Наши партнеры
 Paradise-style.ru - Коктейльные платья. Эксклюзивно, роскошно
 Eracolor.ru - http://eracolor.ru/ производство металлокассет.

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 4.6)


4.6. ЧИСЛЕННОЕ, ИЛИ РУССКОЕ, КРУЖЕВО

Эта техника плетения считается самой древней на Руси.

Русское кружево плетут, не поворачивая работы, очень многими парами. Число пар зависит от ширины кружева и может доходить до 500. Рисунок обычно прямой или с кругами. Эти кружева в наибольшей степени оставляют простор для фантазии мастерицы. Численные узоры передавались по наследству и плелись по памяти. Такое кружево было только мерным, с ритмичным повтором определенных форм белого или цветного орнамента.

Сначала этот вид кружева был распространен повсеместно, но с приходом европейской моды численное кружево было почти забыто в северных губерниях. Однако его продолжали плести к югу от Москвы. Этому способствовали вкусы местного населения. Такие кружева пользовались спросом у поволжских народов: чувашей, марийцев, татар, которые использовали их для украшения головных уборов. Русские крестьяне южных губерний тоже выбирали яркую узорчатую отделку для своей нарядной одежды. Цветные кружева украшали "бодрые", то есть праздничные, рубахи, передники, навершники (нагрудные накидки из холста в виде туники), полотенца. В городах Михайлове и Скопине Рязанской области численное кружево сохранилось до наших дней как преобладающая техника плетения.

Основными элементами этого вида кружева являются плетешок, сетка и мелкая полотнянка. Намного позже появились продолговатые насновки. Издревле этот вид кружева выполнялся без булавок и сколков. Узоры передавались от поколения к поколению. Однако с 1966 года стали применять сколки ввиду их очевидного удобства. Это позволяет описать и передать на бумаге методы плетения численного кружева и познакомить с ними тех, кто не имеет бабушки-кружевницы. Булавки вставляют в основном по краям рисунка, что оставляет простор для фантазии мастерицы. По одному и тому же сколку можно изготовить множество вариантов узора. Сами мастерицы объясняли это разнообразие очень просто: "Смерть скучно одно и то же плести, вот и придумаешь переложить нитки по-другому". Оказывается, бывает красота и от скуки, вернее, это спасение от нее.

Узор делят не на элементы, а на полосы. Обычно, это три основных полосы: верхняя кромка, средняя часть (основной узор) и фестон. По орнаменту численные кружева можно разделить на две формы - узкие ("узятки") и более широкие.

Декоративная выразительность узора достигается соотношением плотных и ажурных участков, подчеркнутых цветом.

Кружево-прошва "мушка"

Для плетения требуется 8 пар коклюшек. Можно использовать катушечную нить N 10. Узор двухцветный (рисунок 4.93). На булавки 1, 3 и 5 навешивают по две пары с белой ниткой, на булавки 2 и 4 - по одной паре с красными нитками (красные нитки взять потолще, можно использовать пасмы мулине).

Рисунок 4.93. Кружево-прошва "мушка" (сколок и схема процесса)

Плетение. Пары булавки 1 сплетают в полный заплет, затем одну из них (ходовую) перевивают 1 раз и сплетают с красной нитью от булавки 2.

Ходовую пару перевивают и сплетают с парами от булавки 3. Это центр "мушки", здесь пары сплетаются в полный заплет и первая ходовая идет к булавке 7.

Булавку 5 оплетают полным заплетем. Ходовая пара от нее движется навстречу первой наискосок к булавке 6, переплетаясь по пути с красной нитью от булавки 4.

Такими перекрестными движениями создается этот несложный узор. Необходимо постоянно подтягивать пары, чтобы "мушки" располагались строго симметрично.

"Мушка" с обводкой

В этом узоре (рисунок 4.94) добавляются 2 цветные пары. Это может быть третий цвет, например синий. Удобно также использовать мулине в пасме. Эти нити сплетаются в полный заплет по ободку "мушки", образуя восьмерки.

Рисунок 4.94. Кружево-прошва "мушка" с обводкой (сколок и схема процесса)

Цветное кружево обычно редко используется как самостоятельное изделие. Чаще кружева применяют как отделку одежды или предметов домашней утвари, потому самым распространенным видом численного кружева являются краюшки, или "городки", как их называли в старину.

Фестон "сухарики" ("кирпичики")

Это один из самых простых и характерных фестонов и самый плотный из них. Сколок показан на рисунке 4.95. В сущности, это просто полотнянка в перевив всех пар со сканью.

Рисунок 4.95. Край-кружево "сухарики" или "кирпичики" (сколок)

Требуется 9 пар коклюшек. Могут быть использованы нитки мулине или "ирис": шесть пар с красными нитками, две с желтыми и одна с красными. На булавку 4 навешивают три пары: долевую, ходовую и ободок - толстую черную нитку. Желтые пары располагают симметрично по краям.

Плетение. Кружево плетется полотнянкой в перевив всех пар. От булавки 4 черная нить сплетается с красной и желтой и остается на краю фестона. Ходовая красная от булавки 4 движется к противоположному краю, переплетаясь полным заплетом с долевыми нитями. На верхнем крае ставится булавка 8. Затем ходовая движется к нижнему краю, переплетаясь с долевыми полным заплетом. Ставится булавка 9, ходовая перевивается 2 раза и направляется обратно. Через каждые 5 булавок черная пара сплетается с долевыми парами, подходит к ходовой паре и, сплетаясь с ней, возвращается на край фестона.

