Терминологический словарь одежды
Статьи на букву "Н"


По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Статьи на букву "Н"

НАБИВКА

НАБИВКА - 1. Вид декоративно-прикладного искусства; ручной способ получения цветного узора на ткани, шали и т. д. при помощи рельефных форм.

2. Ткань с узором, полученным способом Н., а также сам узор. Формами для Н. служат плоские резные деревянные доски - манеры, либо наборные медные или латунные пластинки. При Н. на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по форме специальным молотком (отсюда название "набойка"). Для многоцветных узоров число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Н. еще в древности использовали многие народы мира. На Руси украшение тканей набивным узором было известно уже в XI в., когда с появлением городов текстильные товары стали предметом торговли. Особенно славились мастерством Н. крестьяне села Иваново, которые с большим искусством набивали узоры деревянными резными досками на домотканых холстах, а затем, с появлением в России мануфактур, - на миткале и ситце. Высокое мастерство характеризует набивные ивановские ситцы XVI-XVII вв. Наряду с тканями ручным способом набивали также больших размеров штучные изделия: скатерти, покрывала, занавески и, конечно, декоративные шали и платки. С конца XVIII в. Н. стала вытесняться печатанием тканей.

НАБИВНАЯ ТКАНЬ

НАБИВНАЯ ТКАНЬ - ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально Н. Т. вырабатывали ручным способом при помощи манер - плоских форм с рельефыми узорами, а затем термин "Н. Т." стали применять также для всех тканей, на которые рисунок наносится (печатается) печатными машинами.

НАБИВНОЙ РИСУНОК

НАБИВНОЙ РИСУНОК - рисунок, узор, нанесенный на ткань, платок и т. п. с помощью набойки или отпечатанный на печатной машине.

НАБОЙКА

НАБОЙКА - 1. Ткань с набитым узором, а также сам узор (подробно см. Набивка, Манера4).

2. Нижний слой на каблуке.

НАБОР

НАБОР - вышивальный глухой двусторонний счетный шов. Выполняется мелкими стежками скорого шитья "вперед иголку" (в одном направлении) вдоль нитей ткани то с лицевой стороны, то с изнаночной. Узоры создают горизонтальными, реже вертикальными рядами из плотно прилегающих друг к другу разреженных или пунктирных стежков, которые в отдельных случаях образуют густое "шашечное" заполнение внутренней части узора. Н. сочетается с росписью, счетной гладью, иногда тамбуром по контуру вышивки.

НАБУХАНИЕ ВОЛОКОН

НАБУХАНИЕ ВОЛОКОН - увеличение размеров, особенно поперечника волокон при поглощении ими влаги. Связано с продольной ориентацией макромолекул фибрилл в структуре волокон.

НАГОЛЬНЫЙ

НАГОЛЬНЫЙ - сшитый из шкур кожей наружу и не покрытый тканью (например, Н. тулуп).

НАГРУДНИК

НАГРУДНИК - 1. Короткий фартук для новорожденных и детей ясельного возраста.

2. Короткий передник (или часть передника), носимый на груди для защиты одежды от загрязнения во время работы, еды или как украшение.

3. Название различного вида приспособлений, надеваемых на грудь. Применительно к одежде - часть старинных военных доспехов в виде щитка или панциря, защищающая грудь.

НАДВЯЗАТЬ

НАДВЯЗАТЬ - надставить что-л. вязаное, добавить новые ряды петель (например, Н. рукав).

НАДЁЖНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ

НАДЁЖНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ - способность изделий выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Н. объединяет такие свойства как долговечность, формоустойчивость и ремонтнопригодность.

НАЙЛОН

НАЙЛОН - см. Нейлон.

НАКИДКА

НАКИДКА - верхняя плечевая одежда свободной формы без рукавов. Разновидностью Н. является пелерина.

НАКЛАДКА

НАКЛАДКА - 1. Постижерское изделие для увеличения количества волос в прическе; крепится при помощи шпилек, заколок, зажимов, тесемок.

2. Деталь или узел швейного изделия для повышения формоустойчивости или износостойкости и (или) защитных свойств отдельных мест изделий. Иногда Н. в одежде применяют для декоративного оформления.

НАКОЛЕННИКИ

НАКОЛЕННИКИ - 1. Накладки, настрачиваемые на детали брюк в области колен, предохраняющие изделие от разрушения.

