ИНТЕРВЬЮ Ритейлеры за последние годы стали более серьезно относиться к выбору манекенов. Наблюдается тенденция к персонализации. Манекены становятся более заметными. Добавляются такие детали, как ресницы, яркие губы или парики. Также появляются манекены размера plus size, с растяжками, веснушками и акне. Дими и Светлана Густавсон, основатели компании "Русманекен", рассказали FashionUnited о последних трендах в области изготовления манекенов, их разновидностях и производстве.
Какие на сегодняшний день бывают манекены?
Манекены классифицируются по нескольким параметрам.
По виду:
Реалистичные (натуралистичные) - телесные манекены с макияжем и париком или стилизованными прическами (из стеклопластика). Обычно их выбирают для домашней одежды, нижнего белья, шуб, вечерних и свадебных нарядов, а также для музеев и спецодежды.
Абстрактные - манекены без лица или с абстрактными чертами. На данный момент самые актуальные модели, подходят для любых видов одежды. Самые популярные - белый глянец, белый матовый, черный глянец, но могут быть в любом цвете под стиль магазина.
Скульптурные - манекены с лицами и стилизованными прическами, обычно белого матового цвета (как скульптуры). Подходят для классической строгой одежды, также бюджетные модели пользуются спросом среди музеев и производителей спецодежды.
По форме:
- Манекены в полный рост
- Манекены без головы
- Манекены большого размера
- Демонстрационные формы - части манекенов для демонстрации отдельных видов одежды и аксессуаров (торсы и бедра для нижнего белья, руки для перчаток и украшений, ноги для носков и чулок, головы и бюсты - для головных уборов, шарфов, аксессуаров, бижутерии, наушников и других аксессуаров).
Что нового появилось за последние 5 лет, каковы современные тренды?
В последние годы наибольшим спросом пользовались безликие манекены. Они наиболее универсальные, просты в обращении, подходят к любому стилю одежды, применимы в любом ценовом сегменте. Практичность часто является определяющим критерием.
Но когда магазины не выделяются картинкой, которую они создают, они не побуждают покупателей войти.
Ведущие бренды уже обратились к персонализации, к созданию собственного уникального образа и настроения. Наблюдается тенденция к полуабстрактным манекенам (с намеченными чертами лица). Манекены менее нейтральны и становятся заметными. Добавляются такие детали, как ресницы, яркие губы или парики.
Насколько основательно ритейлеры в России подходят к выбору манекенов, на ваш взгляд?
Каждая компания исходит из своих задач и приоритетов. Для эконом-сегмента важна цена и функция - поэтому выбирают обычно исходя из бюджета.
Для масс-маркета и премиум-сегмента важен внешний вид манекенов - они должны соответствовать образу целевой аудитории, передавать настроение с помощью лиц и поз. К выбору манекенов подходят очень тщательно, работает целая команда дизайнеров и мерчендайзеров, определяющая стиль манекенов. Также предъявляются высокие требования к формам и качеству изделий:
- манекены должны быть легкими и удобными в работе, так как приходится очень часто их переодевать
- одежда должна сидеть идеально, нередко приходится разрабатывать индивидуальные модели в соответствии с заданием заказчика
- yадежные комплектующие и качество покрытия для длительной эксплуатации
Насколько важны манекены в целом и почему?
Манекены - это главный инструмент в визуальном мерчандайзинге для демонстрации товаров в лучшем виде с целью стимулирования продаж. Владельцы магазинов могут представить ассортимент на стойках, наполненных предметами одежды, но тогда требуется особое внимание к дизайну, чтобы показать одежду таким образом, чтобы увеличить продажи.
Манекены помогают лучше сориентироваться в ассортименте.
Очень расстраивает, когда посещаешь магазин с целью покупки определенной вещи, и теряешь время в его поисках. Визуальный мерчандайзинг помогает покупателям легче найти нужную вещь - манекены привлекают внимание покупателей, направляя их в нужный отдел.
Зимой в Госдуме выступили с предложением обязать магазины женской одежды устанавливать манекены, параметры которых соответствуют среднестатистическим размерам россиянок. Как думаете, это хорошая идея, приживется ли она в РФ?
