Публикация
Полное оглавление Ссылки на картинки
Глава 2
2.1. Шитье из тесьмы 2.2. Элементы кружевной игольной техники 2.3. Разновидности игольного кружева 2.4. Имитация игольной техники крючком
Оглавление
Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах 1. Кружева крючком 2. Кружева иголкой 3. Филейные работы 4. Кружева на коклюшках 5. Фриволите
Наши партнеры
 Смотрите описание разработка лендинга на сайте.

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 2.2, конец)


Решеточки

22. Рисунок 2.56. Первый ряд выполняется справа налево. Закрепив нить на краю тесьмы на левой смежной стороне, придерживают ее большим пальцем левой руки, делают укол в край верхней тесьмы и проводят иголку в петельку. Нитка при этом проходит слева направо под кончиком иголки. Нитка навивается на иголку. Проведя навитую иголку через петельку, получают вертикальную бридочку. Второй ряд выполняется слева направо, и нить навивается на иголку также слева направо.

Рисунок 2.56. Двадцать второй кружевной шов

23. Рисунок 2.57. Этот шов отличается от предыдущего небольшим нюансом. Шов начинают такими же стежками. Во втором ряду горизонтальные нити первого подтягивают накидным стежком в каждой петельке отдельно, чтобы образовалась решеточка.

Рисунок 2.57. Двадцать третий кружевной шов

24. Соррентский шов (рисунок 2.58). Он представляет собой решеточку из одинаковых горизонтальных нитей и вертикальных бридочек, сгруппированных по 3. Расстояние между группами бридочек должно равняться удвоенному расстоянию между бридами в группе. Длинная петля между группами бридок обвивается несколькими стежками. В следующем ряду группу бридок смещают так, чтобы первая бридочка группы находилась между первой и второй бридочками предшествующего ряда.

Рисунок 2.58. Соррентский шов

25. Рисунок 2.59. Другой способ группировки бридочек: в первом ряду по 6 штук, во втором - по 3. Петельки между бридочками должны быть туго натянуты и обвиты ниткой.

Рисунок 2.59. Двадцать пятый кружевной шов

26. Рисунок 2.60. Еще один способ группировки бридочек: первый ряд -- частые бридочки, второй ряд - группы по 4, третий ряд - группы по 3, четвертый ряд - группы по 2, четвертый ряд состоит из редких одиночных бридочек. Таким образом, фон состоит из вытянутых треугольников.

Рисунок 2.60. Двадцать шестой кружевной шов

27. Рисунок 2.61. В первом ряду выполняются группы из 3 тесно расположенных бридочек, расстояние между группами равняется отрезку, занимаемому группой. Во втором ряду выполняют по 8 бридочек в группе, из них 3 бриды помещают под свободным пространством, 2 бридочки - между 3 бридами группы верхнего ряда и еще 3 - под свободным пространством. Затем оставляют промежуток под следующими 3 бридами. Третий ряд выполняется как первый.

Рисунок 2.61. Двадцать седьмой кружевной шов

28. Рисунок 2.62. Этот шов сочетает 3 вида знакомых нам швов. Выполняют 2 ряда простых тюлевых стежков (шов 1, рисунок 2.35). Следующие 2 ряда выполняют плотными стежками (шов 18, рисунок 2.52). Пятый ряд выполняют редкими бридочками (шов 23, рисунок 2.57). Бридочки можно удлинить, если навивать на иголку нитку на 1-2 оборота больше.

Рисунок 2.62. Двадцать восьмой кружевной шов

29. Греческий шов (рисунок 2.63). Обычно его используют для заполнения фона. В первом ряду делают редкие бридочки (смотри шов 22, рисунок 2.56) слева направо. Нижнюю нить-перегородку при этом не натягивают, чтобы она висела свободно. Второй ряд выполняют тем же способом справа налево, но бридочки помещают по середине висячей петельки верхнего ряда и обвивают их иголкой, поднимая настолько, чтобы петля приняла форму шестиугольника. Такой фон напоминает пчелиные соты. Заполнение фона обычно начинают с угла, увеличивая число стежков.

Рисунок 2.63. Греческий шов

30. Рисунок 2.64. Первый ряд - двойной петельный шов (смотри шов 2, рисунок 2.36). Между парами стежков оставляют длинные петли. Дойдя до конца ряда, протягивают нитку через свободное пространство и закрепляют на боковых сторонах. На протянутой нитке снова выполняют двойной петельный шов, прихватывая оставленные длинные петли. При этом важно, чтобы длина больших петель была одинаковой. Для этого можно наметить точки - вершины треугольников и обозначить их булавками. Оставляя длинную петлю, нитку накидывают на булавку.

Рисунок 2.64. Тридцатый кружевной шов

31. Рисунок 2.65. Этот шов отличается от предыдущего способом перевивания нити. Вначале также выполняют двойной шов и натягивают нитку. Затем втыкают булавку в вершину будущего треугольника. Заводят нить за булавку и делают петельку вокруг кончика иглы. Затем булавку убирают, а петельку затягивают.