2. Накладки, повязки и т. п., надеваемые на колени для предохранения от ударов, ушибов, ожогов и т. п.

3. Часть старинного боевого снаряжения (брони, лат), прикрывавшие колени.

НАКОЛКА

НАКОЛКА - 1. Украшение из ткани или кружев, накладываемое на женскую прическу.

2. (разг.) Наколотые на теле рисунки, слова и т. п.; татуировка.

3. Метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск образца-формы частей одежды (лифа, юбки, рукавов, воротника и др. деталей) через их объемное выражение. При использовании метода Н., исходя из замысла, выбирают материал и отделку, затем ткань прикрепляют к манекену (или накалывают на фигуру манекенщицы) и булавками придают желаемую форму; смотрят, насколько эта форма отражает замысел (идею) будущей модели. Когда формы для изделия из выбранной ткани найдены, переходят к поискам покроя, дающего такие формы. Практика моделирования методом Н. во многом сходна с моделированием методом муляжа (см. Муляжный метод моделирования). Н. используется для нахождения новых объемных форм, муляжный метод - для раскроя ткани по уже известной форме изделия (т. е. для определенной модели).

НАКОМАРНИК

НАКОМАРНИК - сетка, надеваемая на голову для защиты головы и лица от укусов комаров.

НАМЁТЫВАНИЕ

НАМЁТЫВАНИЕ - технологический термин обозначающий временное соединение деталей при накладывании их одна на другую. Н. может быть выполнено вручную или на специальной машине.

НАМОКАЕМОСТЬ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

НАМОКАЕМОСТЬ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ - см. Водоупорность.

НАНКА

НАНКА - прочная грубоватая хлопчатобумажная ткань, обычно буровато-желтого цвета, вышедшая теперь из употребления. Настоящую Н. привозили из Нанкина (Китай). Вырабатывали ее и в России. Это была плотная ткань с наклонным мелким рубчиком. Шили из Н. дешевую одежду, использовали как приклад для меховых изделий и головных уборов.

НАНСУК

НАНСУК (франц. nansouk) - тонкая хлопчатобумажная бельевая ткань, сходная по выработке с полотном. Изготовляют из гребенной пряжи.

НАПЕРСНИК

НАПЕРСНИК - см. Крест.

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ - см. Крест.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА - особое явление художественной культуры. Существуя в крестьянской среде в течение многих веков, Н. В. дошла до нас во всем многообразии вариаций решений орнамента и приемов технического выполнения. Особенно богато украшался вышивкой женский костюм - домашняя одежда и одежда для полевых работ. Вышивка здесь сочеталась с другими видами отделки - ткачеством, кружевом, нашиванием кумача и лент и украшала все детали одежды вплоть до понёвы (вид юбки). Нарядной и красочной была свадебная одежда. Вышивкой украшали верхнюю одежду, в том числе меховые мужские и женские шубы, кухлянки, полушубки, душегреи.

Вышивали и традиционные, наиболее важные предметы свадебного ритуала - девичьи головные уборы, свадебные полотенца. Они были предметом гордости невесты, изготовлялись в большом количестве и составляли главную часть приданого. Полотенца предназначались для наиболее важных моментов свадебного обряда, связанного с народными традициями. Полотенца дарили жениху через сватов в знак согласия на брак.

В Н. В., преимущественно счетной (по счету нитей ткани), обычно ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами ниток, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего эта вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в Н. В. в XVII и XIX вв. доминирует яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней наряду с мотивами восходящими к древним славянским культурам (ромб - символ Солнца в вышивке центральных районов, геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посередине - в вышивке северных районов), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые в вышивку на Севере и в центральных районах. В вологодских вышивках встречаются цветы тюльпана и граната, ищущие от тканей XVII в. Счетная вышивка постепенно дополняется, а иногда и сменяется "свободным" тамбурным швом.

Во второй половине XIX в. в результате закрытия помещичьих и монастырских мастерских возникли вышивные промыслы.

НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

НАРОДНАЯ ОДЕЖДА - см. Одежда.

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление кружев и кружевных изделий, вышивка, вязание и пр.). Многие Н. Х. П. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные Н. Х. П., работающие на рынок. Отрасли Н. Х. П. разнообразны (Подробнее см. Вологодское кружево, Елецкое кружево, Ивановская вышивка, Киришское кружево, Михайловское кружево, Народная вышивка и др.).

