Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАД"-"МЕР")


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАД"-"МЕР")

МАДАПОЛАМ

МАДАПОЛАМ (франц. madapolam - по названию г. Мадаполам в Индии) - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, гладкая и жесткая на ощупь, с глянцевитой поверхностью. Суровьем для М. служит миткаль, подвергаемый при отделке белению, аппретированию и лощению. М. используют в основном для изготовления бельевых изделий.

МАЙКА

МАЙКА - трикотажная плечевая одежда (рубашка) без рукавов и воротника, без застежки, с большим вырезом горловины.

МАЙЯ

МАЙЯ - тонкая хлопчатобумажная ткань из гребенной пряжи, выработанная полотняным переплетением. При отделке мерсеризуется, выпускается набивной. Относится к платьевым тканям летней подгруппы.

МАКЕТ

МАКЕТ (франц. maquette) - модель чего-л., предварительный образец, воспроизведенный в уменьшенном виде; условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях.

МАКЕТНЫЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

МАКЕТНЫЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ - создание и разработка формы одежды методом наколки ткани на манекене или на фигуре манекенщицы (см. Наколка).

МАКЕТЫ ФИГУР

МАКЕТЫ ФИГУР (макеты-эталоны фигур) - гипсовые торсы, точно передающие форму и рельеф поверхности тела человека, их выполняют обычно от середины шеи до верхней трети бедра или в полный рост человека. Эти макеты служат своего рода объемным паспортом фигур типового телосложения и являются основой для последующей разработки промышленных манекенов.

МАКИНТОШ

МАКИНТОШ (англ. Mackintosh)

1. Плащ или пальто из непромокаемой прорезиненной ткани, назван в 30-е гг. XIX в. по имени изобретателя ткани, шотландского химика Чарльза Макинтоша.

2. Летнее (обычно габардиновое) пальто, которое, как правило, имеет прямой силуэт, средних размеров отложной воротник, на спинке шлицу, на полочках прорезные карманы с листочкой, потайную (супатную) застежку, рукава-реглан.

МАКИЯЖ

МАКИЯЖ - искусно выполненный грим. В отличие от театрального должен быть не резким, изысканным. Своеобразная живопись на лице, создающая индивидуальный образ человека. Это единственное в своем роде искусство, имеющее своим предметом живое лицо. Корни этого искусства уходят в глубь веков. Известно, что древние египтяне, как мужчины, так и женщины, гримировались и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы. Они обводили глаза и красили веки жирной краской из тертого малахита. Это было не только модой: липкая темная краска предохраняла глаза от пыли и частично - от яркого солнца. Женщины всего мира издавна стремились подчеркнуть свое очарование приятным запахом и красотой лица. Поэтому как духи - строго личная принадлежность, так и макияж - дело сугубо индивидуальное. Средства макияжа: губная помада, тушь, специальные карандаши для бровей и ресниц, крем, румяна и тени для придания лицу определенной формы и цвета. Повседневный макияж отличается сдержанностью в использовании средств, мягкой индивидуальной выразительностью, строго соответствующей возрасту. Декоративный макияж, как правило, остро модный, усиливает выразительность лица. Следует отметить, что макияж сегодня неотделим от моды.

МАКРАМЕ

МАКРАМЕ (араб. "миграмах" - бахрома, шарф с кружевом; турец. "макрама" - шарф, салфетка с бахромой) - узелковое плетение, древнейший вид рукоделия. История макраме началась с того времени, когда человеку понадобилось связать два конца нити и он завязал первый узел.

Расцвет макраме как рукоделия относится к IX в. до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В XIV в. моряки ознакомили с искусством плетения макраме жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. В XVII в. макраме распространилось в Северную Европу и Северную Америку, затем в Англию. В те времена многие модницы Европы украшали свою одежду узелковым кружевом.

Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: покрывала, шторы, украшения к одежде. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана. В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома.

С двадцатых гг. XX в. макраме вновь возрождается и входит в моду. Применяя, как и раньше макраме для украшения одежды и интерьера комнат, его стали использовать при оформлении общественных помещений.