Это спорная идея. Если ассортимент магазина предусматривает большие размеры (52 и больше), то, безусловно, нужно продемонстрировать, что есть весь размерный ряд, чтобы не упустить своих покупателей.
Если же речь идет о размерах до 46-48, то, на наш взгляд, лучше использовать стандартные манекены, т.к. на них будет более выигрышно сидеть одежда. К тому же все женщины хотят выглядеть стройнее, выше и привлекательнее. Манекены в этом плане - некий эталон, к которому хочется стремиться.
Манекены plus size, а теперь еще и манекены с растяжками, веснушками и акне - новости о появлении всевозможных "манекенов без комплексов" появляются достаточно часто. Ваше отношение к этой тенденции?
Манекены с растяжками, веснушками и акне, так же как и манекены инвалидов от дизайнера Pro Infirmis - это один из способов привлечь внимание к проблеме людей с неидеальной внешностью, помочь донести до общества, что красота есть в каждом. А также возможность сообщить аудитории миссию и ценности бренда, например, у бренда Missguided слоган: "Мода - это право, а не роскошь".
Считаем, это очень достойный тренд - создавать что-то выдающееся в своей нише. Мы как производители манекенов с радостью бы поучаствовали в подобном проекте.
Если говорить не только о форме манекенов, но и о материалах, цветовых решениях, аксессуарах, деталях: какие здесь есть новшества?
Вдобавок ко множеству форм манекенов, в настоящее время существует огромный диапазон цветов и материалов: поверхности из ткани (льна, бархата и др), "прорезиненное" покрытие soft-touch (устойчивое к царапинам, и не допускающее соскальзывания легких тканей), хромированные детали, деревянные части и даже покрытие под бетон. Разнообразие фактур помогает подчеркнуть стиль одежды или, наоборот, сыграть на контрасте, чтобы акцентировать внимание на текстуре ткани.
Поза манекена тоже важна. Какие в данном смысле есть тренды?
Поза манекена очень важна и может многое сказать о бренде и подчеркнуть стиль представленной одежды. Существует большой выбор манекенов "с характером", передающих определенные образы и настроения - сексуальность, уверенность, сдержанность, дерзкость и т.д.
Универсальность и практичность всегда ценятся и не зависят от трендов, многие бренды, такие как Zara, H&M, а также ряд премиальных брендов, из года в год выбирают статичные ровные позы, с опущенными вниз руками. С такими манекенами удобно работать, на них отлично сидит любая одежда, можно легко и быстро переодевать.
Большую популярность набирают манекены с подвижными деревянными руками, сами манекены при этом могут быть любого цвета или частично обтянуты тканью. Изюминка таких моделей в том, что руки можно установить практически в любом положении, это дает простор для идей - можно хоть каждый день менять позы, передавая различное настроение и создавать целые истории на витрине. Манекены могут "взаимодействовать" друг с другом или с одеждой, например, положить руку в карман или держать сумочку или какой-то аксессуар.
Благодаря развитию 3D-технологий появилась возможность относительно быстро создать любую позу для манекена, правда, пока это все еще очень затратно и оправдано только при больших тиражах.
Это нашло применение, например, в направлении манекенов для спортивной одежды. Разработано невероятное разнообразие моделей для всех видов спорта. Невозможно отвести взгляд от прекрасных атлетичных фигур, застывших в динамике!
Сколько составляет средняя стоимость манекена, какие существуют ценовые сегменты? От чего зависит цена?
Брендовые манекены ведущих производителей Италии и Франции стоят 1-2 тыс евро и выше. Хорошие манекены из стекловолокна стоят в среднем от 15 до 40 тыс рублей. Для эконом-сегмента можно подобрать достойные манекены: от 11-14 тыс - мужские и женские и 7-11 тыс - детские, просто не будет большого выбора поз и цветов, но они также позволят в лучшем виде продемонстрировать одежду и прослужат долго.
Такой разброс цен обусловлен многими параметрами. Так же как и в одежде? на цену влияет прежде всего бренд, имя дизайнера-создателя. Такие манекены обычно производятся в ограниченном количестве для сегмента люкс.
