Публикация
Полное оглавление Ссылки на картинки
Глава 3
3.1. Плетение филейной сетки 3.2. Вышивка по филе 3.3. Филейное вязание крючком
Оглавление
Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах 1. Кружева крючком 2. Кружева иголкой 3. Филейные работы 4. Кружева на коклюшках 5. Фриволите

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 3.2, начало)


3.2. ВЫШИВКА ПО ФИЛЕ

Как бы мы ни варьировали форму сетки, все равно получается простая "авоська" - не столь уж изящное рукоделие. Очевидна необходимость дальнейшего украшательства. Излюбленным занятием у дам на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков была вышивка по филе. В те времена ее называли филе "ришелье", или гипюр "клюни". Вышитое филе по внешнему виду иногда напоминает строчевые работы - вышивку по продернутым нитям, но изготовление его менее трудоемко.

Инструменты и принадлежности. Для вышивки по филе требуется то же, что и для обычной вышивки: пяльцы, нитки, ножницы, иголки.

Пяльцы для филейной вышивки удобнее использовать прямоугольные или квадратные. Если для простой вышивки предпочитают пользоваться маленькими пяльцами, то для филейной вышивки удобнее взять пяльцы побольше. Если пялец подходящей формы и размеров нет, можно использовать любую рамку - металлическую, или деревянную, например рамку для картины. Филейную сетку приматывают к рамке, пропуская через ячейки шнур или тесьму. Если сетка меньше рамки, то к ней по краям пришивают полоски ткани. Обычно для филейной вышивки используют стационарно укрепленные пяльцы.

Особенность. При филейной вышивке работают обе руки. Правая рука вкалывает иголку с лицевой стороны, а левая принимает ее с изнаночной стороны сетки. Поэтому пяльцы или рамку рекомендуется укрепить на ножках в вертикальном положении с учетом того, что левая рука должна находиться с изнаночной стороны работы. Если рамку устанавливают на столе, то с нижней стороны рамки должно быть свободное пространство не менее 15 см.

Иголки используют довольно длинные и тонкие, как всегда при вышивке - с притупленным концом и большим ушком. Острие иголки притупляют, чтобы она не расщепляла вышивальную нить.

Нитки потребуются разной фактуры. Для кружевных и полотняного швов используют крученые хлопчатобумажные или льняные нитки, а для штопального шва и контуров - мягкие вышивальные, например ирис или гарус.

Ножницы потребуются небольшие с острыми удлиненными концами, подойдут и маникюрные.

Вышивальные швы

А теперь рассмотрим виды швов для вышивки по филе. Некоторые из них уже встречались нам в разделе "Кружева иголкой".

Штопальный шов

Самый простой и быстрый способ получить рисунок по филейной сетке - заполнить отдельные ячейки штопальным швом. Этот шов иногда называют "настилом". Его применяют в том случае, если нужно заполнить значительную часть сетки - при вышивке гардин, покрывал, скатертей. При этом можно использовать любой рисунок для вышивки крестиком, рассматривая филейную сетку как канву. Одним стежком перекрывают сразу несколько клеточек филе, пропуская иголку то под перегородку, то поверх нее (рисунок 3.18). Следующий ряд настила обходит перегородки с другой стороны.

Рисунок 3.18. Простой штопальный шов (настил)

Штопальный шов с обвивкой

Нити настила, выполненного таким образом, не раздвигаются, и сам шов является более прочным.

Если нужно заполнить одну филейную клетку, нить закрепляют в левом верхнем углу ячейки и проводят под противоположной вертикальной перегородкой. Затем нить возвращается к левой перегородке, описывая восьмерку. Такими восьмерками плотно заполняется вся ячейка (рисунок 3.19). Затем заполняется следующая по рисунку ячейка.

Рисунок 3.19. Шов "настил" с обвивкой в одной клетке: а) выполнение б) шов в готовом виде

Когда требуется заполнить несколько клеток, расположенных рядом, нить закрепляют в левом верхнем углу и проводят к крайней правой перегородке ряда так же, как в простом штопальном шве. Затем нить проводят к левой крайней перегородке, обвивая по пути все вертикальные перегородки. Нити при этом будут перевиваться, образуя восьмерки в каждой ячейке (рисунок 3.20). Левую крайнюю перегородку обвивают и снова направляют нить направо.

Рисунок 3.20. Штопальный шов с обвивкой в одной клетке: а) выполнение б) шов в готовом виде

Вышивка штопальным швом по филейному фону считается простой филейной вышивкой. При этом рисунок располагается строго по клеточкам сетки филе. Для этого вида вышивки можно использовать нитки как одного, так и нескольких цветов. Вышивка по филе с использованием различных кружевных швов называется филе-гипюр. При этом сетка филе является не самостоятельной единицей, а лишь опорой для нанесения различных швов.

Фоновые швы

Сначала рассмотрим швы для заполнения больших площадей. Их называют фоновыми швами.