Для плетения кружев макраме используют разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нитки, шелковый шнур, золотую канитель, шерсть. Для плетения поясов и украшений применяют шелковый, льняной и синтетический шнур, сутаж, шелковую крученую, хлопчатобумажную, объемную пряжу, различные нитки и др.

МАКСИ-МОДА

МАКСИ-МОДА - мода, рекомендующая максимальную длину юбки, платья и пальто. Получила широкое распространение в начале 1970-х гг. Новое направление было подхвачено практически всеми модельерами мира.

МАЛАХАЙ

МАЛАХАЙ - 1. Разновидность старинного крестьянского головного убора; большая шапка на меху с широкими наушниками и плотно прилегающей затылочной частью.

2. Разновидность старинной крестьянской верхней одежды типа широкого кафтана без пояса.

МАЛИН

МАЛИН - разновидность машинного кружева, тонкого и гладкого, шириной 45-100 мм.

МАЛИЦА

МАЛИЦА (от ненецкого) - мужская одежда народов Крайнего Севера (ненцев, частично распространена у коми и хантов). Раньше М. надевали на тело, теперь на белье и др. одежду. М. шьют из оленьих шкур мехом внутрь, подол - мехом наверх. Покрой глухой; надевают одежду через голову, подпоясывают поясом; длина - до щиколоток. Имеет капюшон из более тонких шкур мехом наверх. М., за исключением капюшона и подола, покрывают тканью и украшают аппликацией из цветной ткани. Затылок капюшона делают из сукна и украшают бисером. Зимой в дорогу поверх М. надевают еще одну глухую одежду - совик, или сокут (в разных районах она называется по-разному).

МАЛОМЕРКА

МАЛОМЕРКА (разг.) - предмет, меньших, чем обычно размеров, неполной меры (обычно об обуви, одежде).

МАЛОМЕРНЫЙ

МАЛОМЕРНЫЙ - небольшого размера, недостаточного размера, неполной меры (маломерная обувь, маломерная одежда).

МАЛОМЕРОК

МАЛОМЕРОК (разг.) - предмет, меньших, чем обычно размеров, неполной меры (обычно об обуви, одежде).

МАЛОРАСТЯЖИМЫЕ НИТИ

МАЛОРАСТЯЖИМЫЕ НИТИ (мерон, мелан) - текстурированные нити, отличающиеся от высокорастяжимых повышенной объемностью, большой извитостью и пушистостью при небольшом упругом удлинении.

МАЛОУСАДОЧНЫЕ ТКАНИ

МАЛОУСАДОЧНЫЕ ТКАНИ - ткани, усадка которых не превышает 2% по основе и 3, 5% по утку, что достигается путем специальных отделок.

МАЛЬ-МАЛЬ

МАЛЬ-МАЛЬ - разновидность миткали, характеризуется разреженной структурой, легкая (45-80 г/м2).

МАНЕКЕН

МАНЕКЕН (франц. mannequin, от голл. mannekijn - человечек)

1. Фигура из папье-маше, дерева или пластмассы в форме человеческого торса со сглаженным контуром поверхности, обтянутая тканью. Служит для примерки, проверки правильности баланса изделия или показа одежды (в ателье, магазинах).

2. Деревянная кукла с подвижными руками и ногами, применяемая художниками для зарисовки различных человеческих поз, одежды. Первыми в истории человечества использовали М. при изготовлении одежды в Древнем Египте, об этом свидетельствуют раскопки гробницы фараона Тутанхамона. В Европе в 1642 г. французы изобрели средство для распространения моды и рекламы новых видов одежды - восковую куклу размером со среднего человека, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях и даже на телегах. Обычно кукол было две: "большая Пандора", одетая по официальной государственной моде, и "малая Пандора", представлявшая образцы домашней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, чтобы дать проехать знаменитым куклам.

МАНЕКЕНЩИЦА, МАНЕКЕНЩИК

МАНЕКЕНЩИЦА, МАНЕКЕНЩИК - профессиональные демонстраторы моды; обычно демонстрируют одежду новых модных фасонов. К манекенщице предъявляются особые требования: она должна быть стройной, высокой (рост свыше 175 см), привлекательной, уметь держать себя и уметь красиво носить любую одежду - от этого порой зависит станет ли предлагаемая модель модной. Впервые манекенщицу для своих моделей использовал английский модельер Шарль Ворт в Париже в 1847 г., это была его жена.

