Обзор новостей
Журнал "Богема" Мода 24/7 Модная Россия 100idey.ru AllTime.ru B2BLogger.com Be-In.ru Cosmo.ru Dress-Code.com.ua Fashion-Astrology.com Fashion-Kaleidoscope.ru FashionAndLife.ru FashionNetwork.com FashionPeople.ru FashionPlace.ru FashionTime.ru FashionUnited.ru FashionWeek.ru Glianec.com.ua Imedia.ru InterLinks.ru Intermoda.ru Kleo.ru Krasota.ru MBFashionWeek.ru Malena-tula.ru MensFashion.ru ModaNews.ru Modnaya.org ModnayaModa.ru Modnoe.ru MoyDoms.ru Paris-Club.ru ProFashion.ru Pronline.ru RiaModa.ru ShoppingFashion.ru Style.rbc.ru StyleWay.ru Textilexpo.ru TrendyMen.ru Vogue.ru ZhenskiyRay.ru bracatuS.com
Модная Россия

Из бабушкиного сундука: Фижмы

28.10.2002Источник: Oberon.ru

Из бабушкиного сундука: Фижмы «Костюм – эта та форма, которую дух придает телу во вкусе времени. Каждая эпоха, создающая нового Адама и новую Еву, поэтому принципиально всегда создает и новый костюм.» - Эдуард Фукс «Иллюстрированная история нравов»

Путешествия Колумба, открытие Америки, а вместе с ней и богатейших золотоносных месторождений, сделали из Испании ведущую державу Европы, империю, в которой никогда не заходит солнце. Одновременно с этим Испания стала и законодательницей мод.

Новый стиль, расцвет которого пришелся на XVI в., тяжелый, помпезный, величественный, в полной мере отражал полную условностей и церемоний жизнь испанского королевского двора. Как следствие, в моду вошли гофрированные кружевные воротники, достигшие в начале XVII в. невероятных, гротескных размеров, а также широкие колоколообразные юбки. Желаемого эффекта добивались, надевая одну на другую нескольких юбок, зачастую, для большего объема, набитых конским волосом. Можно себе представить, сколь тяжела и громоздка была эта конструкция. Поэтому вскоре ее сменил каркас из обручей для юбки, или фижмы.

Слово фижмы немецкого происхождения и попало в русский язык в XVIII в., как и многие другие понятия, с реформами Петра Великого. Однако изобретены они были в Испании и назывались вердугадо (verdugado), от испанского слова, обозначавшего прутья ивы, из которых и делались обручи. В различных вариациях это слово попало и в другие языки. Например, на французском оно звучит как вертюгадэн (vertugadin), что дало повод многим исследователям XIX в. переводить это слово как «охраняющая добродетель». Ошибка вполне простительная, если учесть сколь сложным сооружением было изобретение испанской моды. Для того, чтобы одеть юбку с фижмами, ее ставили на пол, «входили» в нее и пристегивали к корсету.

Впервые новое изобретение было запечатлено на картине неизвестного художника, написанной в 1496 г. «Саломея держит на блюде голову Ионна Крестителя». (рис.1) Согласно английской традиции, на Туманный Альбион фижмы попадают в 20-х гг. XVI в., вместе с будущей супругой Генриха VII Екатериной Арагонской. А уже в 30-е гг. этого века мода на фижмы распространяется повсеместно. (рис. 2) Позже здесь их делали не только из ивовых прутьев, но и из деревянных пластинок и шнуров, дополнительно уплотненных тканью, что позволяло придать силуэту более мягкие, нежели в испанском варианте, линии.

Француженки и итальянки, позаимствовав эту моду, несколько облегчили и изменили фижмы. Здесь господствовала мода на широкие бедра и тонкую талию, этим требованиям как нельзя лучше удовлетворяла специальная ватная подушка в виде кренделя (рис. 3), одевавшаяся под юбку на нижнюю сорочку. Усовершенствование французов не нашло отклика в чопорной Испании, зато очень понравилось английской королеве Елизавете. В результате был издан указ о том, что никто, кроме Ее Величества не мог носить такую юбку. Запрет был отменен лишь после смерти королевы.

