Ощущение кризиса буквально висит в воздухе. Но он в России (и в мире) не первый и, увы, не последний, пишет 1000inf.ru. Ивановский портал «Слухи и факты» узнал мнения местных предпринимателей по поводу предыдущих и сегодняшнего кризисов. Светлана Яблокова, индивидуальный предприниматель: «Может быть, я излишне оптимистично смотрю на жизнь, но мы почти не чувствуем кризиса. И предыдущие кризисы нас не то чтобы совсем не касались, но мы проходили их достаточно плавно. Может, это связано с тем, что мы работаем в швейке в сегменте домашнего текстиля эконом-класса, и заказы почти всегда есть. Мы обеспечиваем больницы, дома престарелых, другие подобные организации, и не только в Ивановской области, так что у нас нет сильной зависимости от розницы. В 2008-2009 году нам на какое-то время пришлось частично сократить швей, но те, кто остался работать, не только не потеряли в зарплате, но даже стали получать больше. А сейчас, мне кажется, многие впадают в панику исключительно на эмоциях. Заказы еще есть, ткани на складах есть, а еще есть такие замечательные люди, которые дают ткань на реализацию, и мы расплачиваемся с ними после получения оплаты за заказ. Так что мы работаем, никого не сокращаем. Единственное, что изменилось для наших сотрудников, - это меры предосторожности, а также график выплаты зарплаты: раньше он был еженедельный, теперь раз в две недели. Мы с мужем оптимисты по жизни, и за 24 года работы в бизнесе и не такого насмотрелись. Прорвемся!» Леонид Бодалов, директор предприятия «Вектор»: «Мы занимаемся монтажом и обслуживанием газового оборудования, и в нашем сегменте кризисы не всегда совпадают с общими кризисами экономики. Например, 1998 год все считают кризисным, а для нас это был год развития, потому что тогда разрешили делать в квартирах индивидуальное газовое отопление, мы вышли на этот рынок и пошел большой объем заказов. И продолжалось это до тех пор, пока в 2008 году не начали вводить законодательные ограничения. Но, с другой стороны, потеряв значительный объем по монтажу, мы просто перешли в другую нишу… Не стало заказов на монтаж - мы перешли к обслуживанию. И персонал, соответственно формируется под запрос рынка. Раньше было больше монтажных бригад, сейчас - сервисных. Приспосабливаемся, как обычно: в нашей стране все приспосабливаются. Вот и сейчас: кризис кризисом, но в нашей отрасли открывается новая ниша - по замене оборудования, поскольку значительной части парка оборудования, тех же котлов, более 20 лет. Конечно, процесс замены будет идти более медленно, но все равно будет идти. Да и сервис остается, и аварийно-диспетчерская служба, ограничения их не касаются, поскольку это связано с жизнеобеспечением. Мы же не можем оставить людей без тепла или без газа. Монтажи откладываются, но рано или поздно эти работы все равно будут выполняться. У нас такой сегмент, что нужно работать, что бы ни было. Да, работы будет меньше, но мы быстро перестраиваемся. И что толку паниковать? Сколько мы этих кризисов пережили, но живем же…» Максим Тверской, генеральный директор компании «Кенгуру»: «Как-то 2 января позвонил мне заместитель мэра Сергей Бразер и попросил срочно отгрузить вагон (или около того) чугунных радиаторов. … В долг. Под честное слово. Хорошо помню, хоть и давно это было. Вывели людей, технику, все сделали. А вчера (30 марта 2020 года) мы раскладушки отгрузили. 120 штук. И тоже - срочно. Не скажу кому, но - факт. И снова у людей текущий кризис сразу стал предыдущим. По крайней мере, в той части, где проблемы решаем мы. Я часто говорю, что магазины «Кенгуру» за свою историю больше 100 миллионов чеков пробили. Вот столько, считай, у нас и было предыдущих кризисов. Кризисы я делю не по годам, а по людям. Много их через меня прошло, могу сравнивать. Переживем и этот». Ирэна Железнова, руководитель салона красоты «Ирэна»: «Наш первый кризис случился в 2008 году, но он начался раньше, чем мировой финансовый кризис. За несколько месяцев до этих событий владелец помещения, который я тогда арендовала под фитнес-клуб, прекратил с нами договор. Проще говоря - выставил нас, потому что ему потребовались эти помещения…Тогда я как-то интуитивно приняла решение развивать не спортивное направление, а салон красоты - раньше это было просто дополнительной деятельностью, приятным дополнением к основной работе. И все силы, энергию и остатки ресурсов направила на это. И как-то на этой волне серьезных перемен мы кризис 2008-2009 года и проскочили: некогда было впадать в депрессию, надо было перестраивать работу полностью, учиться работать на новом рынке. В итоге получилось, что это было правильное решение: этот бизнес существует до сих пор, хотя на первых порах я ничего ни в парикмахерских услугах, ни в косметологии не понимала. Ничего, пошла учиться, справилась. Ну и из этого прошлого опыта я сделала для себя выводы, которые применяю сейчас. Карантин дает возможность выдохнуть, успокоиться и еще раз внимательно посмотреть на то, как устроен твой бизнес. Не за сотрудников сейчас надо браться, а за самих себя. Проанализировать бизнес-процессы, подумать, как их можно оптимизировать, улучшить качество своего дела - на такой анализ обычно просто не хватает времени в повседневной текучке. Я сейчас занимаюсь именно этим, подписалась на кучу вебинаров, у меня есть время получить новую информацию и подумать, как ее применить. Так что руки не опускаю и всем советую поступать так же. Сидеть, жалеть себя и ждать - тактика хуже не придумаешь. Лучше строить планы, как будем работать после карантина».