НАРУКАВНИКИ

НАРУКАВНИКИ - полурукава (до локтя), надеваемые поверх рукавов для предохранения от загрязнения во время работы.

НАРЯДНАЯ ОДЕЖДА

НАРЯДНАЯ ОДЕЖДА - то же, что торжественная одежда, - красивая, праздничная одежда, которую надевают в торжественных случаях. Торжественность подчеркивается новизной модного фасона, тонко и умело подобранной отделкой и украшениями, соответствующей обувью, продуманной прической и косметикой.

НАСТИЛ

НАСТИЛ - 1. Несколько полотен материала, наложенных на плоскости одно на другое с выравниванием по боковым и торцовым сторонам, предназначенных для разрезания (раскраивания).

2. Разновидность вышивального шва. Различают плотный Н. и Н. по сборкам. Плотный Н. - прием вышивальной строчки. Выполняется по клеткам перевитой сетки, покрывая их плотными рядами ниток, настилаемых в одном направлении в соответствии с рисунком. В заполнении узоров вышивки используются сквозные клетки, фоновые розетки, крупные квадраты. Преобладает белый Н., иногда с красным или цветным контуром. Сочетается со стланью, росписью, цветной перевитью, с косой и прямой штопкой и др. Н. по сборкам - глухой односторонний счетный шов. Выполняется мелкими горизонтальными стежками по узким частым продольным сборкам ткани. С изнанки образуются пунктирные и плотно прилегающие стежки, обрисовывающие контур узора. Выполняется красными нитками, реже белыми. Применяется в кайме по вороту и манжетах женских рубах, изредка в верхней части на рукавах мужских рубах.

НАСТИЛАНИЕ ПОЛОТЕН

НАСТИЛАНИЕ ПОЛОТЕН - технологический термин, обозначающий укладывание полотен текстильных материалов для получения настила. Может выполняться двумя способами: настилание материала "лицом к лицу", когда полотна попарно укладывают лицевой гтороной друг к другу; настилание материала "лицом вниз", когда все полотна укладывают лицевой стороной вниз. Н. П. на настилочных столах длиной 8-12 м вручную или с помощью настилочных машин. Количество полотен в настиле колеблется от 18 до 180, в зависимости от толщины и волокнистого состава тканей, и составляет от 18 до 24 полотен для драпов, 60-80 -для камвольных шерстяных тканей, до 180 - для шелковых платьевых и подкладочных тканей, хлопчатобумажных сатинов и т. п.

НАСТРАЧИВАНИЕ ШВА

НАСТРАЧИВАНИЕ ШВА - технологический термин, обозначающий прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения, закрепления припусков шва, складки, направленных в одну сторону (например, настрачивание кокетки на спинку и полочки).

НАТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЁ

НАТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЁ - см. Бельё.

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ - см. Крест.

НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА

НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА (от лат. naturalis - естественный, природный) - текстильные волокна растительного, животного и минерального происхождения. Хлопок и лубяные волокна относятся к Н. В. растительного происхождения; шерсть и шёлк - к волокнам животного происхождения; асбест - к волокнам минерального происхождения; химические волокна вырабатываются из природных или синтетических полимеров. Н. В. используют самостоятельно и в смесях, чаще всего со штапельными волокнами. Смешивание улучшает качество волокон, удешевляет производство, позволяет повысить эстетические показатели выработанных материалов.

НАУШНИК

НАУШНИК - деталь головного убора, закрывающая уши и затылок.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА - бытовая одежда, отражающая специфику и характерные особенности национальной культуры и быта народа.

НАЧЁС

НАЧЁС - 1. Длинный ворс на тканях; нетканых полотнах, трикотаже и изделиях их них.

2. Плотное взбивание расческой волос с двух сторон от корней к концам для видимого утолщения прядей или создания высокой прически.

3. Вид объёмной, статичной прически.

НЕГЛИЖЕ

НЕГЛИЖЕ (франц. neglige)

1. устар. Утренняя легкая домашняя одежда.

2. Небрежный, полуодетый вид.

3. Очень небрежно, не соблюдая принятых норм, правил и т. п.

НЕДОСЕКА

НЕДОСЕКА - редкое расположение нитей утка на отдельных участках ткани. Дефект ткачества, возникающий при нарушении рабготы ткацкого станка.

