8 сентября 2003 года в ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка «Искусство офорта 16-20 вв.». Выставка продолжает серию выставок музея из цикла «Техники гравюры». Она предоставляет зрителям уникальную возможность проследить развитие офортного искусства на протяжении пяти веков. А как следствие и проследить развитие костюма в этот период. На выставке представлены произведения великих мастеров, определивших поворотные моменты в развитии офорта: Калло, Рембрандта, Пиранези, Тьеполо, Гойи, – а также с огромное числом работ других художников, ярко и талантливо раскрывающих отдельные направления или технические возможности офорта в разные века и в разных национальных школах. В разделе искусства XVIII – начала XX веков посетители познакомятся с европейскими мастерами и русскими художниками: А.Зубов, И.Шишкин, Л.Пастернак, В.Серов, В.Фалилеев, Е.Кругликова, И.Нивинский. Особенно интересны офорты импрессионистов – это костюм 19 века в импрессионистической манере – Э.Мане, И.Б.Йонкинд, Дж.Уистлер, О.Ренуар. Заслуживают внимания работы А.Матисса, М.Шагала, П.Пикассо и С.Дали. Впрочем, по ним с трудом можно судить об историческом костюме. Богатейшие коллекции Гравюрного кабинета ГМИИ им. А.С.Пушкина позволяют представить все произведения из фондов собственного музея, не обращаясь к другим собраниям. Всего на выставке представлено 346 произведений (158 художников) из Италии, Голландии, Франции, России и др., позволяющие совершить небольшое путешествие вглубь веков, сделав небольшое исследование исторического костюма в этот период.
Начало пути Имя Надежды Петровны Ламановой в годы советской власти незаслуженно замалчивали. Однако все равно оно было хорошо известно и почитаемо профессионалами мира моды и театра. Надежда Петровна родилась 14 декабря 1861г. в деревне Путилове Нижегородской губернии. Глава семьи Петр Михайлович Ламанов принадлежал к потомственным дворянам. Избрал он военную карьеру и к 1860 году служил в чине полковника. Однако семья жила небогато, а в 1880-х годах из-за долгов старшего брата отца оказалась на грани разорения Надя успешно успешно закончила гимназию, но после сметри родителей была вынуждена зарабатывать на жизнь, чтобы прокормить трех младших сестер. Почти как в чеховской пьесе, она решает ехать в Москву. В "сердце земли русской" она, как и множество других отпрысков обедневших провинциальных семейств, пытается пробиться. С 1881 по 1883 годы она успешно обучалась в Московской школе кройки О.A. Сабуровой. После двухлетнего обучения Надя переходит на работу "по найму" моделистом в мастерскую Войткевич. Мастерская пользовалась большой популярностью. Заказов было много, в том числе от богатых буржуа и представителей аристократии. Природный вкус, умение быстро работать с материалом, позволили Надежде всего за год стать ведущей мастерицей. Еще через год, за год добиться места ведущей мастерицы. В 24 года Ламанова стала хозяйкой собственной мастерской на Большой Дмитровке. Она нанимает швей высшей квалификации и лично делает наколку на моделях, намечая основы кроя и декора. Ламанова почти не делала зарисовок, поэтому и сохранилось так мало эскизов ее моделей. Заказчики отмечали необычайный контраст между доброй и предупредительной в частном обиходе Надеждой Петровной и жестким профессионалом во время создания платья. Она сама определяла фасон, конструкцию платья, детали отделки и цветовую гамму, считая примарки актом творческим. Часто примерки длилась несколько часов, что доводило клиенток чуть ли не до обмороков. А клиентки были из хороших родовитых семей, либо из хороши...
Мода и искусство объединятся: это стало возможным благодаря выставке "Дело в шляпе", которая пройдет в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу с 21 января по 14 февраля. Как ни печально, шляпы вышли из широкой моды в середине 1960-х. В 70-е еще наблюдались некоторые всплески интереса, которые были связаны в основном с шляпами-"борсалино" и шляпками в сельском стиле Лауры Эшли. С тех пор этот головной убор рискуют носить только королевские особы, матери невест на классических свадебных церемониях и эксцентричные особы, вроде Изабеллы Блоу и Анны Пьяджи. Но, не смотря на это, практически на каждом показе высокой моды головы моделей украшают самые замысловатые дизайнерские конструкции. Филипп Трейси и Стивен Джонс сделали себе имя и состояние на создании шляпок в виде фикуса или летающей тарелки. Стоит, правда, заметить, что мастера шляпного дела не изобретают велосипед: на показах и скачках в Аскоте публика может лицезреть практически все то же самое, что и на известных живописных полотнах. Государственная Третьяковская галерея подготовила выставку, в которой шляпа предстанет как объект искусства. В экспозиции задействованы около ста картин русских художников ХIХ-ХХ веков: Брюллова, Тропинина, Крамского, Репина, Серова, Врубеля, Бакста, Гончаровой, Кончаловского и других именитых мастеров. "Живые" шляпы будут представлены дизайнерами и коллекционерами Виолеттой Литвиновой, Ириной Гафиной и Еленой Супрун.