду из тонких Т., украшали вышивкой и нашитыми золотыми бляшками. В Чертомлыкском кургане найдены куски зеленых льняных, красных и коричневых шерстяных Т., из которых была изготовлена нарядная одежда.

С появлением усовершенствованных ткацких станков и механизацией ткацкого производства, выработка Т. ускорилась, их структура и внешний вид стали значительно разнообразнее.

Все вырабатываемые современные Т. классифицируют на бытовые и технические.

Бытовые Т. используют для изготовления бытовой одежды и бытовых швейных изделий. Эти Т. вырабатывают почти из всех видов волокон и нитей. В зависимости от видов волокнистого состава их подразделяют на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые (из натурального шелка и из химических нитей). Выделяют Т. однородные (из одного вида волокон или нитей, либо с примесью не более 10% др. видов); смешанные - из нитей, полученных из нескольких видов волокон; неоднородные - в которых чередуются различные виды. По назначению бытовые Т. делят на бельевые, платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные и др.; по структуре пряжи - на Т. из кардной, гребенной и аппаратной пряжи; по характеру отделки - на суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, ворсовые; по виду дополнительной обработки - на аппретированные, мерсеризованные, тисненые, гофрированные, несминаемые, малоусадочные и др.; по переплетению - на простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые. Виды Т., отличающиеся друг от друга хотя бы одним показателем заправочных данных (толщина нитей, число их на единицу длины и ширины, переплетение и т. д.), обозначаются условными номерами - артикулами.

Строение Т. характеризуется толщиной нитей (оценивается линейной плотностью, т. е. массой 1 км нити в граммах); видом переплетения нитей основы и утка; плотностью (количество нитей основы и нитей утка на 10 см); фазой строения (соотношение изогнутости нитей основы и утка); показателями относительной плотности (заполнения и наполнения); опорной поверхностью (площадь фактического контакта ткани с плоскостью соприкасающейся поверхности); пористостью (объем, заполненный воздухом); поверхностной плотностью (масса 1 м2); фактурой (гладкая, рельефная, ворсовая).

Свойства Т. можно условно классифицировать на геометрические (толщина, ширина, длина); механические - характеризующие отношение Т. к действию механических сил (прочность, растяжимость, жесткость, драпируемость, несминаемость и др.); физические (проницаемость, поглощаемость, тепловые, оптические, электрические и др.); усадочные - способность изменять размеры при стирке, влажно-тепловой обработке; износостойкие - способность противостоять воздействиям различных разрушающих факторов (стойкость к истиранию, многократному растяжению и др.); формовочные - способность образовывать и сохранять форму в одежде.

Технические Т. - используют для изготовления деталей машин, установок, сооружений, а также технических изделий. Наибольшее распространение получили: кордная прорезиненная Т. (для каркасов авиа-, авто- и велопокрышек шин); рукавные ткани передаточных устройств (пожарные рукава и др.); фильтровальные (для улавливания твердых частиц из жидкостей, газов и воздуха); кроме того, технические Т. используют для парашютов, оболочек надувных сооружений, тентов (брезенты), в качестве заменителей кожи (кирза). Вырабатываются технические Т. почти из всех видов, текстильных волокон и нитей.

ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО - то же, что Ткачество.

1. Совокупность технологических процессов, необходимых для изготовления суровых (неотделанных) текстильных тканей. Делится по виду сырья на хлопкоткачество, шерстоткачество, шелкоткачество, льноткачество и т. п. Технология Т. П. включает подготовительные операции, собственно ткачество и заключительные операции. К подготовительным операциям относятся перематывание нитей основы и утка, снование, шлихтование, пробирание основы и связывание концов нитей. Цель этих операций - создание паковок нитей основы и утка для ткачества. Собственно ткачество - процесс получения ткани при переплетении нитей основы и утка выполняется на ткацком станке. Заключительные операции Т.П. включают измерение длины ткани на мерильных машинах, чистку и стрижку ее, контроль качества на браковочных машинах, укладку на складильных машинах. Все заключительные операции осуществляются на поточных линиях, на которых суровая ткань движется непрерывным полотном, сшитым из отдельных кусков ткани.