МАНЕРА

МАНЕРА (франц. maniere)

1. Обычный для данного лица способ что-л. делать; привычка.

2. Отличительные черты творчества художника, модельера, его стиль.

3. Манеры - внешние формы поведения человека в обществе.

4. Деревянная форма, доска с прорезанным насквозь рисунком; применяется при ручном нанесении рисунка, набойке тканей, платков, шалей. Использование ручной набивки с помощью деревянных резных форм - манер, или цветков, в России известно с XI в., когда появилась торговля текстильными изделиями. Многочисленность композиций и колористических решений набивных изделий достиглась благодаря искусному использованию и простых, и весьма сложных деревянных М., и этих же форм, комбинированных с медными или латунными вставками. От качества изготовления М. в большой степени и сегодня зависит качество отделки шалей или тканей. Вырезают такие формы граверы-резчики, используя специальные твердые породы дерева (дуб, грушу, орех). Чтобы прочность набойных досок была выше, их делают из нескольких склеенных между собой слоев (обычно трех). М. бывают небольших размеров - до 50 см. По нанесенному контуру резчик вырезает рельефный рисунок, выбирая углубленный фон. Сколько в оригинале художественного рисунка цветов, столько заготовляют отдельных досок: каждая доска печатает только одну краску. Отпечаток наносится на натянутую на длинном столе ткань при ударе специальным молотком - киянкой по доске с предварительно нанесенной на нее краской (отсюда и название отпечатка - "набойка").

МАНЖЕТ

МАНЖЕТ - то же, что Манжета.

МАНЖЕТА

МАНЖЕТА - , Манжет (франц. manchette) - деталь, оформляющая низ рукавов и брюк. Может быть притачной или цельновыкроенной с основными частями рукавов или брюк. М. по низу рукавов могут быть мягкими, жесткими (накрахмаленными) или с формоустойчивой жесткой прокладкой внутри. Мода на М. в брюках началась в 1922 г., когда принц Уэльский во время дождя подвернул низ брюк.

МАНИЛЬСКАЯ ПЕНЬКА

МАНИЛЬСКАЯ ПЕНЬКА - натуральное волокно, получаемое из растения абака; идет на изготовление грубых тканей, морских канатов и др. изделий (подробнее см. Лубяные волокна).

МАНИШКА

МАНИШКА - вставка, нагрудник из белой ткани; пришивается или пристегивается к мужской сорочке. Такую же вставку надевают под жакет вместо блузки или используют как дополнение к платью с большим вырезом горловины. М. появились в Европе в начале XVI в.; ими драпировали глубокий вырез горловины женских платьев. В это же время их использовали и мужчины. До сих пор М. сохранились в некоторых национальных костюмах (например, в молдавском). Вставки отделывают различными складками, кружевами, жабо. По низу пришивают петли для пристегивания М. к поясу брюк или юбки.

МАНТИЛЬЯ

МАНТИЛЬЯ (исп. mantilla)

1. Кружевной платок или кружевная белая или черная накидка покрывающая голову и верхнюю часть фигуры, дополнение национального женского костюма Испании. Мантилья крепится к прическе при помощи высокого гребня.

2. Короткая женская накидка без рукавов в женском костюме XIX в.

МАНТИЯ

МАНТИЯ (греч. mantion - покрывало, плащ) - широкая ниспадающая до земли одежда, надеваемая поверх др. платья; парадное одеяние царей, папы римского, высших служителей церкви. В некоторых странах (например, в Великобритании) М. надевают судьи и адвокаты, в торжественных случаях - члены ученых обществ и академий.