В остальном стоимость зависит от формы и качества изделий - насколько выполнена детализация фигур, разнообразие поз в линейке, качество покрытия, качество фурнитуры, возможность персонализации (выбор цвета, покрытия, вариантов лиц и т.д.)
Где в основном производятся манекены - в Китае?
Конечно, самое большое количество фабрик - в Китае, они производят большую часть манекенов и поставляют на весь мир. С ними бессмысленно конкурировать по цене и объемам, если нужно сразу много и дешево, то это, безусловно, в Китай. Но у производства манекенов в России есть ряд преимуществ, такие, как: короткие сроки изготовления, возможность разработки эксклюзивных моделей по брендбуку, отсутствие рисков и отгрузка партиями под график открытий магазинов (нет необходимости содержать склад).
Где находится ваше производство, каковы его объемы, расскажите о фабрике?
Фабрика находится в ближайшем Подмосковье, у нас работают как профессионалы с опытом, так и молодежь, которую мы обучаем профессии. Главные специалисты - из автомобильной и авиационной отрасли, так что используются самые передовые технологии. Каждый манекен изготавливается на фабрике вручную. Производство небольшое, но мы растем каждый год, увеличиваем объемы и улучшаем качество.
Кто ваши крупнейшие клиенты - можете назвать несколько имен?
Нашими постоянными клиентами являются такие компании, как Baon, Converse, GerryWeber, Black Star, US Polo, "Кораблик", "Детский мир", "Декатлон", Westland и другие. С некоторыми клиентами работаем уже более 3-х лет.
Сколько в среднем составляет срок эксплуатации манекена? Как часто их нужно менять? Что делать со старыми манекенами?
В среднем срок эксплуатации манекенов - 2-3 года, за это время они могут потерять внешний вид или актуальность, или и то, и другое. Обычно ритейлеры утилизируют старые манекены. Мы предлагаем клиентам услуги реставрации. Можно не только восстановить внешний вид, но и обновить манекены - например, изменить лица на более актуальные, покрасить в другой цвет, таким образом придать новую жизнь устаревшим моделям. Также есть услуга трейд-ин, принимаются старые манекены в счет заказа на новые, можем сами вывезти со склада клиента, избавив таким образом от хлопот по утилизации и помогаем сэкономить на обновлении магазинов.
На фоне развития онлайн-торговли что будет происходить с манекенами?
В связи с развитием электронной коммерции, большая часть покупок уже перешла в онлайн. Есть мнение, что в будущем магазины будут меньше, и акцент будет сделан на примерочные, они будут просторнее, комфортнее, ведь именно там принимается решение о покупке. Пользователи смогут выбрать одежду онлайн, а в магазине примерить в уютной обстановке и приобрести.
Так как витрина магазина переносится в онлайн, необходимо как можно лучше продемонстрировать одежду на фотографии, чтобы привлечь покупателя. У пользователя должна быть возможность рассмотреть все детали, представить, как та или иная модель сидит на фигуре, сравнить варианты между собой.
К сожалению, не каждый может позволить себе регулярные фотосессии с моделями, и даже ведущие интернет-магазины используют обезличенные фотографии одежды, так как ассортимент большой и его нужно постоянно и оперативно пополнять. Кроме того, пользователь может объективно оценить модель и фасон, легко представить одежду на себе, не отвлекаясь на образ модели.
Для онлайн-магазинов разработаны специальные манекены для фотосъемки (или манекены-невидимки), которые позволяют делать профессиональные снимки одежды в объемном виде за счет разборной конструкции, специальным вырезам и вставкам. Вы просто надеваете одежду, убираете лишние детали манекена и на фото видна только одежда, включая подкладка и лейбл на внутренней части. Они просты в использовании, сильно экономят время и бюджет компании на фотосъемку.
Благодаря электронной коммерции стираются географические границы рынка, открываются новые возможности как для пользователей, так и для производителей моды. В общем, без интернет-представительства сейчас не обойтись ни одному бренду.
Точной картины, каким будет магазин будущего пока нет, но совершенно определенно в будущем розничная торговля будет выглядеть по-другому.
Фото: "Русманекен" |