2. Совокупность ткацких цехов, приготовительного цеха и браковочного отдела. Такое производство может быть самостоятельным (фабрика) или входить в состав текстильного комбината, состоящего из прядильного, крутильного, ткацкого и отделочного производства.

ТКАЧ

ТКАЧ - мастер, рабочий, вырабатывающий ткани на ткацком станке.

ТКАЧЕСТВО

ТКАЧЕСТВО - см. Ткацкое производство.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК

ТОВАРНЫЙ ЗНАК - знак, наклейка, эмблема, прикрепляемая к товару (или упаковке) изготовителем или торговым предприятием для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Т. З. может быть словесным (сочетание отдельных слов, букв, цифр, фамилия), изобразительным (рисунки, графические символы, сочетание цветов), объемными (форма изделий или упаковки) и т. д. Выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы. Применяется во внутренней и международной торговле во многих странах. Приобретение права на Т. З., порядок его использования и защиты определяются национальными законодательствами и международными соглашениями, важнейшими из которых является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г. (обе ратифицированы нашей страной).

ТОГА

ТОГА (лат. toga - покрывало) - мужская верхняя одежда полноправных граждан Древнего Рима; разновидность длинной накидки или мантии из шерстяной ткани. Иностранцы и рабы не имели права носить Т. Эту одежду римские граждане надевали только в мирное время, поэтому Т. стала в поэтических описаниях синонимом мира. В ранний период Римской империи Т. стала официальной одеждой. Она представляла собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска ткани размером 6 х 1, 8 м. Способ драпировки был очень сложным и без посторонней помощи создать ее было невозможно. Обилие складок и драпировок не позволяли делать быстрых или резких движений, а требовали определенной пластики, соответствующих манер и жестов, создающих впечатление величественности.

ТОК

ТОК (франц. toque) - головной убор, шляпа или шапочка без полей. Появилась в европейском мужском костюме в XVI в. Это была небольшая бархатная шапочка с высоким верхом. Затем маленький высокий Т. появился в женском костюме в XVII в. Позже Т. укрепился в женской моде, его делали из фетра или непушистого меха (норка, каракуль и др.), украшали перьями, вуалью, драгоценностями, искусственными цветами и др.

ТОЛСТОВКА

ТОЛСТОВКА - широкая с короткой застежкой у горловины, длинная в складку мужская блуза, которую носили с поясом. Названа по имени русского писателя Л. Н. Толстого, носившего такую блузу. Т. была почти основной повседневной одеждой мужчин (особенно номенклатурных работников) в Советском Союзе в период военного коммунизма (с 1917 по 1928 гг.).

ТОН

ТОН (от греч. tonos - повышение, ударение) - одна из основных характеристик цвета (наряду со светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок, яркость, например красный Т., синий Т., зеленый Т. и т.д. (Подробно см. Цвет).

ТОНАЛЬНОСТЬ

ТОНАЛЬНОСТЬ - основной преобладающий цвет, тон, объединяющий отдельные цвета в орнаментальном или живописном произведении; сочетание тонов.

ТОНИНА

ТОНИНА - величина поперечного сечения волокон, нити.

ТОНКОВОЛОКНИСТЫЙ

ТОНКОВОЛОКНИСТЫЙ - с тонким волокном (например, Т. хлопок).

ТОНКОРУННЫЙ

ТОНКОРУННЫЙ - с тонким руном, с тонкой шерстью (например, Т. шерсть, Т. овца).

