Новости
 Обзор модного рунета
 Поиск по обзору новостей
 Новости по темам
 Подписка на новости
 Добавить новость
 На главную страницу
Коллекции
 Российские модельеры
 Мировые модельеры
Модельеры
 Российские модельеры
 Мировые модельеры
Библиотека
 Книга: "Учимся кроить и шить"
 Книга: "Старинные секреты плетения кружев"
 Книга: "Самоучитель по вязанию"
 Книга: "Краткая энциклопедия скорняка"
 Брошюра: "Сорочки верхние мужские"
 Справочник: "Швейные нитки"
 Лекции "Конструирование одежды"
 Нормативная документация ЦНИИШП
 Коллекция афоризмов (по темам, по авторам)
 Пословицы и поговорки Даля
 Исторические документы
 Авторские права
Магазин
 Книги от Ozon.ru
 Книги от Labirint.ru
 Книги от Read.ru
 Одежда от WildBerries.ru
 Одежда от BonPrix.ru
 Обувь и одежда от Lamoda.ru
 Обувь и аксессуары от Sapato.ru
 Одежда от Aliexpress.com
 Одежда от TrendsBrands.ru
 Одежда и обувь от Ozon.ru
 Одежда от "Снежной Королевы"
 Одежда из Иваново от "Грандсток"
 Косметика от Roskosmetika.ru
 Парфюмерия и косметика от Ozon.ru
 Парфюмерия и косметика от Pudra.ru
 Косметика от Lab-krasoty.ru
 Косметика от PharmaCosmetica.ru
 Натуральная косметика от "Love Organic"
 Парфюмерия от Aromat.ru
 Все для красоты и здоровья от Read.ru
 Дерматокосметика от "Vichy"
 Косметика от "Lumene"
 Аюрведа от "Ayurveda-Shop.ru"
 Товары для рукоделия (read.ru)
 Ювелирные украшения от "Небо в алмазах"
 Ювелирные украшения от "Gold24.ru"
 Украшения, бижутерия от "Бусики-колечки"
 Нижнее бельё от "Agnes.ru"
 Нижнее бельё от "Agent Provocateur"
 Купальники от "VipBikini.ru"
 Подарки и сувениры (ozon.ru)
 Подарки и сувениры (read.ru)
 Игрушки и товары для детей (ozon.ru)
 Игрушки и товары для детского творчества (labirint.ru)
 Игрушки (read.ru)
 Товары для дома, сада (ozon.ru)
 Товары для дома, сада (read.ru)
Разное
 Поиск
 Для дизайнеров и модельеров
 Обучение
Другие наши сайты
Наши партнеры
  Купить входные мдф двери www.stroyploshadka.ua.

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 4.7)


4.7. ОСОБЕННОСТИ КРУЖЕВНОГО ПЛЕТЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЯХ РОССИИ

Познакомившись с основными элементами кружевной техники, рассмотрим отличия кружев из разных российских местностей. Кружева и по сей день входят в список русской экзотики вместе с икрой и мехами. Заслуга в этом не наша, а славных наших предков.

Вологодские кружева

Самыми известными в недавние советские времена были вологодские кружева. Кружевной промысел возник в Вологодской губернии в семнадцатом веке. Первые мастерские появились под Вологдой и в деревнях вокруг Кубейского озера. Согласно старинной русской традиции, это были изделия из золотых и серебряных нитей. Вологодский стиль приобрел свои основные черты в начале девятнадцатого века. С этого времени плетение кружев становится основным занятием и источником существования местных жителей. Вначале это были помещичьи мастерские, в которых работали крепостные девушки. За образец были взяты немецкие, брюссельские и русские кружева. Они были творчески переработаны и родился свой неповторимый вологодский стиль. Познакомившись со сцепной техникой довольно поздно, русские кружевницы сумели выразить в ней национальный характер. Если традиционные русские кружева были цветные, то вологодские - однотонные, как правило, белые или черные, иногда - со сканью. В качестве материала для плетения вологодских кружев используется преимущественно лен. Плотностью, узорчатостью и белизной северные вологодские кружева напоминают морозные узоры на стекле или заиндевевший зимний лес.

