Следующий популярный мотив для вышивки - всевозможные "листики". В зависимости от положения относительно клеток их вышивают по-разному.
Овальные "листики"
Самые простые - овальные "листики" (рисунок 3.63). Их можно располагать как в направлении перегородок сетки, так и по диагонали. Нить подводят к основанию "листика" и делают 2-3 оборота вокруг двух узелков сетки. Возвращаются к началу обвивкой нити.
"Листики" 2-9 на рисунке 3.64 выполняются в 2 оборота немного иначе. От основания "листика" нить направляют не к узелку, а к двум смежным перегородкам рядом с узелком.
"Веточка"
"Веточки" в филейной вышивке выполняют так же, как в игольном кружеве (рисунок 3.64). Они могут вышиваться различными способами, но последовательность всегда одна и та же: сначала прокладывается нить "стебелька", затем последовательно вышиваются "листочки", начиная с последнего.
Вначале прокладывают вертикальную нить снизу вверх на всю длину "веточки". Затем вышивают верхний "листик" 2-3 оборотами вокруг узелков. Опускаются на один узелок вниз, обвивая проложенную вертикальную нить. Затем вышивают "листики", опираясь на перегородки смежных клеток. Сначала вышивают правый "диетик", затем левый, а в основании "листиков" выполняют маленький "паучок". Аналогично вышивают и нижние "листики".
Плотные "листики"
Чтобы "листик" получился более плотным, его выполняют в 3-4 оборота. Сначала делают два оборота за перегородки по обе стороны узелка, как в предыдущем случае, а потом их обводят еще двумя оборотами ниток.
Тройные листики
Тройные "листики" (рисунок 3.65) получаются из комбинации овальных и плотных "листиков".
"Веточка" с разветвлениями
На рисунке З.66 "веточку" из плотных "листиков" украшают ответвления с "паучками". Вышивание начинают снизу. Сначала прокладывают центральный "стебелек" нитью в несколько слоев, затем вышивают "листики", начиная с верхнего. У основания верхнего "листика" вышивают "подковку". Вышивают пару "листиков", опускаясь по "стебельку" обвивкой первой нити. Затем прокладывают "стебелек" левого ответвления и вышивают "листики", начиная с нижнего. Так же вышивают правое ответвление. Для украшения вышивают "веточки" а и б, заканчивая их "колесиками" через 5 нитей. В основании разветвления вышивают "подковку".
"Листики" штопальным швом
Этот мотив взят со старинных филейных работ. Его выполнение начинают с натяжения диагональных нитей (рисунок 3.67). Затем поперек натянутых нитей прокладывают стежки штопальным швом. Для придания правильной формы в начале и на конце "листика" нить штопального стежка натягивают сильнее, а в середине пускают совсем свободно. По-разному сгруппировав продольные нити, можно получить "листики" с двумя или тремя "прожилками" (рисунок 3.68).
"Репеек"
Цветок из восьми "лепестков" (рисунок 3.69). Весь узор занимает 64 клетки. Вышивку начинают из центра фрагмента. Сначала вышивают плотные "листики" (рисунок 3.70). Затем выполняют серединку швом "паутинка" по кругу (рисунок 3.71). В последнюю очередь обводят "лепестки" 7-8 слоями нити.
Узор из "листиков" и "лапок"
Из "листиков" и "лапок" можно составить маленький цветочек (рисунок 3.72). Сначала протягивают диагонали и вышивают угловые "лапки" с "паучком". После этого вышивают крестик из плотных "листочков" сразу в обе стороны. По-разному комбинируя эти простые элементы, можно получать различные цветки (рисунок 3.73).
Узор на рисунке 3.74 начинают вышивать из центра. Протягивают во все стороны диагонали через три клетки и на концах вышивают "паучков". Затем вышивают еще по 2 "паучка" на ответвлениях, которые объединяют "подковкой". Затем выполняют центральный "паучок". Петельным швом выводят кружок по центру. Затем вышивают "листики": сперва боковые, потом центральные.
"Снежинки"
"Снежинки" также являются весьма популярным мотивом. Они состоят обычно из натянутых "лучей", удлиненных треугольников и "колесиков". В центре размещается "ромашка".
"Снежинка" на рисунке 3.75 вышивается в квадрате из 36 клеток. Сначала вышивают "ромашку" в центре. Затем натягивают "лучи" 1 и 2 в два оборота ниток, потом длинные узкие "лучи" и "лучи" 3. Основание "лучей" закрепляют "паучком". К следующей группе "лучей" перемещаются, обвивая перегородки филейной сетки.
"Снежинка" с большими "лучами" (рисунок 3.76) занимает 100 клеток филейной сетки. В середине рисунка вышивают "ромашку". Затем вышивают пучки "лучей", начиная со среднего "луча" в пучке. В основании пучков вышивают "веера" штопальным швом. К следующему пучку "лучей" переходят обвивкой перегородок филейной сетки.
Узоры с использованием полотняного шва
Совершенно особенный вид приобретают узоры с использованием полотняного шва. Не случайно они так популярны в старинных филейных работах. Полотняный шов, выполненный тонкими нитками, придает изящество рисунку.
Простейший из таких узоров показан на рисунке 3.77. Он занимает 16 клеток филейной сетки. На четырех клетках в центре выполняют "ромашку". Затем полотняным швом вышивают "лепестки" из двух клеток. После этого тремя витками нити обводят контуры больших "лепестков" и вышивают маленькие "лепестки". Причем большие витки вокруг цветка делают поочередно, обходя контур и обвивая по пути малые "лепестки" - по три витка сразу. Вначале обвивают один малый "лепесток" и делают один большой виток, затем - второй "лепесток" и второй виток и т.д.
В центре цветка на рисунке 3.78 вышивают "ромашку". "Лепестки" из трех клеток заполняют полотняным швом. Уголки "лепестков" обводят "подковками". Рабочую нить от "лепестка" к "лепестку" перемещают обвивкой перегородок. После этого натягивают пучки узких "листиков", которые скрепляют маленькой "подковкой".
Узор на рисунке 3.79 начинают также с вышивания "ромашки". Затем выполняют один пучок длинных "лучей" и закрепляют "подковкой". После этого заполняют одну клетку полотняным швом и вышивают в углу "лапку". Обвивкой перегородок перемещаются ко второму лучу и т.д.
Узор на рисунке 3.80 состоит из четырех "ромашек" и "паутинки" с "колесиком" в центре. Сначала выполняют "паутинку", затем заполняют одну из клеток полотняным швом. После этого вышивают "ромашку", заполняют полотняным швом следующую клетку и т.д. по кругу.
Узор на рисунке 3.81 составлен из "ромашки", рубчатых ромбиков и клеток, заполненных полотняным швом.
В узоре на рисунке 3.82 полотняный шов используется в качестве фонового. Контур узора очерчен перевитой нитью с "колесиками".
Узоры из воздушных петель
Узоры, составленные из воздушных петель, менее трудоемки, чем узоры с полотняным швом, а смотрятся не менее воздушно и изящно (рисунки 3.83-3.85). Как правило, они оформляются контуром из натянутых нитей, а в середине вышивается "ромашка". Начинают выполнение узора с "ромашки" в центре. Затем заполняют клетки петельным швом, а после этого обводят контур несколькими витками нити.
Перечисленные узоры можно дополнить множеством других с использованием известных нам приемов. Однако нельзя не согласиться, что традиционные филейные работы довольно кропотливы, техника филейного плетения хоть и не сложна, но требует некоторых навыков и приспособлений, поэтому в двадцатом веке стало популярным филейное вязание крючком.