Публикация
Полное оглавление Ссылки на картинки
Глава 4
4.1. Все, что нужно для плетения кружева 4.2. Два основных приема плетения 4.3. Элементы коклюшечной техники 4.4. Сцепное кружево 4.5. Многопарное кружево 4.6. Численное, или русское, кружево 4.7. Особенности кружевного плетения в различных местностях России 4.8. Имитация коклюшечного кружева крючком
Оглавление
Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах 1. Кружева крючком 2. Кружева иголкой 3. Филейные работы 4. Кружева на коклюшках 5. Фриволите

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 4.1)


4.1. ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВА

Нитки можно использовать самые различные. Один и тот же узор можно выполнить нитками различной толщины, в зависимости от вида будущего изделия и его назначения. Чем тоньше и плотнее кружево, тем оно качественнее. Классический вариант - тонкая льняная нить. На практике -- самые различные нити, вплоть до металлических. Плетение кружева - весьма трудоемкий процесс, поэтому для долговечности изделия желательно, чтобы нити были натуральными, прочными и хорошо скрученными. Для разучивания приемов плетения лучше взять простые катушечные нитки N 10-40.

Инструменты и приспособления: подушка, подставка, коклюшки, сколок, иголка для скалывания сколка, булавки.

Подушка имеет цилиндрическую форму (рисунок 4.1). Вряд ли вам удастся найти готовую подушку, разве что от прабабушки, поэтому придется изготовить ее самим. Для этого нужно взять кусок грубой прочной ткани размером 85x40 см. Лоскут сложить пополам и сшить по стороне 40 см. Торцевые срезы подвернуть внутрь на 2 см и подрубить так, чтобы получились кулиски. В кулиски вдеть тесемки. Одну из тесемок стянуть. Из картона вырезать кружок диаметром 20 см и вложить в полученный мешочек. Чехол набить сеном, соломой или опилками. Лучшим наполнителем считается сено. Затем вложить второй картонный кружок диаметром 20 см и стянуть вторую тесемку. На полученную подушку надо сшить чехол. Его надо сделать больше самой подушки и не стягивать торцевые стороны, а оставить их свободными. Еще хорошо бы сделать накидку из квадрата белой ткани размером 100x100 см и прикрывать ею работу в перерывах, предохраняя от пыли. Это классические каноны. В реальной обыденности подушка может быть и плоской, лишь бы она была не слишком мягкой и в нее хорошо входили и не вынимались булавки. Заграничные мастерицы пользуются плоскими подушками квадратной формы.

Рисунок 4.1. Подушка с подставкой

Подставка - в прежние времена своего рода маленький козлик высотой 75 см, на который кладется подушка. В наше время удобнее использовать маленькую настольную подставку, как на рисунке 4.1. Только ведь наверняка нет у вас никакой подставки. Ну, так и не надо: под подушку, чтобы не скатывалась, подложим полоски поролона (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2. Поролон

Коклюшка - маленькая шпулька с длинной ручкой, на которую наматываются нитки, длиной 16-19 см и диаметром 10 мм (рисунок 4.3). Коклюшка имеет ручку, шляпку и швейку - более тонкую часть, на которую наматывают нитки. Коклюшки вытачиваются на токарном станке или вручную. К сожалению, купить коклюшки негде. Журнал "Крестьянка" за 1985 год советует вырезать их из карандашей и хорошенько отполировать. По-моему, это самый простой и остроумный выход из положения.

Рисунок 4.3. Коклюшка

Каждый узор требует определенного количества коклюшек, которые всегда считаются парами. Чаще всего работают четырьмя парами, по две в каждой руке. Вся работа заключается в перебирании коклюшек в определенной последовательности. Мастерицы достигают такого совершенства в работе, что перебирают коклюшки почти машинально и с такой скоростью, что перестук коклюшек создает мелодию. Поэтому дерево для коклюшек выбирают позвончее. Самыми звонкими считаются кленовые коклюшки.