Край-кружево "бубенчики"

"Бубенчики" (рисунок 4.96) выплетаются 10 парами коклюшек: шесть пар с белыми нитками, две - с синими и две - с красными.

Рисунок 4.96. Край-кружево "бубенчики" (сколок и схема процесса)

На булавку 1 навешивают две пары белого цвета, на булавки 2-5 - по одной синей и на булавку 6 - две красные.

Плетение. Две пары от булавки 1 сплетают в полный заплет. Затем левую пару оставляют, правую ходовую сплетают в полный заплет с долевыми от булавок 2-5.

Пару от булавки 6 перевивают 2 раза, ходовую - 1 раз, сплетают в полный заплет и ставят булавку 7. Переплетаясь с долевыми в обратной последовательности, ходовая направляется к булавке 8, затем возвращается к булавке 9 и т.д. От точки 10 ходовая приходит к точке а, перевивается два раза с синей нитью от булавки 4 и направляется в точку 11.

Плетение "городка". Городком в численной технике называется фестон. Он выплетается особым образом.

Две пары сплетают в полный заплет в точке б (рисунок 4.96). Левую пару оставляют, а правую ходовую проводят через красную нить и ставят булавку 13, перевивают два раза и возвращают в точку б.

В точке б ходовую пару сплетают с оставленной парой в полный заплет и оставляют. Теперь вторая пара становится ходовой и направляется к точке 14. В точке б булавки не ставят.

Фестон "павлинка" 1

В численной технике плетут и решетки, которые называют "росколем". Край-кружево на рисунке 4.97 состоит из решетки-"росколя", узких полос полотнянки, "паучка" с обводкой и фестона "павлинка".

Рисунок 4.97. Край-кружево "павлинка" (схема плетения и сколок)

Плетение "расколи". "Росколь" представляет собой обычную решетку в ползаплета. Перегородки решетки - перевитые пары, сплетающиеся в полный заплет в точке пересечения. Булавку при этом ставить не принято, как не вставляют ее в простой плетешок. Вставляют булавки только по краю полотнянки на поворотах ходовой пары.

Навешивание пар. На булавку 1 навешивают две пары, на булавки 3-6 - по одной паре, на булавки 2 и 7 - по две пары со сканью, на булавку 8 - одну пару.

Плетение "паучка". Левая пара от булавки 1 уходит в решетку, а правую перевивают два раза и сплетают с парой от булавки 2, перевивают два раза и сплетают в полный заплет с парами от булавок 3 и 4.

Пару от булавки 8 перевивают два раза и сплетают с парой от булавки 7, перевивают два раза и сплетают с парами от булавок 6 и 5. Подошедшие к "паучку" шесть пар сплетают в полный заплет. Из "паучка" три левых пары уходят в фестон, а три правых - в решетку, а из нее - в фестон. Пары скани окружают "паучок" и уходят в середину и в край фестона.

Плетение фестона. Фестон плетут так же, как и "бубенчик", только по третьей паре выставляют четыре булавки.

"Павлинка" 2

Плетение производится 11 парами коклюшек (рисунок 4.98). Вначале плетут решетку по диагонали. Освобождающимися парами выплетают фестон. В точке А пару, идущую вдоль внешнего края фестона, сплетают полотном с парой от внутреннего края фестона и ставят булавку. Ходовую пару сплетают с крайней долевой и ставят булавку чуть левее.

Рисунок 4.98. Сколок край-кружева "павлинка" 2

"Павлинка" 3

Третья "павлинка" (рисунок 4.99) отличается от второй лишь траекторией ходовой пары.

Рисунок 4.99. Сколок край-кружева "павлинка" 3

Аграмант "бантики"

Этот несложный узор выплетается 20 парами коклюшек (рисунок 4.100). По краю выполняется оплет из плетешка с отвивными петельками. Затем идет полотнянка. "Бантик" выполняется насновками. Ходовые нити выходят из плетешка в полотнянку, из полотнянки в "паучок", потом в полотнянку и т.д.

Рисунок 4.100. Аграмант "бантики" (чертеж процесса плетения)

Отделка "сливка"

Узор "сливка" на рисунке 4.101 выплетается на 30 парах коклюшек. По верхнему краю также проходит плетешковый оплет с отвивными петельками. Ходовая пара из плетешка входит в полотнянку, обводит серединку узора и снова входит в плетешок.

Рисунок 4.101. Кружевная отделка к платью "сливка" (чертеж процесса плетения)

Предыдущая страницаСледующая страница

Публикация
 Полное оглавление
 Ссылки на картинки
Глава 4
 4.1. Все, что нужно для плетения кружева

 4.2. Два основных приема плетения

 4.3. Элементы коклюшечной техники

 4.4. Сцепное кружево

 4.5. Многопарное кружево

 4.6. Численное, или русское, кружево

 4.7. Особенности кружевного плетения в различных местностях России

 4.8. Имитация коклюшечного кружева крючком
Оглавление
  Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах

 1. Кружева крючком

 2. Кружева иголкой

 3. Филейные работы

 4. Кружева на коклюшках

 5. Фриволите
Главная
© 2000- NIV