МАНТО

МАНТО (франц. manteau) - женское широкое пальто, обычно меховое. В Европе в период средневековья манто было распространенной одеждой для улицы. Это был плащ в форме полукруга с вырезом для шеи. Он скреплялся спереди пряжкой или завязками. В XVIII в. манто шили из дорогой ткани - бархата или атласа. Чтобы не скрывать платья из тонкой нарядной ткани, полы манто делали расходящимися. Конструкция современных манто имеет свободную, расширяющуюся книзу, форму; шьют манто из ткани или меха.

МАНУФАКТУРА

МАНУФАКТУРА (лат. manufactura от manus - рука и factura - изготовление)

1. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники.

2. устар. название фабрики, преимущественно текстильной.

3. устар. название изделия текстильной промышленности, ткани.

МАРЕНГО

МАРЕНГО (итал. marengo - по названию деревни Маренго в Северной Италии)

1. Ткань черного цвета с белыми (меланжевыми) нитями.

2. Черный цвет с серым или сероватым оттенком.

МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГ (англ. marketing от market - рынок, сбыт) - система мероприятий по изучению рынка и покупательского спроса на товары, в том числе на одежду.

МАРКИЗЕТ

МАРКИЗЕТ (франц. marquisette) - тонкая прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, одна из наиболее высококачественных платьевых тканей летней подгруппы. Вырабатывается из тонкой крученой гребенной пряжи по основе и утку. Ткань имеет небольшую плотность, часто набивной рисунок, реже бывает отбеленной или гладкокрашеной, мерсеризуется, имеет муаровый эффект. Кроме хлопчатобумажного, выпускают шелковый маркизет.

МАРКИЙ

МАРКИЙ - легко загрязняющийся (о светлой ткани, одежде и т.д.).

МАРКИРОВАТЬ

МАРКИРОВАТЬ (от франц. marquer - отмечать) - ставить на какое-л. изделие клеймо, марку.

МАРКИРОВКА

МАРКИРОВКА - нанесение на тканые, трикотажные и нетканые полотна, предметы одежды и др. текстильные изделия наименования предприятия-изготовителя, а также данных, характеризующих вид, количество и качество товара. Маркируют клеймом, ярлыком, этикеткой или лентой с товарным знаком и символами по уходу за изделием.

МАРЛЯ

МАРЛЯ (от франц. marli - кисея) - легкая, прозрачная, рыхлая, гигроскопическая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Выпускается отбеленная, реже суровая. Употребляется как перевязочный материал, а также в качестве приклада для зимней одежды.

МАРСЕЛИН

МАРСЕЛИН - легкая тонкая шелковая ткань, разновидность тафты.

МАСКА

МАСКА (франц. masque)

1. Сокрытие лица; в античном мире и традиционном театре Дальнего Востока - часть театрального костюма. Специальная накладка с каким-л. изображением (человеческое лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), надеваемая на лицо человека. Позднее М. вошли в употребление в качестве элемента актерского грима в театральных постановках различных жанров.

2. Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов; обязательное дополнение к маскарадному костюму. В Европе в XVI-XVIII вв. М. носили на улице для защиты от ветра, солнца и любопытных глаз.

3. В косметике - составы, включающие тонизирующие вещества для кожи лица, шеи, рук.

4. Предмет защитного снаряжения спортсмена (в хоккее, фехтовании) для предохранения лица от травм.

МАСТЬ

МАСТЬ - цвет шерсти животных.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ - наука, изучающая строение, свойства, ассортимент материалов и т. д. в какой-л. области производства.

Текстильное материаловедение - наука о строении, свойствах и оценке качества текстильных материалов, т. е. материалов, которые состоят из текстильных волокон и нитей, и самих волокон и нитей. Текстильное материаловедение является технической наукой, которая базируется на общенаучных дисциплинах, таких как физика и химия, в частности физика и химия полимеров, и требует общих инженерных знаний, получаемых при изучении математики, механики, сопротивления материалов и т. д. Родственными научными дисциплинами являются материаловедение швейного производства и товароведение текстильных товаров.

Материаловедение швейного производства изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления одежды, изменения в строении и свойствах этих материалов, возникающих в условиях производства и носки изделий, а также ассортимент материалов и полотен и методы оценки их качества. Материаловедение швейного производства берет свое начало от текстильного материаловедения, использует его достижения и является его логическим продолжением.

