Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "У"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "У"

УБРУС

УБРУС - старинное название платка на Руси; покрывало; ширинка; полотенце. Узкое длинное полотнище, которым покрывали голову замужние женщины. Сведения об этом сохранились в письменных памятниках начиная с XII в. У. носили под шапкой и в качестве самостоятельного головного убора. Особенно нарядный У. надевали под венец; вышитые У. - ширинки "подносила молодая на поклоне" (дарила) почетным гостям. Убрусы делали из тонкого белого полотна, иногда красили в красный цвет. Позднее убрусы стали делать квадратными, складывать треугольником и закалывать под подбородком, концы свисавшие на груди, богато расшивали.

УВАЛКА ТКАНЕЙ

УВАЛКА ТКАНЕЙ - см. Валка тканей.

УГАРНОЕ ПРЯДЕНИЕ

УГАРНОЕ ПРЯДЕНИЕ - изготовление пряжи из угаров (отходов) волокнистых материалов. В зависимости от вида перерабатываемого сырья различают У. П. хлопка, лубяных волокон и шелка. В У. П. хлопка используют угары в чистом виде, в смеси с хлопковыми волокнами низких сортов, с химическими волокнами или с шерстяными волокнами (вигоневое прядение). Сырье каждого вида разрыхляют, очищают от различных примесей на угароочищающих машинах, затем смешивают и замасливают. У. П. производится по аппаратной системе прядения, при этом вырабатывают рыхлую пушистую пряжу большой линейной плотности (80-160 текс), которую используют в качестве утка для тканей с начесом, мебельных и декоративных полотен и др.

УГАРЫ

УГАРЫ - отходы, образующиеся при переработке волокнистых материалов в текстильной, трикотажной и швейной промышленности. В текстильной промышленности различают У. видимые и невидимые. К видимым У. относят отходы, получаемые при трепании, чесании, прядении. Эти У. направляют на повторную переработку. Невидимые У. возникают вследствие удаления влаги из сырья и рассеивания частиц волокон. У. - это и концы пряжи, ниток, обрезки тканей и трикотажа. Они также идут на повторную переработку.

УГЛЕРОДНЫЕ ВОЛОКНА

УГЛЕРОДНЫЕ ВОЛОКНА - синтетические волокна, состоящие в основном из углерода. Их появлению предшествовали поиски текстильных материалов, обладающих большой термостойкостью - негорючестью, которые можно было бы использовать при температурах в несколько сот градусов. Такие материалы (жаростойкие) необходимы для авиации, космонавтики и др. целей. У. В. получают термической обработкой химических или природных органических волокон, при которой в материале волокна остаются главным образом атомы углерода. Температура обработки может составлять менее 900° С, а так же 900-1500° С или 1500-3000° С. Помимо обычных органических волокон (чаще всего вискозных и полиакрилонитрильных), для получения У. В. используют специальные волокна из фенольных смол, лигнина, каменноугольных и нефтяных пеков. У. В. могут иметь разнообразную текстильную форму, определяемую чаще всего формой исходного сырья (непрерывные или штапельные нити, жгуты, ленты, войлок, ткани и др.). Возможна также переработка У. В. в ткани и нетканые материалы с использованием обычного текстильного оборудования.

УЗЕЛ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

УЗЕЛ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ - сложное соединение деталей, отдельных частей детали (например, У. кармана, У. воротника и др.).

УЗОР

УЗОР - рисунок, представляющий собой определенное переплетение линий, фигур, сочетаний красок и т. д. (например, У. вышивки, У. ткани).

УЗОРЧАТЫЕ ТКАНИ

УЗОРЧАТЫЕ ТКАНИ - ткани с ткаными или набивными узорами. У. Т. например, называют жаккардовые ткани.

УКОРОТИТЬ ОДЕЖДУ

УКОРОТИТЬ ОДЕЖДУ - сделать одежду короткой.

УКРАСИТЬ ОДЕЖДУ

УКРАСИТЬ ОДЕЖДУ - придать красивый вид, сделать нарядной.

УКРАШЕНИЕ

УКРАШЕНИЕ - 1. Придание одежде, а следовательно и человеку нарядного, красивого вида.

2. Предмет, украшающий одежду или дополняющий ее.