В вологодских кружевах четко различается основной рисунок и фон (рисунки 4.102, 4.103).

Рисунок 4.102. Вологодские кружева

Рисунок 4.103. Воротничок из вологодских кружев

Основной узор - цветы, деревья, снежинки. Элементы кружева имеют выразительные местные названия: "денежка", "паучок", "пуговка", "березка". Распространенный мотив - куст с широкими лапчатыми листьями, покрытый "цветами" из насновок в шесть и более лепестков. Иногда весь "куст" вырастает из "цветка" - розетки. Этот мотив позаимствован из традиционных русских настенных и прялочных росписей. Основной рисунок - крупный с четко выраженным извилистым контуром. Контуром служит плотная вилюшка. Фоном являются решетки из шестиугольных, круглых и квадратных ячеек. Помимо основного узора по фону могут быть разбросаны отдельные розетки и "ветки". Сюжетные мотивы в девятнадцатом веке отличались традиционностью и архаичностью сюжетов. Одним из излюбленных мотивов была сказочная птица счастья - пава. Каждая мастерица старалась создать свой образ этого сказочного существа, вкладывая в него свое понимание прекрасного.

В годы советской власти вологодские художники стали составлять узоры с намеком на технические достижения, среди мотивов появились и самолеты, и ракеты, и парашюты. Такие элементы использовались в основном для тематических панно.

Киришское кружево

В начале восемнадцатого века на территории нынешней Ленинградской области возник киришский стиль плетения. Его центром было село Захожье, а сейчас - деревня Витка. Близость столичного Санкт-Петербурга с его модными новостями и запросами способствовала быстрому развитию промысла в этой местности.

Киришские кружева выполняются в сцепной технике. Промысел сложился под влиянием итальянского гипюрного кружева, к которому добавили узорчатость русской вышивки. В результате сложился стиль, отличающийся легкостью, прозрачностью и тонкостью узора. Контур рисунка выводят редкой полотнянкой. Узор строится из округлых мотивов, заполняющих плоскость изделия. Фоном служит сетка, которую выплетают из отбеленных ниток с добавлением синего и красного цветов (рисунок 4.104). Характерный для киришского кружева мотив - "медвежья лапа" заканчивается пятью фестонами, напоминающими растопыренные пальцы (рисунок 4.105). Очень выразительны уже сами названия традиционных киришских мотивов: "осиновички", "ноченька", "цветок", "елочка", "жемчужина", "мороз", "речка".

Рисунок 4.104. Киришские кружева

Рисунок 4.105. Киришские кружева, узор "медвежья лапа"

Вятские кружева

Третий центр кружевного плетения на русском севере - Вятская (в советские годы Кировская) область. Начинался этот промысел в восемнадцатом веке в слободе Кукарке и окрестных деревнях. В 1872 г. была открыта Кукарекая земская школа кружевниц.

Кировские кружева выплетаются также в сцепной технике, но имеют ряд особенностей. Они отличаются изяществом, легкостью и прозрачностью. Полотнянка в вятских кружевах имеет переменную ширину и плотность, то расширяется, то сужается, плетется с резкими поворотами и острыми углами. Она не только обрамляет узор, но и является его составляющей. Резко подчеркивает контур рисунка скань. Решетки в вятских кружевах очень легкие и тонкие, чаще всего составлены из плетешков и насновок. Орнамент состоит из цветов, веточек и листьев (рисунки 4.106, 4.107).

