Удивительно, как при всей своей способности меняться, человек остается порой очень консервативным существом. И, как ни странно, это распространяется и на моду, казалось бы, самую переменчивую сферу приложения человеческого разума.
События конца XVIII в. коренным образом изменили ход истории и мироощущение людей. В моду вошли античные идеалы, отразившиеся, в частности, и на платье. В течение почти трех десятилетий царила мода на «греческий костюм», простота линий и форм господствовала в одежде и прическе. Но в конце 20-х гг. Европа избавляется от романтизма начала века, обратившись к реализму и буржуазной респектабельности. Как следствие, меняется и мода – старая триада: грудь-талия-бедра вновь становится актуальной, поэтому женщины опять затянулись в корсеты и окружили себя многочисленными нижними юбками. Но, как и раньше, требования моды пришли в противоречие с законами природы и разума – увеличить объем можно было только надевая все больше и больше юбок, так что, порой их число доходило до 6-7 штук, а это, в свою очередь, делало платье очень тяжелым и крайне неудобным, особенно летом и на паркете бального зала.
И вот тогда вспомнили о кринолине, изобретенном в конце XVIII в. во Франции и подвергшемся забвению во время революции как принадлежность к старому миру. Собственно говоря, кринолин первоначально означал юбку из ткани с конским волосом, придававшим ей жесткость (от французских слов crin – конский волос и line – ткань). Такая длинной до колен юбка одевалась под платье среди прочих нижних юбок и выполняла роль жесткой основы. Впоследствии это название перешло на конструкцию, выполнявшую те же задачи, но устроенную совершенно по другим принципам.
В 1856 году некий американец В.С. Томсон, запатентовал в Англии, Франции и США предмет дамского туалета, состоявший из металлических ободов, соединенных лентами или тесьмой. Это и был тот кринолин, который мы себе представляем по многочисленным историческим фильмам, и который за незначительными изменениями сохранился до сих пор.
Дамы вздохнули с облегчением, ведь теперь для того, чтобы выглядеть модной (а мода требовала все большего увеличения объема юбки) достаточно было заказать новый кринолин, а не надевать череду бесчисленных нижних юбок. Кринолин стирал политические и социальные границы - его носили и в столицах и в маленьких провинциальных городках, и дамы высшего света и крестьянки.
Теперь женщины надевали кринолин и всего две юбки, чтобы скрыть выступающие части каркаса. Причем вторая юбка зачастую была сделана из тонких дорогих тканей и обильно украшена. Легкость кринолина приводила порой к забавным и пикантным случаям, так что страницы юмористических журналов тех лет заполнили картинки, на которых порыв ветра приподнимает платье красоток, демонстрируя нижние юбки и панталоны. Последние в таких обстоятельствах стали новым приложением усилий модисток. Стало модно украшать панталоны кружевами, столь длинными, что они спускались от колена до щиколотки. Другим способом справиться с «непослушным» кринолином была шаль, которая также входит в моду в это время.
Первоначально кринолин был куполообразным и очень походил на то, что носили в XVIII веке. Он с каждым годом увеличивался, пока не достиг максимального размера к 1860 году. После этого кринолин стал приобретать форму эллипса, вытянутого назад и уплощенного спереди. Объем на уровне бедер стал уменьшаться, не только за счет уменьшения самого кринолина, но и за счет уменьшения числа колец. К 1867 году такой измененный кринолин был распространен повсеместно.
Эти метаморфозы были первыми ласточками нового стиля вошедшего в моду в конце 60-х гг. Появление турнюра, зрительно увеличивавшего заднюю часть, естественно привело к отказу от кринолина, скрывавшего то, что теперь стало модным подчеркивать.
Наступил XX век. Время ускорилось необычайно, размеренность XIX века уходила в прошлое, а вместе с ним и внешний облик людей викторианской эпохи. Женщины, отказавшись еще в прошлом веке от кринолинов, теперь также освобождались от турнюра и корсета. И помог им в этом великий французский кутюрье конца XIX -начала XX века Поль Пуаре. Женщина в платье от Пуаре была модной вплоть до начала I мировой войны, когда на какое-то время людям вообще стало не до моды.
В первой половине XX века произошла настоящая революция – женщина получила избирательные права и стала носить брюки, начала работать и надела купальник. Было очевидно, что мода и история перешли на совершенно новый этап развития. Так что такие знаковые предметы прошлого, как кринолин, были окончательно забыты. Они остались только на театральных подмостках, а потом в кино, для создания исторической атмосферы.
Шло время, отгремела II мировая война, мир стал налаживать новую жизнь. И оказалось, что за прошедшие годы люди устали от военной формы, от лишений, от необходимости экономить. Мужчины захотели видеть своих женщин красивыми и роскошными, а женщины – быть женственными и романтичными. Изменение в умонастроении людей незамедлительно отразилось на моде. В 1947 г. великий Кристиан Диор демонстрирует свою новую коллекцию, «новый образ» послевоенной женщины. «Мы прощаемся с войной, ее униформами и крепко сложенными женщинами-военными,» – писал он позже. «Женщина - цветок» с тонкой талией, пышной грудью и бедрами теперь правила умами мужчин. С возвращением старых идеалов, вернулись и старые способы их достижения. Диор стряхнул пыль с казалось бы окончательно забытых корсета и кринолина. Правда корсет теперь был более удобен, а функции кринолина зачастую теперь выполняли нижние юбки из нового материала – нейлона, жесткого и упругого, хорошо держащего форму. И если повседневная одежда еще как-то должна была подчиняться требованиям удобства, то вечерние туалеты представляли собой разгул роскоши и гламура, очень напоминая своим видом забытые силуэты 19 века.
Но наступили 60 – е гг., которые принесли в Европу не только революционные настроения, но и новый идеал красоты. Пышные красавицы 50-х Мэрелин Монро и Люсиль Болл уступают место тоненькой девочке-подростку Твигги. Одновременно с этим уходят и дорогие сердцу послевоенных женщин пышные юбки с кринолином и корсет. Наступает век мини, роскошной простоты, женственность теперь подчеркивалась хрупкостью форм и беззащитным взглядом.
Начало развиваться феминистское движение, в своих крайних формах напрочь отрицающее женственность, а потом пришло время «детей цветов» и культа джинсов. Поменялся ритм жизни, изменилось и положение женщины в обществе, соответственно поменялась и мода и представления о красоте. Кринолин окончательно ушел в прошлое из повседневной одежды, предоставив модельерам искать другие способы делать женщину женственной. И лишь иногда, кто-то решается вновь вывести кринолин на подиум, но дальше эксперимента и эпатажа дело обычно не идет. Так в 1985 году экстравагантная Вивьен Вествуд одела своих манекенщиц в короткие пышные юбки с микро-кринолином.
Сейчас от былого господства осталось только два островка, два совершенно особых направления модной индустрии, где кринолин широко используется, - это вечерняя и свадебная мода. И наверное так будет до тех пор, пока девочки будут засматриваться мультфильмом о Золушке, девушки – «Унесенными ветром», а женщины в тайне мечтать хоть на миг отрешиться от забот, возложенных на них эмансипированной эпохой и почувствовать себя загадочной и недоступной Женщиной.
Текст: Андреева Евгения
Фото: Виктор Бианки
|