НЕЗРЕЛОЕ ВОЛОКНО

НЕЗРЕЛОЕ ВОЛОКНО - волокно не достигшее полного развития (степень зрелости равна 0). Специфическое свойство хлопкового волокна. (Подробнее см. Зрелое волокно).

НЕЗРЕЛЫЙ КОКОН

НЕЗРЕЛЫЙ КОКОН - живой кокон, в котором шелкопряд находится в стадии гусеницы.

НЕЙЛОН

НЕЙЛОН - Найлон

название полиамидных волокон. Одна или две цифры после названия означают число атомов углерода в исходных компонентах. Наибольшее распространение получили нейлон-6 (получен в лабораториях фирмы "Дюпон"в 1938 г., США) и нейлон-66 (Англия). У нас полиамидные волокна называют капрон и анид. Первые нейлоновые волокна использовали для выработки чулок.

НЕПРОМОКАЕМЫЙ

НЕПРОМОКАЕМЫЙ - не пропускающий сквозь себя влагу.

НЕПРОНИЦАЕМОСТЬ

НЕПРОНИЦАЕМОСТЬ - характеристика свойств текстильных полотен; способность не пропускать сквозь себя воду, воздух, пыль, радиоактивные излучения и т. п. Характеристика противоположная проницаемости.

НЕПС

НЕПС (англ. nap - ворс) - впряденые в пряжу комочки волокон др. вида и цвета; шаровидные утолщения, придающие фасонной пряже характерный эффект шероховатости.

НЕСЕССЕР

НЕСЕССЕР (франц. necessaire - букв. необходимый) - набор принадлежностей для туалета, шитья и т. п. в специальном футляре, коробочке; шкатулка, чемоданчик с такими принадлежностями.

НЕСМИНАЕМОСТЬ

НЕСМИНАЕМОСТЬ - свойство текстильных полотен сопротивляться изгибу, смятию и восстанавливать первоначальное состояние после снятия усилия, вызывающего изгиб. За критерий оценки Н. принят коэффициент Кн, %, который определяют методами ориентированного и неориентированного смятия проб.

НЕСМИНАЕМЫЙ

НЕСМИНАЕМЫЙ - не мнущийся, сохраняющий гладкую поверхность, первоначальную форму.

НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - текстильные изделия из волокон или нитей, полученные без применения ткачества. Для выработки Н. М. могут быть использованы низкосортные и непрядомые волокна, отходы текстильного производства, что обуславливает высокую экономическую эффективность производства Н. М. Промышленное их производство началось в 40-е гг. XX в. Современные Н. М. - один из основных видов текстильной продукции, используемой для изготовления одежды во многих странах.

Процесс получения Н. М. складывается из следующих основных этапов: выбор волокнистого сырья, его разрыхление, смешивание, очистка; формирование ватки - тонкого слоя холста из равномерно распределенных волокон или создание сетки из продольно и поперечно уложенных нитей; скрепление волокнистого холста или сетки из нитей разными способами; отделка с целью придания нетканому полотну определенных свойств.

Укрупненно все способы производства Н. М. принято делить на три технологии: механическую, физико-химическую и комбинированную.

По механической технологии получают вязально-прошивные нетканые полотна, изготовленные путем провязывания нитями волокнистого холста, нитей, ткани или сочетаний их с нетекстильными материалами с образованием петель из нитей (холсто-, ните-, ткане- и пленкопрошивные полотна), а также иглопробивные полотна, изготовленные иглопрокалыванием волокнистого холста или в сочетании его с тканью или полимерной пленкой.

По физико-химической технологии клеенные полотна изготовляют из волокнистого холста, холста из элементарных нитей и (или) ткани, скрепляя структуру дисперсиями и растворами полимеров. Термоскрепленные полотна изготовляют из волокнистого холста, холста из элементарных нитей, скрепляя их с помощью термоплавких волокон, нитей, порошков путем высокотемпературного воздействия, а иногда и давления. Фильерные полотна - это полотна, изготовленные из волокнистого холста в процессе непосредственного формирования непрерывных нитей из расплава полимеров.

По комбинированной технологии вырабатывают тафтинговые, электрофлокированные, иглопробивные с пропиткой нетканые материалы и войлоки. Технология характеризуется механическим формированием структуры материала с последующим ее упрочнением связующими.