Для Испании в это время характерно увеличение размера юбки, так что в итоге, дама могла при желании даже возлежать на ней.

В 1588 г. англичане разгромили испанскую «Непобедимую Армаду». Это означало завершение «Золотого века» испанской империи и начало конца ее политического господства. Испанская мода просуществовала немногим дольше. Уже в середине XVII в. законодателем в области прекрасного становится Франция, государство, которое до сих пор держит пальму первенства в этой области.

В конце XVII в. именно во Франции появляется мода, ознаменовавшая возвращение куполообразной юбки, а вместе с ней и фижм. Одни утверждают, что впервые в юбках на каркасе появились парижские актрисы. Другие приписывают нововведение фаворитке Людовика XIV, госпоже Монтеспан, желавшей как можно дольше скрыть свою беременность. Как писала в своем письме одна из придворных дам: «Г-жа Монтеспан изобрела Robe batante (специальное платье – авт.), чтобы скрыть свою беременность, так как в нем не видно талии. Но даже если она их надевает, то все равно у ее на лбу написано, что она беременна. При дворе все говорили: мадам Монтеспан в платье batante, значит, она беременна.»

Так или иначе, вновь появляется каркас, обтянутый тканью, теперь он назывался «корзинка» (от французского panier – панье), сделанный из деревянных и металлических деталей. Другое название такой юбки – «крикунья», так как при ношении она издавала шуршание, соблазнительно колыхаясь вокруг талии, лишь на мгновение показывая изящную ножку красавицы, украшенную изысканной вышивкой и кружевами нижнюю юбку. Церковь посчитала это нарушением норм морали и запретила женщинам появляться в таких юбках в церкви. Провинившуюся ожидало наказание: юбку публично снимали и сжигали. Но что могла поделать церковь с желанием дам нравиться и соблазнять? Трепетным и томным шуршанием заполнились все гостиные и салоны Европы.

В начале XVIII в. мода потребовала расширить юбку еще больше и увеличить бока. Конструкция «корзинки» не позволяла выполнить эту задачу, поэтому в 1711 г. в Англии появляются фижмы на китовом усе. Пластины китового уса вшивались прямо в платье и придавали юбке требуемую форму, так что нередки были юбки до 5 метров в диаметре. Модницы нуждались во все большем количестве этого материала, так что в 1722 г. в Голландии возникло первое акционерное общество китобоев, получавшее государственную субсидию. Мода вышла на государственный уровень, что вполне соответствовало ценностям «галантного века».

Ширина юбки и жесткость китового уса делали весьма неудобным ношение такого платья. Но эту проблему весьма успешно решили в Англии в 40-е гг. XVIII в., изобретя овальные фижмы на шарнирах. Другим выходом из положения было использование более мягкой проволоки или конского волоса.

Последней причудой старого режима стала мода Cul de Paris (1), как иронично прозвали ее парижане. Оценить их юмор будет не трудно, ведь женщины вновь обратились к изобретению XVI в. – ватной подушке, зрительно увеличивавшей заднюю часть. Тогда же фижмы навсегда выходят из употребления, уступая место кринолину, более гибкому и удобному варианту каркаса. Правда модницы не успели в полной мере оценить новое изобретение, так как Великая французская революция не только смела с подмостков истории старый режим, но его моду. Исчезают парики и кринолины – господствуют простота и стиль ампир.

Вновь мода на широкие юбки и каркасы возникает лишь в 30-40-е гг. XIX в. Но теперь уже никто не вспоминал о жестких, сковавывших движения, а главное, дорогих, требующих кропотливого ручного труда, фижмах. Новый ритм жизни и вступление в эпоху массового производства, требовали иного решения проблемы. Поэтому взоры женщин и производителей обратились к кринолину, удачно сочетавшему удобство в носке и относительную дешевизну. В своем окончательном варианте, существующем до сих пор, кринолин появился в 1856 г.

(1) - Дословно Парижский зад

Текст: Евгения Андреева

Предыдущая новостьСледующая новость