Рисунок 4.106. Кировское (вятское) кружево

Рисунок 4.107. Кировское кружево

Елецкие кружева

В Орловской губернии с центром в городе Ельце в начале девятнадцатого века возник еще один промысел кружевного плетения. Несмотря на то, что в этой местности кружевной промысел появился позже, чем в других, развивался он стремительно и приобрел яркую индивидуальность. Елецкий кружевной узор не похож ни на какой другой. Он отличается мелкими формами, легкостью, ажурностью и разнообразием приемов. Выдающийся советский скульптор Коненков назвал елецкие узоры "кружевной метелью". В них часты переходы от плотного плетения к легкому ажуру. Нет четкого деления на фон и непосредственно рисунок. Орнамент - геометрический, мотивы - "гречишка", "паучки", "снежинка", "жемчужинка", "речка", "кораблик", "звездочка". Реже встречается растительный рисунок, цветы и целые букеты. Край елецкого кружева обычно бывает очерчен мягкими овальными зубцами, в которых между каймой и легкой решеткой фона проходит ажурная цепочка из прозрачных кружков. Техника исполнения кружев в основном сцепная, реже - парная.

Кроме беленых в плетении используются серые и серебристые нити.

Волжские кружевные центры

Центром кружевного плетения на Волге стал город Балахна Нижегородской области. Балахнинские ("балахонские", как их называли в старину) кружева известны с семнадцатого века. Здесь плели тонкие узоры с изображением павлинов, оленей, цветов. Использовались тонкие шелковые нитки черного и кремового цвета. Кружево имело тюлевый фон и плотные узоры растительного характера. Узоры часто сочетали разные виды решеток. Кроме этого, узор был очерчен толстой шелковой или золотой нитью. В советские времена центром плетения кружев в балахонской манере стал город Городец, известный центр народных промыслов.

Рязанские цветные кружева

Самые южные в России центры кружевного плетения находятся в городах Михайлове и Скопине Рязанской области. Эти кружева самобытны, они не испытали на себе влияния Европы, плетутся старинным бессколочным методом, по счету. В этой местности плетение кружев было традиционным крестьянским рукоделием. Рисунок старинный, популярные мотивы - "бубенцы", "мыски" и позументное кружево. Позументное кружево отличается большой плотностью и зернистостью, зубцы в нем не выражены четко, а только за счет цвета. "Мысы" - плотные кружева с сильно выступающими треугольными зубцами, верхние края которых делятся на звенья. "Бубенцы" - кружева с полукруглыми зубцами, выплетенными рядами нитей контрастных цветов, обычно красного, белого и синего. Главное, что отличает рязанские кружева, - многоцветье. Преобладающие цвета: красный, синий, черный, желтый, серый, зеленый. Нитки применяют довольно толстые. Несложный, но красочный узор Михайловских кружев прекрасно сочетается с мотивами русской народной вышивки.

Скопинские кружева более тонки и изящны, имеют более сложные узоры. Скопинские мастерицы наряду с численной широко использовали парную и сцепную техники. Техника плетения рязанских кружев описана в разделе "Численное кружево".

Галицкое кружево

В городе Галиче Костромской области выплетали кружева, отличающиеся изысканностью колорита и разнообразием орнамента. В восемнадцатом веке кружева плели в купеческих семьях для собственных нужд и на продажу. К сожалению, в девятнадцатом веке произошло перемещение торговых путей, что привело к обеднению местного купечества и постепенному угасанию промысла.

Орнамент галицких кружев был весьма своеобразен. Его составляли причудливые фигуры плотного плетения на фоне решетки с ромбовидными ячейками, которые иногда оконтуривались толстой шелковой нитью. Другая часть галицких кружев имела цветочный орнамент. Узоры третьей группы - растительные мотивы в стиле рококо и классицизма, навеянные заграничными образцами.

Предыдущая страницаСледующая страница

Публикация
 Полное оглавление
 Ссылки на картинки
Глава 4
 4.1. Все, что нужно для плетения кружева

 4.2. Два основных приема плетения

 4.3. Элементы коклюшечной техники

 4.4. Сцепное кружево

 4.5. Многопарное кружево

 4.6. Численное, или русское, кружево

 4.7. Особенности кружевного плетения в различных местностях России

 4.8. Имитация коклюшечного кружева крючком
Оглавление
  Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах

 1. Кружева крючком

 2. Кружева иголкой

 3. Филейные работы

 4. Кружева на коклюшках

 5. Фриволите
Главная
Rambler's Top100
© 2000- NIV