Товароведение текстильных товаров изучает потребительские свойства, ассортимент изделий, в том числе и готовых, являющихся товаром, а также ряд вопросов, связанных с торговлей, например, упаковки товаров, хранения, транспортирования, которые в материаловедении не рассматриваются. Научные основы товароведения также базируются на достижениях текстильного материаловедения.

Накопление знаний о текстильных материалах началось с глубокой древности. Но первые шаги в подробном изучении материалов из волокон сделал в XVI в. Леонардо да Винчи, который изучал трение канатов и влажность текстильных волокон. Систематические же исследования строения и свойств текстильных материалов начались в период развития крупных мануфактур: с конца XVI в. и до конца XVIII в. В это время закладывался фундамент будущей науки о текстильных материалах. XX в. отмечен широким развитием текстильного материаловедения как в нашей стране, так и за рубежом.

МАТЕРИАЛОЁМКОСТЬ

МАТЕРИАЛОЁМКОСТЬ - один из основных показателей экономической эффективности производства. Характеризует удельный (приходящийся на единицу продукции) расход материальных ресурсов (основных и вспомогательных материалов, энергии, топлива, амортизации основных фондов) на изготовление продукции. М. одежды оценивается показателями расхода материалов при изготовлении изделий, учитывающими процент межлекальных и др. потерь.

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ (разг.) - ткань, текстильный материал, полотно.

МАТЕРЧАТЫЙ

МАТЕРЧАТЫЙ - сделанный из материи, т. е. из ткани.

МАТИРОВАННОЕ ВОЛОКНО

МАТИРОВАННОЕ ВОЛОКНО (нем. mat - тусклый, бледный) - волокно, подвергнутое специальной обработке для устранения блеска.

МАТОВЫЙ

МАТОВЫЙ - не имеющий блеска, глянца.

МАТРОСКА

МАТРОСКА - 1. Форменная фуражка без козырька, с лентой по околышу. Состоит из донышка из четырех клиньев и околыша, к которому прикрепляют синюю или черную ленту с эмблемой и надписью.

2. Форменная верхняя блуза матроса с большим отложным воротником особого покроя. Так же называется женская или детская блуза такого же покроя, обычно из белой ткани с воротником с синими или голубыми полосками. Предполагают, что первые матроски сшили для детей английской королевской семьи в середине XIX в. Матроски настолько понравились, что вскоре стали едва ли не самой популярной детской одеждой. В конце XIX - начале XX вв. их носили дети из дворянских семей во всей Европе. Из детской моды матроски пришли в моду взрослых.

МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК

МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК - съемный отложной синий воротник с белыми полосками. Был введен в русском флоте в 1874 г. (с 1881 г. - с тремя полосками). Воротник с белой полотняной или синей фланелевой рубахой.

МАТРОССКИЙ (МОРСКОЙ) СТИЛЬ

МАТРОССКИЙ (МОРСКОЙ) СТИЛЬ - один из стилей одежды; существует более ста лет. Прообразом одежды М. С. была практичная и элегантная одежда морских капитанов и простая, грубоватая, но очень комфортная одежда матросов. М. С. одинаково популярен как в детской одежде, так и во взрослой, особенно летней. Привлекают силуэт и пропорции костюма. Характерные черты женского костюма - юбка со складками, просторная блуза с матросским воротником или жакет, который носят с майкой или блузкой в полоску ("тельняшкой"). В качестве отделки используют канты, эмблемы, яхты, якоря из металла или пластмассы; дополнение - берет. Обычно сохраняется традиционная символика цветов - белый, синий, красный.

МАХРОВЫЕ ТКАНИ

МАХРОВЫЕ ТКАНИ - хлопчатобумажные или льняные ткани, выработанные сложным махровым (петельным) переплетением: при ткачестве используют две основные и одну уточную нити. На поверхности тканей образованы нитяные петельки из толстой основной нити с легкой круткой. Махровые ткани хорошо впитывают влагу, используются для купальных халатов, пляжных ансамблей, простынь, полотенец и прочее.

МАШИНА ВЯЗАЛЬНАЯ

МАШИНА ВЯЗАЛЬНАЯ - см. Чулки.