Полотняный шов

Этот шов особенно часто встречается в старинных филейных работах. Он имитирует полотняное переплетение. Нить закрепляют в углу филейной клеточки и протягивают через ячейку филе как нить основы, поперек ячейки натягивают как бы дополнительные перегородки. Если рисунок захватывает несколько смежных ячеек, "основа" натягивается на весь ряд ячеек. Перегородки сетки при этом то прихватывают иголкой, то пропускают. Поперек полученной "основы" прокладывают штопальный шов, захватывая нитки "основы" через одну. Нити "основы" нельзя натягивать слишком туго, поэтому на последнюю ячейку полотняного рисунка кладут спицу, и "основу" натягивают через нее. Затем спицу убирают и делают полотняные стежки в другую сторону. Из клеточек, заполненных полотняным швом, можно составлять узоры (рисунок 3.21). Полотняный шов смотрится более нежно, чем штопальный, и требует более тонких ниток.

Рисунок 3.21. Полотняный шов, обрамленный обметочным петельным швом или швом в обвивку

"Паутинка"

Шов "паутинка" с различными модификациями используется чаще других. Этот шов состоит из воздушных петель. Воздушные петли можно располагать как рядами, так и по кругу.

Первый ряд ячеек, верхняя часть. Работа выполняется слева направо. Рабочую нить прикрепляют к середине вертикальной перегородки ячейки филе и делают петлю, захватывая горизонтальную перегородку посередине. Петля делается только справа налево. Иголку при этом направляют сверху вниз под филейную нить и поверх рабочей нити (рисунок 3.22). Нитку не затягивают, а оставляют висеть свободно. Нитка должна свисать до середины вертикальной перегородки. Затем нитку ведут под вертикальную перегородку к середине горизонтальной перегородки смежной справа клетки. Продолжают выполнять петельные стежки. Петля то остается перед вертикальной перегородкой, то заходит за нее.

Рисунок 3.22. "Паутинка", 1-й и 2-й ряды

Нижнюю часть первого ряда ведут по нижним перегородкам тех же ячеек таким же образом. При этом свободно висящие петли закрепляются.

Для перехода к нижнему ряду ячеек обвивают левую вертикальную перегородку первой ячейки. Выполняя петельные стежки, иглу вводят в петельки верхнего ряда. Получается узор колечками, сходный с тюлевым переплетением (рисунок 3.23), поэтому "паутинку" иногда называют тюлевым швом.

Рисунок 3.23. "Паутинка", оконченный шов

"Паутинка" по кругу

Рабочую нить закрепляют за середину вертикальной перегородки.

Первый круг. Делают петельку, захватывая середину горизонтальной перегородки этой же клетки. Делают вторую петельку за середину горизонтальной перегородки смежной клетки справа. Затем делают петельку, захватывая вертикальную перегородку этой же клетки. Следующую петельку делают за вертикальную перегородку верхней клетки. Так петельным швом обходят четыре смежных ячейки (рисунок 3.24)

Второй круг. От середины горизонтальной перегородки четвертой по кругу ячейки нить пропускают в висячие петли первого круга и под перегородки ячеек, образуя колечко. Колечко закрепляют за горизонтальную перегородку и направляют рабочую нить к началу работы. В результате полученный рисунок не отличается от "паутинки" рядами.

Рисунок 3.24. Заполнение четырех клеток воздушно-петельным швом: а,б) этапы выполнения

Воздушно-петельный "козлик"

Этот шов (рисунок 3.25) можно считать модификацией шва "паутинка".

Нить закрепляют в нижнем левом углу ячейки и проводят к середине нижней перегородки. В этой точке обвивают перегородку рабочей нитью и направляют нить к середине правой перегородки. Нить проводят под правой перегородкой сверху вниз, чтобы образовалась маленькая петля. Затем нить направляют к середине нижней перегородки клетки справа к середине верхней перегородки клетки слева поверх вертикальной перегородки. Далее зигзагами нить прокладывают до верхней точки фона. Получается натянутая нить в виде шва "козлик". На верхних и нижних перегородках образуются маленькие петельки. Заполнив весь фон в одном направлении, прокладывают "козлик" в обратном направлении (на рисунке 3.25 - темная нить). При пересечении двух швов образуются ромбики.

Рисунок 3.25. Воздушно-петельный шов "козлик": а,б) этапы выполнения

Волнистый шов

Нитку от угла протаскивают через две ячейки по вертикали под филейный узел, на второй ряд переходят обвивкой вертикальной перегородки (рисунок 3.26).

Рисунок 3.26. Фон волнистым швом

Волнистый шов можно выполнить не через две, а через одну ячейку. Волны могут располагаться чаще или реже (рисунок 3.27).

Рисунок 3.27. Декоративный фон в виде волны

Если на проложенный шов крест-накрест наложить вторую волну, получится плотная решетка ромбиками (рисунок 3.28).

Рисунок 3.28. Декоративный фон в виде двух крест-накрест лежащих волн

Шов "двойная паутинка"

Слева направо и сверху вниз иглу пропускают над нижней филейной перегородкой, а затем вверх под филейный узел и т.д. (рисунок 3.29).

