Наши партнеры
  Купить входные мдф двери www.stroyploshadka.ua.
 Nikitex.ru - Халаты. Новинки 2014 - халат с индивидуальной вышивкой. Товары белорусских предприятий.

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 4.7)


4.7. ОСОБЕННОСТИ КРУЖЕВНОГО ПЛЕТЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЯХ РОССИИ

Познакомившись с основными элементами кружевной техники, рассмотрим отличия кружев из разных российских местностей. Кружева и по сей день входят в список русской экзотики вместе с икрой и мехами. Заслуга в этом не наша, а славных наших предков.

Вологодские кружева

Самыми известными в недавние советские времена были вологодские кружева. Кружевной промысел возник в Вологодской губернии в семнадцатом веке. Первые мастерские появились под Вологдой и в деревнях вокруг Кубейского озера. Согласно старинной русской традиции, это были изделия из золотых и серебряных нитей. Вологодский стиль приобрел свои основные черты в начале девятнадцатого века. С этого времени плетение кружев становится основным занятием и источником существования местных жителей. Вначале это были помещичьи мастерские, в которых работали крепостные девушки. За образец были взяты немецкие, брюссельские и русские кружева. Они были творчески переработаны и родился свой неповторимый вологодский стиль. Познакомившись со сцепной техникой довольно поздно, русские кружевницы сумели выразить в ней национальный характер. Если традиционные русские кружева были цветные, то вологодские - однотонные, как правило, белые или черные, иногда - со сканью. В качестве материала для плетения вологодских кружев используется преимущественно лен. Плотностью, узорчатостью и белизной северные вологодские кружева напоминают морозные узоры на стекле или заиндевевший зимний лес.

В вологодских кружевах четко различается основной рисунок и фон (рисунки 4.102, 4.103).

Рисунок 4.102. Вологодские кружева

Рисунок 4.103. Воротничок из вологодских кружев

Основной узор - цветы, деревья, снежинки. Элементы кружева имеют выразительные местные названия: "денежка", "паучок", "пуговка", "березка". Распространенный мотив - куст с широкими лапчатыми листьями, покрытый "цветами" из насновок в шесть и более лепестков. Иногда весь "куст" вырастает из "цветка" - розетки. Этот мотив позаимствован из традиционных русских настенных и прялочных росписей. Основной рисунок - крупный с четко выраженным извилистым контуром. Контуром служит плотная вилюшка. Фоном являются решетки из шестиугольных, круглых и квадратных ячеек. Помимо основного узора по фону могут быть разбросаны отдельные розетки и "ветки". Сюжетные мотивы в девятнадцатом веке отличались традиционностью и архаичностью сюжетов. Одним из излюбленных мотивов была сказочная птица счастья - пава. Каждая мастерица старалась создать свой образ этого сказочного существа, вкладывая в него свое понимание прекрасного.

В годы советской власти вологодские художники стали составлять узоры с намеком на технические достижения, среди мотивов появились и самолеты, и ракеты, и парашюты. Такие элементы использовались в основном для тематических панно.

Киришское кружево

В начале восемнадцатого века на территории нынешней Ленинградской области возник киришский стиль плетения. Его центром было село Захожье, а сейчас - деревня Витка. Близость столичного Санкт-Петербурга с его модными новостями и запросами способствовала быстрому развитию промысла в этой местности.

Киришские кружева выполняются в сцепной технике. Промысел сложился под влиянием итальянского гипюрного кружева, к которому добавили узорчатость русской вышивки. В результате сложился стиль, отличающийся легкостью, прозрачностью и тонкостью узора. Контур рисунка выводят редкой полотнянкой. Узор строится из округлых мотивов, заполняющих плоскость изделия. Фоном служит сетка, которую выплетают из отбеленных ниток с добавлением синего и красного цветов (рисунок 4.104). Характерный для киришского кружева мотив - "медвежья лапа" заканчивается пятью фестонами, напоминающими растопыренные пальцы (рисунок 4.105). Очень выразительны уже сами названия традиционных киришских мотивов: "осиновички", "ноченька", "цветок", "елочка", "жемчужина", "мороз", "речка".

Рисунок 4.104. Киришские кружева

Рисунок 4.105. Киришские кружева, узор "медвежья лапа"

Вятские кружева

Третий центр кружевного плетения на русском севере - Вятская (в советские годы Кировская) область. Начинался этот промысел в восемнадцатом веке в слободе Кукарке и окрестных деревнях. В 1872 г. была открыта Кукарекая земская школа кружевниц.