ТОНКОСУКОННАЯ ТКАНЬ

ТОНКОСУКОННАЯ ТКАНЬ - ткань, выработанная из аппаратной пряжи линейной плотности 50-100 текс; имеет ворсовый застил, сильно или слегка уваленный, полностью или частично закрывающий рисунок переплетения. По волокнистому составу может быть чистошерстяной (с примесью др. волокон до 5%) и полушерстяной (с содержанием шерстяных волокон не менее 20%). К классическим Т. Т. относятся драпы, пальтовые ткани (твид, букле), сукна, шевиоты.

ТОНКОСУКОННЫЙ

ТОНКОСУКОННЫЙ - 1. Изготовляющий тонкое сукно (например, Т. комбинат).

2. Сделанный из тонкого сукна (например, Т. бушлат).

ТОНКОШЕРСТНЫЙ

ТОНКОШЕРСТНЫЙ - 1. Имеющий, дающий тонкую шерсть (например, Т. овцы).

2. Сделанный из тонкой шерсти (например, Т. свитер).

ТОП

ТОП (по-видимому, от англ. top - вершина, верхняя часть чего-л.) - маленькая женская блузка на бретелях, похожая на верхнюю часть комбинации. Блузка-Т. появилась в моде в 70-80-х гг. XX в. и в наши дни очень популярна: она хорошо дополняет современный костюм, заменяя традиционную блузку с воротником и рукавами.

ТОРБАЗА

ТОРБАЗА (от якут. этэрбэс) - мягкие сапоги из оленьих шкур, шитые шерстью наружу.

ТОРБАСА

ТОРБАСА (от якут. этэрбэс) - мягкие сапоги из оленьих шкур, шитые шерстью наружу.

ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ

ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ - перечень товаров, находящихся в торговых предприятиях. Например, в магазине "Одежда" могут быть все виды готовой одежды, головные уборы и швейные изделия, не относящиеся к одежде - постельное и столовое белье и др.

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДЕЖДА

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДЕЖДА - см. Нарядная одежда.

ТОРС

ТОРС (итал. torso)

1. Туловище человека.

2. Скульптурное изображение туловища человека (без головы и конечностей).

ТОРШОН

ТОРШОН (от франц. torchon - тряпка, соломенная плетёнка)

1. Хлопчатобумажная ткань с редким переплетением узловатых неровных нитей, создающих шероховатую рельефную поверхность. Обычно такая ткань вырабатывается клетчатой.

2. Бумага с шероховатой поверхностью (зачастую имитирующей переплетение ткани), употребляемая для рисования, в фотографии.

ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯ ОДЕЖДА

ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯ ОДЕЖДА - видоизменяемая одежда, одежда которую из одного вида можно преобразовать в др., например, снять рукава на застежке-молнии и получить жилет или, расстегнув все молнии рюкзака, получить куртку и наоборот. Особенно интересна Т. О. в детском ассортименте, где курточки, плащи и др. изделия можно превратить в игрушки, рюкзачки и т. д. Трансформация достигается за счет различных комбинаций деталей при крое и за счет использования разнообразных молний, кнопок, крючков, тесьмы, пряжек и пр.

ТРАФАРЕТ

ТРАФАРЕТ (итал. trafaretto - продырявливание, прокалывание)

1. Приспособление для формирования орнамента или красочного изображения, рассчитанное на многократное его повторение. Обычно это пластина из пластмассы, металла или картона с порезями, через которые краску наносят на какую-л. поверхность.

2. В швейном производстве это полотно крафт-бумаги или клеенки, на котором по контурам лекал в раскладке пробиты отверстия. Его используют при раскрое материалов для изделий, фасоны которых длительное время не изменяются. Т. кладут на настил, припудривают мелом, отчего на верхнем полотне настила остаются пунктирные контуры деталей.

3. Принятый образец, которому следуют без размышлений; штамп; нечто избитое, шаблонное.

