5 апреля в концертно-выставочном зале «Смольный собор» состоится показ коллекции haute couture Валентина Юдашкина «Птицы». Осенью прошлого года она уже демонстрировалась в Париже и Нью-Йорке, а также на Неделе высокой моды в Москве. Наконец, юдашкинские «Птицы» долетели и до Петербурга. Устроители показа обещают публике «путешествие на красивые острова, где непременно обитают экзотические птицы и где размышлять можно лишь о возвышенном спокойствии души и тела».
Тема коллекции позволяет предположить, что г-н Юдашкин решил наконец-то передохнуть от тяжкого бремени пропагандиста великой русской культуры на Западе. Кутюрье занимался этим, начиная с 1991 года, когда миру явилась коллекция «Фаберже» с платьями в виде пасхальных яиц. Два «яйца» приобрел Музей костюма при Лувре, еще несколько — Калифорнийский музей моды. За «Фаберже» последовали «Екатерина Великая» (1994), «Балет» (1995), «Врубель» (весна-лето 1997), «Русский модерн» (весна-лето 1998), «Анна Каренина» (осень-зима 1998/99)… В пресс-релизе, подготовленном в Модном доме «Валентин Юдашкин», сказано: «Своими коллекциями он привлекает внимание к русской живописи, архитектуре, литературе, балету». Видимо, сие надо понимать так, что именно этому дизайнеру Россия должна быть благодарна за то, что в мире теперь знают о Екатерине II, Анне Павловой и Анне Карениной, о стиле модерн в целом и Михаиле Врубеле в частности.
Птицы же принадлежат не только России, но и всему человечеству. Многие великие модельеры относятся к птицам своеобразно — например, Ив Сен-Лоран всегда говорил, что желающим его убить не нужно будет особенно напрягаться: «Достаточно запереть меня на ночь в одной комнате с вороной, и я не доживу до следующего утра». С птицами была связана одна из скандальных коллекций Александра Маккуина, сделанная для Дома «Живанши», — в бульварную прессу запустили сплетню, будто кутюрье использовал человеческие кости. Кости действительно пошли в дело — но птичьи. В демонстрационном зале стояли клетки с живыми воронами, на головах манекенщиц, ходивших по подиуму под аккомпанемент из совиного уханья и вороньего карканья, красовались клетки-шляпки с птичьими черепами, апофеозом же стало появление в финале самого Маккуина с соколом на руке. На упреки журналистов он ответил, что всего лишь хотел избежать слащавости, продемонстрировать кое-какие дизайнерские находки и немножко попугать публику.
Валентин Юдашкин был куда милостивее к публике и пернатым — он почти полностью отказался от использования настоящих птичьих перьев, имитируя их при помощи тюля, меха, шифона, объемных и трехслойных тканей. Работая над «Птицами», отец новорусского шика вовсе не преследовал задачу создать орнитологический триллер а-ля Альфред Хичкок, избежать слащавости и уже тем более показать новые дизайнерские приемы — он всего лишь хотел увлечь зрителей «на красивые острова».
Тем не менее г-н Юдашкин все-таки не собирается бросать дело пропаганды российских культценностей. Журналистов обрадовали сообщением, что его Дом планирует в скором времени представить линию столового «царского» фарфора.
|