МАШИННОЕ ВЫШИВАНИЕ

МАШИННОЕ ВЫШИВАНИЕ - способ вышивания, выполняется на вышивальных полуавтоматах или швейных машинах, специально для этого приспособленных, с применением пялец бумажными и шелковыми нитками. М. В. можно выполнить ажурную вышивку (насыпь, бисерный шов, мережка и др.) и цветную гладь (с настилом и без настила, атласное шитье, русская глддь, многоточная гладь, гладь "в прикреп").

МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ

МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ - один из видов вязания; изготовление машинным способом трикотажного полотна и изделий из непрерывных нитей путем изгибания их в петли, которые переплетаются между собой. Связь между петлями и их взаимное расположение определяются видом переплетения. М. В. выполняется двумя основными способами: поперечно-вязальным (кулирным) и основовязальным. При первом способе непрерывная нить последовательно изгибается в петли одного петельного ряда, при его завершении образуются петли следующего и т. д. При основовязальном способе петельный ряд образуется системой нитей (основой), прокладываемых на все работающие иглы машины. Петли из одной и той же нити располагаются уже не в одном ряду, а последовательно переходят из ряда в ряд. Вяздние осуществляется на вязальных, машинах.

МЕАНДР

МЕАНДР (по названию реки в Малой Азии) - распространенный геометрический орнамент в виде линии, ломаной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции, в том числе и в отделке одежды при оформлении и украшении ее краев, каймы.

МЕДАЛЬОН

МЕДАЛЬОН (франц. medallion)

1. Ювелирное украшение в форме овальной или круглой коробочки (футляра) из драгоценных металлов, которое носят в основном на шее на шнурке, ленте или цепочке; в нем хранят памятные реликвии, миниатюрный портрет, иконку и др.

2. Патрон или цилиндрик с завинчивающейся крышечкой для ношения записки с фамилией и личным номером военнослужащего во время войны. Каждому солдату в годы Великой Отечественной войны выдавались медальоны - маленькие эбонитовые цилиндрики с вкладышами, на которых записывались фамилия, имя и отчество бойца, адрес семьи и др. данные, по которым можно было бы сообщить о судьбе человека.

3. Овальная или круглая оправа или рамка для какого-л. изображения, украшения, а также рисунок, рельефный орнамент, заключенный в такую рамку.

МЕЗДРА

МЕЗДРА - 1. Нижний слой шкуры (подкожная клетчатка), удаляемый при выделке кожи.

2. Принятое (хотя и не точное) в меховой промышленности название обработанного нижнего слоя меховой шкуры.

МЕЗДРЕНИЕ КОЖИ

МЕЗДРЕНИЕ КОЖИ - удаление мездры (подкожной клетчатки) со шкуры при производстве кожи и меха; подготовительная операция выделки кожи и меха.

МЕЛАН

МЕЛАН - см. Малорастяжимые нити.

МЕЛАНЖ

МЕЛАНЖ (от франц. melange - смесь)

1. то же, что Меланжевая пряжа.

2. То же, что Меланжевая ткань.

МЕЛАНЖЕВАЯ ПРЯЖА

МЕЛАНЖЕВАЯ ПРЯЖА - пряжа, выработанная из смеси окрашенных в разные цвета волокон. Волокна смешиваются в лабазах и на питающих решетках разрыхлительно-трепальных машин, а полуфабрикаты - в одном или нескольких цехах прядильной фабрики; холсты - на решетке трепальных машин, ленты - на чесальных лентосоединительных или ленточных машинах, лента - на ровничных и прядильных машинах. Волокно окрашивают обычно перед прядением. Используется также естественно окрашенное волокно.

МЕЛАНЖЕВАЯ ТКАНЬ

МЕЛАНЖЕВАЯ ТКАНЬ - ткань, выработанная из однониточной или крученой меланжевой пряжи. От пестротканых и крашеных тканей отличается своеобразным цветовым эффектом: на темном фоне белые искорки, серые цвета разной светлоты, различные оттенки зеленого, бежевого и др. цветов. Наиболее известны М. Т. (хлопчатобумажные и шерстяные) - трико, коверкот, диагональ, сукно. Для шерстяных М. Т. к обычному наименованию добавляют слово "меланж": сукно-меланж, драп-меланж и т.д.

МЕЛКОУЗОРЧАТЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

МЕЛКОУЗОРЧАТЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ - см. Переплетения нитей в тканях.

МЕРЕЖКА

МЕРЕЖКА - 1. Ажурное украшение одежды, разновидность вышивки.

2. Вышивальные сквозные счетные швы, образованные простейшими строчками, выполненными по ткани, разреженной выдергиванием нитей. Все М. выполняются катушечными нитками посредством закрепления - собирания, стягивания в пучки и столбики оставшихся разреженных нитей. Нити располагают параллельно или по диагонали, образуя простые геометрические узоры на фоне сквозных просветов. Различают простые мережки - "кисточки", "столбики" (пучки нитей собраны и скреплены параллельно), "жучок" (пучки нитей собраны столбиком, а затем закреплены еще и по середине), "раскол" (пучки нитей стянуты по диагонали) и более сложные "настилом" (пучки параллельных нитей закрыты плотным настилом и соединены между собой диагональными более тонкими нитями). Применяют М. при закреплении низа, рубца по краям деталей одежды, а мережки "настилом" - в виде многорядной вышивки, на кайме или орнаментальных полосах.

МЕРЕЯ

МЕРЕЯ - рисунок на коже. При выделке кожи на поверхности дермы после удаления эпидермиса остаются неровности. Они вместе с порами образуют М. Каждый вид животного имеет характерную для него М., что позволяет различать кожи. Тиснением на кожу может быть нанесен любой другой рисунок - искусственная мерея.

МЕРИНОСОВЫЙ

МЕРИНОСОВЫЙ - сделанный из шерсти мериносов (мериносовая ткань).

МЕРИНОСЫ

МЕРИНОСЫ (исп. merinos) - породы тонкорунных овец, имеющих тонкую белую шерсть. Родиной М. считают Среднюю Азию, где их разводили со II-III вв. до н. э. Впоследствии появились в средиземноморских странах. В России в XIX и в начале XX вв. разводили завезенных из др. стран М. - рамбулье, инфантадо, негретти, а также выведенные русскими овцеводами породы - русская инфантадо, новокавказская, мазаевская. Позже были выведены высокопродуктивные породы М.: асканийская, советский М., кавказская, алтайская, ставропольская и др. Шерсть М. состоит из тонких (15-25 мк), мягких пуховых волокон. Руно штапельного строения; длина шерсти годового роста 6-8 см. Разводят М. в большинстве стран мира.

МЕРЛУШКА

МЕРЛУШКА - шкурка ягненка грубошерстной породы овец (кроме смушковых) в возрасте до тридцати дней. Волосяной покров М. образует вальковатые, бобовидные и кольчатые завитки от крупных до мелких размеров с переходами до гладкого волоса. Природная окраска - черная, коричневая, белая. Шкурки красят в черный, коричневый и бежевый цвета; используют для изготовления женских пальто, жакетов, воротников, иногда - шапок.

МЕРЛУШКОВЫЙ

МЕРЛУШКОВЫЙ - сделанный из мерлушки (мерлушковый жакет).

МЕРОН

МЕРОН - см. Малорастяжимые нити.

МЕРСЕРИЗАЦИЯ

МЕРСЕРИЗАЦИЯ (от имени англ. изобретателя Дж. Мерсера)

1. Одна из стадий производства вискозы: которая заключается в обработке целлюлозы концентрированным водным раствором едкого натра при температуре 20-60 °С с целью получения так называемой щелочной целлюлозы.

2. Обработка (кратковременная) хлопчатобумажных и льняных тканей едким натром (обычно при температуре 15-20 °С) с целью придания им блеска, шелковистости, повышения способности окрашиваться и увеличения прочности. Ткани М. в суровом виде, после отварки или беления. Обычно М. подвергаются высококачественные сорочечные, блузочные, платьевые и некоторые одежные ткани.

© 2000- NIV