ТРАФАРЕТНЫЙ СПОСОБ КРАШЕНИЯ ШКУРОК

ТРАФАРЕТНЫЙ СПОСОБ КРАШЕНИЯ ШКУРОК - способ, который используется для имитации ценных видов шкурок. Такому крашению подвергают овчину, кролика. Т. С. окрашивают низкосортные шкурки или с пороками волосяного покрова. На однотипные шкурки кладут с лицевой стороны трафарет, в отверстия которого по заданному рисунку (под леопарда, рысь, барса, енота) вводят одноцветный или многоцветный краситель. В настоящее время этот способ заменяется фотофильм-печатью.

ТРЕВИРА

ТРЕВИРА (нем. Trevira) - торговое название полиэфирного волокна, выпускаемого в Германии, США, Англии.

ТРЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ТРЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ - см. Тангенциальное сопротивление.

ТРЕНЧКОТ

ТРЕНЧКОТ (англ. trench - окоп и coat - пальто, пиджак) - английское название шинели. Тренч - термин, обозначающий фасон одежды, напоминающей шинель. В начале 60-х гг. XX в. Т. стали называть пальто (иногда и плащи) с глухой застежкой, отложным воротником, погончиками, с поясом и шлевками, хлястиками, любое пальто, имеющее сходство с шинелью или напоминающее армейский плащ или жакет.

ТРЕПАНИЕ

ТРЕПАНИЕ - очистка волокон льна, хлопка, шерсти и др. от примесей и пороков и их разрыхление. Один из основных технологических процессов прядильного производства, а также первичной обработки лубяных волокон (см. Прядильное производство).

ТРЕСТА

ТРЕСТА - солома льна, конопли, джута, кенафа, обработанная биологическим, тепловым или химическим способом. При такой обработке в соломе разрушаются пектиновые вещества, связывающие древесину и покровные ткани с волокнистыми пучками. Из Т. механическим способом (мятьё, трепание, чесание) получают волокно для прядения.

ТРЕУГОЛКА

ТРЕУГОЛКА - головной убор XVII-XVIII вв.; мужская шляпа треугольной формы, сделанная из фетра или сукна; в Европе в эпоху рококо ее носили и дамы. Была также форменным головным убором сначала в армии и флоте, а затем парадным головным убором у морских офицеров и гражданских чиновников в дореволюционной России.

ТРЕУХ

ТРЕУХ - головной убор; старинная теплая шапка с опускающимися наушниками и задней частью. В России известна давно; ее носили как мужчины, так и женщины, причем у женщин из-под Т. виднелся унизанный жемчугом подзатыльник.

ТРИКО

ТРИКО (франц. tricot от tricoter - вязать)

1. Плотная, обычно костюмная ткань из шерстяной, полушерстяной, хлопчатобумажной пряжи. Вырабатывается пестротканым, иногда меланжевым и гладкокрашеным; имеет разнообразные переплетения - саржевое или мелкоузорчатое, у костюмного Т. четко выраженный рисунок в виде рубчиков, полосок, "елочек" и пр.

2. Одно из главных основовязаных трикотажных переплетений.

3. Трикотажные женские панталоны.

4. Спортивная и театральная трикотажная одежда, плотно облегающая тело.

ТРИКОТАЖ

ТРИКОТАЖ (франц. tricotage от tricoter - вязать) - вязанное изделие, полученное из одной или многих нитей путем образования петель и взаимного их переплетения на трикотажной машине или вручную. Вырабатывают Т. в виде полотен на производстве или штучных изделий на производстве и в домашних условиях. Полотна изготавливают разных видов и структур и используют в основном для пошива бельевых и верхних трикотажных изделий (платьев, блузок, пальто и др.). Штучные изделия - чулочно-носочные, бельевые (комбинации, майки), верхние (свитеры, пуловеры и др.) - вырабатывают в виде заготовок или в готовом виде на автоматах, вязальных машинах и вручную. Т. подразделяют по назначению, волокнистому составу, структуре переплетения, отделке и др.