Стремление украшать себя появилось, по-видимому, раньше, чем стремление одеваться, т. к. еще задолго до появления одежды люди разукрашивали свое тело в разные цвета, покрывали его различными узорами (см. Татуировка). В древних археологических находках встречаются предметы, служившие У.: бусы, раковины, плоды растений и т. п. С давних пор и сама одежда выполняла функцию не только для защиты человека от холода и т. д., но и его У. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые, постепенно утратив свое первоначальное значение превратились в У. Красотой форм отличались У. этруссков, цепи которых имитируют современные ювелиры. Но высшего совершенства достигло искусство изготовления У. у греков, которые умели придавать золоту особенную красоту филигранной работой и отделкой, например, эмалью. При византийских императорах драгоценными камнями и золотом стали украшать пояса, одежду, обувь. Мужчины и женщины старались перещеголять друг друга обилием У. на всех видимых частях одежды, на голове, руках и ногах. В эпоху Ренессанса и барокко снова не только женщины, но и мужчины соперничали в этом друг перед другом.

В Древней Руси У. носили и женщины, и мужчины. Для мужской одежды того времени характерны пояса, богато украшенные наборами и золотым шитьем. Пояс-У. обычно перехватывал одежду в талии, его концы спускались свободно вниз. Распространенными У. мужского костюма были фибулы - застежки, которые закрепляли полы плаща или др. верхней одежды, их носили на груди или выше пояса с левой стороны. В набор мужских У. входили также кольца-перстни, но мужчины носили их значительно реже женщин. Многочисленные курганские раскопки показывают, что шейные гривны из серебра, меди, бронзы являлись преимущественно женским У., причем носили их, как правило, женщины из богатой феодальной верхушки. Характерные женские У. - височные кольца, бусы, различного вида привески, гривны, браслеты, перстни, они известны с IX-X вв. На протяжении столетий формы некоторых У. оставались неизменными.

Современные многочисленные У. можно разделить на три группы - для платья и шеи, для рук, для головы. К У. для платья и шеи относят броши, бусы, колье, цепочки, кулоны, медальоны. Украшения для рук - кольца, обручальные и фасонные, браслеты, часы. Украшения для головы - это серьги и клипсы, диадемы, заколки, гребни, фигурные шпильки и др. Кроме того, изготовляют гарнитуры или наборы У. из разных предметов (брошь, серьги, кольцо; браслет, колье, серьги-клипсы и т. д.), имеющих одинаковое композиционное решение, один и тот же материал и отделку.

УЛАНКА

УЛАНКА (от польск. ulan) - головной убор с квадратным верхом, часть обмундирования уланов - воинов легкой конницы. Появились У. в XVI в. у польских и литовских воинов, а позже в др. европейских армиях. В дореволюционной русской армии носили с середины XIX в. и до 1914 г.

УЛЬТРАМАРИН

УЛЬТРАМАРИН (нем. Ultramarin) - яркая синяя краска. Употребляется для окраски тканей, бумаги, резины, а также для подсинивания белья.

УЛЬТРАМАРИНОВЫЙ ЦВЕТ

УЛЬТРАМАРИНОВЫЙ ЦВЕТ - ярко-синий, цвет ультрамарина.

УНИФИЦИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

УНИФИЦИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - приведение чего-л. к единой системе, форме, к единообразию; технология швейных изделий, решающая задачу оптимизации методов обработки деталей и узлов на основе принципов единообразия (унификации) методов с использованием передового оборудования и рациональных приемов обработки (см. также Технология одежды).

УНИФИЦИРОВАТЬ

УНИФИЦИРОВАТЬ - привести к единообразию.

УНИФОРМА

УНИФОРМА (франц. uniforme)

1. Устаревшее название форменной одежды.

2. Специальные цирковые костюмы для персонала, обслуживающего арену во время представления и на репетициях.

УНТАЙКИ

УНТАЙКИ - , Унты

(от эвенкийского унта - обувь) - разновидность утепленных сапог из разных видов меха.

1. У эвенков это короткая самодельная обувь из оленьих камусов (шкур с ног), украшенная кусочками песцовых или заячьих камусов, цветным сукном, бисером. Внутри - на меховой подкладке, подошвы из стриженой оленьей шкуры. Длинные У. стягиваются под коленом вздержкой.

2. Цельномеховые женские и детские пимы или торбоса (меховые сапоги). Русские крестьянские меховые У., которые носят в Сибири, короче, их часто изготовляют из оленьих и конских камусов.

3. Меховая обувь фабричного производства для полярников и летчиков. Эти У. делают с союзками и задниками из юфти или хромового выростка с жесткими кожаными задниками, с войлочными вкладными стельками. Подошва из специального унтового войлока с повышенным содержанием натуральной шерсти. Наружные и внутренние детали верха изготовляют из неокрашенного меха собаки или полугрубой овчины.

УНТЫ

УНТЫ (от эвенкийского унта - обувь) - разновидность утепленных сапог из разных видов меха.

1. У эвенков это короткая самодельная обувь из оленьих камусов (шкур с ног), украшенная кусочками песцовых или заячьих камусов, цветным сукном, бисером. Внутри - на меховой подкладке, подошвы из стриженой оленьей шкуры. Длинные У. стягиваются под коленом вздержкой.