Рисунок 3.29. Фон двойными "паутинками"

"Переплетенная паутинка"

Эффектный, но очень сложный рисунок. Сначала выполняют шов "паутинка", а затем поверх этого рисунка прокладывают наклонные нити в обе стороны. Нитки, идущие справа налево, проводят поверх "паутинки" под филейные узлы, а нити, идущие слева направо, - под "паутинку" и поверх филейных узлов. Косые нити нужно натягивать ровно и туго. Рисунок этого фона получается не очень наглядным, и мы его не приводим. Это плотный сетчатый фон по диагонали.

Фон горизонтальными полосами

Этот шов частично дублирует горизонтальные перегородки клеточек. В четырех ячейках делают крестики, а 2 ячейки пропускают, проводя нить вдоль филейной перегородки. Один ряд выполняют в два приема, в направлении то слева направо, то справа налево (рисунок 3.30).

Рисунок 3.30. Фон горизонтальными полосами

Фон двойным швом

Один ряд заполняют крестиками, три ряда оставляют пустыми, и так до конца. Затем берут длинную иголку и прокладывают косые стежки снизу вверх и справа налево под 2 перегородки третьей верхней ячейки (считая снизу вверх от ряда крестиков). Потом сверху вниз и справа налево под первую после крестиков ячейку. Затем иголку пропускают справа налево через 3 ячейки (рисунок 3.31).

Рисунок 3.31. Фон двойным швом

Решетчатый фон

Рабочую нитку проводят взад и вперед под 2 вертикальные перегородки над 3 горизонтальными. Так покрывают весь фон. Затем рабочую нить пропускают справа налево под те перегородки, на которых перекрещиваются нитки первого ряда. После этого нить направляют наискосок через 5 ячеек, чтобы получился длинный полукрестик. В следующем ряду этот полукрестик перекрывают таким же длинным стежком (рисунок 3.32).

Рисунок 3.32. Фон решеткой

Фон русским швом

Удобнее начать работу сверху (рисунок 3.33).

Рисунок 3.33. Фон русским швом

Первый ряд. Нить пропускают слева направо под одну филейную ниточку, затем наискосок через 4 ячейки и захватывают слева направо 1 вертикальную филейную ниточку. Затем снова поднимаются на 4 ячейки вверх слева направо под вторую вертикальную филейную перегородку, снова подняться вверх и покрыть 4 ячейки филе и т.д. до конца ряда.

Второй ряд. Начало первого стежка приходится на середину стежка первого ряда. Выполняется как первый ряд.

Часто фоновые швы строятся на сочетании двух швов, выполненных нитками различной толщины. Многие из этих швов очень древние, дошедшие до нас со времен античности. Обычно это штопальный шов, выполняемый более толстыми нитками, и один из ажурных швов.

Фон из квадратиков штопальным швом и "паутинки"

Квадратики из четырех ячеек заполняют штопальным швом толстой ниткой. Квадратики из четырех ячеек между ними заполняют швом "паутинка" тонкими нитками (рисунок 3.34).

Рисунок 3.34. Фон из квадратиков штопальным швом и "паутинки"

Фон из квадратиков штопальным швом с обвивкой

Ячейки в шахматном порядке заполняют штопальным швом. Затем через свободные ячейки наискосок протягивают нити и обвивают их (рисунок 3.35).

Рисунок 3.35. Фон из квадратиков штопальным швом с обвивкой

Фон из квадратиков и больших "колесиков"

Квадратики из 9 ячеек заполняют штопальным швом. В свободных квадратах из 9 ячеек выполняют "колесики" (рисунок 3.36) (подробнее о "колесиках" поговорим чуть ниже).

Рисунок 3.36. Фон из квадратиков штопальным швом и больших "колесиков"

Фон штопальным швом с маленькими "колесиками"

Ячейки филе заполняют штопальным швом, затем по диагонали натягивают нити в двух направлениях и обвивают их, выполняя паучки в точках пересечения (рисунок 3.37).

Рисунок 3.37. Фон из квадратиков штопальным швом и маленьких "колесиков"

Фон ромбами

Рабочую нить прикрепляют к филейному узлу и обводят 3 раза вокруг 4 филейных узлов (рисунок 3.38). Ромбы выполняют последовательно слева направо, затем вниз и справа налево. От одного ромба к другому переходят обвивкой нижней горизонтальной перегородки филейной сетки. После этого выполняют следующий ромб. Цепочкой из переплетающихся ромбов можно отделить одну часть рисунка от другой. Переплетение ромбов может образовать различные узоры (рисунки 3.39, 3.40, 3.41). Эту идею можно развивать бесконечно, выполняя, например, переплетение треугольников (рисунок 3.42) или окружностей.

Рисунок 3.38. Цепочка из двойных ромбиков

Рисунок 3.39. Цепочка из ромбиков на трех рядах клеток

Рисунок 3.40. Цепочка из ромбиков на четырех рядах клеток

Рисунок 3.41. Зубчики из ромбиков

Рисунок 3.42. Цепочка из полуромбиков

Предыдущая страницаСледующая страница