НИЖЕГОРОДСКИЕ ГИПЮРЫ

НИЖЕГОРОДСКИЕ ГИПЮРЫ - вышивка, выполняенная по крупной перевитой один раз сетке. На фоне, зашитом по диагонали тонкой катушечной ниткой особым швом ("тенью"), помещают ромбической формы фигуры, дополненные различными разделками (сеточками, сновками, звездочками, "паучками", штопкой, ромбиками, уголками и т. д.), а также крупными стежками, идущими через несколько клеток. Разделки выполняют нитками мулине. Клеточки вокруг фигур оставляют свободными, благодаря чему фигуры не сливаются с фоном.

НИЖНИЙ ВОРОТНИК

НИЖНИЙ ВОРОТНИК - то же, что подворотник; нижняя часть воротника.

НИЖНЯЯ ЮБКА

НИЖНЯЯ ЮБКА - тканевая или трикотажная юбка, надеваемая под верхнюю юбку или платье из прозрачных тканей, а также для придания им определенной формы или пышности; чехол под юбку или платье. Н. Ю. шьют разных фасонов, с оборками, кружевами, на эластичной тесьме. Для придания жесткости ее крахмалят или аппретируют.

НИТИ

НИТИ - гибкие прочные тела с малыми поперечными размерами и значительной длиной. Используют для изготовления текстильных полотен для одежды и др. швейных, трикотажных и обувных изделий. Различают три основных вида текстильных Н. (см. Пряжа; Комплексные нити; Мононити). Классифицируют Н. по различным признакам: волокнистому составу (хлопчатобумажные, шерстяные и т. д.), способу получения (крученые, трощеные и др.), виду отделки (отбеленые, суровые, крашеные и пр.), по назначению (основа, уток) и по структуре.

По структуре их делят на два типа: первичные и вторичные.

Первичные - это Н., получаемые сразу после процесса прядения (при выработке пряжи) или формования (при выработке химических Н.).

Вторичные - это Н., получаемые из первичных путем дальнейшей переработки с целью изменения внешнего вида и свойств. К ним относятся текстурированные и крученые Н., в том числе швейные нитки.

НИТКИ

НИТКИ - крученые изделия, вырабатываемые из хлопчатобумажной, льняной, шерстяной пряжи, натурального шелка, химических волокон и нитей. Скручивание концов пряжи или нитей производится на крутильных машинах и может быть выполнено в три, шесть, девять и двенадцать сложений (концов). В зависимости от назначения нитки разделены на классы (см. Швейные нитки; Вышивальные нитки; Вязальные нитки; Штопка и др.); по цвету: белые, черные и цветные, с матовой и глянцевой отделками, а также неотделанные - суровые. В зависимости от толщины Н. делят по торговым номерам: чем тоньше Н., тем выше их номер (например, хлопчатобумажные Н. имеют номера от 80 до 10). Характеристикой толщины является линейная плотность в тексах.

Ш. Н. по сырьевому составу делят на три подкласса - натуральные, синтетические, комбинированные (из синтетических и натуральных компонентов); по признакам, характеризующим структурные особенности ниток, связанные со способом их производства, выделяют следующие группы - пряжа, элементарные нити, мононити; подгруппы конкретизируют конструктивную структуру ниток, например число сложений ниток, способ соединения элементарных нитей в Ш. Н. (кручение, текстурирование и т. п.); в зависимости от сырья, используемого для производства ниток различают следующие виды ниток: лавсановые, капроновые, хлопкрлавсановые, хлопчатобумажные, шелковые и др.

НИТРОН

НИТРОН - торговое название синтетического полиакрилонитрильного волокна, выпускаемого в СССР. В др. странах аналогичное волокно называется орлон, акрилан (США), кашмилон (Япония), куртель (Великобритания), дралон (Германия). Подробнее см. Полиакрилонитрильные волокна и нити.

НИТЬ АРИАДНЫ

НИТЬ АРИАДНЫ - о чём-л., помогающем разобраться в сложной обстановке, выйти из затруднительного положения. (По имени Ариадны, дочери критского царя Миноса, которая, согласно древнегреческому мифу, помогла афинскому царю Тесею выбраться из лабиринта при помощи клубка ниток).