Рисунок 2.65. Тридцать первый кружевной шов

32. Рисунок 2.66. Шов, имитирующий сетку (филе), выполняется так же, как и шов 31, но начинают его в углу квадрата и выполняют по диагонали. Чтобы сетка получалась ровной, с одинаковыми ячейками, удобно также использовать булавку. Если квадратики будут получаться правильными и одинаковыми, их можно заполнять различными ажурами, описанными в главе "Филейные работы".

Рисунок 2.66. Тридцать второй кружевной шов

33. Рисунок 2.67. Шов, характерный для ирландского кружева. Петли делаются очень плотно тюлевым стежком (шов 1, рисунок 2.35), а затем стягиваются петельным стежком. В следующем ряду петли располагаются в шахматном порядке.

Рисунок 2.67. Тридцать третий кружевной шов

34. Рисунок 2.68. Этот и несколько следующих швов выполняются на основе из натянутых нитей. Для выполнения этого шва предварительно натягиваются двойные нити (стежком взад-вперед) по диагонали на равном расстоянии между парами. Нити, составляющие пару, должны лежать плоско и параллельно. Заполнив все пространство диагоналями в одну сторону, начинают протягивать диагонали в другую сторону, перпендикулярно первым. Сначала нитку просто протягивают и закрепляют, а на обратном пути нить пропускают 2-3 раза под двойными нитками и поверх первой одинарной нити. Таким образом, в точках пересечения нитей образуются выпуклые кружочки.

Рисунок 2.68. Тридцать четвертый кружевной шов

35. Рисунок 2.69. Для выполнения этого шва натягивают сетку из ровных одинаковых квадратиков. Затем натягивают диагональные нити в одну сторону так, чтобы совпали все точки пересечения. Затем прокладывают вторую диагональ через все квадраты, выполняя кружки в точках пересечения через 7 ниток. Выполнив один кружок, двигаются к следующей точке пересечения и т.д.

Рисунок 2.69. Тридцать пятый кружевной шов

36. Рисунок 2.70. Натягивают горизонтальные нити на равном расстоянии. Затем делают редкие длинные петли между тесьмой и первой натянутой нитью. В следующем ряду делают такие же редкие стежки, захватывая нити предшествующего ряда в точках пересечения с горизонтальными линиями. В результате образуется сетка из треугольников, которые затем покрывают плотными штопальными стежками от вершины к основанию. Стежки штопального шва притягивают плотно, чтобы треугольники получились плотными.

Рисунок 2.70. Тридцать шестой кружевной шов

37. Рисунок 2.71. Натягивают решеточку из двойных нитей, перекрещивая их так, как показано на рисунке. В старину такую заготовку называли "канвой Пенелопы". Затем точки пересечения двойных нитей несколько раз обвивают нитью, чтобы получить выпуклые кружки.

Рисунок 2.71. Тридцать седьмой кружевной шов

38. Рисунок 2.72. Фон заполняется простым тюлевым швом. Затем по фону делаются на равном расстоянии выпуклые кружочки, как в предыдущем шве.

Рисунок 2.72. Тридцать восьмой кружевной шов

39. Рисунок 2.73. Заполнение фона разветвленными бридочками. Бридочки обрабатываются швом через край, который делается всегда справа налево. Бридочки делаются довольно толстыми - в 5-6 ниток. Принцип выполнения разветвленных бридочек такой же, как на рисунке 2.16.

Рисунок 2.73. Тридцать девятый кружевной шов

40. Рисунок 2.74. Очень интересный и красивый шов. Он срисован со старинного брабантского кружева. Выполняется как разветвленные бриды, обработанные петельным швом и украшенные пико. Чтобы работа не выглядела грубо, нужно использовать очень тонкие нитки. Сначала натягивают 3 нитки и покрывают их 8-10 петельными стежками. Получают маленькую бридочку. Затем от нее делают ответвление. Его покрывают петельными стежками до половины и заканчивают первую бридочку. Между бридочками выполняют венецианские пико.

Рисунок 2.74. Сороковой кружевной шов

Оформление розеток кружевными швами

Теперь мы вооружены богатым арсеналом приемов кружевного шитья. Осталось только придумать, как применить его в нашей привычной жизни. Простейший и оригинальный способ - вставка-розетка, которой можно украсить майку или блузку. Все известные нам кружевные и тюлевые швы можно располагать не только по прямой, но и по кривой, например по окружности или по спирали. Таким образом можно изготовить очень интересный самостоятельный и универсальный украшающий мотив. Например, на рисунке 2.75 рамочка сперва обшивается по кругу простыми петельными стежками. Затем через петли пропускают нитку, которая стягивает рисунок. Получается "солнышко", кружочек с "лучиками" (рисунок 2.76). Каждый "лучик" обрабатывают петельным швом, перемещаясь по окружности (рисунок 2.77). Этот элемент (рисунок 2.78) характерен для ирландского кружева, в котором он является частью сложного узора. Ну, а нам, занятым и спешащим, довольно сделать один такой отделочный квадратик или соединить несколько квадратиков с одинаковым рисунком в дорожку, и получится прошва. Можно несколько квадратиков оформить различными швами и соединить. Можно уложить тесьму по окружности и заполнить ее любым из пройденных нами швов.