По назначению различают Т. для верхних изделий, бельевой, чулочно-носочный, перчаточный, платочно-шарфовый, головные уборы. В свою очередь эти изделия подразделяют по половозрастной принадлежности (мужские, женские, детские), иногда по сезонности (летние, зимние, демисезонные) и по видам, т. е. наименованиям.

По волокнистому составу Т. делят на восемь групп: 1-я - из хлопчатобумажной пряжи, 2-я - из чистошерстяной пряжи, 3-я - из искусственных нитей и пряжи, 4-я - из синтетической пряжи и нитей, 5-я - из полушерстяной пряжи или сочетания чистошерстяной и полушерстяной пряжи с натуральными, искусственными, синтетическими нитями, 6-я - из хлопкового волокна (пряжи) в смеси с натуральными, искусственными и синтетическими нитями (пряжей), 7-я - из сочетания искусственных нитей с натуральными, синтетическими нитями (пряжей), 8-я - из сочетания синтетических нитей (пряжи) с натуральными, искусственными и синтетическими нитями (пряжей).

По структуре переплетения трикотажные полотна делят на поперечно-вязаные (кулирные) и основовязаные, каждые из которых в свою очередь подразделяют на одинарные и двойные.

По способу отделки различают суровый (неотделанный), отбеленный, гладкокрашеный, пестровязаный, с печатными рисунками, начесной, тисненый Т. и Т. с отделкой под замшу.

ТРИКОТАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ТРИКОТАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - подотрасль текстильной промышленности. Трикотажные предприятия вырабатывают трикотажные полотна, бельевой и верхний трикотаж, чулочно-носочные изделия, головные уборы, перчаточные изделия, шарфы, изделия медицинского назначения.

ТРИКОТАЖНЫЙ ВАТИН

ТРИКОТАЖНЫЙ ВАТИН - ватин, который вырабатывается вязанием на основовязальных рашель-машинах переплетением трико. Характеризуется большой мягкостью, растяжимостью, упругостью, не сваливается, не вызывает затруднений при настилании и раскрое, в качестве прокладки хорошо сохраняет форму одежды. Т. В. считается лучшим утепляющим материалом, используемым в швейном производстве.

ТРИКОТКАНИ

ТРИКОТКАНИ - тканевязаные изделия, изготовленные из тканых участков в виде полос, соединенных трикотажным переплетением. Вырабатывают новым трикоткацким способом при одновременном процессе ткачества и вязания на трикоткацких станках. Т. начали вырабатывать в конце прошлого столетия, но распространение они получили в наши дни. Первыми освоили трикоткацкие станки чехословацкие специалисты; в нашей стране станки освоены Ивановским хлопчатобумажным комбинатом, Оренбургским шелковым объединением и др.

Выпуск платьевых и костюмных полотен ограничен, вырабатываются в основном портьерные, декоративные и Т. для обтяжки детских колясок.

ТРОЩЕНИЕ

ТРОЩЕНИЕ - соединение нескольких одинаково натянутых нитей и совместная параллельная намотка их (без крутки) на бобину. Вспомогательный процесс текстильного производства, служащий для подготовки пряжи к перемотке на крутильных машинах. Кроме того, при Т. пряжа очищается от пуха и сора, удаляются слабые и толстые участки.

ТРОЩЁНЫЕ НИТИ

ТРОЩЁНЫЕ НИТИ - нити, изготовленные трощением.

ТРУАКАР

ТРУАКАР - жакет, длиной 3/4 от общей длины костюма.

ТРУСЫ

ТРУСЫ (от англ. trousers) - спортивные короткие штаны из легких тканей, а также принадлежность мужского, женского и детского нательного белья.