Кировские кружева выплетаются также в сцепной технике, но имеют ряд особенностей. Они отличаются изяществом, легкостью и прозрачностью. Полотнянка в вятских кружевах имеет переменную ширину и плотность, то расширяется, то сужается, плетется с резкими поворотами и острыми углами. Она не только обрамляет узор, но и является его составляющей. Резко подчеркивает контур рисунка скань. Решетки в вятских кружевах очень легкие и тонкие, чаще всего составлены из плетешков и насновок. Орнамент состоит из цветов, веточек и листьев (рисунки 4.106, 4.107).

Рисунок 4.106. Кировское (вятское) кружево

Рисунок 4.107. Кировское кружево

Елецкие кружева

В Орловской губернии с центром в городе Ельце в начале девятнадцатого века возник еще один промысел кружевного плетения. Несмотря на то, что в этой местности кружевной промысел появился позже, чем в других, развивался он стремительно и приобрел яркую индивидуальность. Елецкий кружевной узор не похож ни на какой другой. Он отличается мелкими формами, легкостью, ажурностью и разнообразием приемов. Выдающийся советский скульптор Коненков назвал елецкие узоры "кружевной метелью". В них часты переходы от плотного плетения к легкому ажуру. Нет четкого деления на фон и непосредственно рисунок. Орнамент - геометрический, мотивы - "гречишка", "паучки", "снежинка", "жемчужинка", "речка", "кораблик", "звездочка". Реже встречается растительный рисунок, цветы и целые букеты. Край елецкого кружева обычно бывает очерчен мягкими овальными зубцами, в которых между каймой и легкой решеткой фона проходит ажурная цепочка из прозрачных кружков. Техника исполнения кружев в основном сцепная, реже - парная.

Кроме беленых в плетении используются серые и серебристые нити.

Волжские кружевные центры

Центром кружевного плетения на Волге стал город Балахна Нижегородской области. Балахнинские ("балахонские", как их называли в старину) кружева известны с семнадцатого века. Здесь плели тонкие узоры с изображением павлинов, оленей, цветов. Использовались тонкие шелковые нитки черного и кремового цвета. Кружево имело тюлевый фон и плотные узоры растительного характера. Узоры часто сочетали разные виды решеток. Кроме этого, узор был очерчен толстой шелковой или золотой нитью. В советские времена центром плетения кружев в балахонской манере стал город Городец, известный центр народных промыслов.

Рязанские цветные кружева

Самые южные в России центры кружевного плетения находятся в городах Михайлове и Скопине Рязанской области. Эти кружева самобытны, они не испытали на себе влияния Европы, плетутся старинным бессколочным методом, по счету. В этой местности плетение кружев было традиционным крестьянским рукоделием. Рисунок старинный, популярные мотивы - "бубенцы", "мыски" и позументное кружево. Позументное кружево отличается большой плотностью и зернистостью, зубцы в нем не выражены четко, а только за счет цвета. "Мысы" - плотные кружева с сильно выступающими треугольными зубцами, верхние края которых делятся на звенья. "Бубенцы" - кружева с полукруглыми зубцами, выплетенными рядами нитей контрастных цветов, обычно красного, белого и синего. Главное, что отличает рязанские кружева, - многоцветье. Преобладающие цвета: красный, синий, черный, желтый, серый, зеленый. Нитки применяют довольно толстые. Несложный, но красочный узор Михайловских кружев прекрасно сочетается с мотивами русской народной вышивки.

Скопинские кружева более тонки и изящны, имеют более сложные узоры. Скопинские мастерицы наряду с численной широко использовали парную и сцепную техники. Техника плетения рязанских кружев описана в разделе "Численное кружево".

Галицкое кружево

В городе Галиче Костромской области выплетали кружева, отличающиеся изысканностью колорита и разнообразием орнамента. В восемнадцатом веке кружева плели в купеческих семьях для собственных нужд и на продажу. К сожалению, в девятнадцатом веке произошло перемещение торговых путей, что привело к обеднению местного купечества и постепенному угасанию промысла.

Орнамент галицких кружев был весьма своеобразен. Его составляли причудливые фигуры плотного плетения на фоне решетки с ромбовидными ячейками, которые иногда оконтуривались толстой шелковой нитью. Другая часть галицких кружев имела цветочный орнамент. Узоры третьей группы - растительные мотивы в стиле рококо и классицизма, навеянные заграничными образцами.

Предыдущая страницаСледующая страница

Публикация
 Полное оглавление
 Ссылки на картинки
Глава 4
 4.1. Все, что нужно для плетения кружева

 4.2. Два основных приема плетения

 4.3. Элементы коклюшечной техники

 4.4. Сцепное кружево

 4.5. Многопарное кружево

 4.6. Численное, или русское, кружево

 4.7. Особенности кружевного плетения в различных местностях России

 4.8. Имитация коклюшечного кружева крючком
Оглавление
  Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах

 1. Кружева крючком

 2. Кружева иголкой

 3. Филейные работы

 4. Кружева на коклюшках

 5. Фриволите
Главная
© 2000- NIV