"Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова
можно было услышать городской девушке в местных деревнях лет 40 назад.
Вязание платка - нечто само собой разумеющееся, то, что деревенские
девушки должны были уметь с совсем раннего возраста.
Мария Степановна начала вязать в пятом классе. Почти 70 лет она вяжет
пуховые платки, и в свои 80 продолжает лучшие оренбургские традиции. Она
живет в Оренбурге в небольшом старом домике. Таких домов в городе много:
небольшие одноэтажки, окна со ставнями, деревянные ворота, покрашенные где
зеленой, а где синей краской, маленький дворик. Кажется даже запах во
дворах один и тот же - запах детства. После продажи такие дома обычно
сносятся, а на их месте появляются дорогие кирпичные монументы - офисы или
же дома богатых людей. Но пока что домики еще стоят - целыми улицами,
кварталами, массивами, даже в самом центре.
В таком доме живет Мария Степановна. Ее пуховые изделия неизменно
пользуются спросом у соседей и знакомых, которые не понаслышке знают о
качестве связанных ею платков. Чтобы связать изделие, которое могло бы
долго приносить радость его владельцу, тратиться немало времени. На
паутинку 140х140 см у бабы Маши уходит 2 недели, а на добротный платок
145х145 см и вовсе целый месяц. Хотя Мария Степановна вяжет не все время,
а между делом. Постоянно вязать не получается - спина начинает болеть. С
этим ничего не поделаешь: труд достаточно тяжелый и для молодых девушек.
"А паутинка через кольцо проходит?". Мария Степановна качает головой.
Чтобы паутинка прошла в кольцо, она должна быть не такой большой (около
120х120см) и более тонкой. Мария Степановна так не вяжет, предпочитая
практичность, ведь чем тоньше изделие, тем меньше оно сохраняет тепло.
Паутинки у бабы Маши бывают 2 видов в зависимости от узора каймы.
Одно из заблуждений об оренбургских платках - то, что они связаны на 100%
из пуха. Так не вяжут ни лучшие рукодельницы, ни фабричные мастера.
Шелковые, вискозные и хлопчатобумажные нити дают основу, а пух - тепло и
изящность. На одну паутинку у Марии Степановны уходит около 100 грамм
козьего пуха ангорки и одна бобинка шелковой нити. На платок уходит 300
грамм пуха и большая бобинка хлопчатобумажной нити.
Качеству баба Маша уделяет большое внимание. Ее прялки стоят без дела -
пух Мария Степановна прядет вручную веретеном и лишь потом соединяет с
шелковой нитью. Не все пуховязальщицы поступают так: иногда пух сразу
соединяют с шелковой или х/б-нитью, из-за чего пуховый платок становится
менее прочным, ведь пух уже не может также хорошо держаться.
Один из мифов о пуховых платках гласит, что они должны быть изначально
пушистыми и очень мягкими. Именно такие платки продают в большом
количестве у оренбургского вокзала и на Центральном рынке. К ним приятно
прикоснуться, и иногородние гости с радостью их покупают, думая, что вот
он - желанный легендарный оренбургский пуховой платок. После того, как пух
весь вылезет, приходит разочарование и сомнение: неужели легенды об
оренбургском пуховом платке - это всего лишь миф?
Марии Степановне, как и многим истинным мастерицам, не нравится такая
практика. Чтобы придать изделию пушистость, платок основательно
прочесывается гребнем - пух начинает свисать, а через некоторое время
после начала использования он и вовсе может вылезти. Настоящий новый
пуховый платок не должен быть пушистым. У Марии Степановны новые изделия -
мягкие наощупь, но отнюдь не пушистые. Качественные изделия становятся
по-настощему мянкими и пушистыми только во время использования, и с каждым месяцем
они все больше изумляют своих хозяев. Словно бутон, который становится все
прекраснее, постепенно распускаясь.
Долгий кропотливый труд человечество всегда стремилось сократить - почему
бы не использовать машинку для вязания? Мария Степановна придерживается
более трудоемкого пути. Изделия, связанные на машинке, имеют "перед" и
изнанку. Полностью ручная работа таких изъянов не имеет.
У изделий, произведенных на Фабрике, баба Маша находит свои плюсы:
во-первых, возможность наносить любой рисунок позволяет воспроизводить
достаточно сложные и оригинальные узоры, а во-вторых палантины и паутинки
у Фабрики получаются достаточно тонкими, впрочем Мария Степановна все же
предпочитает тонкости практичность.
Сама Мария Степановна носит паутинку, подаренную ее знакомой. Баба Маша
улыбается: "Сама вяжу, а ношу не свое". Среди пуховязальщиц принято с
уважением относится к качественной чужой работе, даже если своя лучше.
Раньше баба Маша ходила на базар продавать свои изделия, сейчас же изделия
расходятся по знакомым и родственникам. Кроме того, ее изделия теперь
можно приобрести и далеко за пределами Оренбургского региона: Мария
Степановна стала первой пуховязальщицей, чьи платки стали представлены в
крупнейшем оренбургском интернет-магазине Palantin.ru.
|