Сколок - схематическое изображение, как бы канва будущего кружева. На нем маленькими отверстиями обозначают места, куда нужно втыкать булавки. Чем тоньше нитки - тем чаще дырочки. Для удобства отверстия могут быть пронумерованы. Сколок переводят на кальку, которую наклеивают на плотную бумагу или тонкий картон. Затем сколок булавками прикрепляют к валику. Булавки при этом должны войти в подушку по самую шляпку, чтобы не мешать перемещению нитей. На старинных сколках можно видеть только дырочки, а на более поздних - еще и прорисовку ходовой нити. Очень важно научиться читать сколок и правильно навешивать пары на булавки.

Булавки используются различной толщины, в зависимости от толщины ниток. Назначение булавки - поддерживать и закреплять соединение нитей при плетении. Желательно, чтобы булавка была стальная и не окрашивала нить. Булавка должна заканчиваться шляпкой или шариком, а не колечком, за которое могут цепляться нитки. Для простых узоров требуется до 100 штук булавок, для сложных - до 200 штук.

Ножницы потребуются среднего размера, остро заточенные.

Крючок нужен для выполнения сцепления в кружевах сцепной техники. Его толщина должна быть соизмеримой с толщиной нити.

Чтобы воспроизвести понравившийся узор, нужно снять для него сколок с другого сколка или с готового кружева. Для скалывания рисунка подойдет обычная швейная иголка, вбитая тупым концом в деревянную ручку, или шило.

Несколько правил для лучшей организации работы

Наматывание нити на коклюшку

В начале работы нужно соединить нити двух коклюшек, составляя пару (рисунок 4.4). Нить сперва наматывают на одну из коклюшек вращательным движением от себя. Длина нити 6-7 м. Затем конец нити закрепляют на второй коклюшке и перематывают половину на вторую коклюшку, вращая обе коклюшки одновременно. Важно научиться делать закрепительную петлю. От ее правильного выполнения зависит свободная подача нити с коклюшки во время работы. Дня этого коклюшку берут в правую руку, а конец нити - в левую. На указательный палец левой руки нитка накладывают петлю. Затем полученную петлю перекрещивают левой рукой и набрасывают на выемку коклюшки, плотно притягивая к намотанным ниткам. Прежде чем учиться плетению, нужно потренироваться правильно наматывать нитки.

Рисунок 4.4. Наматывание нити на пару коклюшек и закрепительная петля

Заправские мастерицы в качестве "подручного приспособления" для наматывания ниток использовали собственную ногу. Закрепив нить на коклюшке и сделав несколько ровных витков, коклюшку, помещали на правое колено. Ладонью правой руки катили ее по направлению к себе, придерживая нить большим и указательным пальцами левой руки. Затем смещали коклюшку в исходное положение и продолжали намотку.

У всех пар для плетения определенного рисунка длина рабочей нити должна быть одинаковой.

Во время работы коклюшки держат за середину нижней части, не касаясь пальцами ниток.

Надставка нити

Если в процессе работы нить обрывается или заканчивается, ее нужно привязать, или надставить. Как это делается, объясняет рисунок 4.5. Вся сложность заключается в том, что узелков в кружеве быть не должно, поэтому оборванную нить не связывают, а сдваивают с нитью от новой коклюшки. Сначала оборванную нить привязывают узлом к булавке, потом вкалывают булавку в подушку так, чтобы нить образовала петлю за 2-3 см от конца работы. Немного иначе образование петли показано на рисунке 4.6. Конец нити с новой коклюшки вводят в полученную петлю, соединяют с основной нитью этой коклюшки и, намотав на коклюшку двойную нить, накидывают закрепительную петлю. Проплетают двойной нитью 2-3 см. Затем снимают закрепительную петлю, отрезают конец нити и опять накидывают закрепительную петлю. Если нить оборвалась у основания, то часть работы придется расплести.

Рисунок 4.5. Надставка нити

Рисунок 4.6. Петля для надставки нити

Предыдущая страницаСледующая страница
Главная