Публикация
Полное оглавление Ссылки на картинки
Оглавление
Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах 1. Кружева крючком 2. Кружева иголкой 3. Филейные работы 4. Кружева на коклюшках 5. Фриволите

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (введение)


Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах.

...А золовки говорят:
"Неузорницу ведут!"
Русская народная песня

Золовка - змеиная головка.
Русская народная пословица

Конфликт, как видите, налицо. В песне речь идет о невесте, которую ведут в дом жениха. Дело все в том, что в старину "неузорница" было очень неодобрительным отзывом для молодой девушки, все равно что "неумеха", а для кандидатки в невестки - особенно нежелательным, резко снижающим конкурентоспособность. Как ни обидно, это нелестное определение подходит к большинству наших современниц. У нас предостаточно портних и швей, хватает вязальщиц и даже вышивальщиц, но, к сожалению, почти не осталось кружевниц. Кружева производят впечатление настолько утонченной и сложной структуры, что их плетение кажется уделом особо одаренных. Между тем в старину на Руси плетением кружев занимались целые деревни неграмотных крестьянок. В те времена даже самые простые люди находили возможность украшать свою не очень легкую и красивую жизнь узорами. Занимались рукоделием все женщины - от царицы до крепостных. Царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, воспроизводили самые причудливые вышивки шелками, золотом и жемчугом. Многие узоры старинных русских вышивок имеют не западное, а восточное, преимущественно персидское, происхождение. Деревенские девушки украшали свое приданое вышивкой и кружевами. В музее в Звенигороде выставлена плащаница, которую вышивала золотой нитью Евдокия, первая супруга Петра 1. Когда в России появилось светское общество, знатные дамы стали брать с собой на приемы коробочки с рукоделием. Так можно было продемонстрировать свое мастерство и нелюбовь к праздности. Впоследствии эти коробочки для рукоделия превратились в дамские сумочки.

Среди всевозможных узоров: вышитых, вытканных, плетеных - особое место занимают узоры "из воздуха" - кружева. На официальном языке "кружево" - это ажурное текстильное (выполненное из нитей) нетканое изделие, предназначенное для украшения одежды и предметов интерьера, с орнаментальным оформлением и чередованием плотных и разреженных участков. Кружево получается путем переплетения нитей, образующих ажурный орнамент. Неравномерная структура кружева создает особенный оптический эффект, игру света и тени, составляющую своеобразие этого вида рукоделия.

В начале двадцатого века почти одновременно в России вышло два очень похожих издания - "Полная энциклопедия женских рукоделий" в переводе с французского и "Курс женских рукоделий" с теми же иллюстрациями, написанный на русском языке с сетованиями на то, что маловато у нас в России литературы по изящным рукоделиям.

В наши дни остается лишь отметить то же самое. Оно и понятно: в наше суетное время, казалось бы, не до тонкостей. В продаже полно штампованных кружев из синтетики. (Ну и что, что одноразовые, зато не возиться!) Однако во всем цивилизованном мире ручная работа ценится тем выше, чем больше автоматизация и унификация. Особенно ценно пришедшее к нам через века и произведенное руками - все то, что называется нерусским словом "эксклюзив". Почти ни один показ высокой моды не обходится без вышитых и кружевных узоров. В наше время кружева годятся не только для бабушкиного сундука. Мода двадцать первого века принесла кружевные накидки из меха, а кружевные юбки из раздела нижнего белья торжественно переместились в разряд верхней одежды. Последнее слово моды двадцать первого века - кружевные брови - указывает на то, что кружева еще могут быть использованы в самых неожиданных и неизведанных областях. Если не относиться к кружевной технике как к чему-то застывшему, она поможет найти современные оригинальные дизайнерские решения. Именно в фольклоре и моде прошедших эпох черпают вдохновение великие кутюрье. Это понимают и ценят на Западе. В Брюсселе знаменитые бельгийские кружева ручной работы стоят очень и очень дорого. Изделия ручной работы дают большее многообразие и несут на себе печать индивидуальности мастерицы. Настоящее кружево ручной работы приравнивается к драгоценности и может послужить не одному поколению. Качество кружева определяется уровнем художественного замысла и тщательностью его воплощения. Так что повозиться стоит. И стоит лишний раз вспомнить и воспроизвести приемы изящного рукоделия в начале века двадцать первого, собрать по крупицам и ничего не терять из опыта наших славных предков. Нам хотелось бы составить книжку, позволяющую современной занятой женщине хотя бы в малой мере приобщиться к затейливому искусству плетения кружев.