НОМЕКС

НОМЕКС (англ. Nomex) - торговое название одного из первых высокопрочных и термостойких материалов, разработанных в США; в России известен под названием фенилон. Ароматическое полиамидное волокно (нити), обладающее химической и радиационной устойчивостью, термостойкостью и высокой температурой эксплуатации (до 260 °С - длительно), кислородный индекс КИ=28. Мало выделяет дыма при горении. Предназначается для изготовления защитной одежды космонавтов, летчиков, военных, сталеваров, пожарных, а также чехлов сидений самолетов, декоративных занавесей, ковров.

НОРКА

НОРКА - хищный зверек с ценным мехом; название меха этого зверька. Существует два вида Н.: европейская и американская. Оба вида обитают и на территории России. Американская Н. была завезена в нашу страну в 1928 г. из Северной Америки для разведения в звероводческих хозяйствах. Начиная с 1933 г. Н., выращенную в неволи, начали выпускать в охотничьи угодья Сибири, Дальнего Востока, Урала, Башкирии и др. районов, где она успешно акклиматизировалась. Заготовки шкурок Н. клеточного разведения в настоящее время в мировой торговле пушниной занимают ведущее место. Эта Н. разнообразна по окраске волосяного покрова: выведено более двухсот цветовых гамм, тогда как дикая Н. бывает только коричневых оттенков. Благодаря разнообразию окраски, прочности и красоте волосяного покрова шкурок, а также большому разнообразию предметов одежды, изготовляемых из этого меха, Н. была названа "королевой" мехов.

Из шкурок Н. изготовляют женские меховые пальто, жакеты, палантины, полупелерины и горжеты, женские и мужские головные уборы, воротники, отделывают этим мехом женские платья и костюмы. Из лапок Н. делают женские жакеты, шляпы, различные украшения, из хвостов меховые шляпы и воротники.

НОСКИ

НОСКИ - чулочно-носочные изделия, облегающие стопу и часть голени. Для изготовления Н. используют те же виды сырья, что и для чулок.

см. Чулки.

НОУ-ХАУ

НОУ-ХАУ (англ. now haw - знаю как, теперь имею) - совокупность технических, коммерческих и др. знаний, навыков и опыта, необходимых для организации производства, в том числе и швейного, определенным образом зафиксированных, но не запатентованных; считается собственностью предприятия.

НУБУК

НУБУК - обувная хромовая кожа с очень низким, едва различимым на лицевой поверхности ворсом, полученным при отделке естественной мереи шлифованием с помощью абразивной шкурки с мелким зерном. Используют плотные, без глубоких пороков хромовые кожи из шкур опойка и выростка. Н. вырабатывают светлых и ярких тонов в небольшом объеме в связи с появлением моды на обувь с верхом из кожи с матовой, неблестящей лицевой поверхностью.

НУТРИЯ

НУТРИЯ - болотный бобр, зверек, обладающий ценным мехом; мех этого зверька. Обитает в реках, озерах, болотах; напоминает большую крысу.

В настоящее время у нас в стране Н. разводят преимущественно в звероводческих хозяйствах. Н. имеет густой волосяной покров с плотным шелковистым пухом и грубой высокой остью. На череве пух более густой, чем на хребтовой части. Окраска волосяного покрова буровато-коричневая, на хребтовой части темнее, чем на череве. Пух темного серовато-коричневою цвета. Длина пуха до 3 см, ости - до 6 см. В результате селекционной работы получены цветные Н.: белая, бежевая, золотистая, серебристая, черная и др. Шкурки Н. отличаются от шкурок речного бобра редким, более матовым пухом, грубой длинной остью и меньшими размерами. По способу отделки волосяного покрова выделанные шкурки Н. подразделяют на нестриженные, стриженные и стриженные с удалением ости. Из них изготовляют женские пальто, жакеты, головные уборы, воротники и др.

НЬЮ ЛУК

НЬЮ ЛУК (англ. New look - новый, свежий взгляд) - новое направление в моде, появившееся в Европе после того, как К. Диор выставил в 1947 г. в Париже новую (послевоенную) коллекцию одежды. Возвратившись к женственности, к широким удлиненным юбкам, тонкой (осиной) талии французский кутюрье сделал упор на тщательном подборе аксессуаров и украшений, а завершением костюма предложил считать головной убор: шляпа должна заканчивать линию костюма. Н. Л. - это женственность, мягкость и простота. Одежда должна быть не только красивой, но и удобной и функциональной.

© 2000- NIV