Трусы спортивные, мужские и для мальчиков, шьют на поясе или с эластичной тесьмой, из сатина, ситца, саржи. Конструкции спортивных трусов зависят от видов спорта и являются частью экипировки футболистов, гимнастов, велосипедистов, пловцов и т. д. (например, трусы велосипедистов сравнительно короткие, прострочены по боковым линиям, по шаговой линии, сзади нашита овальной формы подкладка из оленьей замши или трикотажного полотна).

ТРЯПЬЁ

ТРЯПЬЁ (собирательное)

1. см. Ветошь.

2. Рваная, изношенная одежда, белье; старье, рванье.

3. Пренебрежительное название одежды, платья, нарядов (обычно женских).

ТРЯСОК

ТРЯСОК - шкурка ягненка в возрасте от одного до четырех месяцев. Волосяной покров Т. высокий, мягкий, кольцеобразный или штопорообразный из мягких или грубоватых косичек со штопорообразной извитостью. Используется для шитья женских пальто, головных уборов и воротников.

ТУАЛЕТ

ТУАЛЕТ (франц. toilette)

1. Наряд, одежда, преимущественно женская.

2. Приведение в порядок своего внешнего вида (умывание, одевание, причесывание).

3. Столик с зеркалом и ящиками, за которым причесываются и т. д.

ТУАЛЬДЕНОР

ТУАЛЬДЕНОР (франц. toile de nord - букв. полотно севера) - вышедшее из употребления название легкой хлопчатобумажной ткани серого цвета для верхних мужских сорочек, спецодежды и т. д.

ТУЖУРКА

ТУЖУРКА (франц. toujours - постоянно, всегда) - домашняя или форменная куртка, обычно двубортная.

ТУЛУП

ТУЛУП (тюрк.) - длинная распашная, не крытая сукном меховая одежда, не отрезная по линии талии, с высоким воротником; изготовляется из овчины белого, желтого или черного цвета. Эта просторная теплая одежда рассчитана на длительное пребывание на холоде. В старые времена овчинный тулуп надевали в основном отправляясь в дальнюю дорогу. Размеры Т. позволяли носить его поверх др. зимней одежды.

ТУЛЬЯ

ТУЛЬЯ - 1. Основная часть шляпы, шапки, фуражки (без околыша, полей, козырька).

2. В Московской Руси так назывался головной убор конусообразной формы с меховым околышем, который царь надевал в торжественных случаях.

ТУНИКА

ТУНИКА (лат. tunica) - древнеримская одежда, вид рубахи; первоначально шерстяная, с IV века н. э. - льняная. Это была накладная одежда, которую надевали через голову. Ее шили из перегнутого на плечах полотнища длиной до колен (мужская) или до лодыжек (женская), с вырезом для головы. Боковые стороны сшивали, оставляя отверстия для рук; позднее стали пришивать рукава. Т. украшали вышивкой или тканой каймой др. цвета. Чем богаче и знатнее был римлянин, тем искусней делали отделку его Т. Женщины на Т. с рукавами надевали безрукавную Т., мужчины - тогу. Позже Т. несколько изменилась, а в Византии ее шили уже с длинными, суженными книзу рукавами. Покрой Т. был одинаковым для людей различных сословий, отличие заключалось в ее длине и качестве тканей.

Сегодня одежда типа Т. в моде. Это нечто среднее между платьем и блузкой: для платья она коротка, для блузки - слишком длинна. Носят тунику чаще поверх брюк, иногда поверх платья.

ТУПЕЙ

ТУПЕЙ (от франц. toupet - чуб) - старинная прическа из волос, взбитых и зачесанных назад. Так же называлась и волосяная подушечка, которую подкладывали в прическу для увеличения ее высоты. Т. был моден в костюме XVIII-XIX вв. Тупейный художник - название крепостных парикмахеров в России. А слово "тупировка" обозначает начес, взбивание волос расческой с двух сторон от корней к концам для видимого утолщения прядей.

ТУРНЮР

ТУРНЮР (франц. tournure)

1. Подушечка, подкладываемая под платье сзади, ниже талии, для придания фигуре пышности; модная принадлежность женского туалета конца XIX в.