На Руси кружева плетут с тринадцатого века. Сначала их плели из золотых нитей для украшения одежды самых знатных и богатых людей. В Европе кружева появились даже немного позже - на закате средневековья со всеми его суровостями - под влиянием роскошной витиеватости Востока. Отмечена особенность: затейливые ремесла лучше развиваются там, где ниже уровень развития промышленности. В этом плане у нас отличные перспективы. (Надо будет еще наплести лаптей.) Россия, впрочем, для Европы всегда была Востоком, диким и непостижимым. Кружево возникло и развивалось вместе со стилем жизни и модой. Первые плетеные кружева представляли собой пеструю цветную зубчатую отделку в восточном стиле, которая нашивалась на верхнюю одежду. Первое европейское кружево появилось в Италии и называлось "обрано", что означало "стежок в воздух". Это кружево выполнялось иглой и не имело тканевой основы. В эпоху Ренессанса появились белые кружева, переходы и блики белого тонко подчеркивали и облагораживали черты лица и малейшие оттенки кожи. Кружева стали - и остаются по сей день - преимущественно однотонными. Ни одна тенденция в моде не смогла бы прижиться без соответствующей подготовки общественного сознания: так, переход к более строгой отделке отразил рационализацию образа мышления. Кружева начали чаще использовать для воротников и манжет, а затем и для нижнего белья. Это потребовало более изящной работы. Для кружев стали применять более тонкие нити и создавать более затейливые узоры. Формы орнамента заимствовались из геометрии, растительного и даже животного мира. Центрами классического кружевоплетения в Европе были Италия, Франция и Нидерланды. В эпоху барокко кружева стали более пышными и перегруженными рисунком. Пока что мы стараемся собрать, ничего не утратив, старинные рисунки и техники, но, возможно, появятся узоры, отражающие своеобразие и нашей эпохи.

Первые кружева имели форму узкой отделочной полосы, пришиваемой по краю одежды, вдоль застежки, по краю воротника или рукава. Слово "позумент" по-французски означает "узкая отделка". Термины, обозначающие кружева на многих языках, переводятся как "зубцы" и "заостренные наконечники", что указывает на их фестончатую форму. Вначале кружевные полосы служили обрамлением края одежды. Впоследствии стали создаваться целые кружевные изделия: накидки, шали, платочки, салфетки, которые на казенном языке производителя называются штучными изделиями. К штучным изделиям относятся также отдельные детали одежды: воротники, манжеты, вставки. В этом случае узор разрабатывается с учетом размеров и формы изделия.

Часто кружева выполняются в виде полосы из повторяющихся мотивов. Такое кружево называется мерным. В зависимости от назначения мерное кружево подразделяется на край-кружево, прошву и аграмант.

Край-кружево, кайма или краюшка - это полоса, у которой один край прямой, он пришивается к ткани изделия, а второй край отделочный, фигурный, оформляется зубчиками, или фестонами.

Прошва - это кружевная полоса, у которой обе кромки имеют ровный край. Прошва обычно используется при соединении деталей одежды или как декоративная вставка.

Аграмант - это кружевная полоса с зубцами, или фестонами, с обеих сторон. Может просто нашиваться на ткань вместо вышивки.

Ажурный рисунок можно получить различными способами: вырезной вышивкой (техника "ришелье"), вышивкой по продернутым нитям (мережки, строчевые работы и горьковские гипюры), вышивкой по готовой сетчатой основе, например по тюлю. Настоящими, однако, считаются кружева, полученные путем переплетения нитей.

В этой книжке мы будем говорить о плетеных кружевах. Таковых насчитывается немало разновидностей. Кружева можно плести крючком, коклюшками, специальными челноками и просто иголкой.

Следующая страница
Главная