2. Цельномеховые женские и детские пимы или торбоса (меховые сапоги). Русские крестьянские меховые У., которые носят в Сибири, короче, их часто изготовляют из оленьих и конских камусов.

3. Меховая обувь фабричного производства для полярников и летчиков. Эти У. делают с союзками и задниками из юфти или хромового выростка с жесткими кожаными задниками, с войлочными вкладными стельками. Подошва из специального унтового войлока с повышенным содержанием натуральной шерсти. Наружные и внутренние детали верха изготовляют из неокрашенного меха собаки или полугрубой овчины.

УРЕЙ

УРЕЙ - украшение в виде маленькой золоченой змеи. У. прикрепляли к головным уборам, парикам и бородам фараонов в Древнем Египте; отличительный знак, символ царской власти.

УРЕТАНИСКОЖА

УРЕТАНИСКОЖА - искусственная кожа с полиэфируретановым покрытием. У., вырабатанная из капроновой ткани с монолитным односторонним полиэфируретановым покрытием, применяется для изготовления плащей и курток. У., выработанная с односторонней пропиткой раствором полиуретана основы - трикотажного полотна, ткани, нетканого полотна или искусственного меха, применяется для изготовления различной бытовой одежды, эксплуатируемой при температуре не ниже - 20° С. У. трехслойной структуры (наружный слой - искусственная кожа с полиуретановым покрытием, промежуточный - пенополиуретан, внутренний - трикотажное полотно) используется при изготовлении обуви (преимущественно голенищ сапожек).

УСАДКА

УСАДКА - изменение размеров материалов при определенных условиях и различных воздействиях. Все текстильные материалы, кожа, мех и изделия из них изменяют (уменьшают) свои размеры при длительном хранении, под действием света и светопогоды, а ткани, трикотажные, нетканые полотна и изделия из них еще и при различных влажно-тепловых обработках (стирка, глажение с увлажнением, химическая чистка, обработка химическими препаратами). Различают линейную У., (по одному из измерений), поверхностную и объемную. Принято определить У., на которую изменяются линейные размеры изделия как величину, выраженную в процентах от первоначальных размеров. У. считается положительной, если размеры изделия уменьшаются, и отрицательной, если размеры изделия увеличиваются. Отрицательная У. наблюдается у тканей и трикотажных полотен, выработанных из текстурированных, сильнорастяжимых нитей. В зависимости от вида волокон, структуры материала, напряжений, полученных в процессе переработки, а также температуры влаги и длительности ее воздействия У. материала может быть больше или меньше. У. материалов приводит к изменению размеров изделий при носке, что ухудшает их внешний вид, а иногда делает непригодными для дальнейшей эксплуатации. Уменьшение У. текстильных материалов достигается использованием малоусадочных волокон и нитей; специальной обработкой материалов, снижающей набухаемость волокон при увлажнении; обработкой готовых полотен на тканеусадочных машинах; декатировкой.

Принудительная У. достигается специальной утюжкой и позволяет придать отдельным участкам изделия необходимую форму при влажно-тепловой обработке. Принудительная У. имеет значение при изготовлении одежды из шерстяных тканей. Чистошерстяные и полушерстяные ткани с большим содержанием шерстяного волокна обладают пластичностью, способны к растяжению с последующей фиксацией растянутых участков утюжкой или прессованием. Такие свойства шерстяных тканей позволяют придавать одежде ту или иную форму не только при пошиве, но и при различных способах влажно-тепловой обработки, например, при сутюживании (сутюживание концов вытачек и др.).

УСТАЛОСТЬ МАТЕРИАЛОВ

УСТАЛОСТЬ МАТЕРИАЛОВ - постепенное местное изменение структуры материала, не сопровождающееся заметной потерей массы.

Изделия в процессе эксплуатации подвергаются действию небольших, но многократно повторяющихся деформаций растяжения, что приводит к постепенному расшатыванию структуры материала, ухудшению их свойств в результате возникновения внутренних напряжений. Материал устает, что приводит к его разрушению.

УТЕПЛЯЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

УТЕПЛЯЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ - см. Теплозащитные материалы.

УТОК

УТОК - , Уточина

поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними в процессе ткачества (см. также Основа и уток).

УТОЧИНА

УТОЧИНА - см. Уток.

УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ

УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ - система мер, которая позволяет продлить жизнь вещам, сэкономить время и деньги, помогает выглядеть всегда чисто и опрятно. Для верхней одежды незаменима химическая чистка, но все др. предметы требуют неукоснительного регулярного ухода и чистки их в домашних условиях.