2. Название юбки, которую носили с такой подушечной.

ТУТ

ТУТ (от араб. tut - шелковица) - то же, что шелковица; тутовое дерево, листьями которой кормят гусениц тутового шелкопряда.

ТУТОВНИК

ТУТОВНИК (от араб. tut - шелковица) - то же, что шелковица; тутовое дерево, листьями которой кормят гусениц тутового шелкопряда.

ТУТОВОДСТВО

ТУТОВОДСТВО - отрасль шелководства, выращивание кормовых насаждений тутового дерева (шелковицы), которое служит основным кормом гусениц тутового шелкопряда.

ТУТОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД

ТУТОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД - ночная бабочка, которая в своем развитии проходит четыре стадии: грена (яйцо), гусеница (личинка), куколка и бабочка. Тутовых шелкопрядов разводят для получения натурального шелка (подробнее см. Шелкопряды).

ТУФЛИ

ТУФЛИ - обувь, верх которой частично закрывает тыльную поверхность стопы. Различают туфли мужские, женские и детские. Наиболее разнообразен ассортимент женских туфлей, которые по конструкции иногда приближаются к полуботинкам или резко отличаются друг от друга способами закрепления на стопе, декором, формой, высотой каблука и др. Различают разновидности туфлей: гладкие туфли - лодочки, с отделкой, фигурного кроя, туфли типа мокасин, комбинированные туфли. В отдельную группу выделяют летние, спортивные, дорожные и комнатные туфли.

К летним туфлям относят открытые (босоножки). Это обычно туфли с открытыми носочной и пяточной частями или только с открытой носочной, или только открытой пяточной частью. Туфли ремешкового типа - летние туфли, верх которых состоит из отдельных ремешков разной ширины, скрепленных или не скрепленных между собой.

Спортивные туфли изготовляют без подкладки с мягкими носками и задниками на блочках, с накладными передними и задними наружными ремнями, с декоративными накладными деталями, с отделкой строчкой, перфорацией или контрастной по цвету окантовкой, как правило, на мягкой подошве. Разновидностью спортивных туфлей являются прогулочные туфли с подкладкой и стелькой из текстильных материалов, с мягкими носками и жесткими задниками, на шнурках, с верхом из кожи.

Дорожные туфли могут быть с верхом из натуральных, искусственных и синтетических кож и текстильных материалов, с союзками объемной формы или кроя мокасин, на низком каблуке. Комнатные туфли - делают обычно с мягким верхом, на подкладке или без нее, на низком каблуке.

ТУШЕ

ТУШЕ (от франц. toucher - трогать, прикасаться) - то же, что гриф, восприятие текстильных материалов, меха, кожи на ощупь. Чувственная характеристика, в основе которой лежат объективные физические свойства материалов. Т. имеет словесные характеристики, обозначающие состояние ощущений (приятное, неприятное, теплое, холодное и др.). Например, оценивая Т. ткани, дают характеристику: приятная шелковистая или шерстистая, плотная или рыхлая, мягкая, жесткая, сухая, упругая, ворсистая, бархатная и т. д.

ТЮБЕТЕЙКА

ТЮБЕТЕЙКА (тюрк. тюбетей - верх, вершина) - головной убор, шестигранная или квадратная неглубокая шапочка из шелковой ткани или фетра с вышитыми или ткаными узорами; национальный головной убор многих восточных народов, повсеместно распространена у народов Средней Азии: ее носят дети, мужчины и женщины, молодые и пожилые.

ТЮЛЕНЬ

ТЮЛЕНЬ - промысловый морской зверь. Ценятся меховые шкурки тихоокеанских, байкальских, каспийских и беломорских тюленей. Меховой покров тюленей резко изменяется в зависимости от возраста животного, шкурки имеют различные названия.