Рисунок 2.75. "Звезда" петельным швом, 1-й этап

Рисунок 2.76. "Звезда" петельным швом, 2-й этап

Рисунок 2.77. "Звезда" петельным швом, 1-й обметанный столбик и переход к следующему

Рисунок 2.78. Оконченная "Звезда" петельным швом

Заполнение розеток кружевными швами

На рисунке 2.79 показано заполнение кружка тюлевыми стежками. При этом первая петля ряда обвивается последней петлей, и по этой петле переходят во второй ряд узора.

Рисунок 2.79. Круг, наполненный тюлевым швом

Если выполнить петельные стежки покрупнее, розетку можно заполнять рядом кружков по заранее натянутой основе (рисунок 2.80). Основа выполняется так же, как "солнышко" в квадрате: через проложенные петельные стежки пропускают нитку, которая стягивается в окружность. На пересечении проложенной окружности с петельными стежками выполняют кружки-"паучки". Способ выполнения кружков такой же, как в тридцать седьмом кружевном шве (рисунок 2.71). Затем прокладывают второй ряд петельных стежков, так же стягивают их нитью и прокладывают второй ряд кружочков. Операцию можно повторять до полного заполнения розетки (рисунок 2.81).

Рисунок 2.80. Круг, наполненный бридочками и "колесиками", 1-й ряд "колесиков"

Рисунок 2.81. Круг, наполненный бридочками и "колесиками", оконченный вариант

Общие правила заполнения контура в игольных кружевах

В кружевах любой техники разреженные участки должны чередоваться с относительно уплотненными. Это необходимо не только для получения орнамента, но и для достижения необходимой прочности узора и сохранения его формы при растяжении. При заполнении замкнутых участков рисунков используют различные виды кружевных швов и прошивок, рассмотренные нами выше. Для разных видов кружев характерны свои виды применяемых швов. Кружевные швы располагают рядами. При этом первый ряд захватывает край тесьмы или нити, проложенной по контуру. Ряды швов могут располагаться параллельно друг другу, пересекать контур или повторять кривые замкнутые линии контура. Иногда в заполнении рисунка или фона оставляют небольшие промежутки, или "глазки", которые играют дополнительную декоративную роль. В последующих рядах пропущенные петли восстанавливают.

Рельеф

Для некоторых видов игольного кружева важен высокий рельеф. Для его достижения по контуру прокладывают шнур или нить, сложенную в несколько раз, прикрепляя редкими стежками, а затем обрабатывают фестончатым или петельным швом. Линия контура может иметь переменную ширину, плавно сужаясь и расширяясь. В этом случае нити основания контура сначала закрепляют только на широких участках. Шов обрабатывают по направлению к сужающейся части, что позволяет получить плавную линию без ступенек. Для большей выпуклости к уже проложенным и закрепленным нитям могут быть добавлены дополнительные. Нити основания закрепляют косыми короткими стежками. Поверх закрепленного основания прокладывают плотные, нитка к нитке, петельные стежки. В старинных венецианских кружевах для прокладывания жесткого основания использовали конский волос. Зачастую рельефный мотив изготавливали отдельно, а затем нашивали на готовое кружево как аппликацию. Это, однако, создает неудобства: при стирке такой излишне жесткий мотив нужно отпарывать, чтобы не повредить основное кружево.

Обработка края кружева (изделия)

Край изделия можно обработать готовой кружевной тесьмой. Однако бывает трудно подобрать подходящую тесьму, к тому же готовая тесьма может оказаться недостаточно прочной и надежной, а кружева требуют слишком кропотливой работы, чтобы ею можно было пренебречь. Обычно край кружева обрабатывается фестонами или пико.

Соединенные пико. Рисунок состоит из петелек, соединенных между собой особым узелком, как в шве 33 (смотри рисунок 2.67). Для придания рельефности узелок еще раз обводят ниткой. Самое главное, чтобы петли были ровными и одинаковыми.

Отдельные пико. Край можно отделать булавочными пико (смотри рисунок 2.17), соединив их нитью, параллельной краю, и специальными узелками.

Фестоны с пико почтовым швом (рисунок 2.82). Навешиваются воздушные петли и обрабатываются петельным швом, как баретка. На них выполняются три пико почтовым швом.

Край кружева также может быть украшен двумя рядами какого-нибудь кружевного шва.

Рисунок 2.82. Кружевной край со спиральным пико

Предыдущая страницаСледующая страница