Уход за изделиями (бельем) из хлопчатобумажных и льняных тканей во многих случаях предусматривает стирку (ручную или машинную). Все белье из хлопчатобумажных и льняных тканей рекомендуется стирать в щелочных растворах моющих средств. При кипячении с доступом воздуха и при действии отбеливателей наблюдается некоторая потеря прочности.

Уход за изделиями (платьями) из шерстяных тканей предусматривает химическую чистку. Однако стирка в домашних условиях также возможна, но отличается некоторыми особенностями, которые необходимо соблюдать. Прежде всего вода должна быть теплой, а не горячей и не чрезмерно щелочной. При стирке одежды из шерстяных тканей не рекомендуется интенсивное трение и скручивание, т. к. шерсть теряет свое мягкое туше, поверхность вытирается, начинает лосниться.

Уход за изделиями из натуральных шелковых тканей. Их можно чистить во всех органических растворителях или стирать вручную при температуре +30-40° С. При длительном действии воды возникает белесый налет. Полоскание с уксусом восстанавливает первоначальный цвет. Пятновыводители могут вызвать разрушение красителя. Ворсовые ткани нельзя выкручивать. Все шелковые ткани из химических волокон можно стирать в теплых растворах синтетических моющих средств (СМС).

Изделия из ацетатных тканей можно чистить в пер-хлор-этилене (ПХЭ) и уайт-спирите по укороченному циклу или стирать вручную при температуре + 30-40° С, выкручивание не допускается; сушить - в расправленном виде на плечиках.

Хлопчатобумажные и хлопкополиэфирные костюмные ткани устойчивы к действию СМС и органических растворителей, применяемых для химической чистки. Химическая чистка и стирка костюмных льняных и шелковых тканей аналогичны обработке соответствующих им по составу платьевых тканей. Шерстяные костюмные ткани устойчивы во всем органическим растворителям, применяемым для химической чистки. При нарушении режима ВТО на тканях с лавсаном могут возникнуть жесткие неустранимые пятна.

Уход за изделиями из плащевых тканей предусматривает стирку и химическую чистку. Ткани с изнаночными пленочными покрытиями рекомендуется стирать в теплых водных растворах СМС и полоскать в теплой, а затем в холодной воде, отжим не допускается. Сушат изделия на "плечиках" при комнатной температуре. Изделия из тонких синтетических тканей с отделкой лаке можно подвергать химической чистке и стирке; отжим и выкручивание не допускается. Плащевые и курточные ткани из водонепроницаемых капроновых нитей могут также подвергаться химчистке и стирке. Изделие из тканей с пленочными покрытиями под перламутр, жемчуг, золото и серебро рекомендуется подвергать поверхностной чистке универсальными моющими средствами при температуре + 40 °С, используя для обработки ватный тампон или губку; отжим не допускается, т. к. на изделии образуются заломы; сушат вещи на плечиках при температуре до + 40 °С. Ткани с химическими водоотталкивающими пропитками можно подвергать химической чистке и стирке. Прорезиненные плащевые ткани рекомендуется стирать не отжимая. Изделие следует сушить в подвешенном состоянии (на плечиках) при комнатной температуре, ВТО не производится, а слой резины натирается тальком.

Изделия из пальтовых тканей, драпов, сукон и т. д. устойчивы ко всем органическим растворителям, препаратам, применяемым для удаления пятен и химической чистки. ВТО изделий из велюровых и ратинированных драпов следует проводить на паровоздушном манекене или кардоленте. Чистка, стирка и ВТО хлопчатобумажных и шелковых тканей для пальто аналогичны обработке соответствующих им по составу костюмных тканей.

Уход за трикотажными изделиями предусматривает как стирку, так и химическую чистку. При этом необходимо следить, чтобы не произошла деформация отдельных деталей изделия; не возникли сборки в швах, не перекосились петельные столбики.

Изделия из натуральной кожи и замши, кроме спилка-велюра, нельзя подвергать химической чистке. Лайка и замша при обезжиривании ПХЭ, уайт-спиритом, фреоном сжимается, становится твердой, ломается и изделия приходят в полную негодность. Изделия из шеврета, шевро, тонкого выростка, велюра теряют прочность, мягкость, эластичность и блеск; в результате изменяются размеры изделия и его форма, ухудшаются эксплуатационные свойства, сокращаются сроки носки.

Изделия из искусственных кож требуют разного ухода. Так покрытие винилискожи при химической чистке становится жестким, а иногда растворяется; стирать такое изделие тоже нельзя, т. к. оно дает большую усадку, поэтому рекомендуется поверхностная обработка теплыми растворами моющих средств с помощью губки при температуре + 40 °С, отжим не допускается, нельзя удалять пятна бензином, спиртом, ацетоном.

© 2000- NIV