Публикация
Полное оглавление Ссылки на картинки
Глава 4
4.1. Все, что нужно для плетения кружева 4.2. Два основных приема плетения 4.3. Элементы коклюшечной техники 4.4. Сцепное кружево 4.5. Многопарное кружево 4.6. Численное, или русское, кружево 4.7. Особенности кружевного плетения в различных местностях России 4.8. Имитация коклюшечного кружева крючком
Оглавление
Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах 1. Кружева крючком 2. Кружева иголкой 3. Филейные работы 4. Кружева на коклюшках 5. Фриволите
Наши партнеры
 Эдуард Таран

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 4)


4. Кружева на коклюшках

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, "настоящими" считаются кружева, выплетенные на коклюшках.

В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Это было описание одежды князя Даниила Галицкого в Ипатьевской летописи. Словом "круживо" поначалу называли отделки по краю одежды или других изделий. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое "золотное" кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась "бить", и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из "паучков" и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток. С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев. Кружевными узорами часто украшали "ширинки" - так тогда назывались нарядные платки (а совсем не то, что называется этим словом сейчас). Платок в то время был самой необходимой частью женского гардероба, по его декору многое можно было сказать и о владелице.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. С тех давних пор до наших дней самым знаменитым центром выделки кружев является Брюссель. Нитки для коклюшечного кружева использовались тонкие льняные. Чтобы нить получалась тонкой, кудель должна быть влажной, поэтому пряли в сырых подвалах, используя детский труд (только нежные руки с неогрубевшей кожей могли выпрясть нити нужного качества).

Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке. Диктат моды был настолько велик, что министру финансов Кольберу пришлось основать свою школу, куда из Венеции прибыли 30 кружевниц. Вскоре их отозвали обратно, но сообразительные француженки уже перехватили приемы этой тонкой работы.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Он же привез и мастериц из брабантских монастырей, которые стали обучать плетению и прядению голландских нитей детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Русские плетеи полюбили новое рукоделие, всем элементам кружева дали ласковые русские названия, придумали новые приемы работы. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. Вначале кружевные изделия изготавливались в царских мастерских и служили украшением одежды особо знатных бояр. Уразумев выгодность этого дела, помещики и монастыри стали организовывать свои мастерские и приобщать к этому ремеслу целые деревни. Кружева выплетались для нужд хозяев, для подарков и на продажу. За образцы брались иностранные кружева и другие рисунки, чаще всего растительного характера. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. Всего в дореволюционной России существовало 17 центров плетения кружев в разных губерниях.

Начиная с восемнадцатого века кружева вошли в быт простых людей. Металлическое кружево в отделке одежды господствующих классов уступило место льняным и шелковым кружевам. Зато в народной одежде кружево из металлических ниток сохранялось в отделке сарафанов, душегрей и кокошников. Такие кружева любили покупать купчихи, мещанки и крестьянки из зажиточных семей. Ажурные узоры считались обязательной принадлежностью приданого богатых невест. В крестьянской среде готовили кружева для собственных нужд и на продажу в город. После отмены в России крепостного права кружевной промысел переместился из помещичьих мастерских в свободные артели и получил новый импульс развития. В это же время вошла в моду сцепная техника плетения. Сцепные кружева, как более простые по исполнению и дающие простор для фантазии, получили широкое распространение.

Развитию этого красивого промысла способствовала и русская интеллигенция. В центрах промыслов создавались склады сколков и образцов кружев. К подготовке новых сколков привлекали высококвалифицированных кружевниц - выпускниц Мариинской кружевной школы.

Открывались новые школы кружевниц, где девочек обучали не только плетению, но и рисунку, композиции, общеобразовательным предметам. Характерно, что, в отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки - дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное).

Предыдущая страницаСледующая страница