Белёк - шкуры детенышей тюленяей имеют первичный блестящий очень мягкий и густой волосяной покров. Окраска белого, кремового цвета с ровным или пятнистым оттенком на хребтовой части.

Хохлачонок - шкуры молодых тюленей с ровным блестящим, густым волосяным покровом темно-серебристого цвета.

Лахтачонок - шкуры морского зайца, имеют первичный плотный, мягкий волосяной покров от светло- до темно-серого цвета на хребте и серебристо-серого на череве.

Серка - шкуры годовалых тюленей. Покрыты перелинявшим, редким, грубым, блестящим, коротким волосяным покровом. Окраска серая, у байкальской серки с зеленоватым оттенком, а у северной - с темными пятнами.

Акиба - шкуры каспийских и байкальских тюленей серо-зеленой окраски с желтоватым оттенком, с рисунком из крупных кольцеобразных, темных посередине пятен, окруженных светлой каймой.

Ларга - шкуры байкальских и каспийских тюленей. Окраска светло-желтая или кремовая с рисунком из сплошных темных пятен.

Нерпа - шкуры взрослых тюленей. Имеют блестящий низкий волосяной покров, состоящий из грубой, почти без пуха ости, плотно прилегающей к кожевой ткани, темно-бурого цвета с кольцеобразными пятнами.

Шкуры тюленей используют в натуральном виде или красят в черный, коричневый цвета. Бывают щипаные и нещипаные. Используют для изготовления женских пальто, мужских пиджаков, курток, головных уборов, мужских воротников, обуви, женских сумок.

ТЮЛЬ

ТЮЛЬ (франц. tull - от названия французского города Тюль) - легкая прозрачная ткань, выработанная в виде гладкого сетчатого полотна (гладкий тюль) или в виде узорчатого сетчатого гардинного полотна (гардинный тюль). Тюль получают из хлопчатобумажной пряжи повышенной крутки, также из лавсановых, капроновых нитей, а для получения рисунка (узора) используют объемные нити (белан, мелан), вискозную нить и пряжу.

Гладкий тюль вырабатывают из двух систем нитей на тюлевых машинах; он используется для изготовления и отделки женских платьев и белья, штучных изделий - сеток, вышивок и т. д. Узорчатый, или гардинный тюль, вырабатывают на многочелночных гардинных или кружевных машинах, имеет односторонний или двусторонний растительный, или геометрический орнамент, тематический рисунок. Применяется для изготовления занавесей, покрывал, накидок и др. декоративных изделий. Может быть белым, цветным и пестрым.

ТЮНИК

ТЮНИК (от франц. tunique)

1. Традиционный женский балетный костюм. Т. применяется в романтическом балете (например, костюмы в балете "Жизель" Адана и др.).

2. Верхняя часть двойной женской юбки.

ТЮНИКА

ТЮНИКА (от франц. tunique)

1. Традиционный женский балетный костюм. Т. применяется в романтическом балете (например, костюмы в балете "Жизель" Адана и др.).

2. Верхняя часть двойной женской юбки.

ТЮРБАН

ТЮРБАН (франц. turban, от турец.) - мужской и женский головной убор; полотнище ткани, обернутое вокруг головы, иногда поверх тюбетейки или фески. Тюрбан носят народы Индии, Средней Азии, Северной Африки и др. Во время наполеоновских войн тюрбан стал модным во Франции, а затем распространился по всей Европе: его носили придворные дамы и господа. Тюрбан делали из кашмирской шали, бархата, парчи, тонкой индийской кисеи с золотыми полосами, белого и розового крепа и носили драпированным в складки или в виде витой полосы, украшенной жемчугом, брошкой или султаном из перьев. Тюрбан часто называют чалмой, но в отличие от нее тюрбан имеет ровную линию нижнего края. В современной моде широко используется форма Т. при изготовлении головных уборов из трикотажа или фетра.

© 2000- NIV